Бхагавад-Гита всем. Глава 16. Стих.1-3. Продолжение.
1. Независтливость. Это качество достаточно непростое и начинается именно с зависти, чувства, имеющее себе аналогию и на более слабых ступенях развития, когда живое существо обладает достаточным интеллектом и в свою меру развитым умом и опытом, чтобы сравнивать себя и свое положение с другими, анализировать и выделять благоприятное и неблагоприятное для других и себя с уклоном пожелания себе в итоге того, что принадлежит или окружает другого, включая еду, среду, ситуацию, меру безопасности, здоровье… На ступени человеческого мышления и сознания, как и понимания, это качество формируется, обрамляется в четкое обозначение, определяемое словоми: сравнение, зависть, мыслительный процесс, деяния, направленные на изменение своей ситуации или через внутренние усилия и резервы или за счет других через ступени насилия, хитрости, плана… Все это есть также условности материального мира, необходимые для вовлечение в материальные игры, игры развивающие, дающие надежду, выгребающие из духовной сущности ее потенциал на греховные или благочестивые деяния, которые в дальнейшем обусловят развитие через последствия плодов кармической деятельности, воздающей и наставляющей, как и поднимающей и приближающей по качествам к Богу. Таким образом, зависть, как и гнев, как и добродетель, имеет свои корни и в животном мире и есть орудие Бога, развивающее и ведущее косвенными и неосознанными путями все же к Богу. Именно зависть дает интерес, смысл, определяет направление мыслительного процесса, присуща в своей мере очень и очень многим и до того момента, пока человек не встанет твердо на религиозные рельсы мышления и понимания. До этого момента многими путями Бог через зависть говорит человеку о том, какие последствия негативные для него здесь могут быть сокрыты, ибо зависть идет на насилие в конечном счете, если человек еще не благоразумен, и это влечет за собой фактическое и неизменное наказание. Опыт жизни одного человека и всего человечества выделяет как непреложную истину, что зависть неблагоприятна и чаще всего несет страдания. Но другая сторона зависти, ее развивающая роль – сокрыта Богом, ибо это есть все же Божественная кухня развития и до определенного времени это качество работает незримо и на опыт, и на отречение самого себя, отрабатывание самого себя в процессе подъема по ступеням лестницы духовного становления, которая присутствует в человеке даже при условии его нерелигиозности. Следует понимать, что зависть, как качество, может работать там, где есть достаточно плодородная почва из низших материальных качеств, от которых без религии отказаться невозможно, ибо нет в человеке тех совершенных знаний, той внутренней опоры. Материальный человек, как правило, мыслит материальными категориями и опирается в себе на материальные ценности в материальном мире. Это – власть, деньги, слава, красота, успешность, мнения, многие материальные блага, образованность, имущество всякого рода… Всегда найдется тот, у кого будет больше денег, кто красивее, успешней, почетней, талантливей, сильнее, обладает большей властью. Взирая на окружение, входя в эти знания через информационные системы, человек всегда в курсе о своем истинном материальном положении и желает или нет, но испытывает в результате вольного и невольного сравнения чувства подобные зависти, которые трансформируются в мысли и деяния, как следствия. Только религия через совершенные духовные знания начинает постепенно переводить человека на рельсы истинного видения и понимания, когда человек начинает видеть ясно, что все в материальном мире достаточно условно, временно, наказуемо, иллюзорно, что все изначально принадлежит Богу, что только Бог один раздает по карме на ограниченные отрезки времени и власть, и славу, и материальные блага, также Сам перераспределяет, что по сути человек ничем не владеет, ничем не распоряжается, ни к чему не причастен, ничто без Бога не может сохранить и приумножить, отдать или взять. Также, верующий человек знает цену славе и власти. Тот, кто в одной жизни богат как бы неограниченно, в следующем рождении может быть нищ и без средств, поддерживая себя подаяниями. Тот, кто властен, в следующем рождении может быть подчиненным, зависимым, угнетаемым, постоянно ищущим средства, познающим долги и нелегкую расплату за прошлые рождения. Никому просто так не удается купаться в славе и почете, ибо им на смену, чтобы отрезвить душу и уравновесить ее , Бог дает изгнания, унижения… Религиозный человек, зная абсолютно, кому все принадлежит, теряет фактически привязанность к материальным благам и связям, ко всему, чем дорожит мир материальных отношений, ибо реально видит, что только непривязанность может дать мир и благословение Бога. Таким образом, совершенные знания и преданное служение постепенно, но верно размывают те материальные основы, которые поддерживали и питали чувство зависти и ее проявление в итоге. Не имея привязанности к материальным ценностям, видя через опыт своей жизни и других, что все усилия человека мнимые и всем распоряжается Бог, человек перестает видеть в них цель и смысл жизни, безболезненно для себя начинает ограничивать себя от таких контактов с материальным миром, заменяет материальные предпочтения духовными и наслаждается ими, как извечными, более близкими для того, кто есть не материя, а частица Бога. Так развивающийся человек отходит от зависти материальной, вырастает из ее пут, ибо нет ей уже подпитки, но переходит на стадию духовной зависти, сравнивая себя с духовными успехами других, намечая себе в этой связи новые аскезы, желая себе лучшего усвоение духовных знаний, развитый духовный язык, давая себе обеты, прикладывая наибольшие усилия, начиная более активно и решительно сотрудничать с Богом.. Такая зависть присутствует и на духовном плане и способствует служению Богу, ибо имеет и другое название, и другое назначение. Это надо понимать. По сравнению с материальными людьми преданного можно назвать и независтливым, ибо он смотрит на мир уже через другое понимание и никак не является любому материальному человеку конкурентом в чем бы то ни было, ибо здесь не претендует, но полностью вручает себя во всех вопросах Богу.
2. Неожидание почестей. Из всех качеств, здесь описанных, это качество является их логическим следствием для вайшнава. Невозможно обладать всей совокупностью рассмотренных духовных качеств и при этом ожидать почести. Однако, есть преданные, которые это чувство в себе и других знают, привязаны к состоянию уважения и почитания и в этом готовы усмотреть свои заслуги. Что поделать. И духовное развитие имеет свои ступени. Так видящий и понимающий человек может быть лишь в начале или на промежуточном этапе своего духовного пути, может также еще быть человеком не порвавшим полностью с материальным миром и его условностями, поскольку, что не говори, но все живут на Земле, в условиях достаточно иллюзорных и им еще предстоит неслабый путь духовного взросления, ибо нелегко преодолевать влияние гунн материальной природы. На пользу дела и такого пути может быть только и однозначно путь преданного служения, путь изучения Вед, аскез и благотворительности. Но всех ведет Бог. Следует вручить себя, не боясь и не претендуя. Бог может и выводить из преданного служения, погружая вновь и вновь в материальные отношения и давая испить все стороны этого нектара, отрабатывая все привязанности и их последствия для души. У каждого свой путь, путь абсолютный, все учитывающий, направленный на развитие, на достижение Божественных качеств путями уникальными, совершенными, какими бы ни казались. Даже рождение в теле животного для преданного не должно быть панацеей, ибо все ни есть наказание, но помощь, но подставление Рук Бога, но путь к Богу. Только утвердившийся в совершенных знаниях человек может без интереса смотреть на мнение о себе других, быть равен и в вознесении и в гонении. Бог устраивает судьбу уникально. И самый добродетельный может познать великое и неожиданное как бы падение и осуждение. Бог легко может давать славу и позор любому, втягивая в игры самых разных рангов и, вовлекая и тех, кто себя считает безупречным и достойным хотя бы уважения. Истинный преданный выходит на связь: человек – Бог и в этой связи для него уже все остальное тускнеет, теряет смысл, за всем однозначно видится только Воля Бога, кто бы что не сказал, как бы как не поступил. Бог даст и тебя возвысят, даст - и отвернутся, даст и заметят, не даст - и пройдут мимо, не поднимая глаз. В такой ситуации невозможно удерживать чужие мнения, чужое к себе отношение. В каждом мысль – от Бога, разум - от Бога, знания и мнения - от Бога, по ступени каждого. Для преданного из всего остается только Бог и Мнение Бога непосредственное. Иллюзорность почета становится очевидна. Она уже не может наслаждать, не может быть желанной, не может и мысль
в эту сторону устремиться. Бог не раз покажет, что стоит чужая похвала, покажет и оборотную сторону мнений, и заинтересованность материальных людей, и их двойственность в мнениях и поступках… Отсюда и немногословие, нежелание лишних связей и отношений, нежелание входить в чужие игры и что-то через них желать для себя. Человек задается другой целью – очищением своего существования, аскезами, добродетелью, преданным служением без отклонений, начиная фактически отрекаться и от себя и всего, что с собой связано, входя в Бога и игнорируя все другое, как и свою одежду, лицо, положение, престиж, но ориентируясь на чистоту мышления и свое положение перед Богом и в глазах Бога.
Все перечисленные качества Бог называет качествами тех, кто имеет Божественную природу. Вернее, кто достиг Божественную природу, ибо ниоткуда такие качества не берутся, но произрастают в материальном мире через опыт материальной жизни за многие-многие рождения и закрепляются, находя себе основание в совершенных духовных знаниях, только через путь преданного служения, охватывающий также многие и многие рождения, не исключающие и рождение среди материалистов, и в других религиозных конфессиях, и рождение в телах животных, и вновь в пути преданного служения. Нет ни одного, кто бы миновал этот путь, нет ни одного, кто не достигнет того набора совершенных знаний и духовных качеств, который бы не вывел за пределы материального мира на духовный план. Как бы ни казался материальный мир несовершенным, падшим, он выполняет предназначенную ему от Бога очищающую функцию однозначно. А все видимое несовершенство и беспредел – лишь труд Бога в разрезе, в самом процессе проявления и исправления, где преданное служение уже обрамляет и отшлифовывает труд Бога, живые существа, до нужного блеска.