О поэзии, литературе, творчестве... и об Искусстве
Прежде, чем обо всём этом рассуждать, а тем более – конкретизировать и персонифицировать, есть смысл разобраться – что есть что.
Итак, поэзия. Слово из греческого. Что оно означает? Творчество, сотворение. [Не меньше! Но и не больше.]
Позднее, причём, значительно, её стали воспринимать «урезанно» – как «[em]особый способ организации речи; привнесение в речь дополнительной меры (измерения), не определённой потребностями обыденного языка; словесное художественное творчество, преимущественно стихотворное[/em]». Ну а стих (стихотворная строка), а так же рифмы, метр и проч. – были лишь «[em]дополнительной мерой речи[/em]».
Что разделило мир на «поэтов и не-поэтов»? Литература! [Буквально, с латыни, – написанное.] «[em]Совокупность любых словесных текстов[/em]».
Каковы же границы понятия «литература»?
1. «[em]К литературе относятся тексты, материалом которых являются исключительно слова человеческого языка, и не относятся тексты синтетические и синкретические, то есть такие, в которых словесный компонент не может быть оторван от музыкального, визуального или какого-либо иного[/em]». [То есть, песня, речевая композиция под аккомпанемент или без оного, строго ритмованная словесная композиция и прочее, сами по себе, увы, не являются частью литературы.]
2. «[em]К литературе относятся письменные тексты и не относятся устные[/em]».
3. «[em]К литературе относятся авторские тексты[/em]» (в том числе и анонимные и коллективные).
Ну и чем в свете приведённых цитат является поэзия?
Дальше?
«[em]То, что текст принадлежит определённому автору, создан им, важно… потому, что наличие у текста определённого автора обеспечивает этому тексту законченность: автор ставит последнюю точку, и после этого текст начинает существовать сам по себе[/em]».
А значит, автор, «[em]физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение[/em]» (и никто иной!), делит написанное на «литературу» и «не-литературу».
«[em]Дует ветер, поклоняйся шуму[/em]» – один из символических афоризмов Пифагора. О чём он? О том, что все вещи в природе проявляются через гармонию, ритм, порядок или действо?
А может всё проще? Как писал Омар Хайям:
«[em]О мудрец! Если тот или этот дурак
Называет рассветом полуденный мрак, –
Притворись дураком и не спорь с дураками.
Каждый, кто не дурак, – вольнодумец и враг[/em]»?
Будете ли вы со мною спорить, друзья, если я отважусь высказать предположение, что речь идет о той вилке, в которую попадает любой автор в тот момент, когда начинает писать (рисовать, говорить – творить!), и жарится или мёрзнет в этом аду до тех пор, пока не поставит последнюю точку, потому что он ещё и – художник?
Кто-то, с умом, выбирает позицию любомудрия. Ну а кто-то (рассудком? душой? шестым чувством?) стремится к иному. Да-да, к поэзии, к творчеству.
К тому, что есть – «[em]процесс человеческой деятельности, созидающий качественно новые материальные и духовные ценности[/em]». К тому, что есть – «[em]способность из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям[/em]». К тому – что Платон называл «[em]божественной одержимостью[/em]», что Эдуард Гартман определял как «[em]животворное дыхание бессознательного[/em]», что Бергсон именовал «[em]мистической интуицией[/em]», и что, ныне, с подачи всем удобного Фрейда, презирается как «[em]проявление инстинктов[/em]».
Посредством чего? Конечно же – искусства! «[em]Способа эстетического освоения мира[/em]» или «[em]способа отражения общественного бытия[/em]». Которое обзывают ещё – «[em]эстетическим воспроизведением мира, отражающимся через слово, звукоинтонации и художественные образы[/em]».
Но при этом оно, искусство, не перестаёт быть продуктом и выражением «[em]абсолютного духа[/em]», «[em]мировой воли[/em]», «[em]божественного откровения[/em]», а так же – «[em]подсознательных замыслов и переживаний художника[/em]».
Ничто нигде ничем не остановишь.
А чем остановить ничто в нигде?
Лист сакуры понять –
гашиш по центру словишь.
Источник мыслей в вечной пустоте.
Счисление мысли – формы ритуалов,
безвестные в своем простом бреду.
Ад адских мыслей – жизнь из идеалов.
Как хочется проснуться!
Пусть – в поту,
но всё-таки своей постели…
Скажу иначе: есть искусство, и есть Искусство. В чём разница? Конечно же, не в строчно-заглавной букве. Со времён рождения Эрота (мифы, ох, эти мифы!) Искусством называли магию (с греческого – «волшебство»).
[em]По материалам: Википедии, Философского словаря, Энциклопедии постмодернизма и работам Мэнли П. Холла
Иллюстрация взята с сайта[/em]: ifun.ruчистой воды философия.
акмарал
пт, 08/07/2011 - 23:04
Ну да - не развлекательный текст. )
Наталия Ефименко
пт, 08/07/2011 - 23:10
Не Хайдеггер.
акмарал
пт, 08/07/2011 - 23:22
Верно, не Хайдеггер - НЕ.
Наталия Ефименко
пт, 08/07/2011 - 23:29
Лера Сталь
пт, 08/07/2011 - 23:46
Спасибо. )
Наталия Ефименко
сб, 09/07/2011 - 00:17
Достаточно грамотно построено.
Правда, все понятия и рассуждения смотрятся блекло на фоне последнего абзаца(не взирая на его банальность и изжованность). Присутствие лёгкой руминации Вам удалось безпроиграшно скрасить афоризмовой концовкой. Если так задумано, - БРАВО!
Вам удалось неплохо оформить мысли и понятия, изречённые другими.
Иви
сб, 09/07/2011 - 11:46
Извините, Фрида, не улавливаю Вашу мысль. Поясните, если Вас не затруднит, что именно Вы хотели донести до меня, как автора, этим отзывом.
Наталия Ефименко
сб, 09/07/2011 - 13:43
иными словами, Вы хорошо сбили в кучу информацию...
ничего нового не донесли, но эта статья всё же полезна.
Иви
сб, 09/07/2011 - 21:00
Спасибо. )
Наталия Ефименко
пн, 11/07/2011 - 19:49
для людей погрязших в эмоциях, которые ну никак не могут мыслить себя вне сюжета, то есть там где надо быть достаточно развитым, чтобы видеть со стороны и себя в содержании некой абстрактной темы - этот текст ни о чем. для тех же, кто искреннее заинтересован в творчестве и согласен пожертвовать своим, несомненно, убогим мнением ради понимания чего-то большего, в частности, ужаса небытия, того места, где сознание определяет характер природы (автор = бог) - этот текст также скушен. кому же это должно быть интересно? это же надо думать много довольно, чтобы углубленно понять материал, т.е. довести и/либо до чувственных примитивов и до логических умозаключений! о таком гениальный ИДД говорит - интересно местами и радостно за автора, впечатление то есть хорошее, вот и все что требуется от искусства в творчестве - создать некое, понимашь, "правдивое" впечатление;-)
ИксДэмаль Димамонд
сб, 09/07/2011 - 16:07
Не могу найти слова, чтобы выразить образованную этим комментарием эмоцию целиком, естественно, положительную, потому немногословно, - спасибо, Дим. )
Наталия Ефименко
пн, 11/07/2011 - 19:42
Искусство-это когда читаешь,смотришь,ощущаешь-и мороз по шкуре и слезы на глазах...
искусство-это когда все правильно и красиво,но эмоций никаких не вызывает...
Может и не прав,но у меня вот такое представление...
Поэзия-когда умеешь выразить свою мысль стихами...Чувство рифмы и ритмики...и твоя душа...Какая есть!
С уважением...
толик
вт, 12/07/2011 - 17:50
Спасибо. )
Представление философское или психологическое? )
Это так - затравка для разговора. ;) И ещё одна: "Евгений Онегин" - роман в стихах, "Мёртвые души" - поэма, как быть с этим? :smoke:
Наталия Ефименко
ср, 13/07/2011 - 17:50
Если взять самый гладкий бильярдный шар и посмотреть на него через микроскоп, увидим, что не такой уж он и гладкий. Вы взяли увеличительное стекло и показали нам (тем кто не смотрел раньше), что не всё так гладко с определениями , которыми мы пытаемся жонглировать направо и налево. Эти определения надо скорее чувствовать, нежели выяснять их границы спомощью линейки и циркуля. В отношении комментария (лишь оформление чужих мыслей) можно сказать: Чем, как не "оформлением чужого"(созданного природой) занимается художник, рисуя пейзаж?
Тем не менее художник в пейзаже присутствует, как присутствует он и здесь.
Нежуковский
вт, 12/07/2011 - 19:58
Да. Да. И ещё раз - да. Именно чувствовать.
Спасибо. )
[Здесь можно ещё порассуждать о восприятии. Мол, каждый из нас (ощущающая, наблюдая, читая, пр.) делает это сквозь призму своего восприятия. Соответственно, сужая или расширяя, например, понятия. И опять-таки, даже "поглощая", мы - творим. Строим миры - субъективные реальности, из коих и слагается объективная действительность...]
Наталия Ефименко
чт, 14/07/2011 - 09:46
Вы пишите о том же, о чём и я, просто другим языком - так в чём Ваши претензии - в том, что я ПОСМЕЛА думать и чувствовать САМА, не привлекая авторитетных имён в защиту своего мнения?
ninizm
пт, 25/11/2011 - 00:14