Уметь радоваться – это талант!
Сабина сидела в своём роскошном кресле, утопая в его бледно-розовом кожаном чреве. Надо сказать, что вся мебель в огромном зале была розовых оттенков: и диван, и канапе, и журнальный столик немыслимой формы с различными завитушками и загогулинами, камин тоже был отделан розовым мрамором! Создавалось впечатление, что, войдя в эту – нет, не комнату, а бальный зал Версальского дворца, - ты попадаешь во владения мисс Барби. Бежевые стены с розовыми лепными листочками терпели на своей поверхности несколько кашне с искусственными, опять-таки же розовыми цветами. Вся эта кукольность не выглядела трогательной и милой лишь только потому, что хозяйка излучала вселенское безразличие и скуку.
Женщина в возрасте склонилась над изящными коготками Сабины, вырисовывая на них сложные узоры. Сама хозяйка, кутаясь в розовый шёлковый халат с розовой меховой оторочкой, безразлично смотрела на экран плазменного телевизора, который горделиво и напыщенно занял, чуть ли не треть противоположной стены.
- … новое поступление! Господа, верьте, - у нас есть, чем Вас удивить и порадовать! Добро пожаловать в новый бутик на Красноармейской! – Радостно и зазывно вещала умопомрачительно дорогая аппаратура, демонстрируя всеми цветами радуги роскошь нового магазина для избранных.
- Тоже мне, бутик выкопался! Весь прошлогодний неликвид московского палёного «Диора» и «Версачи»! Что за страна?! Нищета сплошная, а туда же, - «господа»!
Заметно было, что Сабина возмущена, но даже это, обычно яркое проявление человеческих эмоций, в исполнении «розовой принцесочки» выглядело как манёвр ленивого кота из мультфильма про попугая Гошу: «Гаити, Гаити! Нас и здесь неплохо кормют»
Маникюрша лишь едва заметно пожала плечами, не прекращая своей работы. Но какая это была работа?! Шедевр! Эксклюзив! Ещё десять минут, и женщина отодвинулась от розового кресла.
- Всё, Сабина Георгиевна! Это окончательный вариант!
Роскошная клиентка посмотрела на свои холёные руки, покрутила их на дальнем, а потом на ближнем расстоянии, и снова перевела взгляд на экран. В воздухе повисла пауза. Маникюрша почувствовала неловкость ситуации.
- Вам понравилось? – тихим голосом спросила она.
- Катерина, возьми на камине деньги за свою работу и уходи. Скоро вернётся муж, а он терпеть не может, когда в нашем доме чужие. Понадобишься – позвоню! – Скучающий тон говорившей навивал тоску, а ещё был весьма обидным. Как же так?! Ведь и самому опытному мастеру было видно, насколько виртуозна работа Катерины! И даже не сказать спасибо? Ну, что ж, остаётся радоваться тому, что это лишь печальное исключение из человеческой практики. Или нет?
Маникюрша тяжело поднялась с низкого пуфика и пошла к камину. На розовой холодной поверхности лежала купюра в двадцать гривен. Катерина внимательно осмотрела всю полку, но больше денег на ней не обнаружила.
- Сабина Георгиевна, здесь всего двадцать гривен.
- Именно. Тебя что-то не устраивает?
- Да, но ведь художественный маникюр стоит пятьдесят?
Ну почему Екатерине так трудно и стыдно говорить правду? Почему ей, а не этой скучающей кукле должно быть неловко?
- Я у тебя уже десятый раз обслуживаюсь и считаю, что мне пора бы уже и скидки делать, как постоянному клиенту. Всё, Катерина, поторопись! Посмотри вон, как люди в провинции бедствуют! Да они и не мечтают в день по двадцать гривен получать! А я тебе за пять месяцев почти сто долларов подарила, так? Иди давай, мне с тобой тут нет времени спорить!
Маникюрша медленно пошла к высоким розовым двустворчатым дверям, повернула золоченую ручку и вышла в прихожую, где быстро надела свой кроличий полушубок и выбежала на улицу. Слёзы рвались из глаз, сдавливали горло и кипели в носу. Душа ныла от унижения и обиды.
Так сложилось в жизни, что очень талантливая и перспективная Катя Латынская стала маникюршей по вызову. Ещё десять лет назад всё было просто как в сказке: умный добрый муж Кирочка-Кирилушка. Красавица-дочка вышла замуж за достойного человека и родила обожаемого внука Сашеньку. И вдруг…
- Екатерина Сергеевна Латынская?
- Да, я. А кто говорит?
- Вы только не волнуйтесь. Это дежурная станции скорой помощи. Ночью произошла авария на трассе Борисполь – Киев…
Катерина рухнула на пол, не выпуская трубки из рук, но уже ничего не слышала.
Кирилл в аэропорту встречал дочь с мужем и внуком, которые возвращались из Португалии. Взрослые погибли на месте, а Сашеньку выбросило из машины. Трёхлетний ребёнок остался жив, но сильно покалечился.
Когда Катерина похоронила своих самых родных трёх людей, она сама с большим трудом удержалась от непреодолимого желания к ним присоединиться, но внук, который уже четвёртый день лежал в реанимации, удержал женщину от рокового шага.
Латынская прежняя умерла со всеми своими радостями, любовями и надеждами.
Три года, три долгих года бабушка боролась за жизнь единственного родного существа! Продала квартиру дочери, истратив все деньги на операции и лекарства. Сашенька остался жив, но мальчик ослеп. Странное дело, горе убило дар Катерины! Она не могла больше писать свои картины. Вдохновение было похоронено вместе с мужем, дочерью и зятем. Но жизнь продолжалась, и надо было поднимать своего внука!
- Бабуля, А мама была такая же тёпленькая, как ты? А у неё ушки были такие же маленькие как у тебя? А папа? Папа был таким же высоким как ты?
Мальчик рос очень любознательным, добрым и умненьким. Катя не скрывала от него, что родители погибли. В пять лет, женщина смогла объяснить ребёнку, что все живые существа умирают и уходят с Земли. Но при этом жизнь для них не прекращается, а просто меняется. Сашенька принял объяснения бабушки, и не бился в истерике или в ужасе. Сумела мудрая женщина найти такие слова, которые поселили мир в душе ребёнка.
Будучи всегда доброжелательной, терпеливой и бесконечно любящей, Ладынская отдалась всецело воспитанию своего малыша. Ещё даже не пожилая, Катя не помышляла о личной жизни. Она никогда не была красавицей, но её ум и ангельский характер делали её просто неотразимой, но… Надо подождать. Говорят, что время лечит, а лекарство – это, прежде всего доза, и доза для каждого человека индивидуальна. Для кого-то это пара месяцев, а для кого и курс в десятки лет.
Чтобы проводить как можно больше времени с внуком, Катерина стала «свободным художницей-маникюршей». Справедливости ради надо сказать, что случай с Сабиной был исключением. Обычно клиентки боготворили талант и выдумку Катюши.
А что Сабина? Жалко её, она радоваться не умеет!
- Собачка, а что я тебе принёс? На, смотри! – Невысокий, полный, лысый мужчина, дорого одетый, в дорогих туфлях и с богатым перстнем, вошёл в розовый зал и бросил на колени Сабины что-то маленькое и блестящее.
- Что это, котик? – Не изменяя себе в скучающем тоне, спросила томная мадам.
- Ты мне на днях жаловалась, что синий Мерседес тебя раздражает? – круглый буржуйчик подошёл к креслу и бесцеремонно задрал подол розового халата. С чувством собственника потрепал голое бедро жены и ощутимо шлёпнул ладошкой по бархатно белой ягодице.
Сабина только скривила губки и безразлично откинула длинную красивую ногу.
- Да ладно, потом поблагодаришь! Я тебе розовый купил, в крапинку! – Мужчинка быстро развернулся и подошёл к камину – Где пульт?
Розовая ленивая пантера, запахнув халат, встала с кресла и, обув свои драгоценные ноги в дорогущие шлёпанцы, продефилировала к выходу.
Перед домом стоял новенький розовый «Мерседес» в мелкую чёрную крапинку. На капоте красовался ярко розовый бумажный бант.
- Ну, как? – Спросил мужчина, любуясь своей красавицей-женой, вернувшейся из прихожей.
- Крапинки мелковаты. – Своим неизменно скучающим бархатным, но безразличным голосом ответила Сабина.
А В ЭТО ВРЕМЯ …
Катерина шла вдоль рядов дешёвых магазинчиков, ища глазами ярко-оранжевый островок лавки с мандаринами.
- По чём радость цитрусовая? – Приветливо улыбаясь, спросила миниатюрная Ладынская, обращаясь к продавцу.
Горец, а это был ярко выраженный представитель гордого народа Кавказа, расплылся в голливудской улыбке.
- Ах, волшебница! Тебе, и только тебе отдам за пять ваших гривен!
- А я два кило взять намереваюсь!- В улыбке Катерины не было ни призрения, ни пренебрежения. Одна только доброжелательность и доброта. Продавец вытащил откуда-то праздничный пакет и начал выбирать самые отборные мандарины.
- Бог мой, какой же Вы внимательный и добрый! – Поблагодарила женщина, протягивая деньги.
Кавказец принял купюры, но когда Катя отвернулась от прилавка, чтобы уйти, услышала за спиной:
- Фея, колдунья! Вот, возьми от меня в подарок! Пусть твой Бог тебя хранит!
Повернувшись, Ладынская наткнулась на связку маленьких бананчиков.
- Спасибо огромное! Мой внук будет в восторге!
Катерина шла как по облакам! От обиды на Сабину не осталось и следа. Добрый человек не может держать зла в чистой душе! Душа доброго человека трудолюбива, чистоплотна и радостна. Она без ропота и трагедий берётся за уборку и без сожаления выбрасывает из своих владений всю грязь и смрад обид, подозрений, зависти. Ну не селятся эти неприятные чувства в душе человека с доброй и чистой душой!
Катерина не выглядела на свои сорок шесть. И сейчас, неся перед собой большую пластиковую коробку из-под торта, доверху наполненную мандаринами, конфетами и бананами, язык не поворачивался её назвать не только бабушкой, но даже женщиной! Радостный блеск в глазах, лёгкая девичья походка, а ещё белый полушубок, белый пушистый берет и белые сапожки. Девочка!
- Санька! Ты даже не представляешь, что со мной сегодня произошло! – Катерина влетела в квартиру и, не разуваясь, забежала в комнату внука. Мальчик резко повернулся на вращающемся кресле, отворачиваясь от своего говорящего компьютера. Смуглое личико было копией Катерининого.
- Бабуль, привет! – Парнишка расплылся в улыбке, легко вскочил и подбежал к женщине. Та одной рукой прижала к себе внука, а в другой старалась удержать тяжёленькую коробку.
- Сань, вот ты меня постоянно упрекаешь, говоря, что я выдумщица. А сегодня? – Ладынская с таким жаром начала повествование, что даже сам Станиславский бы захлопал в ладоши с криком «Верю! Верю каждому слову!»
Находу стягивая сапожки и снимая шубку, Катя принялась рассказывать:
- Ты же знаешь Сабину? Я тебе рассказывала про молодую барышню, которая очень любит всё розовое. Так вот, сегодня делаю ей маникюр, как вдруг раздаётся звонок. У Сабины он напоминает щебет райских птичек. Сам понимаешь, что хозяйка не может с накрашенными ногтями открыть дверь. Пошла я. И кого бы-то ты думаешь, я вижу на пороге? – Заговорщицки понизив голос и прищурившись, спросила Катерина.
- Кого? – Таким же тоном, попав под влияние своей талантливой бабушки-рассказчицы, спросил Санька.
- Кристину Орбакайте! – Торжественно произносит актриса Ладынская.
- Вот это да! Не врёшь? – Выдохнул мальчик.
- Что значит «врёшь»? Чего бы я тебя обманывала? Орбакайте нынче на гастролях и её концерт сегодня вечером во «Дворце Украины»! Ну, это не главное. Слушай дальше! Я пригласила Кристину войти. Они с хозяйкой дома, оказывается приятельницы ещё с того времени, когда Сабина была моделью. Я как раз уже заканчивала, когда разговор зашёл о детях. Так вышло, что не удержалась и похвасталась, какой у меня внук замечательный!
- Ба, ты вечно меня перехваливаешь! – Мальчишка заметно покраснел. Видно было, что он верит бабушке. А почему Катерина про Кристину начала рассказывать? Да потому, что Санечка просто обожал её песни!
- Представляешь, Орбакайте как раз своему младшему, Дени, подарок несла, но когда услышала о тебе, сразу принялась меня уговаривать принять подарок. А ещё она очень просила, чтобы ты был счастлив!
Глаза Кати блестели от возбуждения. Она уже начинала сама себе верить! Слёзы подступили к горлу, когда бабушка увидела, с каким восторгом внук перебирает своими чувствительными пальчиками содержимое коробки.
- Ой, смотри-ка, а Дени любит всё то, что люблю я! И мандаринки, и «трюфели», и арахис в шоколаде! Бабуль, а это что? – Санечка взял связку малюсеньких бананов и протянул в сторону бабушки.
- Здесь у нас таких не купишь. Кристина из Индии привезла мини-бананы.
Этот факт совершенно убедил десятилетнего мальчишку в том, что чудо в мире есть!
Незрячие глаза мальчика светились всепоглощающим счастьем.
Катерина тихонько вышла из комнаты, оставив внука наедине с его радостью. Слёзы душили женщину и она вбежала на кухню, закрыв за собой дверь. Не рассчитав, чуть сильнее хлопнула дверью, и с антресоли посыпались коробки из-под прежних новогодних подарков.
Вот уже семь лет Катерина Ладынская для своего Сашеньки - и бабушка, и мама, и Дед Мороз, и Орбакайте, и Леонтьев и даже Лайма Вайкуле, «которая три года назад подарила Сашке огромную собаку». Так всё время совпадало, что подарки «дарили» те артисты, песни которых безумно нравились Сашеньке.
Вдруг зазвенел телефон.
- Привет, Катюша! Это - пропажа! – из трубки послышался низкий мужской голос.
- Паша?! Бог мой, Пашка, негодник ты эдакий! Откуда? Каким ветром? – Катя сразу узнала голос брата Кирилла.
- Ругай меня, Катька, ругай подлого труса и предателя!
- Паш, не пугай меня так . Тебя пять лет не было ни видно, ни слышно. Ты когда с Людой развёлся, так сразу и пропал. Где ты?
- За дверью!
- ???
- Открывай, Катюшка, двери, или я тут на пороге устрою пикник с костром!
Катерина бросила трубку и выбежала в коридор. Распахнув дверь, женщина обнаружила на коврике огромного мужчину, стоящего на коленях с букетом белых гвоздик в зубах.
- Пашка, вставай! Не дай Бог упадёшь, я ж тебя не приподниму даже!
Катерина заливисто рассмеялась как в те времена, когда счастье было её повседневным состоянием.
Мужчина необычайно резво для своих ста двадцати килограммов поднялся, отряхнул чистые колени и сгрёб в охапку миниатюрную Катю.
- Бабуль, кто там? Санька проворно выскочил из комнаты и уткнулся носом в собственного дядю.
- Племяш мой драгоценный! – Павел освободил одну руку и подхватил мальца.
Уже через час «блудный дядя» рассказывал свою историю, сидя с Катериной на кухне.
- … круто мы с ней тогда поругались! Она после смерти Кирюхи меня к тебе жутко ревновала. Глупая баба! Вот я и психанул.
- И куда ты такой психованный подался? - Хмыкнула Катя, отхлебнув из бокала маленький глоток привезённого Павлом «заморского коньяка»
- Ещё лет десять об этом говорить нельзя. Одно только скажу: Людмила права была, когда меня к тебе так ревновала! Я ж не от неё ушёл! Я ж тебя обидеть боялся!
Время воистину лечит. Вот и воспоминания о муже уже не душат смертной петлёй. Да-а-а…
- Как ты тут с Александром справлялась?
- Я ему жизнью обязана, Паша! Так что это я за него держалась.
- Послушай, завтра рождество! Какой бы ты подарок хотела?
Катя задумалась. Нет, она не собиралась демонстрировать свою женскую независимость в паре с эмансипацией! Просто женщина хотела, чтобы подарок был со смыслом и пользой. Вдруг её лицо озарила улыбка.
- Паша! Сегодня и завтра у нас в городе гастролирует Кристина Орбакайте. Ты не представляешь, как Санечка её любит! Вот если бы ему попасть на концерт…
Катя не успела договорить, как Паша взял свой мобильный телефон и принялся набирать номер.
- Привет, Жоржик! Это Ладынский. Мне на сегодняшний концерт Орбакайте нужно три билета. Понимаю, но лучше максимально близко к сцене. Жду.
Не успела Катя сформулировать очередной вопрос, как зазвонила Пашина мобила:
- Так. Отлично! Жди у служебного!
- Паша, ущипни меня! – Не нашлась, что сказать Катерина.
- Сашка! Директор Кристины зовёт на сегодняшний концерт. Пойдём?
Мальчишка ворвался на кухню, с размаху оседлал дядюшку (как он ориентируется так безошибочно?) и звонко чмокнул его в щёку. На глаза богатыря навернулись слёзы. Паша обнял парнишку и глубоко вздохнул.
Концерт был потрясающим! Сашенька знал все песни Кристины! Он подпевал, пританцовывал и тем самым заслужил поцелуй своей любимой певицы, когда та во время исполнения своего хита «Там-тити-там» забежала в портер.
Счастьем светилось не только лицо мальчика, он весь излучал волшебное свечение! Чудо!
Время лечит, а терпение вознаграждается!
Катерина вкладывала в Александра всю свою добрую душу, и парень рос счастливым, добрым и великодушным мальчиком. С физической слепотой можно жить, но вот обладая душевной слепотой жить невозможно! Екатерина, будучи сильной, мудрой и терпеливой, научила своего ослепшего внука радоваться малому, любить жизнь, видеть душой и быть счастливым человеком.
А Сабина равнодушно смотрела на всё окружающее её розовое великолепие с бесконечной скукой и безразличием. Ничто не трогало безукоризненно-красивую куклу.
Сабина радоваться не умела. Бедная богатая Сабина!
Прекрасный святочный рассказ, жизнеутверждающий и позитивный, дающий силы делать добро.
С добром, Ольга
OlgaOlga
вт, 14/02/2012 - 23:16
Ольга)))) Вы правы: чтобы делать добро, нужны силы. Много силы))) Ведь добро - от души. А душа обязана трудиться)))
Спасибо Вам за участие в разговоре)))
Svest
ср, 15/02/2012 - 09:38
На хамов не обижаются. Акценты бы расставить по-другому...
Катерина могла пожать плечами и уйти из жизни этой надменной барыни, не взяв денег. Мастер должен себя ценить, в каком бы трудном материальном положении он не оказался. А особенно, когда на его мастерство спрос. :smile3:
surra
ср, 15/02/2012 - 07:43
Света)))
Можно было бы героине и картины продолжать писать. Можно было бы новую жизнь начать. У меня в жизни всяко было. И я знаю, что такое деньги. Не шальные, а последние)))
Гордость - хорошее качество в плену врага. В повседневной жизни - вряд ли...
Спасибо Вам за отклик!
Svest
ср, 15/02/2012 - 09:36
Я тоже порой работаю на дому и не от хорошей жизни, но посмел бы кто-нибудь онестись столь принебрежительно к моему труду и остаться после этого в списках моих клиентов. )))))))))))))))))))
surra
ср, 15/02/2012 - 09:46
Очень хорошо! Света, порой просто необходимо утрировать покорность, чтобы разбудить возмущение равнодушием))))
Svest
ср, 15/02/2012 - 21:23
Равнодушие наслаждается покорностью...
Знаете, как-то читала у психологов, что человек ассоциирует себя не с жертвой, а с агрессором. Вот что порой заставляет задуматься при чтении "рождественских" историй... :-(
surra
ср, 15/02/2012 - 21:54
У любого явления две стороны. И естественно человеку хотеть быть на выигрышной. В паре "жертва - агрессор" выигрышней агрессор. Жертвой быть печально)))
Svest
пт, 17/02/2012 - 10:12