Голод
«Я прихожу на работу в восемь тридцать утра, включаю компьютер, включаю ICQ1, проверяю почту, запускаю броузер просматриваю два-три новостных портала, возможно, оставляю несколько комментариев, открываю ICQ перекидываюсь с коллегами-друзьями-близкими (с теми, кто в списке контактов2) общими фразами — ничего нового, быстро надоедает — вру, что дел по горло, закрываю ICQ, проверяю корпоративную почту, проверяю домашнюю почту, проверяю нет ли ответов на мои комментарии к новостям, если есть — отвечаю на них, открываю ICQ поиск — ищу по ключевому слову «ангел», добавляю в контакт лист, знакомлюсь, открываю любимый форум, читаю новые темы, отвечаю на них, отвечаю на прошлые комментарии, переключаюсь в окно почтовика (почта проверяется автоматически каждые 2 минуты), сортирую письма, удаляю спам3, отвечаю на одно личное письмо, стираю, не читая, письмо начальника, проверяю нет ли новых новостей и комментариев к ним, что-то случилось — у одной новости более 200 комментариев, не читая перехожу сразу к комментариям, судя по комментариям политики опять сглупили, что-то связанное с пенсионерами и льготами, оставляю язвительный отзыв, потом ещё один — под другим псевдонимом — у меня много разных псевдонимов, два часа дня — время обеда, с коллегами в столовой обсуждаем новости, ем картофельное пюре с котлетами, от пюре немного подташнивает — запиваю кислым кефиром — тошнота отходит, в курительной комнате — кофе из автомата, выкуриваю пару сигарет марки «Camel» (ха-ха! Camel — выбор советской разведки), всё в дыму, Николай рассказывает политический ядовитый анекдот, Иннокентий показывает свой новый мобильный телефон, по функциональности превосходящий многие КПК4, «боже, как это обрыдло, почему они такие пустые» — думаю про себя, возвращаюсь в комнату, проверяю домашнюю почту, закрываю корпоративную почту — все равно один спам, перечитываю новости, пишу комментарии, один из них хулиганский, «когда-нибудь нам поставят корпоративный бан», возвращаюсь в ICQ, нахожу человека с которым познакомился утром, пишу какую-то глупость, чувствую непомерную духовную близость, мы буквально отгадываем мысли друг друга, или мне хочется это видеть? или никакой близости и нет вовсе? после первого часа общения — спад — всегда одинаково — незнакомый человек, предвосхищение, активное общение, каждый ищет в другом отражение себя, только себя, спад — разочарование от неоправданных ожиданий — грусть — опять вру, что надо бежать на совещание, тупо смотрю в контакт лист ICQ — «not available», «online», «away», «invisible»5, тупо смотрю на комментарии к новостям, обновляю страницу каждые пять секунд — жду новые комментарии, смотрю на конверт в правом верхнем углу монитора — «0 new messages in your inbox», включаю google6 — на главной странице ёлка — да, скоро новый год, набираю «знакомства», открываю с десяток сайтов, смотрю анкеты с фотографиями, читаю раздел «о себе», с грохотом закрываю — всё не то, совсем не то, нажимаю со злостью «reset»7, иду курить, на обратном пути захожу в туалет, долго, если не сказать чванливо, мочусь, смотрю в зеркало, долго и пафосно намыливаю руки, тщательно смываю пену, тщательно вытираюсь одноразовыми полотенцами, кидаю в одноразовый мусорник, снова сдавливает тошнота, возвращаюсь в офис, открываю несколько контактов из ICQ и несколько закладок броузера8, помеченных как «прочитать срочно!», чатаюсь9 с контактами, с каждым разом всё хуже — после десяти реплик перехожу на одни лишь смайлики — посылаю разные смайлики, чудесные смайлики, прекрасные смайлики! остались одни эмоции — слова закончились, но я ощущаю людей в сетке, таких же как я, ждущих электрописем, коротких сообщений, комментариев, людей, алчущих хоть какого-нибудь подтверждения своего существования, впитываю новые комментарии, отвечаю на сообщения внутреннего мессенджера, закрываю все окна, смотрю на обои на рабочем столе и на мигающий значок ICQ, пять часов — пора домой.»
Вам это не знакомо? Лень и безделье? Отсутствие корпоративной/экзистенциальной мотивации и внутренней дисциплины? Вы пока просто не в теме, вы не на проводе, не онлайн, но это лишь дело времени, дело доступности сети. Вы необратимо обречены стать подключённым: рабочий компьютер, домашний компьютер, мобильный телефон, различные карманные компьютеры — от сети никуда не спрятаться, сеть — это скоростной хайвэй, обмен информации в условиях современных формаций происходит на бешеной скорости, титр «скорей и быстро» становится как никогда своевременным: мы должны знать последние котировки акций, мы требуем различия курсов валют на токийской и нью-йоркской биржах, мы должны быть в курсе политических событий, чтобы предсказывать завтра, мы должны быть актуальными, мы должны быть современными каждую секунду, чтобы оставаться конкурентоспособными в тотально глобализированном мире — либо ты быстрый, либо ты мёртвый. Сеть — это неизбежность.
Но готов ли человек к встрече с этой неизбежностью?
Приведённый в вначале отрывок — является отрывком из жизни обычного банковского клерка, в нём нет ничего сюрреалистического, никакого утрирования, голое перечисление фактов, поместите этот отрывок на любом интернет форуме — вы получите обратную связь в виде ответов/комментариев — «всё так и есть», «в точку...», «иногда получается поработать, но редко». Что — это: тенденция предрасположенных людей или популярная обусловленность подключения?
Как одну из причин можно назвать так называемый дефицит общения — в режиме глобализации реальное общение, с одной стороны, упрощается, сводясь к разговорам в курилке, совместному молчаливому просмотру телевизора; с другой стороны, неотступно преследует фрустрация дифферентности между ограниченным реальным общением и безграничным виртуальным.
Сетевое общение имеет несколько коренных отличий от реального:
*
В реальности наш хабитат строго лимитирован и предопределён — коллеги по работе (курилка разговоры, скучные разговоры о работе, погоде, корпоративных событиях), домашние дома (молчаливый просмотр телевизора), друзья в пабах (выберите другое место по усмотрению). В сети отсутствуют всяческие границы (кроме языковых — да и то — знания английского вполне хватает как универсального lingua franca), мы можем общаться с человеком с любой точки земли. С человеком, которого никогда не видим и никогда не увидим. О чём мы можем говорить с незнакомым человеком? О чём угодно — тем будет предостаточно, только однажды, когда пройдёт год (месяц, час) подобного общения мы понимаем пустоту абсурдность и бессмысленность подобной коммуникации, ведь казалось бы прообщавшись с виртуалом достаточно долго мы обнаруживаем, что всё, что нам известно о человеке — это его псевдоним, его идентификатор и наш идентификатор отличающий нас от остальной сети. Пустота. Естественно бывают исключения, подтверждающие общие правила, однако как будет показано ниже подобные исключения вовсе не являются противоречащими. Цикл реальности «дома-работа-дом» дивергирует, голод реального общения, призрачное богатство виртуального постепенно вынуждает нас всё больше и больше находится подключённым, новый день — новый человек, вчерашний заносится в ignore list10, как не проходящий по внутреннему ментальному фильтру ценностей.
*
В реальности мы подстраиваемся под среду, она — среда — детерминирует нас, всё, что нам остаётся это принять и смириться с данностью. Признать ущербность, недостаточность собственной личности — социальную, физическую, духовную. В виртуале наоборот — мы сами задаём эту данность, создаём бренд себя — самостройки, снимаем строгие лимиты реальной жизни — хочешь быть японской школьницей 15 лет от роду — будь ей, если сможешь создать правдоподобный образ, убедить таких же как ты в своей реальности. Происходит конфликт диаметральности трансформируемого и трансформатора. В сети наступает апогея фрейдовского «мы есть наши желания».
Сильнейшее расщепление между желаемым и действительным влечёт за собой неудовлетворенность и угнетённость реальностью, которую мы рассматриваем уже как клетку, сравнивая её с огромным сетевым полем; в подобной ситуации наступает кризис. Фрейд называл первостепенной задачей психоанализа сближение/единение желаемого и действительного, сеть же выступает в роли катализатора подобного личностного разделения, но денотационно сетевое общение является лишь паразитическим симулякром и следствием, а не причиной подключения и пропадания в нём. Именно поэтому функциональные коммуникации не могут рассматриваться как исключения в виду того, что общение не является и не может являться причиной . Общение — вторичная субстанция, которая может служить оправданием нашего погружения в подключение.
Несколько комментариев подключенных на описание жизни банковского клерка:
«Да, возможно. Те, кто не онлайн списывают это не лень и безделье. они просто не в теме. ты пишешь, тебе отвечают, но все это в сущности ни о чем, ничего не дает, но ты все равно пишут и тебе отвечают. не знаю, какие у этого причины, но не нехватка общения, не в общем. Общение-то есть, но оно не дает того, чего хочешь получить, какие-то эмоции, ощущения. как-то фальшиво все выглядит»
«Дни стали какими-то одинаковыми, скучными. Действительно — общение via inet — фальшивка: невозможно передать интонацию речи и эмоции, а банальные «:) :( :] :[ 8-0 %-)» и т.д. стали настолько стандартными, что некоторые собеседники к каждой фразе лепят «:)))» не понимая что это означает. Появляется ожидание, длительное, тягомотное, и часто неоправданное. Еще когда у меня не было инет-а, я такого не замечал»
«Вот сижу сейчас и каждые 10 сек нажимаю F5. Глаз ищет новые комментарии. Да. Два года назад ЛОР был другим. Я тоже был другим»
Это ли не лучшее подтверждение иллюзорности модели сетевого общения?
Подводя итог приведу цитату своего друга Бориса (я никогда не видел его, не знаю, кто он, чем занимается, мы познакомились в комментариях):
«Мне кажется порой, что все ушли, то есть остались фактически не люди, а имена: Садако, Студент и Секс-Инструмент»
Если проблема не в недостатке общения, то в чём?
Виктор Франкл — основатель экзистенциального анализа вводит такое понятие, как «экзистенциальная фрустрация», за более подробным описанием обратитесь к его книгам «Человек в поисках смысла» и «Психотерапия на практике», если же бесконечно упростить его теорию, то получается следующее: человек теряет смысл жизни и это ощущение бессмысленного существования и есть экзистенциальная фрустрация. Архизадачей человека Франкл считает обретение своей уникальной осмысленности в первую очередь за счёт осознания ответственности перед собой и обществом.
Проведём параллель с подключением.
В эпоху глобализации, любая персональная идентификация безнадёжно стирается в общем потоке символического взаимообмена (подробнее см.: Жан Бодрийяр «Символический обмен и смерть»), субъект обезличивается и обесценивается — субъект взаимозаменяем, исчезает всяческая дифференциация. Субъект ощущает экзистенциальную фрустрацию, одиночество и, в конце концов, субъект теряет доказательства собственного существования , теряет чувство смысла — фундаментальность экзистенции.
Субъект нуждается во внешнем, стороннем подтверждении своего бытия — реальность становится неспособной к удовлетворению этой потребности, реальность слишком поглощена собой, как общим, огромным дышащим и пышущим телом, занятым решением собственных глобальных проблем, чтобы уделять внимание отдельному индивидууму, реальности нет дела и времени до отдельных личностей. Как альтернатива реальности выступает виртуал
Общение онлайн (ICQ, IRC), комментарии к новостям, общение в форумах, ведение блогов11 — всё лишь ради того, чтобы доказать себе первично и окружающим вторично, что ты есть, что ты существуешь. Сообщение рассматривается как след, эффективность следа прямо-пропорциональна обратной связи на этот след, потому зачастую след бывает провокационным и деструктивным — чтобы вызвать максимальную отдачу.
Наступает голод экзистенциализма.
В качестве демонстрации несколько любопытных казусов.
Первый пример — один молодой человек, студент Баумановки опубликовал в своём Живом Журнале12 фотографии, которые он с друзьями нащёлкал на выходных при помощи мобильного телефона привожу подписи к фотографиям:
Александр и я на фоне попы
Александр, член Анатолия и член мой
Член Анатолия в моем рту
Анатолий, я и Даша сидим на диване
Бумер13
Я сосусь с Юрой
Собрание накуренных телефонов, они общаются
Я пью алкоголь
Я и Александр — «пацанская фотка»
Даша целуется со мной
Счастливые глаза
Счастье
Утро, грусть
Бык в институте
Еще раз сосу
Юра в метро Отрадное
Моя сестра курит сигарету и говорит по телефону
Алиса курит Беломор
Мой отец на фоне раковины
Моя мама
Бывшая одноклассница Оля Манухова
Смерть пришла
Еще одна смерть
Киборг-мутант
Бывший одноклассник Сергей Хмурин
Я, счастливый, смотрю в монитор
Бывший одноклассник Александр Островский
Стандартный обед в МГТУ им. Баумана (большой рассольник, две порции риса, рыбный биточек с лимоном и сыром, сок)
Несмотря на плохое качество, фотографии отображали суть своих подписей. За один день это сообщение обошло весь российский интернет и собрало около 200 комментариев (в контексте Живого Журнала это очень много). Списывать на извращённость молодого человека? Отсутствие стыда? Желание показать свою испорченность? Нет и ещё раз нет... Парень хотел получить отзыв, он прекрасно понимал, что его сообщение вызовет лавину негативных эмоций, что его будут унижать, угрожать, но, тем не менее, он публикует, он вызывает протест общества, разрушает общественные ценности с одной лишь целью — получить доказательства своего бытия в виде пусть и негативных, но отзывов, он удовлетворил недостаток обратной связи. Удовлетворил свой Голод.
Другое явление. Движение «падонкофф» и их ответвление «перваков». Перваки действуют в комментариях. Пример подобных комментариев (приводится литераризированный вариант подобного общения):
Первый!
Второй и всё!
КГ/АМ. Тема полового сношения не раскрыта.
Автор жжот!
Креатив не читал, но судя комментам отстой! ЗЫ Комментарии рулят
Автор, пиши ещё!
Да, проще всего списать подобные комментарии на хулиганство, однако и хулиганство имеет право на мотив, предпосылку, хулиганство без мотива — психопатия. По сути перваки — являются эталоном, доказывающим полнейшее обесценивание сетевого общения, усмешку/оскал/слёзы над ним — медиа и сообщение сливаются и отодвигаются на второй план, ведущей интенцией становится «комментарий ради комментария», как подтверждение своего бытия. Общение (продукт субъекта) как и сам субъект взаимозаменяемо. Власть символической взаимообмена.
Ты получаешь комментарий, а значит существуешь.
Ты получаешь ответ на свой комментарий, и значит существуешь.
Обратная связь = бытие.
Нет, я не луддит, я не призываю отказываться от сети — все равно это бесполезно, я просто хочу, чтобы вы осознавали, ведь осознание — пожалуй, единственное, что способно хоть как-то бороться с обструкционистическим дискурсом.
1ICQ — популярная служба онлайн общение. Общение происходит один на один, в виде диалога. Каждому пользователю присваивается свой уникальный номер. Подробнее: http://www.icq.com
2Список контактов (contact list) — адресная книга ICQ, содержащая людей, с которыми происходит общение
3Несанкционированная почта, обычно назойливые рекламные объявления
4Карманный персональный компьютер
5Возможные состояния пользователя, подключённого к ICQ: «не доступен», «на проводе», «отошёл», «невидимка» — соответственно
6http://www.google.com — самая популярный поисковик
7«Сброс» — эта кнопка перезагружает компьютер
8Броузер (browser) — специальная программа для просмотра WWW (примеры: internet explorer, mozilla firefox, opera)
9От английского «chat» — болтать
10Список пользователей, которым запрещено общаться с пользователем (ICQ)
11Blog — онлайн дневник
12Живой Журнал — LiveJournal (http://www.livejounal.com) — онлайн служба, которая даёт возможность каждому желающему вести свой онлайн дневник
13Автомобиль марки BMW
Интереснейшая статья.Но, не достаточная.Мне кажется, что все сложнее.
OVSO
пт, 27/05/2005 - 17:43