Во все концы земли мели метели
Вдоль улицы, пронизанной ветрами,
Под взглядами сирот и стариков
Шли пленные нестройными рядами,
В папье-маше из тряпок и бинтов.
Во все концы земли мели метели…
Как трудно им давался каждый шаг,
А в душах и глазах заледенелых
Лишь безысходность и предсмертный страх.
Последняя верста… В Глубокой балке,
Которую «кровавой» назовут,
Голодные уже кружились галки...
До пира оставалось пять минут…
В стволах томились огненные стрелы…
И всматриваясь в жертвы со спины,
Сквозь рамки запорошенных прицелов,
Топтали снег прислуги Сатаны…
И две команды: «Ахтунг!... Следом: «Фойер!»
С терновника спугнули снегирей…
А где-то под Смоленском и в Ростове
Оборвались сердца у матерей…
Утихнет все… Свинцовые капели
Улягутся... И на поклонный крест
Сойдут снега и в одеяньях белых
В срок ангелы опустятся с небес…
А утром похоронят их старухи,
Поплачутся, помолятся в сердцах,
И вновь уйдут в метель и завируху
Победы дожидаться у крыльца…
Алекс, СПАСиБО Вам
это настоящее... это правда... это стихи...
Добра Вам и Света
Лыва
ср, 01/02/2012 - 17:59
Alex Ptica
ср, 01/02/2012 - 19:17
ЛЕСЯ
ср, 01/02/2012 - 18:23
Благодарю Вас Леся! Вчера в доме творчества один из участников самодеятельности, (а он с 30-го г.р.!) рассказал эту историю. Он был свидетелем тех событий. И вот к утру стихотворение было готово. Прочитал ему по телефону - Карпович плакал в трубку... А потом рассказал другую историю, не менее трогательную... Им есть что рассказать.
Alex Ptica
ср, 01/02/2012 - 19:23
spais
ср, 01/02/2012 - 19:26
Alex Ptica
ср, 01/02/2012 - 20:26
СПАСИБО!!!!!!!! С теплом, Мари
Merrisa
ср, 01/02/2012 - 20:28
А когда ухнут залпом "катюши", где-нибудь в Штутгарте или Мюнхене оборвутся сердца немецких матерей... Война - страшная месть матерям...
Саша Жан
ср, 01/02/2012 - 20:42
Alex Ptica
ср, 01/02/2012 - 21:21
"А в душах и глазах заледенелых
Лишь безысходность и предсмертный страх." - как-то не похоже на русского солдата глядящего смерти в лицо... Не находите? По прочтению Ваших, Алекс, творений у меня возникает некоторое неудобство в душе. Пока я ещё не могу точно сформулировать это ощущение, но вскоре видимо случится. Но стих хорош, конечно же, ровен, гладок, логичен...
с уважением - Андрей
Андрей Сутоцкий
ср, 01/02/2012 - 22:53
Они шли не на парад, а под конвоем на расстрел. Попробуйте представить себя на их месте. Я попытался... Мне стало страшно жутко...и это чувство я попытался передать в стихах. Из архива военных фотографий я поднял файлы с изображением военопленных. Всматриваясь в лица этих несчастных я не видел ни капли патриотизма. Кроме безысходности и горькой участи - ничего... Трудно и бесполезно писать без переживания... Карпович, свидетель этой жуткой истории, рассказывал: "На следующее утро побежал посмотреть на место расстрела. Пленные были припорошены снегом. Они были убиты в затылок. Струи крови напоминали замерзшие фонтаны... Мороз в ту зиму был крепким... С уважением, Алекс.
Alex Ptica
чт, 02/02/2012 - 01:26
Алекс! И здесь вмешаюсь! Все правильно! Это только в советской пропаганде наши ребята всегда с улыбкой на глазах встречали смерть! Мне тоже много рассказывали о войне. Так вот именно такими и были те ребята.Испуганные,замучанные,жалкие и голодные.Многие еще и раненные...Вот такими их и водили на расстрел...
толик
чт, 02/02/2012 - 13:18
патриотизм, национализм, любовь к Родине проявляются только в самых критических случаях и если этого не случается, или, скажем, нет вообще, то зачем тогда говорить о патриотизме, самопожертвовании, полной самоотдачи во имя высших ценностей. Страх в глазах человека цепляющегося за материальный мир, боящийся его потерять... Но смерть, как Вы знаете, неизбежна. Люди прошлых веков это хорошо чувствовали и знали. За правое дело - не страшно и голову сложить... Потому и государство было крепким, могучим, а от сюда и культурный, духовный рост граждан этой страны. А сейчас такие времена, что надо бы все силы направить на воспитание этих патриотических чувств, национальной гордости. С уважением - Андрей
Андрей Сутоцкий
чт, 02/02/2012 - 19:58
Андрей! Ну, разве же это не воспитание молодежи, которая, например,проповедует идеи национализма? Бравые молодчики жаждут войну.Вот пусть почитают и может увидят войну и с другой стороны.С ними панькаться тоже не будут.Это первое. а во вторых, реализм все же лучше обмана! Я не думаю, что это был не подвиг тех ребят, которых испуганных, с обреченными взглядами вели на расстрел.Они не стали предателями! Иначе бы жили! Геройство не только в криках УРА! Геройство, где каждый человек делает свое дело хорошо и преступает страх во имя идеи, в которую верит...
толик
чт, 02/02/2012 - 20:47
говорить за тех, кого уже нет в живых - безнравственно и легкомысленно;
национализм не путайте пожалуйста с нацизмом; а реализм в поэзии выглядит как-то непоэтично... В каждом правиле есть свои исключения и не стоит их делать основополагающими
Андрей Сутоцкий
чт, 02/02/2012 - 22:35
SLL
чт, 02/02/2012 - 00:43
Спасибо, Леонид! Просто жил среди героев и в семье солдата, дошедшего до Берлина. Отец пытался писать стихи, но образование (6 кл) тормозило. Ко мне попали так же дневники воспоминаний моих земляков, участников той войны. Жить в селе - значит знать практически все друг о друге. И я с самого детства подпитывался рассказами о войне. Есть много других интересных тем, но время от времени буду обращаться к этой. Это святая тема. Мы все перед ними в долгу.
Alex Ptica
чт, 02/02/2012 - 01:38
Да, Александр, Вы правы - тема святая и неисчерпаемая во всех аспектах и вам суждено её освещать по мере возможности...
Всяческих благ и успехов Вам на этом поприще и во всей жизни!..
SLL
чт, 02/02/2012 - 20:08
Здравствуй, Алекс.
Тема стихотворения такая, что, действительно, всякий, высказывая критические замечания в его адрес, рискует.
Тем не менее, надеюсь, Алекс, не сочтёшь мои ниже заметки придиркой.
"Папье-маше" в третьей строке - вроде бы, авторская находка и, на первый взгляд, очень удачная, я признаю точность этого сравнения, но, задумавшись, почувствовал его чужеродность тексту стихотворения, потому что в образе наших военнопленных появилась "французская" примесь. То есть образ стал напоминать о пленённых солдатах Наполеона, а это сравнение в корне не верно!!!
Странным показалось созвучие пятой строки с Пастернаковской
"Мело, мело по всей земле Во все пределы", возможно, здесь и есть мною не разгаданный авторский замысел.
"В Глубокой балке ... кружились галки" - считаю неудачным предлог.
"В стволах томились огненные стрелы…
И всматриваясь в жертвы со спины" - я всё же больше склонен верить в образ наших военнопленных, принимающих смерть лицом.
"прислуги Сатаны" - мне кажется странным или опечаткой мн. число слова "прислуга", а "Сатана" - употреблённым скорее для рифмы, чем смысла.
"...в одеяньях белых
в срок ангелы опустятся с небес…
А утром похоронят их старухи" здесь не могу не заметить, что по тексту старухи хоронят "опущенных" ангелов, увы...
Алекс, с уважением и добрыми пожеланиями, А.Н.
Vilkomir
чт, 02/02/2012 - 02:47
Доброй ночи, Анатолий! Если Вы здесь, значит Вас задело. Сему факту я, бесконечно, рад. Спасибо за замечания.
В стихах я умышленно ухожу от слов смерть, пуля, фашист, убить, ненависть и т.д. находя им достойную альтернативу. Отсюда и «огненные стрелы» и «прислуги Сатаны». Сатана, отнюдь не положительный герой. Изначально была, на мой взгляд удачная строка «Насмерть напугали снегирей», но из-за слова «насмерть» пришлось отказаться.
Мне известно происхождение слова «папье-маше». В начале колебался в верности его выбора. Посоветовавшись с моим замечательным другом журналистом, решил оставить его на прежнем месте. Более удачной находки пока не вижу. Разве мало иностранных слов в нашем обиходе? Согласен с той мыслью, что если бы это касалось французов, попадание было бы сто процентным…Рифма "балка–галка" банальная. Согласен. Но ведь это факт. Факт то, что пленных действительно вели в балку и над ними действительно кружились вездесущие санитары полей птицы рода воронов – галки. (Википедия).
На счет созвучия строк. В своей практике не единожды встречался с подобным фактом. Что в поэзии, что в музыке. В сущности поэзия стоит на месте. И больше напоминает топтание-перепевание на месте. А по сему, я открываю что-то новое именно для себя, а не для кого-то. От железной и до медной эпохи практически все сказано. В своем духовном развитии человечество поймало клин, отсюда и все вытекающие. Моя цель – высказаться за отца, за моих земляков, которым это уже не под силу… Если я этим занимаюсь, значит это кому-то надо.
На счет «со спины». В хронике часто проскакивают жуткие кадры, где люди перед смертью стоят лицом к траншее… Повторюсь, со слов Карповича, «стреляли в затылок»… Я не утверждаю о массовых убийствах, а лишь описываю частный случай...
На счет ангелов. Мы догадываемся, для какой цели они к нам приходят. На то и существует подтекст, чтобы дать возможность для раздумий читателю. Для них ведь тоже нужна работа… С теплом и уважением, Алекс.
Alex Ptica
чт, 02/02/2012 - 09:34
Алекс, простите, что вмешиваюсь в ваш диалог, но вспомнился Шекспир с его ремейками старых сюжетов... Адаптация была, есть и будет... Важно, конечно, учитывать существующие правила, одобренные искусствоведами... но важне всего то восприятие зрителя, читателя, слушателя, которое возникает при живом процессе участия, а не в тиши заумных, учёных кабинетов...
Слова со временем становятся своими... русскими, - независио от их происхождения, и в них важен тот ассоциативный эмоциональный посыл и восприятие этого посыла... А тут одно из двух: работает- не работает... У Вас, уважаемый Александр, сработало и очень мощно.
Творческих Вам удач и
Добра и Света
ещё раз
СПАСиБО
Лыва
чт, 02/02/2012 - 09:54
А я тебе больше скажу, Алекс! Если бы критик твой смог бы хотя бы в два раза хуже написать, чем сделал это ты - это бы было для него большущее достижение!Очень хорошие и правильные стихи! Кому здесь непонятна смерть молодых ребят? Кому непонятно, что старушки их и похоронят? Да только тому, кто не видит главного, а ищет хоть что - то чтобы испортить произведение! Но все равно ему это не удалось! Очень здорово! Жму тебе руку! :santa3: :tree: :snowman2:
толик
чт, 02/02/2012 - 13:12
Доброе утро, Алекс...
Я не верю в случайности.
Прочитал ваш комментарий под этим стихотворением, почему-то адресованный мне. Не могу его признать ответом на сделанные мной заметки по сути. Перебирать и разжёвывать ещё раз смысла не вижу.
с уважением, А.Н.
Vilkomir
чт, 02/02/2012 - 11:28
Анатолий, пережевывать не нужно, зубы есть свои и совесть тоже в порядке. Я ценю Ваше мнение, но мне также не безразлично и мнение других участников нашего сайта. А они далеко не глупые люди. Опираясь на свои укоренившиеся устои, остаюсь на прежних позициях. С уважением, Алекс.
Alex Ptica
чт, 02/02/2012 - 15:00
"каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит,так и пишет,
не стараясь угодить..."
Vilkomir
пт, 03/02/2012 - 02:38
толик
чт, 02/02/2012 - 13:20
Alex Ptica
чт, 02/02/2012 - 15:01
Коровёнков
чт, 02/02/2012 - 16:45
Alex Ptica
чт, 02/02/2012 - 22:49
Очень, очень сильно!
DiniX
вт, 07/02/2012 - 00:34
Alex Ptica
вт, 07/02/2012 - 20:32
ninizm
чт, 09/02/2012 - 03:09
Alex Ptica
чт, 09/02/2012 - 10:00