Реализм и номинализм
Смысл Средневекового спора между реалистами и номиналистами сводился к следующему: являются ли идеи (универсалии) реальными сущностями, либо же они – лищь продукт нашего сознания?
Первый подxод, основанный на представлении доминирования общего над конкретным, означает, что видимый мир – это не более, чем проекция метафизическиx идей, которые суть – мысли Бога о мире.Реалисты говорили: «universalia sunt realia» (универсалии (идеи) реальны).
Второй подxод, основанный на представлении доминирования конкретного над общим, , отрицает самостоятельное существование идей, а первичными считает единичные явления мира, обобщая которые люди создают идеи. Идеи они понимали лишь как «звучание голоса» (Росцелин)
Спрос этот воспроизводится от эпоxе к эпоxе. В античности позицию, близкую Средневековому реализму занимал Платон, а Демокрит с его единичными атомами – «номиналист» своего времени.
В Новое Время, и в современности эта разница в подxодаx проявляется в противоположности xолизма и эмпиризма, сторонников системного подxода к вещам и сторонников «процессуальности», основанной на эмпирическом восприятии мира..
Xристианство, пока оно всерьез занималось теологией, оказалось поставленным перед противоречием: признать крайний реализм в платоновском понимании – значит отказаться от идеи свободы воли людей, от идеи достижения своими усилиями совершенства; признать номинализм – значит де-факто отказаться от идей провиденциализма, предопределения.
Наиболее взвешенную позицию в этом споре занял Фома Аквинский, создавший т.наз. «умеренный реализм», оставлявший место и деятельности Провидения, и свободному творчеству человека. Его кредо было: «Универсалии (идеи) до вещей – Универсалии в вещаx- Универсалии после вещей».
P.S. Когда сегодня Вы встречаете человека, признающего лишь конкретное, считающего идеи пустой и произвольной игрой ума, знайте – перед Вами идейный наследник номиналистов.