Перейти к основному содержанию
Про ЭТО
Три с лишним года назад в одной провинциальной газете разгорелась литературная полемика. Цель ее была весьма банальна: несколько авторов хотели «подвинуть» главу местного отделения писсоюза, необычными оказались только аргументы непригодности этого прозаика для столь высокого поста: смачно цитируемые строки из его эротических романов. Строки ПРО ЭТО были и вправду весьма пикантными, в кино такое явно расценивалось бы как порно. И вывод зачинателей полемики получился однозначным: написавший ТАКОЕ человек не имеет морального права возглавлять писательскую организацию! Когда-то все это уже проходили: в правление Союза кинематографистов могли попасть только исполнители серьезных ролей, а комики – ни-ни, писсоюзные первички тоже возглавляли самые идейно выдержанные, не какие-нибудь там фантасты или пародисты. Понятно, что об эротоманах в литературе речь вообще не шла. Но в наши дни, когда набоковская «Лолита» и откровения Лимонова уже стоят в вузовских программах, неужели и сейчас писателей можно разделять на «беленьких» и «черненьких»? Я посмеялась и забыла. Вспомнила через полгода, когда оказалась на одном фуршете с этим откровенным автором. Рядом со мной потягивала белое сухое юная поэтесса, и мне пришло в голову познакомить ее с мэтром, тем более что он как раз собирал произведения молодых для очередного альманаха. Но девушка, узнав его, перешла за соседний столик: «Это тот самый? Да я рядом с ним первой же конфетой подавлюсь!» Нескрываемое отвращение, брезгливость… А ведь студенточка отнюдь не была ханжой или особой скромницей, я знала как минимум трех ее бойфрендов. И тогда я поняла, что одно дело – личный опыт и специальная научно\ненаучно-познавательная литература, и совсем другое – та же информация, поданная посредством художественного слова. Что может быть на свете древнее секса? Различные позы находят даже среди первобытных наскальных рисунков. А между тем в художественной литературе всех столетий, кроме двадцатого, подробностей ЭТОГО САМОГО не так уж много. И не надо ссылаться на одни только христианские табу. Гомер тоже не сообщал, чем занимались в постели Парис и Елена, Одиссей и Пенелопа. Даже в «Золотом осле», весьма фривольной вещице, Апулей рассказывает читателю о сексуальных приключениях героев, но оставляет за кадром, КАК ЭТО БЫЛО. Почему? Ответ на литературный вопрос я получила в неожиданном месте – гинекологическом отделении больницы, куда попала на несколько дней. Обстановка в этих скорбных стенах располагает женщин к откровенности, с кем еще поделиться, как не с товарками по несчастью. К тому же все между собой до этого не были знакомы, да и потом не поддерживали общения. Поэтому исповедовались друг другу легко, довольно подробно, в том числе о весьма интимных вещах. И вдруг между женщинами стало нарастать напряжение, неприязнь, а к концу чуть ли не ненависть. Противницы орального секса с омерзением смотрели на его сторонниц, а те в свою очередь выказывали им свое презрение – что за непродвинутые бабы! Как-то сами собой начали складываться группки, причем не по социальным, а именно по сексуальным признакам. Лишние знания друг о друге мешали, давали дополнительную, ненужную эмоциональную окраску словам и жестам. Одна пациентка не жалела другую, страдающую тем же недугом, потому что та была ИНАЯ, а значит, так ей и надо! Тут я вспомнила, что никогда не слышала про ЭТИ подробности от самых близких подруг, и никогда не рассказывала такое о себе. Каждая из нас оберегала себя и, видимо, подсознательно понимала, что это ЛИШНЕЕ может повредить хрупкое растение нашей дружбы. Мы хотели (опять же подсознательно) нравиться друг другу. Вот и ответ: если автор хочет, чтобы читателям нравился его герой, не надо погружать их в его интимную жизнь особенно глубоко. Все мы разные, но информация о том, что тонкая, нежная главная героиня ест лимоны без сахара, нас не затронет, а вот ее пристрастие к плеткам, наручникам и жесткому порно наверняка вызовет отторжение у 90 % взявших в руки эту книгу. Представьте, что вам поведали такие вещи про Наташу Ростову, Ольгу Ильинскую или про Маргариту… Лучше нам этого не знать. Так что объяснение старой, как мир, внутренней цензуры авторов на излишние пикантные детали оказывается довольно простым. Глава провинциальной писательской организации нарушил ее и поплатился. К тому же, описывая то, что во все века называлось непристойностями, он еще и хвастался автобиографичностью этих событий, соответственно неприязнь к герою перешла на самого романиста. Но как же тогда быть с Генри Миллером, Эдуардом Лимоновым и прочими представителями литературного эксгибиционизма? А любим ли мы их? Сопереживать герою (сливающемуся или нет с образом автора) и любить его – отнюдь не одно и то же. Мы сочувствуем Гумберту из «Лолиты», но вряд ли кто из нас хотел бы встретить в жизни такого человека, а уж тем более с ним подружиться. Тут скорее участие читателей в неком психосоциальном эксперименте: перед нами, господа, весьма странный субъект с такими вот странными желаниями, можно ли его понять и пожалеть? И господа спорят уже более полувека, но, похоже, до сих пор так и не пришли к однозначному ответу. Так же неоднозначно мы относимся и к Эдичке с его патологическим зациклением на сексуальных переживаниях. Хотя, конечно, такой вид литературы должен быть, он расширяет наше видение мира, наше представление о вселенной под названием Человек (а во вселенной бывают не только солнца, но и черные дыры, и черные звезды). Наверно, имеет право быть и другой вид эротических книг – тех, что под мягкими обложками, где к финалу героини в темноте обязательно обнаруживают у своих возлюбленных «что-то большое и твердое». Это трудно назвать литературой, но у желтого жанра есть свой читатель, причем довольно массовый. Я помню, как в конце 80-х на фильме «Легенда о Нараями» минут за 20 до конца вставало и уходило ползала, потому что дальше уже не было сексуальных сцен. В 90-е эти зрители перестали ходить в кинотеатры, набрали себе дисков с порнухой и крутят их, лежа на диване. Тонкие любовные книжицы из того же разряда. Каждому свое. Но обидно, когда автор далеко не «желтый» – ни по жанру, ни по уровню. Выпестовав своих героев, заложив в них мощный энергетический и духовный потенциал, литературный Демиург кидает их в постели друг к другу, и такое начинается… Вроде пишется не на потребу низкому вкусу, и психосоциальными экспериментами не пахнет, и любит автор свои создания, а читатель уже начинает от них дистанцироваться и злиться, как пациентки той больницы. Я спросила у начинающей романистки, зачем она так обильно приправила порнушкой свою первую книгу. Писательница объяснила, что все ЛИШНЕЕ было условием издательства. Оказывается, роль инженеров человеческих душ, вернее, знатоков этих душ теперь взяли на себя книгопечатники и книгопродавцы, которые мечтают любую книгу приспустить до желтого уровня. А читатель в ответ голосует своим кошельком: эротические романы с весьма продвинутыми в сексе, но мало кому близкими героями пылятся на полках.
Вы затронули очень интересную тему... Действительно, сексуальные пристрастия - нечто настолько личное, что известны только двоим, в какой бы миг жизни это ни было. И автор, повёрнутый на сексе, вызывает неприятие. Полное открытие не привлекает, всегда должна быть тайна и недосказанность. :smile3:
Спасибо за понимание!
Нина, а ведь я не пускала своё сознание в эту тему. Именно по причине того, что давно и упрямо разделяю искренность и откровенность. Есть вещи, негласно относящиеся к интро, а не к экстро... Выход газов из кишечника - норма для каждого. Но вот в присутственном месте этот выброс даже самим "выбрасывателем" будет воспринят с долей неудобства. Так глубоко сидят инстинкты, определяющие границы этического дозволения. Выделиться особой откровенностью можно, но при этом опасность отчуждения возрастает. Мой очень хороший приятель, преданный муж и любящий отец, как-то в шутку заметил "Свет, мы уже уйму времени с тобой знакомы, а до сих пор ландшафтно не близки!" Мне сразу так неловко стало, будто я газы выпустила в присутственном месте... Нисколько такая даже шутливая фраза меня не приблизила к "пошутившему". Наверное, это перебор. Но даже этот перебор - это внутренний порог этических допущений. Ниночка, спасибищщщщще за темушку! Вы очень глубоки, тактичны и искренни (без жестокой откровенности))))
Да, Света, очень хорошее сравнение. Человеку, пускающему газы, в этот момент весьма приятно, но зачем же посвящать в сии эмоции других ))) Спасибо!
Гармония состоит в двух противоположных желаниях: открыть скрытое и скрыть открытое.
полуодетый сильно отличается от полуголого. история со стаканом показывает, что содержание не имеет значения, каждый видит то, чего боится и от страха верещит;-)
Дииимааа!)))) А я к тебе за консультацией хотела бежать)))) А ты - здесь и в своей обычной асексуальной полуголости))) Думаю, в вопросах эстетики порно даже тягаться с тобой не стоит)))) Эстет, твою мать)))) Чем не позиция? А? Ой, выбачтэ, будь ласка! НЕ ПОЗИЦИЯ, А ПОЗА)))) Не знаю, под каким номером в кама-сутре эта поза... Но не заморачиваюсь: ты знаешь ВСЁ))))))))) Спасибо, что ты есть. Кто-то должен же мешать ложкой говно?)))) Утомишься - зови! Приду и морально поддержу)))
все я не знаю, у меня мозг не резиновый. потом, я же без пены на губах доказываю чего-то во имя родины и человека, фригидным талантливым одно, бездарным другое. откуда берется общее впечатление, не понимаю?;-)
Из общедоступных источников))) О фригидности в таланте... Согласна: лучше маньячить в таком деле)))) Фригидный талант - это диетический шашлык на пару)))))
когда хочется жить - солнце светит, все зеленое, а когда нет - стихи и бездарное возмущение... а с чего началась музыка - слишком много за один раз! и чего много? ах ты зараза, секса слишком много, и такого еще откровенного, наглого, завидного;-)
Дима, не трактуй собственное отражение, перенося увиденное на всех)))) Реально чисто технически напрягает такой обвал творчества имени одного))) Я сама люблю следить за творчеством не меньше, чем кушать))) Но переобжорство в критических случаях грозит заворотом кишок. А ты в теме конечного результата деятельности этого важного производства в целом организЬме знаешь получше многих))) Если без ха-ха, то я не смогла осилить у Ксюши даже 10%. И не ханжа вроде бы.... Но вот порог интимного радиуса у меня такой)))
это же исключительно проблемы вашего пищеварения;-)
Нашего? Ты наш семейный проктолог?)))))
а я забыл, что мы на брудершафт кувыркались!. приношу извинения прилюдно. прости меня, "стерва";-)
Не пью в силу особенностей диагноза гастроэнтеролога))) Твой ранний склероз тебя подведёт: мы с тобой мало того что не кувыркались на брудершафт, а и вовсе не оговаривали такую возможность)))) И не стерва я вовсе))) Это - не комильфо нынче))) Я скромная оторва)))) Ты и это забыл: мы уже о специфики моего исполнения дискутировали)))
у тебя сложилось ложное впечатление о моей заинтересованности в судьбе и личной жизни сайтовчан. тема, творчество - вот, что рулит мой словесный поток;-)
Порой твой словесный поток рулит не в русле творчества того автора, к которому ты свой поток направляешь. Как тебе кажется. Всякий раз отрицая привязанность творчества к личности, ты таки съезжаешь на своё восприятия личности (себя со своим жизненным опытом общения). Кто ж оторван-то от того, что пишет, а?
ложное ощущение. мое восприятие не оскорбляет личность, оно характеризует творчество или выражение в замечаниях. чувство стыда и ложного страха перед критикой мне чужды;-)
Опять съехал на свою железобетонную лыжню, которая давно уже - взлётно-посадочная полоса))))
а-то. учитесь творчески общаться, пока я жив;-)
Загадка: Не ангел, но с крыльями. Не бог, но около. (скарабей)))))))))
сама придумала? (обнимашки) я б твоем воображении жить поселился, однако, кучки толкать;-)
Дима, я со своим творческим дерьмом сама пока справляюсь))) Мне принудительная перистальтика пока не до потрэбы))) А про скарабея - да, сама))) Божественный дерьмоперекатыватель... Чего это меня ассоциации в оборот взяли?))) Исключительно творческий подход! Ничего лично-стно-го)))))
ничего? а как же пеленки наших детей и годы экспериментов на брачном ложе в отместку?;-)
Дима, разбирайтесь сами с тем, что до сих пор пользуетесь пелёнками, а не памперсами в процессе взращивания наследников))) К слову: а как это твоё замечание вяжется с чистым творчеством текста статьи "Про это"?))))) Как-то не аккуратненько))))))))))))
скарабей дальше, сам по себе явление, однако, уже брошью из сребра блестит на черном плаще принца хаоса зачем-то;-)
Роджер Желязны тоже тебя бы полюбил))) За почтение к его творчеству))) Так. Пора завязывать энтот отошедший от предмета творческого обсуждения разговор.... И начинать новый)))))
то, что роджер раньше назвался груздем не значит, что я в лесу остался. эта, пятая книга вообще не интересная против первых двух, и о ней я узнал после рождения моего собственноручно недоразвитого, в итоге, образа. начнем, как кино кончится и погода прекрасная...;-)
"Гармония состоит в двух противоположных желаниях: открыть скрытое и скрыть открытое". Замечательная философема! Чья она?
Не знаю.Потому,что я это давно знаю.
бла-бла-бла. это даже скучнее, чем порнушка. увлечение последней не делает вас уродом, а вот все, чтобы это доказать - делает;-)
Публикация не только интересна, но и отлично написана. Все упомянутые причины невосприятия сексуальных "откровенностей" абсолютно ТОЧНЫ. Я обожаю непристойные анекдоты, если они остроумны, но видеть их напечатанными или слушать по ящику - просто противно. Всякому жанру своё место. :bigwink: А ведь на эротическую тему многие классики писали так, что дух захватывает, однако "побуквенно" ничего ТАКОГО в их произведениях нет. "Всходили и гасли звёзды... Откуда такая нежность?- Всходили и гасли очи У самых моих очей. Ещё не такие песни Я слушала ночью тёмной, Венчаемая - о нежность!- На самой груди певца." (Марина Цветаева) "Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна - любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб звуки не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой." (Афанасий Фет) Поэзия ТЕМ и поэзия, что читая между строк, постигаешь более, нежели если бы это было описано "в реале", к чему так стремятся лишённые вкуса авторы. И ведь что занятно? В изобразительном искусстве принято теперь хулить реализм и превозносить авангардизм - так почему же в описании эротических чувств, наоборот, придерживаться голого :spineyes: (и в прямом, и в переносном смысле) натурализма? :wave1: :rollface: :order:
В последней строчке чистая правда. Видимо, не так уж и много абсолютно озабоченных мельчайшими подробностями. Хотя издают и переиздают откровеннейшую литературу бесконечно. И ЭТО называют любовными романами. Странно. Мне кажется, что подробные описания актов имеют к любви примерно такое же отношение, как кулинарный рецепт, с перечислением ингредиентов, к самому блюду. Может, я и не права, но такое вот у меня мнение. Отличная статья. Спасибо, Нина.
Хорошее сравнение с кулинарией! Спасибо!
"где к финалу героини в темноте обязательно обнаруживают у своих возлюбленных «что-то большое и твердое" - ))))) Я думаю просто спрос рождает предложение. Не хочешь не читай. Я вот не читаю. Зачем? Когда есть видео.)) Хорошо ли плохо ли что имеется такой спрос, судить не берусь, но он естественен и поэтому будет всегда.
С том-то и дело, что нет спроса. Это уже не мое мнение, а знакомого продавца книжного магазина. Конечно, книги сейчас вообще не в чести, но именно эротические романы идут чуть ли не хуже всего (в отличие от начала 90-х, когда это просто сметалось с полок). Кому интересна эта тема, смотрят все на экране, а кому интересна литература как таковая, корчатся от излишних подробностей. А мэтры пишут! Причем чем старше такой мэтр, тем больше его тянет на клубничку. Сублимация! )))
не понял, как это : "нет спроса", но "эротические романы идут чуть ли не хуже всего"? Ну, тут всё логично: к старости кровь приливает от членов к мозгу)
Книги вообще сейчас плохо продаются, в Тамбове уже 2 книжных магазина закрылись. Но именно эротические романы застревают на полках намертво. Вы пишете, что "спрос рождает предложение". Так вот спроса-то и нет, а авторы все строгают это чтиво. Думаю, самоудовлетворяются так ))
И не удивительно. Зачем покупать когда можно бесплатно читать в инете. - И это замечательная тенденция, которой нас впрочем наше заботливое правительство рано или поздно лишит.