Долой стыд, свободу порокам
Диалог
На выходе с рынка встретились два приятеля среднего возраста. Один - высокий в кожаной куртке на молнии, другой коренастый в очках,
- Ба-а, Валерий Михайлович!- радостным баском воскликнул высокий. - Сколько лет, сколько зим!…
-Здравствуйте, Здравствуйте, Олег Анатольевич,- широко улыбаясь, но сдержанно ответил коренастый. Обменявшись рукопожатием, они отошли в сторону с прохода.
-Вот так встреча!- возбуждённо продолжал высокий. - А когда мы с вами последний раз виделись?
- По-моему, где-то, в конце перестройки. И кажется, в театре.
-Да, да. Вроде, так. И что мы тогда смотрели?
- Если не ошибаюсь, «Бешеные деньги» Островского.
-Ну вот, а теперь встретились на рынке. И через столько лет! Кто бы мог подумать.
-Ничего удивительного. Рынок нам теперь заменяет и театры, и филармонии, и библиотеки, и выставочные залы,- в голосе коренастого прозвучала нотка досады.- А ведь древние греки были
.умнее нас: выносили свои рынки за черту города, дабы их граждане не могли заразиться жаждой наживы и другими порочными действиями. Зато мы теперь празднуем их, опустившись до бордюра. Даже луну сделали предметом купли-продажи.
-Ха-ха – весело рассмеялся высокий.- Ну почему бы и не пошутить, тем, кто обладает такими возможностями. Это и есть отличительная черта нашей цивилизации, где свобода определяет желания и возможности каждой личности.
-Хороши шутки! Большая часть населения земли голодает, а шутники купаются в роскоши и не знают – куда девать деньги.
-Ничего не поделаешь. Так устроена человеческая психология. Кто сумел занять место под солнцем, тот и заказывает музыку.
-Очень весёлая музыка. С этой музыкой переписаны все морально-нравственные, духовные ноты. Искусство превратили в сплошной бардак, где представляется и смакуется обнажённая пошлость. Даже классику подвергли экспериментам по Фрейду. «Толстого», «Чехова», «Островского» раздели наголо!
- Но, Валерий Михайлович! Меняются времена, меняются и вкусы. Я думаю, это просто, ваш консерватизм не даёт вам возможности освободиться от застарелого академизма, что часто бывает со здравомыслящими людьми на переходных этапах эпох. Вам непривычно видеть новые открытия, освобождённые от прежних условностей. Вот и воспринимаются вами художественные опыты над классикой чем-то кощунственным. Сегодня, действительно, диктуют рыночные отношения, расширяют рамки утилитарной эстетики и нового творческого подхода, вообще, к искусству. Поэтому и классика может быть пересмотрена согласно этой новой, свободной антиидеологической культуры..
-Пардон! Бездуховной культуры! Культуры, которая олицетворяет безответственную, пустую, анархо-эмоциональную возню, не имеющую ничего общего с эстетической культурой. Что значит, классика может быть пересмотрена? Ведь классика на то и классика, что не подлежит никаким ревизиям. Это глубоко безнравственно, цинично!
-И однако, как бы вы не хотели,- убедительно продолжал высокий,- но образы созданные классикой, согласно движению и изменению форм жизни вполне могут быть сегодня подвержены художественно-психологическим экспериментам, расширению и углублению понимания моральных ценностей между прошлым и будущим, между женщиной и мужчиной в поисках той самой вечно ускользающей истины. Ранее стыдливо запретная сексуальная тема в искусстве сегодня обрела полную свободу, С классических образов теперь сдёрнута ханжеская тога, скроенная из обветшалой христианской морали.
-Браво! Долой стыд, свободу – порокам! Так и вижу, как Наташа Ростова сдёрнула с себя эту тогу и обнажённая до гола тянет к себе в постель, тоже, в чём мать родила Андрея Волконского!
- Ха…иронизируете?
-Да Бог с вами! Понимаете, Олег Анатольевич, даже ставить в один ряд чистоту классических образов с откровенным эротоблудием - это мерзко, грязно, отвратительно,
- Милый Валерий Михайлович, я, всё-таки, продолжу. Ведь мы уже живём в двадцать первом веке, и, как бы вы не хотели, в мире произошла так называемая сексуальная революция, которая и разрушила тот стереотип морали и освободила человека от стыдливого закрепощения эротические инстинкты. Поэтому и искусство может экспериментировать эту тему, насколько позволяет ему его свободный полёт фантазии, исходящей из тех же требований общества. Или, как говорят, спрос рождает предложение.
- Увы, батенька мой! Вы глубоко заблуждаетесь. В этом мире сегодня предложение рождает спрос, ибо прибыль монополистов зависит от их успешных предложений; эти предложения и формируют вкус, потребительскую психологию общества и рождает спрос, проводником которого служит вездесущая реклама. А по поводу этой вашей, извините, сексуальной революции… вы и сами отлично знаете, что это самое элементарное банкротство общечеловеческих ценностей, за которым хлынул грязный поток низменных страстей и пороков! Даже древние это понимали. Вспомните Сократа, который говорил, что добродетели можно и нужно учить, ибо пороки человека происходят от незнания, невежества. Это значит, незнание, невежество сегодня очень выгодны современным монополистам. От невежества и произошла эта ваша сексуальная революция. И по поводу стыда, вы тоже глубоко ошибаетесь, считаете его плодом христианской морали.
Если вы забыли, то я напомню вам Платона, который в одном из своих мифов рассказывает о том, чтобы помочь людям, Прометей украл у бога-кузнеца огонь у Афины - мудрость, и подарил людям. Но люди по-прежнему не могли жить нормально, продолжали гибнуть в борьбе со зверьем, стихиями, так как не умели жить обществом. И тогда вмешался бог-громовержец Зевс. Решил, что могут погибнуть на земле все люди, и внёс среди них стыд и правду, чтобы они служили украшением городов и дружеским связям, все должны обучаться этому искусству и в совершенстве владеть им. А кто не может приучить себя к Стыду и Правде, того нужно уничтожать, как язву общества! А вспомните историю,- какое целомудренное восхищение вызывало у тех же древних греков обнажённое человеческое тело и вдохновляло художников, скульпторов на создание эстетически-высочайших произведений искусства, которые одухотворяли их граждан, открывали им истины жизни, достоинства, благородства, добра, красоты. Аристотель, например, утверждал, что эстетическое воспитание человека имеет огромное значение, так как эстетические принципы распространяются на этические и тем самым возвеличивают человека, поднимают его над грубыми природными инстинктами. А также и художники эпохи Возрождения в изображении человеческого тела стремились подчеркнуть, прежде всего, духовную красоту, поэтическую гармонию. Но с развитием рыночной системы, с него сдёрнули утончённое природное покрывало, и все коммуникационные средства, театры, кино, телевиденье, литература, реклама, представляют нам теперь его с плотской, эротической стороны - как предмет зоологического пользования, как товар широкого животного потребления. Таинство любви с постелью эротических игр двух влюблённых вынесли из-за полога страстной нежной ночи на грубый белый свет и уровняла с грязным проходным двором. На Западе сегодня даже среди святых отцов наблюдается пересмотр христианских принципов. Сдёрнув с себя эту священную тогу свободно развлекаются гомосексуализмом, педофилией, садо-мазохизмом и прочими содомскими забавами. Запад даже гордится сегодня такими правами, как бракосочетание однополых. Теперь и мы можем похвастать подобными достижениями. Одним словом, скоро эти свободные демократы будут совокупляться прямо на тротуаре, под
ногами прохожих. Ну, что скажете, Олег Анатольевич? Происходит поиск ускользающей истины, которая открывает путь к размножению одноклеточных? Но эта истина на Западе уже найдена. Землю давно заполонили двуногие одноклеточные. Понимаете…
Высокий засуетился, глянул по сторонам, потом – на часы и быстро, скороговоркой проговорил:
-Ой, Валерий Михайлович! Так время летит. Вы уж меня извините. Жму вашу руку, привет семье, пока!
- Спасибо. Вашей – тоже,- растерянно пожимая плечами, ответил коренастый...…
Донецк 2011
Ого! Как атмосфера выхода с рынка стимулирует мозговую деятельность в теме этики и трансформации извечного "Что делать?" в "Кто виноват?"
Думаю, два персонажа здесь лишние. Достаточно было бы оформить как статью. Статья на больную тему. Тема поднимается, поднимается, а культура и ныне там. В яме. Которую успешно и поспешно засыпают...
Саша Жан
ср, 01/02/2012 - 11:00
Дорогой Саша Жан, Вы очевидно, читаете только статьи, и никогда не уделяли своего драгоценного времени художественной литературе, поэтому и сделали такой вывод. В этом диалоге представлены два характера со своими взглядами на жизнь и культуру.
Vsevolod
чт, 29/03/2012 - 11:15