ПРИТЧА О МАЛОДУШНОМ ЧЕЛОВЕКЕ, КОТОРЫЙ, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ВСЕ ...
1.
Один человек был слаб духом, но также, как и другие люди на земле, хотел попасть в рай.
Он слышал, что только праведные люди могут попасть в рай, но у него не хватало сил быть до конца праведным, и все же он надеялся, что сможет попасть в рай.
Для того, чтобы попасть в рай, человек, живущий под взором Божьим, ходящий по Божьей земле, должен соблюдать все церковные обряды, регулярно соблюдать посты, ежедневно мо-литься, чтить отцов церкви и делать все, что написано в святом писании.
"Но ведь другие люди, - думал этот человек, - не всегда молятся, когда это нужно, и не всегда соблюдают пост, когда это требуется, да и не так уж регулярно посещают церковь. Неужели я хуже других?"
Говорят, что святые люди, мученики годами жили в пещерах, неделями ничего не ели, а питались только корнями деревьев и ключевой водой и целые часы просиживали за молитвой. С момента своего отступления от мирской жизни и вплоть до самой своей смерти они вели аскетический образ жизни.
"Да, такие люди, действительно заслужили свое прощение. И наверно теперь они уже отдыхают в раю под каким-нибудь чудесным деревом, дающим необыкновенные плоды. ... Но правда ли все это? Действительно ли существовали эти, так называемые великомученики?... И все-таки хорошо бы попасть в рай…"
Так думал человек, который был слаб духом.
Однажды малодушный человек отсиживал в маленькой церк-вушке утреню. И от священника он услышал слова, которые показа-лись ему интересными. Священник сказал, что добрый поступок при-ближает человека к Богу сильнее всякой аскезы.
В тот же день человек, которому не хватало крепости духа, решил, что отныне он будет делать только добрые дела. Так наверное он скорее всего попадет в рай.
Однако, терпение малодушного человека не безгранично. Да и, в конце концов, у всего есть предел, даже у доброжелательства.
И человек, чей склад души не позволял ему заниматься чем-то слишком долго, скоро перестал заниматься исключительно добрыми делами, и ограничился только тем, что стал подавать милостыню беднякам.
"Возможно, - думал он, - и этого будет вполне достаточно для того, чтобы попасть рай"
2.
Иногда в жизни малодушного человека наступали такие моменты, когда он оставался один, предоставленный самому себе, и не знал, чем он мог бы занять себя, чтобы ему не было скучно. В такие моменты в голову малодушного человека часто приходили разные мысли. Некоторые из этих мыслей были посвящены райской жизни.
И вот в один из таких моментов малодушному человеку пришла в голову следующая мысль, показавшаяся ему весьма интересной. Он подумал: "А что, если в раю существует несколько уровней или этажей? Каждый из этих уровней вмещает в себя людей по степени их устремленности в течение земной жизни к раю. Так, самый верхний уровень, тот, что приближен сильнее всего к Богу, вмещает в себя великомучеников и святых отцов; потом, уровнем ниже идут люди, славящиеся своими добрыми делами; потом... и так далее, и наверное, в конце концов, там найдется местечко и для меня. Ведь мне многого-то и не надо. Так, деревья, трава, солнышко, что поесть. Это ведь немного. И даже, мне кажется, вполне приемлемо для таких, как я..."
Вот такая замечательная мысль пришла в малодушную голову слабого человека. Прекрасная мысль! И как она приятна была душе. Уж не была ли она ниспослана ему самим Богом? А может, это было самое откровение? Разве и он неспособен на него?...
3.
Так тянулась жизнь слабого духом человека. Она была спокойна и размеренна. И не было в ней больших горестей, как никогда и не было, впрочем, больших радостей.
Но вот настало время, и пришла к малодушному человеку смерть. Едва завидев приближающуюся к нему смерть, слабый духом человек взволнованно спросил:
- Куда поведешь ты меня, смерть?
И смерть спокойным голосом ответила:
- А куда бы ты сам хотел пойти?
Этот ответ смерти чрезвычайно смутил слабого духом че-ловека, ведь он ожидал, что у него никто не будет спрашивать его собственное мнение.
После довольно долгого колебания, испытывая необычайные угрызения совести, но стараясь при этом держаться как можно более спокойно и уверенно, малодушный человек ответил, что желает, если это, конечно, возможно и не вызовет никаких осложнений, попасть в рай. Смерть со спокойствием приняла это решение и попросила малодушного человека следовать за собой. Человек повиновался.
Путь в рай был долгим, но очень спокойным, примерно таким же, какой и была жизнь слабого духом человека. И идя вслед за молчаливой смертью, малодушный человек поймал себя на мысли, что он обнаружил сходство этих двух путей. Это случайно обнаруженное им сходство очень понравилось малодушному че-ловеку, даже показалось ему очень забавным и интересным, настолько, что он захотел поделиться своим "открытием" со смер-тью. Однако, вид у смерти был такой задумчивый, такой отстра-ненный, такой, какой-то... что... Ну, в общем, вскоре малодушный человек решил отказаться от своей затеи. Да и, кроме того, откуда он мог знать, верна эта его забавная мысль или нет.
Наконец, путь в рай был окончен. Смерть остановилась перед большой дубовой дверью и сказала:
- Вот дверь, которая ведет в рай. Открой её и иди. У самого входа в рай тебя будет ждать Бог.
И снова слова смерти ужасно взволновали слабого человека. Большая дубовая дверь, Рай, Бог, к чему все это? Неужели сам Бог выйдет встречать его? Зачем Богу понадобилось встречать его, слабого душой человека? Разве Богу больше нечем заняться в раю?...
Малодушный человек хотел спросить обо всем этом смерть. Но смерть внезапно исчезла и даже не открыла ему большой дубовой двери, хотя малодушный человек и краем своей боязливой души рассчитывал на это.
"Ну вот, - подумал человек, слабый духом, - все приходится делать самому."
С этой мыслью он собрался с духом и дернул дубовую дверь за ручку. Дверь моментально распахнулась. Оказалось, что для её открытия не нужно было прикладывать ни малейших усилий.
Перед взором малодушного человека предстало огромное поле, заполненное людьми. Все они были нáги, все смеялись и веселились. Люди устраивали бесчисленные оргии, в перерывах между которыми они пили вино и вели задушевные беседы друг с другом...
Больше ничего не мог увидеть малодушный человек. Голова его была переполнена тревожными мыслями. С одной стороны, с минуты на минуту должен был прийти Бог, и слабый духом человек не знал, что он должен сказать ему. Ему хотелось извиниться за беспокойство, попросить Бога не обращать на него внимания. Но в тот же момент, слабому человеку вдруг начало казаться, что он вовсе не в раю.
"Что же это за рай такой, - думал человек, - где царит хаос, разврат, чревоугодие и все грехи на свете? Разве может рай быть таким?... Но почему бы и нет?..."
Пока малодушный человек стоял в полном недоумении перед раем и не знал, что ему предпринять и как вести себя в такой неожи-данной для него и крайне странной ситуации, перед ним появилась фигура высокого бородатого старца, совершенно нагого, и в то же время имевшего весьма благородную наружность.
Старец этот имел вид вечно довольного богача-философа, испытавшего на своем теле все радости земной жизни, которые при всей их полноте и разнообразии, тем не менее, нисколько не омрачали, а даже, напротив, способствовали полноте и раскрытию небесных радостей. Тело старца было, с одной стороны, мускулистым и поджарым, с другой же, довольно полным, так что брюшной пресс сочетался с весьма объемистым животом. Лицо старца выражало одновременно и блаженное спокойствие, и живую мудрость.
Неожиданно появившись рядом с малодушным человеком, старец предстал перед ним в окружении семерых пышногрудых нимф, таких же нагих и таких же довольных райской жизнью, как радовался ей он сам.
Таким был Бог, который с веселой улыбкой на обросшем белоснежной бородой лице пришел навстречу малодушному че-ловеку. Он сказал:
- Кто явился ко мне?
И хотя слова эти сказаны были старцем чрезвычайно весело и непринужденно, хотя и сама окружавшая слабого духом человека обстановка должна была бы расположить его к откровению и веселью, тем не менее... и сам вид старца, - эта его дерзкая нагота, его вседовольство - и его окружение, и все, что творилось вокруг, и непонятное малодушному человеку чувство стыда и непростительной вины за все происходящее и вообще всю его жизнь, - все это внезапно с такой силой навалилось на него, что не в силах ни сделать что-либо, ни подумать, содрогаясь от приступов невыносимой душевной боли, малодушный человек повалился наземь и горько-горько зарыдал.
И он рыдал и рыдал и никак не мог остановиться, и не знал ни что делать, ни что думать по этому поводу. А мудрый Бог, перестав смеяться, молчаливо смотрел на него.
Когда же малодушный человек успокоился, он почувствовал, что боль прошла, и что он больше не чувствует стыда, и не хочет просить прощения у Бога. Тогда он встал и впервые открытыми глазами посмотрел на представшие перед ним просторы рая.
И все здесь показалось человеку притягательным, и ничто не вызывало больше ни стыда, ни отвращения.
Взглянув на райский мир, человек увидел в нем чистые знания, которые подобно птицам, кружились в воздухе. И достаточно было лишь протянуть к ним руку, и они тут же становились доступны пониманию. Человек увидел земные радости. И они были также прекрасны, как радости небесные. И не было между ними четкого отличия. Разница была лишь в том, что небесные радости кружились в райских облаках, земные же радости обитали в райских кущах. Человек увидел других людей. И все они были веселы и открыты друг перед другом, потому что они были чисты душой.
И когда вновь человек посмотрел на Бога, он почувствовал, что может смотреть Богу прямо в лицо. Стало быть, утратил он свое малодушие и обрел силу и крепость. И значит достоин человек быть в раю также, как и сам Бог. И тогда он ответил Богу:
- Это я, человек.
хорошо написано
акмарал
вс, 04/09/2011 - 17:44