Над-куполом и Под-куполом ХРАМА...
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
- Майкл, привет!
- А… Привет… не ожидал!.. Ты прямо, как «пепел на хлаву»…
- В смысле – как «снежком по затылку»?))
- Не утрируй. Я всего лишь привел чешскую скороговорку для тех, кто заявляется без звонка…
- Так вот я ж и звоню!..
- Здравствуй, моя читательская половинка... Ну-с... с чем пожаловал? Пожар или наводнение?
- Вот сам подкалываешь, а как мне – так нельзя!..
- Ладно-ладно. Я тебя внимательно слушаю по межгороду… Тем более, что ты меня сам набрал – поэтому мне-то тариф 7 крон за минуту не капает…
- Да не разорюсь. Я вот по какому поводу звоню…
Очень… очень радуюсь, когда то, что было расслышано тобой, а затем пришло и отпечаталось буквами в лист бумаги – находит отклик у читателей…
- Согласен. С одним лишь уточнением. Моя здесь заслуга не велика. Любой из нас сегодняшних – за два века (20й и 21й) пишущих... любой из нас – всегда чувствует себя проводником.
Поэзия – жидкий, лишенный сна огонь.
Поэзия никогда меня не ставит в курс своих планов и заявляется всегда неожиданно: за рулем машины, в очереди на кассу в супермаркете при покупках, во сне… Короче, без всякого звонка и спросу.
Ну, прямо, как ты, дорогой…
- Ежик ты колючий! Ясно?!
- А ты сними рубаху, и перенеси меня-ежика через ночное шоссе… Надеюсь, не позабыл, как мы с тобой это делали, ощущая ладонями эту живую недовольно-фыркающую маленькую вселенную…
- Помню-помню… Ну, так вот. Я предельно рад, когда навстречу твоим стихам попадаются живые порталы, на которых подобрались интереснейшие авторы и читатели!
- Ия… Ия… Ия того же мнения… Будешь дальше тратиться на межгород или – телефонное рукопожатие?
- Да подожди-ты! Вот торопыга… Я же еще не договорил.
Радуюсь-то, конечно, радуюсь… но ведь я как бы ТОЖЕ ТВОЙ ЧИТАТЕЛЬ… Причем – первый!
- Ясное дело. И не просто первый читатель, а мой первый критик. Мое проф-ОТК... наделенное всеми сорокалетними филологическими полномочиями... ))
Так к чему ты клонишь?
- К тому, что не всегда – твои читатели (еще раз с благодарностью повторю: тонкие, искушенные!) могут сразу и до конца проникнуть вглубь стихотворения и почувствовать все встречные потоки воздуха...
- А-а… теперь мне твой звонок понятен. Переживаешь, значит, за некоторые комменты…
- А ты – нет?
- Переживаю. Я же живой. Но ОБЪЯСНЯТЬСЯ НЕЛЬЗЯ.
Ни по какому поводу, друг мой, ДЛЯ АВТОРА НЕВОЗМОЖЕН ПРЯМОЙ ЗАКУЛИСНЫЙ ДИАЛОГ СО СВОИМ ЧИТАТЕЛЕМ... Это бытовуха. К прозвучавшей поэзии это не имеет никакого отношения! И я уже об этом говорил в автоинтервью 1,2 части...
Если строчки стихов прошли через сердце - то НИКАКИЕ КОММЕНТАРИИ - ни твои, ни твоих читателей - НИЧЕГО НЕ ДОБАВЯТ. Они просто неуместны. Они глубоко вторичны по сравнению с живущим на листе таинством горя и любви...
Конечно, бывают резкие, нечистые на душу высказывания в адрес поэзии и ее автора. Что тут поделаешь. В жизни - каждой твари по паре...
Я никогда не жду ни один коммент. Особенно хвалебный. Это стесняет. Если это случается:
у меня моментально идет переадресовка на сам канал. Он это заслужил. Но никак не я.
- Да это нормально, старик. Автор черпает настроения, силы и образы - из Единого Божеского источника. И если он думает, что лишь-он-сам пишет... Он законченный дурак. И он скоро и в творчестве закончится. Поэтому, позиция абсолютно трезвая. Но мы говорили с тобой об откликах...
- Знаешь... Я бесконечно радуюсь не откликам - а ЧИТАТЕЛЬСКОМУ МОЛЧАНИЮ. Вижу цифры на счетчике посещения: иногда галопом бегущие... иногда замерзшие... и мысленно благодарю своих читателей, обнимаю их сердцем...
На грязь же и передне-челюстные выпады некоторых недоумков - отвечать не буду.
Ну да: укусили. Ну да: достали... Ну, порадуйтесь, если это вам в радость. А я похожу, как оплеванный. Помолюсь. Попереживаю. Даст Бог, переработаю ваши моче-испражнения в целительно-светлую детскую урину... На самом деле, вы не такие. И ваше недоумие, когда-нибудь мать-вашу закончится... А пока... Пока просто стыдно. За вас... Да, да - именно ЗА ТАКИХ ВАС.
Но вернемся к настоящим читателям. Слава небесам: их на свете - большинство.
Читатель не глупее душой нас с тобой! Он наш первый помощник, он наш соавтор.
И его ощущение стиха должно вырасти… А на это нужно - и сердце, и время, друг мой…
Нельзя тянуть растение из планеты силком. Оно само вырастет. Без нас с тобой, на свободе... И так, как ему заблагорассудится...
- Н-да… не переспорить тебя… Всё тут ясно. Значит, комментировать ничего не будешь…
- Так точно. Не собираюсь. Поскольку люблю и уважаю моего читателя. Тем более, что на порталах – все, через одного сами авторы, а значит – профессионалы…
- Ну, тогда вот какая мысль… Согласись, что ВСЁ-ТАКИ ИНОГДА… подчеркну – иногда нам, читателям, интересно заглядывать в авторские мастерские… вдыхать запах краски, любоваться творческим беспорядком и свежей неровностью пространства!..
- Ах, хитрец… Умеешь задать риторический вопрос. Конечно, любая Творческая мастерская – нас всех многому учит. Я сам – буду счастлив постоять рядом с мастером, тихонько заглядывая за плечо Пишущего и примеряя на себя – что и как!..
- Фу… наконец-то… Ну, вот и я о том же!! Может быть, иногда стоит на минутку открывать двери Мастерской? Ну, ведь интересно же, ей-богу…
- Хорошо. Я тебя услышал. Дверей в мастерской на минуту не стало…
Обнимаю тебя. Спасибо, что позвонил…
«Над-куполом и Под-куполом ХРАМА…»
Мастерская.
+
Ветер, здравствуй…
Как ты там, родной мой?
МЫ С ТОБОЙ МЕШАЕМ СТОЛЬКО ЛЕТ!…
Всем, кто озабочен строгой нормой.
Всем, кто ненавидит
разноцвет.
Мы по жизни
прокляты на пару
любящими штиль и немоту.
Ты с вершин небесных
дуешь в парус…
Я… с земного дна… в сердца иду…
Кто-то вновь о нас
подошвы вытер.
И под дых нам - навтыкал синкоп!
Но тебе чуть проще. Ты же ветер.
На тебе ни ран, ни синяков…
Нам, братишка, повезло сегодня…
Но отыщется (дай только срок!),
тот, кто завтра
на потеху кодле
спустит не ширинку. А курок.
С неба будет снег картонный сыпать…
Вздрогнет в храме огонек свечи…
И от Всех Обветривших – «спасибо»,
выбив след на камне,
прозвучит.
___
МОЙ ЧЕРЕД: вам в окна дуть
с рассветом…
Ну а ветер… Он спустился вниз.
Чтоб родиться средь толпы -
поэтом.
Вас лишившим
страха и границ…
+
КОММЕНТАРИЙ МОЕГО УВАЖАЕМОГО ЧИТАТЕЛЯ...
«…прилегание друг к другу двух строк, где "снег картонный" - и "огонёк свечи" - мне показалось неправомерным, словно из разных плоскостей бытия: если снег картонный, то и свеча - нарисованная...
Каждая законченная строка имеет смысловую нагрузку…»
___
__________
Душа, конечно, радуется – когда ее читают вдумчиво...
Скользя взглядом по написанному отзыву – чувствую доброту и такт. Сердцем чувствую и им же благодарю, зашедшего на огонек.
И мне сейчас абсолютно не важно, что у читателя пока не хватило времени -все увидеть и осмыслить… Не это главное. Читатель ПРИШЕЛ. Это событие. И меня внутри это всегда оглушает – ярким и сочным набатом. Не тревожным. А просто – весенним…
Что же касается кажущейся на первый взгляд несостыковки… Конечно же, нужно время. Весеннее земное время и сама планета Земля, на которой Растение должно вырасти, Поняться и Подняться вровень со всем живым…
Нужно совсем немножко времени, чтобы нам всем душою понять… ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ ЗА СТЕНАМИ ХРАМА – и ТО ЧТО ДЕЕТСЯ В САМОМ ХРАМЕ: НЕ МОЖЕТ ЛЕЖАТЬ В ОДНОЙ ПЛОСКОСТИ…
Поэтому-то в небе и летит ненастоящий… картонный… мертво-скользящий… гротескный снег… снег – которому жить рисуночно-недолго, потому что он несправедлив и жесток…
А в храме – тревожно горит… дергается… кренится… НО НЕ ГАСНЕТ: ЖИВОЙ ОГОНЕК СВЕЧИ…
Душа увидела – ЭТИ СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ ПЛОСКОСТИ БЫТИЯ. И ИМЕННО ДУША НАСТОЯЛА – чтобы они задели друг о друга… чиркнули… встали явным противоречием… И была надежда – что именно это и заденет нас, читателей…
И эта надежда – сбылась. Низкий поклон и спасибо…
Ваш М.К.