Первый разговор о девятом псалме. Познаем, будем стремить...
Девятый псалом очень большой, так что одной статьей мы не обойдемся. Потребуется несколько статей, из которых эта будет первой.
И начнем рассматривать девятый псалом с его надписания.
А надписание в девятом псалме такое: В конец, о тайнах Сына.
Почему – именно о тайнах?
Вообще, слово «тайна» в Святом Писании употребляется неоднократно.
Скажем, вот слова апостола Павла: «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1 Тим. 3:16).
Или вот, еще слова того же апостола: «Для познания тайны Бога и Отца и Христа» (Кол. 2:2).
Или, быть может, вы припомните вот этот разговор Сына Божьего, Иисуса Христа со Своими учениками.
«Отозвав же двенадцать учеников Своих, сказал им: вот мы восходим в Иерусалим, и совершится всё, написанное через пророков о Сыне Человеческом. Ибо предадут его язычникам, и поругаются над ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет. Но они ничего из этого не поняли; слова сии были для них сокровенны, и они не уразумели сказанного» (Лк. 18: 31-34).
Вот так - слова Господа были сокровенны для апостолов, таинственны… Не все слова, конечно. Но некоторые.
Да и не только апостолам было не понятно, Кто перед ними и зачем «явился во плоти» (1 Тим. 3:16).
Вот еще одна мысль апостола Павла:
«Но мы проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную… которой никто из властей века сего не познал, ибо если бы познали, то не распяли бы Господа славы» (1 Кор. 2: 7-8).
То есть и для первосвященников, фарисеев, римских властей в те далекие дни не было понятно – Кто перед ними. Потому, что если бы они это поняли, то не вонзили бы гвозди в Его руки.
Прошло время, сейчас другие дни. Церковь говорит о Христе постоянно и много. Не счесть богословских работ. Это значит, что всё понятно и тайн больше нет?
Тайны есть. Нужно понимать, что и для нас, христиан, есть вещи таинственные. Не потому, что Церковь о них молчит, а потому, что они сложны для нашего понимания.
Это как с водой. Много лет назад я был в Приэльбрусье и видел источник целебной минеральной воды. Течет себе водичка из скалы, постоянно течет, набирай кто сколько хочет. Всё бесплатно. Хоть цистерну унеси – никто и слова не скажет! Но никто цистерну не набирал. Тот, кто пришел с литровой банкой, набирал не больше литра. Тот, кто пришел с ведром – не больше ведра. Ну, а тот, кто с пустыми руками пришел, мог просто пить, и выпивал, конечно, не больше того, что в желудке помещалось…
Так и здесь – Богу для нас ничего не жалко. Он готов дать нам много. И мудрости, и Духа Святого. Но мы уносим с собой не больше того, что может поместиться в нас.
Вот, к примеру, одна из песен «Великого канона» Андрея Критского, который дважды в великий пост читается православными христианами: «Отец, Сын и Божественный Дух свидетельствуют, что они суть Несложная, Нераздельная, Лично Раздельная Троица и – соединенная естеством – Единица».
Не очень просто, да? Но не стоит негодовать – если мы чего-то не понимаем, то это не следствие того, что Бог хочет нас запутать.
К сожалению, мы - глуповаты. Это со времен грехопадения началось. Господь сотворил Адама святым, богоподобным (Быт. 1:26). И – мудрым. До грехопадения Адам мог и имена всем живым существам дать (Быт. 2:19-20), и владычествовать над всеми ними (Быт. 1:28), и творчески преобразовывать, возделывать Эдемский, райский сад (Быт. 2:8; 2:15).
Но Адам нарушил заповедь (Быт. Глава 3), отпал о Бога и изменился. После грехопадения он представлял собой лишь жалкое подобие того, безгрешного. Одним из следствий произошедшей катастрофы было то, что изуродованный грехом Адам мгновенно поглупел. Согласитесь - вряд ли можно считать разумным желание спрятаться от Бога между деревьями райского сада (Быт. 3:8).
Мы получили в наследство от нашего предка и эту оторванность от Творца, и это оглупление.
Именно поэтому для нас многое не ясно, не смотря на то, что Господь ничего от нас не скрывает.
«Ещё многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить» - говорил Своим ученикам Воплотившийся Бог Иисус Христос» (Ин. 16:12).
А вот слова апостола Павла: «О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому, что вы сделались неспособны слушать» (Евр. 5:11).
Вы читали Иоанна Златоуста? Трудно найти кого-то мудрее его. Но и он писал о человеческой ограниченности. Писал о том, что иной раз человек что-то понимает, но не может, как следует, выразить это понимание словами. А Бог столь превосходит нас, что мы и разумом объять Его не можем! Что уж удивляться, когда наши слова о Нем так слабы…
Так что же делать?
Не нужно расстраиваться. Иногда до раскрытия тайны просто нужно дорасти!
Ещё раз всмотримся в слова Спасителя: «Многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить». Теперь не можем вместить, понимаете? Не сказано ведь, что мы не сможем вместить никогда! Это как с той водой из источника. Если ты пришел с литровой банкой, то унесешь с собой не больше литра. Но если завтра придешь с ведром, то унесешь целое ведро!
Надо стремиться к пониманию!
Как сказал пророк: «Итак, познаем, будем стремиться познать Господа; как утренняя заря – явление Его, и Он придет к нам, как дождь, как поздний дождь оросит землю» (Ос. 6:3). А ещё этот же пророк сказал, что Господь хочет милости, а не жертвы, и Боговедения больше, чем всесожжений (Ос. 6:6).
Надо стремиться к Боговедению, стремиться к пониманию того, что говорит нам о Себе Господь. Он не молчит, Он говорит о Себе через Святое Писание и Предание Церкви.
Чтобы познать тайны Сына, нам нужно врастание в христианство, всё большее и большее погружение в жизнь Церкви. И тогда на пятом году воцерковления становится ясным то, что было скрытым, сокровенным, таинственным на первом году. А на двадцатом станет понятным то, что было совершенно не понятно на году десятом.
Вглядимся в Писание и увидим – для апостолов не пропали даром дни, проведенные со Христом! Прошло время, и они многое поняли из того, чего не понимали в начале! Они узнали многие тайны Сына, узнали потому, что Он их им открывал. Но ещё и потому, что они хотели их знать! Как часто, как много они у Него спрашивали, стараясь вникнуть, исследовать, понять! И потому, в конце концов, узнали всё нужное для спасения.
Мы должны поступать так же.
А еще мы должны очищать свое сердце. За водой бесполезно приходить с дырявым ведром. Познать Господа невозможно тому, чья жизнь – сплошные грехи и страсти. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8).
Не расстояние, ни метры и километры, а грязь нашего сердца отделяет нас от Бога.
Да, конечно, абсолютной чистоты сердца нам не достичь. Но хоть сколько-то его очистить мы можем постараться?!
Если работать над собой, если очищать сердце от страстей, и так понемногу преодолевать эту оторванность от Бога, то сложное и непонятное сегодня может стать понятным и простым завтра.
Вот простой пример. Берем прекрасную, очень популярную среди православных книгу аввы Дорофея «Душеполезные поучения». Открываем главу, в которой описывается жизнь ученика святого Дорофея – блаженного Досифея. И что мы видим?
«Однажды пришел он (Досифей) спросить авву Дорофея об одном изречении Святого Писания, ибо из-за чистоты своей он начал понимать Святое Писание».
Как видим – этот совсем ещё молодой человек очищал свое сердце и поэтому преуспел в познании тайн Сына.
Конечно, нам лень очищать свое сердце, но поступать так, как поступал блаженный Досифей – правильно.
Тот, кто знаком с книгой аввы Дорофея, конечно вспомнит, что блаженный Досифей был совершенно чужд гордости.
А гордость может помешать богопознанию, еще как может!
Кто не сталкивался с людьми, которые, вроде бы, и изучают Писание, но трактуют эти святые тексты совершенно дико? Искажают Писание к своей погибели, как говорил апостол Петр (2 Петр. 3:16)?
Почему – так? Да, в Библии есть не простые строки. Но это - не повод сходить в ума и впадать в ересь. Ну не понял ты чего-то в Библии – спроси Церковь о значении трудного места. Посмотри толкование лучших христиан – Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова, Ефрема Сирина, Афанасия Великого!.. Там всё объяснено, каждое слово!
Но – нет, не хотят.
А почему? Гордость, гордость!..
«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать», говорил апостол Иаков (Иак. 4:6), а до него – царь Соломон (Притч. 3:34).
Смирение – вот слово, совершенно чуждое современному человеку. Мы так любим говорить о своих правах, о своем достоинстве! Какое уж тут смирение!
Это выражается и в отношении друг с другом и в отношении с Господом.
«Здравствуй, Бог, это же я пришел» - пела в свое время группа «Агата Кристи».
Грубо, цинично. Но честно. Нет, серьезно – многие и многие современные люди считают, что заходя раз в год в Церковь, они оказывает и Церкви и Богу ба-а-альшую честь!
Так уже бывало в истории. Евреи евангельских времен думали, что они очень, очень хороши, просто потому, что они – потомки Авраама (Мф. 3:9). Сейчас многие считают себя добрыми православными христианами просто потому, что их крестили в младенчестве.
Что ж, вспомним, что сказал тем древним евреям Иоанн Креститель.
«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» (Мф. 3:10).
Я пишу на русском языке, и слова эти, естественно, смогут прочесть только те, кто знает этот язык. То есть люди, живущие или, родившиеся в той части света, которая когда-то называлась СССР.
Я обращаюсь к этим людям – вы точно думаете, что мы, русскоязычные, приносим добрые плоды в своей жизни? Нет, отдельные, редкие праведники, конечно, есть.
Но – в массе? Мы – народ праведников?
Ну, для примера – умеем ли мы, по слову Спасители, любить врагов (Мф. 5:44)?
Чтобы найти ответ, зайдем на любой интернет-форум. Почитаем, о чем и как беседуют люди. И увидим – о какой любви к врагам мы говорим?! Да мы с грязью готовы смешать, заживо сожрать любого, даже чуть-чуть на нас не похожего, не то что явного врага!
Ну, а аборты? Страшное, жуткое явление, уносящее каждый год миллионы зачатых, но не рожденных младенцев. Мать убивает собственное дитя, с полного одобрения его отца, при попустительстве государства и общества – кошмар! Позор и мерзость. Аборты однозначно осуждены Православной Церковью (смотри 91 правило Шестого Вселенского Собора). Не счесть слов святых отцов сказанных против абортов. И что – это останавливает нас?!
Особенно удивляют люди, которые считают, что мы живем в Святой Руси. В смысле – сейчас живем.
Да, конечно, на этой земле когда-то родились Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Иов Почаевский… Но мы – не более чем их недостойные потомки.
Какая Святая Русь при столь малом количестве Храмов?! Была бы здесь Святая Русь, Храмов было бы больше, чем хлебных киосков.
Почему? Потому, что в Святой Руси каждое воскресение с 8 до 11 утра всё население перебиралось бы в Храмы – к Святой Чаше Причастия! Прав, прав Алексей Хомяков – христианство понимает лишь тот, кто понимает литургию! И вне Причастия христианства нет!
Как вы думаете, сколько Храмов должно быть в обычном городе миллионнике, если всё население является настоящими христианами, и значит - каждое воскресение спешит к Чаше?
Возьмем Храм средних размеров, которые одновременно может вместить 200 человек. Легко подсчитать, что таких Храмов в миллионнике должно быть не меньше 5000. Есть столько Храмов в вашем городе? В моем родном Днепропетровске православных Храмов всего лишь несколько десятков. То есть во много раз меньше.
Для сравнения я поискал в интернете количество православных Храмов в Минске и Челябинске (города, сопоставимые по числу жителей с Днепропетровском). И здесь картина точно такая же – несколько десятков. О какой Святой Руси мы говорим?!
Ещё можно просто выйти на улицу и спросить любого прохожего: «Когда вы в последний раз причащались?» Подавляющее большинство ответов будут: «А зачем это нужно?» или даже «А что это такое?» О какой Святой Руси мы говорим?!
Повторюсь – мы слабые и недостойные потомки Владимира Святого, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Иова Почаевского, Серафима Саровского, Амвросия Оптинского…
И – тем не менее, мы не оставлены Богом! До сих пор Он дарит нам возможность проникнуть в Свои Тайны, до сих пор для нас не закрыто богопознание. До сих пор те, кто хочет, может попытаться войти в Царство Небесное.
Возблагодарим Бога за то, что Он не оставляет нас, и попытаемся, по слову пророка Осии, познать Господа (Ос. 6:3)!
Повторюсь – всякое дело требует труда и апостолы узнали Тайны Сына Божьего прежде всего потому, что очень хотели их узнать.
А вот Пилат не узнал. И инициаторы распятия Господа – фарисеи и первосвященники - не узнали тоже. Почему? Потому, что они не захотели Его понимать, и в общении с Ним искали лишь повода Его обвинить. И после, услышав от апостолов о Воскресении Господа Иисуса Христа, не покаялись, а лишь стали упорнее в своем неверии.
То есть в итоге - тайн Сына не познает тот, кто не захотел их познать!
Не станем подражать этим несчастным людям, чтобы не потратить подаренную Богом жизнь впустую. С богопознания начинается наш путь к Господу, который вполне может закончиться Встречей и вечностью.
А ведь не встретить Господа, когда у тебя была возможность Его встретить – это ведь ужасно, правда?
Использованная литература:
Иоанн Златоуст. Беседа на псалом 9.
Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Иоанна.
Иоанн Златоуст. Толкование на послание к евреям.
Афанасий Великий. Толкование на псалмы.
Авва Дорофей. Душеполезные поучения.