Стив Айзерман
Тихий, скромный, трудолюбивый, без всякой доли пафоса, обычный канадский паренек из Оттавы, по уши влюбленный в хоккей. Перед драфтом 1983 года никто и предположить не мог, что его ждет мировое признание специалистов, любовь болельщиков, которые дадут ему прозвище "Стиви-Ай", великолепная карьера, капитанская нашивка в клубе "Детройт Ред Уингс".
Любовь не только Североамериканких болельщиков, но и любителей хоккея в Европе.
Стив Айзерман начал заниматься хоккеем в 10 лет в команде небольшого канадского городка Непин, именно тогда он всерьез увлекся хоккеем и понял, что хоккей это его игра. Эта любовь перевесила увлечения американским футболом, бейсболом и роликовым хоккеем. В 1981 году выступая за "Непин Райдерс" он стал лучшим бомбардиром юниорской лиги, набрав 92(38+54) очка.
Перед сезоном 1981/1982 будущий великий центрфорвард перешел в «Петерборо Питс», команду выступающую в хоккейной лиге Онтарио.
Каждый хоккеист, пусть даже в глубине души, мечтает попасть в клуб Национальной Хоккейной Лиги, была такая мечта и у юного Айзермана. Он был выбран в первом раунде драфта 1983 года, под номером 4 Детройтом. Это сейчас название "Детройт Ред Уингс" ассоциируется с героем данного текста, великим капитаном Стивом Айзерманом, "Русской пятеркой", превосходным, скоростным и комбинационным стилем игры. А в то время Детройт был загнивающей командой, в которой речи о Кубке Стэнли даже не шло, шла речь о попадании в плэй-офф, и даже эту цель команда была не способна выполнить. Журналисты и болельщики называли команду не иначе как "Detroit Dead Wings". Стоит также заметить, что руководство "Крыльев" совсем не рассчитывало выбрать Айзермана, менеджеры нацеливались на Пэта Лафтонена, бывшего в то время главной звездой Лиги Квебека, и показывавшего не по годам зрелый, красивый и эффективный хоккей. Но к огорчению руководства "Ред Уингс" Лафтонен был выбран "Нью-Йорк Айлендерс" под номером 3. Но огорчение руководства "Детройта" длилось недолго. В первом же матче Стиви-Ай показал великолепный хоккей, забросил шайбу, и стал игроком первой пятерки.
В 21 Айзерман стал капитаном команды, и для него это была не просто нашивка с литерой "С" на игровом свитере. Он был капитаном от бога, лидером, можно даже сказать хоккейным полководцем. Айзерман вел команду за собой, разбирался во всех, даже самых мельчайших тонкостях игры, идеально выполнял все тренерские установки. Он прошел с командой все этапы. Начав выступать в убогих "Мертвых крыльях", прошел этап упадка команды, подъема, придя к триумфальным победам в Кубках Стэнли в 1997, 1998 и 2002 годах.
В наше время большая редкость - игрок ни разу за карьеру не сменивший клуб, Айзерман провел в Городе Моторов все 22 года своей головокружительной карьеры, 19 лет из которой являлся капитаном.. Он никогда не являлся индивидуалистом. В свое время великий тренер Скотти Боумен, решил изменить игровую схему, теперь Айзерман должен был стать не остроатакующим центрфорвардом, а "полузащитником", играть ближе к обороне. Ранее регулярно достигающий рубежа в 100 очков за сезон капитан согласился без пререканий, в ущерб собственной результативности. Но команда от этого только выиграла, причем в прямом смысле, с игровой схемой 2-1-2 Детройт одержал победы в Кубках Стэнли в 1997 и 1998 годах.
Карьера Айзермана в сборной Канады развивалась не так стремительно как в клубе, даже наоборот. Единственный серьезный трофей, выигранный им на международном уровне - это золотая медаль Олимпийских игр 2002 года в Солт-Лейк-Сити. Не стоит делать спешные выводы о том, что Айзерман был только "клубным" игроком. Причиной неурядиц в сборной был тренер канадцев Майк Кинен.
За что так не любил Железный Майк лидера Детройта только Богу известно, ну и конечно самому Кинену. Перед Кубком Канады 1987 года, все тот же человек "отцепил" Айзермана из сборной, для чего была собрана публичная пресс-конференция, на которой присутствовал и сам центрфорвард. Стив не стал говорить ничего в ответ, он продолжал работать как ни в чем не бывало. А перед Олимпиадой 2006 года в Турине Айзерман добровольно отказался от игры за сборную, понимая, что старые травмы и возраст не дадут ему принести максимальную пользу команде.
Есть такая крылатая фраза "от матчей плэй-офф освобождает только справка из морга". Плэй-офф это новый турнир, в нем шансы на успех равны, и значительная часть этого успеха - выносливость. В плэй-офф как на войне: либо ты, либо тебя, здесь нужно отдать за команду все. Айзерман отдавал, выходил на лед, бился как в последний раз, выкладывался так, что после матчей не было сил подняться с лавки в раздевалке. Один приведенный ниже факт, является доказательством любви к хоккею, преданности клубу, мужества великого капитана. Так, в матчах плэй-офф 2002 года Айзерман играл с тяжелейшей травмой колена, хотя даже коленом это назвать было нельзя, оно было абсолютно развалено. С такими травмами не то что в хоккей не играют, а даже не ходят, но на то он и капитан, чтобы вести команду за собой, как полководец войско. Айзерман одевал коньки, форму, брал в гуки клюшку и играл, играл не так лихо как раньше, но делал все что мог, даже казалось бы невозможное. В каждой игре, в каждой смене, от каждого движения он испытывал адскую боль, но не падал на лед, не жаловался, а бился как мог, всё также отдавая последние силы игре. Вот от чего по-настоящему начинаешь понимать смысл фразы из известной всем песни: "В хоккей играют настоящие мужчины".
3 июля 2006 года Стив Айзерман официально объявил о завершении карьеры игрока, вскоре став генеральным менеджером сборной Канады, миллионы любителей хоккея стали следить за любимцем в менеджерском кресле, но в их сердцах он так и остался скромный и тихий, но великий центрфорвард и капитан Детройта Стиви-Ай.