Перейти к основному содержанию

Список публикаций автора « Эдуард Качан »

Богдан и его семья (воскресная школа). — Последняя редакция: 7 лет назад
Введение. Богдан – подросток. Как и всякий подросток, он учится в школе, гоняет с приятелями на велосипеде и даже иногда ходит на рыбалку. Конечно, у Богдана есть мама и папа. А еще – две младшие сестры, погодки Тоня и Таня. Тоня серьезная и вдумчивая, Таня шумная и шаловливая. В общем - обычная семья. А еще родители Богдана ходят в Храм Божий. И детей, конечно же, берут с собой. Сколько Богдан себя помнит, жизнь его семьи тесно связана с Церковью, с православным христианством. Утренние и вечерние молитвы, исповедь и Святое Причастие – все это хорошо знакомо и Богдану, и Тане, и Тоне. Но, конечно, детям не все понятно, ведь жизнь сложна, и на многие вещи смотрят по-разному те, кого дети встречают в Храме, и те, с кем они общаются в школе или на улице. И у Богдана, и у его сестер возникает множество вопросов, и, конечно, за ответами они бегут к родителям.
О надежде на Господа. Разговор о псалме 10. — Последняя редакция: 7 лет назад
Царь и пророк Давид, автор либо всех, либо подавляющего большинства псалмов, часто бывал преследуем врагами. И если ранее мы рассматривали псалмы, которые появились на свет в результате бунта сына Давида, Авессалома, то теперь перед нами десятый псалом, написанный немного раньше. Он относит нас в те годы, когда молодого Давида преследовал его предшественник – царь Саул. Саул был первым царем Израильским, и если бы исполнял повеления Господни, то царство его было бы крепко, и потомки Саула правили бы после его смерти. Но Саул нарушал повеления Господа, и за это ему было возвещено, что царство будет отнято из его руки, и отдано другому человеку, лучше него (1 Цар. Глава 15). Этим человеком оказался Давид. Пророк Самуил помазал на царство юного пастуха. Давид не стал добиваться престола сразу же после помазания. Именно Саул оставался царем Израильским до самой смерти.
Третий разговор о девятом псалме. Как отличить плохое от хорошего?  — Последняя редакция: 7 лет назад
Прошлую статью о девятом псалме мы закончили тем, что Господь сделал всё возможное для Спасения каждого из нас. И только от нас зависит – воспользоваться открытой Ним для нас возможностью Спасения, или не воспользоваться. Девятый псалом говорит и об этом. Любой, кто захочет ознакомиться с текстом данного псалма, увидит, что там очень много сказано о людях, которые прогневляют Бога. Преступления таких людей описаны красочно и подробно. Вот только одно из таких мест: «Егоже клятвы уста его полна суть, и горести и льсти, под языком его труд и болезнь. Приседит в ловительстве с богатыми в тайных, еже убити неповинного, очи его на нищего призираете. Ловит в тайне, яко лев, во ограде своей, ловит, еже восхитити нищаго, восхитити нищаго, внегда привлещи и в сети своей. Смирит его, преклонится и падет, внегда ему обладати убогими» (Пс. 9:28-31). Или в русском переводе Юнгерова: «Уста его полны клятвы, горечи и лести, на языке его мучение и злоба.
Первый разговор о девятом псалме. Познаем, будем стремиться познать Господа! (Ос. 6:3). — Последняя редакция: 7 лет назад
Девятый псалом очень большой, так что одной статьей мы не обойдемся. Потребуется несколько статей, из которых эта будет первой. И начнем рассматривать девятый псалом с его надписания. А надписание в девятом псалме такое: В конец, о тайнах Сына. Почему – именно о тайнах? Вообще, слово «тайна» в Святом Писании употребляется неоднократно. Скажем, вот слова апостола Павла: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16). Или вот, еще слова того же апостола: «Для познания тайны Бога и Отца и Христа» (Кол. 2:2). Или, быть может, вы припомните вот этот разговор Сына Божьего, Иисуса Христа со Своими учениками. «Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот мы восходим в Иерусалим, и совершится всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом. Ибо предадут его язычникам, и поругаются над ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет.
Второй разговор о девятом псалме. О смерти Сына и о Суде Божьем. — Последняя редакция: 7 лет назад
Продолжаем говорить о девятом псалме. В прошлой статье мы разобрали надписание этого псалма: «В конец, о тайнах Сына». Интересно то, что один из переводчиков Писания - Симмах Эвионит - считал, что это надписание должно читаться иначе: «Победная песнь о смерти Сына». Феодорит Кирский тоже считал, что этот псалом содержит в себе пророчество о том, как Христос сокрушил смерть своею смертью (пишу, и невольно вспоминаю светлое, радостное пасхальное песнопение на церковно-славянском: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровал»). Так же Феодорит добавляет, что смерть Христа – это тайна, которая была сокрыта не только от врагов Христа, но и от самих апостолов. Суждение Феодорита справедливо - любой, кто знаком с текстами Нового Завета согласится с тем, что мысль о страданиях и смерти Христа не вмещалось в представления людей евангельской поры. Израиль евангельских времен ждал Спасителя-триумфатора.
О Суде Божьем и о том, почему Господь запрещает мстить. Разговор о псалме 7. — Последняя редакция: 7 лет назад
Псалом седьмой начинается с надписания: «Псалом Давиду, егоже воспоет Господеви, о словесех Хусиевых, сына Иемениина» (Пс. 7:1). Кем же был этот Хусий, и что это были за слова? Во время бунта Авессалома, к бунтовщикам примкнул советник Давида по имени Ахитофел (2 Цар. 15: 12). Давид понимал, что Ахитофел умен, и те советы, которые он будет давать Авессалому, крайне опасны. Поэтому Давид пошел на военную хитрость. Он упросил своего верного друга Хусия тоже примкнуть к бунтовщикам, выдать себя за сторонника Авессалома. Перед Хусием были поставлены две задачи – сделать так, чтобы Авессалом не поступал по советам Ахитофела, а так же через доверенных людей сообщать Давиду о том, что происходит в штабе бунтовщиков (2 Цар. 15:32-37). Хусий справился со своей задачей блестяще. Ахитофел предлагал напасть на убегающего Давида и его спутников сразу же, не медля, пока те утомлены.
О хвалебном хоре младенцев. Разговор о псалме 8.  — Последняя редакция: 7 лет назад
Восьмой псалом начинается с надписания: «В конец, о точилех, псалом Давиду» (Пс. 8:1). Это – один из псалмов, ясно говорящий о Воплощении Сына Божия. За тысячу лет (или около того) до этого события Давид пророчествовал о нем. «В конец» - это значит «то, что произойдет в конце». Здесь вспоминаются слова апостола Павла: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного» (Галл. 4:4). А так же слова другого апостола: «Дети! Последнее время» (1 Ин. 2:18). «Последнее время» здесь не означает, что второе пришествие Господа, конец нашего мира и Страшный суд наступят непременно завтра. Это значит, что самое главное в мире уже произошло. Бог уже стал Человеком, уже умер на кресте, уже воскрес, победив смерть, уже проложил нам дорогу в вечность. И значит, ничего по настоящему интересного с религиозной (то есть – с самой важной) точки зрения в мире уже не будет.
Аборты – худшее злодеяние человечества — Последняя редакция: 7 лет назад
Аборты – худшее злодеяние человечества Мать, что в утробе зародыша жизнь погасила, Тогда же должна бы погибнуть мучительной смертью. Только затем, чтоб избегнуть рубцов некрасивых Ты ополчаешься в бой на такое ужасное дело. Острым оружьем своё же ты тело терзаешь, Яд смертоносный младенцу даёшь до рожденья. Не умерщвляет и львица детёнышей малых, Жаль их тигрице свирепой, живущей в ущельи. Кроткие ж девушки делают это, но кара Их настигает, и часто, плод погубив свой, Гибнут и сами мучительной длительной смертью. Овидий Назон (43 до н.э. – 17 н.э.) Будь моя воля, я объявил бы 18 ноября днем траура и плача. Дело в том, что именно 18 ноября 1920 году свет увидел документ, действие которого унесло столько человеческих жизней, сколько не уносили ни войны, ни эпидемии. Этот документ произвели на свет два скромных министерства молодой Страны Советов – Наркомздрав и Наркомюст. Назывался он - постановлением «Об охране здоровья женщины».
О Суде Божьем и о том, почему Господь запрещает мстить. Разговор о псалме 7. — Последняя редакция: 7 лет назад
О Суде Божьем и о том, почему Господь запрещает мстить. Разговор о псалме 7. Псалом седьмой начинается с надписания: «Псалом Давиду, егоже воспоет Господеви, о словесех Хусиевых, сына Иемениина» (Пс. 7:1). Кем же был этот Хусий, и что это были за слова? Во время бунта Авессалома, к бунтовщикам примкнул советник Давида по имени Ахитофел (2 Цар. 15: 12). Давид понимал, что Ахитофел умен, и те советы, которые он будет давать Авессалому, крайне опасны. Поэтому Давид пошел на военную хитрость. Он упросил своего верного друга Хусия тоже примкнуть к бунтовщикам, выдать себя за сторонника Авессалома. Перед Хусием были поставлены две задачи – сделать так, чтобы Авессалом не поступал по советам Ахитофела, а так же через доверенных людей сообщать Давиду о том, что происходит в штабе бунтовщиков (2 Цар. 15:32-37). Хусий справился со своей задачей блестяще. Ахитофел предлагал напасть на убегающего Давида и его спутников сразу же, не медля, пока те утомлены.
О слезах. Разговор о псалме 6. — Последняя редакция: 7 лет назад
О слезах. Разговор о псалме 6. Этот псалом – покаянный вопль души, которая не совладала со своими страстями и кое-что нехорошее натворила. Но о чем, прежде всего, думает эта душа? О Страшном суде Божьем. Дело в том, что надписание у этого псалма такое: «В конец, в песнех, о осмом, псалом Давиду» (Пс. 6:1). Что значит «о осмом»? Это означает – о восьмом дне. Ты помнишь читатель, с чего начинается Библия? «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). А потом идет развернутая картина того, как Он все это творил. В первый день творения сотворен свет, во второй разделены небо и земная поверхность, в третий – отделены друг от друга море и суша, ну – и так далее. Всё это можно подробно прочесть в первой главе книги «Бытие». Святые отцы Церкви уделяли толкованию этой части Библии много внимания, так что если кто-то захочет прочесть их толкования, то легко найдет их. Сколько же длился каждый из дней творения? Двадцать четыре часа, как привычные нам сутки? Или не всё так просто?
Разговор о псалме 5. О наследующей - о Церкви. — Последняя редакция: 7 лет назад
Разговор о псалме 5. О наследующей - о Церкви. Пятый псалом в церковно-славянской Библии начинается с надписания - «О наследствующем, псалом Давиду» (Пс 5:1). Как видим, это надписание - в мужском роде. Но в Септуагинте это надписание читается несколько иначе, в женском роде: «О наследствующей». И в древне-славянской «Псалтыри» надписание было таким же, в женском роде: «О наследствующей». Значит, и мы будем рассматривать это надписание именно так. Кто же эта «наследствующая»? Святые отцы, с чьими толкованиями на этот псалом я знакомился, единодушны – «наследствующей» может считаться человеческая душа, но, прежде всего – это Церковь. Современный человек воспитан как индивидуалист. Отношения «Бог и я» ему гораздо проще понять, чем отношения «Бог, я и остальные люди». Мне много раз приходилось сталкиваться в жизни с вопросами: «Ну ладно, Бог есть, я согласен, и всё такое. А Церковь? Зачем она нужна?
О радости в скорбное время. Разговор о псалме 4. — Последняя редакция: 7 лет назад
О радости в скорбное время. Разговор о псалме 4. Четвертый псалом, как и предыдущий, третий, царь и пророк Давид написал во время бегства от взбунтовавшегося Авессалома, или позже, вспоминая об этом бегстве. Толкуется это псалом по разному – с исторической точки зрения и с духовной. Скажем, профессор Лопухин (возможно, опираясь на толкование Афанасия Великого) видит в этом псалме указания на многие исторические параллели со «2-й книгой Царств». Бунт Авессалома застал Давида врасплох, сторонники Давида покинули Иерусалим в спешке и во время этого бегства люди, верные царю, терпели нужду в пустыне. Но потом Сови, Махир и Верзеллий принесли сторонникам Давида то, в чем они нуждались – «постелей, блюд, и глиняных сосудов, и пшеницы, и ячменя, и муки, и пшена, и бобов, и чечевицы, и жареных зерен, и меду, и масла, и овец, и сыра коровьего» (2 Цар. 17: 27-29).
Давид и Авессалом. Разговор о псалме 3.  — Последняя редакция: 7 лет назад
Давид и Авессалом. Разговор о псалме 3. Псалом 3 начинается с надписания: «Псалом Давиду, внегда отбегаше от лица Авессалома, сына своего» (Пс. 3:1). А почему, собственно, царь Давид бежал от своего сына? Потому, что Авессалом поднял бунт против отца, и Давиду угрожала смерть. Вообще, в книге Псалтырь несколько псалмов, которые были составлены Давидом во время этого бунта, или чуть позже, когда Давид вспоминал о нем. Поскольку многие современные люди не знают библейскую историю вовсе, то думаю, что есть смысл поговорить о том, почему отношения Давида и Авессалома сложились именно так, как сложились. Стоит сказать, что царь и пророк Давид очень хотел быть Господу другом. Несмотря на то, что огромный кусок его жизни прошел в военных походах, Давид является одной из самых светлых личностей ветхозаветного периода. Тем не менее, история знает только Одного совершенно безгрешного человека, и этим Человеком был и остается Воплотившийся Бог Иисус Христос.
Ветхозаветные Писания свидетельствуют о Христе. Разговор о псалме 2. — Последняя редакция: 7 лет назад
Ветхозаветные Писания свидетельствуют о Христе. Разговор о псалме 2. «Исследуйте Писания… а они свидетельствуют о Мне» - сказал Воплотившийся Бог Иисус Христос (Ин. 5: 39). И действительно – в текстах Ветхого Завета есть много мест, которые указывают на пришествие в мир Спасителя. Одно из таких мест – второй псалом. Мне приходилось встречать версию о том, что первый и второй псалмы когда-то были одним псалмом. Так это или нет - я не знаю, но то, что окончание первого псалма и начало второго находятся в логической последовательности – несомненно. Чем оканчивался первый псалом, читатель? Правильно – указанием на то, что «путь нечестивых погибнет» (Пс. 1: 6). А каким был этот «путь нечестивых»? Это был путь восстания людей против Мессии, которого они сами так долго ждали. Почему так вышло? Почему Христос «пришел к своим, и свои Его не приняли» (Ин. 1: 11). Точнее говоря, некоторые приняли – всё же учеников из Народа Израильского у Иисуса Христа было не мало.
О том, как выбирать друзей и на что тратить свое время. Разговор о псалме 1. — Последняя редакция: 7 лет назад
О том, как выбирать друзей и на что тратить свое время. Разговор о псалме 1. «Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19: 16). Сейчас этот вопрос задается не часто. Но – всё же задается. Пусть и не в такой форме, но современным людям (по крайней мере, некоторым) всё ещё интересно, что же делать для того, чтобы в будущем разделить вечность с Господом и святыми Его, и не попасть туда, где будут «плач и скрежет зубов» (Мф. 13: 42). Христос ответил на этот вопрос так: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди… «Не убивай», «не прелюбодействуй», «не кради» и т.д. (Мф. 19: 18). Людям, которые никогда не пытались жить по заповедям, кажется, что всё это очень просто. Но те, кто всерьез пытался сделать свою жизнь по настоящему христианской, согласятся со словами апостола Павла: «Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7: 18-19). Итак, человек – существо слабое.