«Твой Бог рифмуется с любовью…»
Несколько слов о поэзии Светланы Осеевой (эскиз)
Эпиграф: «Как колокольчик крохотный во мне звенит и плачет мой божок хрустальный» (Светлана Осеева)
Многогранность поэтического дара Светланы Осеевой кажется непостижимой. Глубокая внутренняя культура её личности, большой литературный вкус, воспитанный на поэзии Цветаевой, Ахматовой, Гумилёва, Есенина, Мандельштама и любовь к японской литературной традиции создали удивительное сочетание искренности «чувственника», точности слова «смысловика» и фантастической нео-реальности «романтика». Отточенность слова и образов делает её стихи похожими на миниатюры Фаберже. Поэтическое сознание Светланы Осеевой рождает порой причудливые картины, и удивительна их палитра, в которой рядом с тёмными, почти языческими, красками («В нейтринном царстве духов и зверей, в стране зеркал, растений и ракушек ты слышишь влажный клёкот упырей и видишь ими выпитые души…») широкими светлыми щедрыми мазками ложится перламутровая небесная лазурь («дыханье духа, лёгкость праха - цветы, деревья, звуки, птицы...»), рядом с романтической навьей пристальностью, с которой она вглядывается в лики смерти – просветлённый, прямой и верящий взгляд в глаза Бога, рождающего новое пространство для поэтического слова.
«Удел поэта – дар канатоходца...
Отбросить прядь с усталого лица,
слить воедино прелесть и уродство,
тетрадь окинуть взглядом мудреца,
где толщи образов сгрудились бесноватых,
и разглядев утраченную суть
сквозь смутных смыслов флёр замысловатый,
словам их изначальный свет вернуть...»
Поэзия Светланы Осеевой – это поэзия видений и откровений, в которых символы и знаки свиты очень осторожно и нежно, и романтизм этих образов не оставляет гнетущего впечатления и не рождает страха.
«Когда едкий свет полнолуния
заливает всю комнату ртутью,
звездные звери приходят к тебе
слизывать кровь» -
поэтическая фантазия Светланы Осеевой вплетает в окружающую реальность – реальность вымышленную, сотворённую её воображением, так сны прорастают в явь и вырастают из яви. Действительность слишком давит, ранит, она порой даже оскорбительна:
«Нам знать не положено,
думать - нельзя.
Такими, как мы
прикрывают ферзя.
На шахматном поле
вселенской тюрьмы
размен совершают
такими, как мы…»,
но и внутри вымышленной действительности тоже боль:
«О самом страшном вслух не говорят.
Сквозь призрачных событий мёртвый ряд
сознание, пропитанное болью,
по воздуху, по кончикам травы -
с огромным горем вместо головы -
тебя ведёт бесцельно и безвольно.
Всё тяжелее времени свинец,
и зреет солнца страшный бубенец,
и вещи затевают дикий танец...
Мерцает сердца розовая ртуть,
как ледяные камешки во рту -
стрекозы слов, задушенных в гортани»,
и эти две боли из обеих реальностей сливаются и переплавляются в одну:
«Прячут звонкие кастеты
В гуще диких орхидей
Одинаковые дети
Одинаковых идей…
Воет ветер в медный рупор,
Возит Вечная Арба
Одинаковые трупы
В одинаковых гробах.
Дремлют ядра в жерлах пушек,
Яд вливает чародей
В одинаковые души
Одинаковых людей…
И слагает злые сроки
Смерть, владычица грехов,
В одинаковые строки
Одинаковых стихов.
Словно черви лезут в уши
Близнецы Ничто-Нигде…
Он не может больше слушать
Он уходит по воде»
Тема потери и обретения Бога, как мне кажется, одна из главных тем в творчестве Светланы Осеевой. И – с одной стороны – страх утраты этого – внутреннего – Бога, с другой – обретение его через любовь.
«Твой Бог не мёртв, он спит, и мы – лишь сны
о зыбком отражении луны
над тёмной бездной, дышащей под нами –
летим над ней туда, где смерти нет…»
Как у всех настоящих поэтов, между строк Светланы Осеевой - её лицо, её личность, и одна из самых важных черт этой личности – древняя, почти физиологическая женская жертвенность:
«Я буду писать тебе странные нежные письма,
Рисуя прилежно волшебные чёрные буквы.
А ты, каждый день отправляясь с собакой на пристань,
Менять будешь тексты мои на заморскую утварь.
Как струны, мизинцем потрогаю меридианы
На молью изъеденных географических картах,
И атлас закрыв, где таятся бумажные страны,
Я тихо заплачу, роняя алмазы на бархат.
Возьми эти горькие камни, отдай ювелирам –
Пускай мои слёзы сверкают в браслетах и кольцах!
И ты обменяешь всё это на лодку и компас
У хищных, бессовестно жадных торговцев Каира...»
И, как в восточной символике, тёмное «Инь» сливается со светлым «Ян», как над языческими идолами звонит православный колокол, как сны переплетаются с явью, так и в стихах Светланы Осеевой русалочье переплетается с небесным в одну Любовь к божескому и человечному.
«когда неизбежное кажется невозможным
тишина оборачивается колоколом и ты звонарь
когда касание становится единственной истиной
это любовь говорю я тебе это любовь
смертельная игра затеянная мною с Богом
тысячи лет назад»
Поиски божьего – в любой реальности, в любом пространстве и времени, боль и страх за утраченное божье и стремление к обретению его вновь – по-моему, главное в поэзии Светланы Осеевой. И постижение этой божеской истины дорогого стоит.
«Мне кажется, что истина о нас
не здесь, а - там, где трогают созвездья
серебряные дети тишины» - пишет Светлана, своим как женским, так и поэтическим чутьём понимая, что это обретение потребует жертв, что любое обретение, особенно Бога, который есть Любовь, возможно только через самоотречение, боль и даже смерть, но лишь тогда
«Всего одна игрушечная смерть.
Лишь тонкий прочерк в толще поголовья…
Ты не имеешь права не смотреть.
Нельзя. Твой Бог рифмуется с любовью…»
Это всего лишь малая часть того, что можно и нужно написать о стихах Светланы Осеевой.
С уважением и любовью,
Елена Кабардина