РОССИЯ - АВОСЬ БЫТИЯ
РОССИЯ - АВОСЬ БЫТИЯ
-В ваших размышлениях не нахожу ничего нового, - сказал придирчивый критик. – И зачем вы пишите?
- Чтобы старого не забыть! – ответил автор.
Из дневника.
1.
Трагедия России в том, что в ней то и дело пропадает культура воспоминаний. А то, что мы имеем, как взвесь истории, на самом деле вымысел правды. Народ наш очень часто жил и теперь живёт на поводке короткой памяти. Поэтому, постоянно подстрекаемый безответственными гордецами, самоуничтожает слой русской ноосферы, истончая его карательным образом мысли и жизни, держа культуру на подозрении. В результате – вместо конструктивности души нас сковывает тотальная мечтательность, уводящая даже практичного землепашца от реальности урожаев, которые почему-то лучше всего удаются на Западе. Причем все тем же выходцам из России.
2.
Россия все время стремится узнать правду. С какой-то патологичной жертвенностью стремится к запредельной правде прошлого и будущего, при этом ни в грош не ставя подлинное настоящее, которым она даже готова пожертвовать, поскольку правда для России важнее самой жизни. Но когда Россия узнает ту самую важную правду, то выясняется, что с ней жить еще хуже, и начинается неразбериха, вакханалия, бунт всех против всех, который уже знать ничего не позволяет. В результате даже явное, что видели все, становится тайным.
3.
На ум приходит банальный, но кажется единственно правильный образ, что Россия – это огромный мир, который может с большой точностью отразиться безразмерном итоге небес православия. Но задравши кверху голову жить неудобно. К тому же мы не нравимся себе в этом отражении небес, сомневаемся в его подлинности, достоверности. Поэтому оглядываемся по сторонам – на восток и на запад, пристально всматриваясь в другие миры, не подозревая, что в них мы и вовсе отражены кривыми зеркалами рационализированного бытия, в котором всегда преследует только чувство голода.
4.
Мировая история – это один человек сделал, другой человек – приумножил. Российская история – это один человек сказал, а другой ему на это ответил. И так до бесконечности тянется между прошлым и будущим на поле брани настоящего. Поэтому русским кажется, что родина там, где нас нет. Отсюда и страсть к присоединению новых земель. А в ХХ веке – идеологический захват мира, который современникам кажется провалившимся. На самом деле мир по-прежнему тяготеет к России, поскольку русская культура путём принудительной эмиграции тихо и незаметно наполняет собой цивилизации, опустошаясь внутри себя.
5.
Только во чреве русского человека помещается идея построения одного на всех светлого будущего. Пищеварительный процесс в России делал и делает нас ЕДОмышленниками. Неслучайно идея возможного построения коммунизма в отдельно взятой стране нами была провалена. Русские убедились, что коммунизм нужно строить только для отдельно взятого каждого человека. И в России особенно. Но в России подобный гуманизм живет, пока толпа не проголодается. Все великие идеи в нашей стране заканчиваются лозунгами о чечевичной похлебке.
6.
Русские чувствуют себя в ответе за тех, к кому приручились. Поэтому делают своё государство непомерно сильным, чтобы оно могло бороться со своим народом.
7.
В России ответы готовы раньше, чем сформулированы вопросы. Во всем мире думают столетиями, а потом совершают исторические поступки. У нас же сначала совершают исторические поступки, а потом их стремятся оправдать во имя великой цели, которую даже не пытаются вразумительно сформулировать.
8.
В России всегда желание поГОВОРИТЬ выливается во всеобщую страсть оГОВОРИТЬ.
9.
Всё в мире проходит, только русское НИЧЕГО не проходит никогда.
10.
В России Homo sapiens – это звучит брутто, потому что у православных в чистом весе только их душа.
11.
Над Россией витает книжный дух, хотя техпрогресс уже соблазнил одну шестую часть земли преимуществами Интернета. Но мне кажется, что Интернет – это вывернутая наизнанку Россия, где нежная душа просторов ушла в пятки техпрогрессу, и её там растоптали в кровь. А что еще может сделать с нашей страной Интернет – интеллектуальный интервент разумного безумия?
12.
Просторы России настолько велики, что любые политические, экономические, культурные инициативы гасятся, независимо от того, откуда они идут – с востока или запада, с Сахалина или Москвы. Нас, русских мало на такой материк, чтобы по генетической цепочке бытия передавать друг другу энергию созидания. Недаром еще в правремена возникла парадоксальная мысль, что Россия сильна беспорядком. В результате русские первые в космосе, после собак, а подъезды их домов загажены фекалиями любимых псов.
13.
С одной стороны, Россия страдает самоуничижительностью, а с другой – переполнена нарциссизмом. Самоуничижительность – от ощущения технической отсталости навсегда. Хотя самые известные технические разработки принадлежат русским, и это ведёт к преувеличению в нашем сознании роли и значения интеллекта и духовности, тяготеющих к нарциссизму. В результате русский ум растерзан одновременно и любовью, и ненавистью к себе. Это мешает стать в один ряд с самовлюбленными цивилизациями, и без конца возвращает нас к самогеноциду, и неважно от кого он исходит – от Ивана Грозного, Петра Первого, Ленина-Сталина или современных демократов.
14.
Русских не покидает сомнение, что поддерживаемый ими техпрогресс – это путь слабоумного человечества, которому уже никогда не научиться энергетику духовности превращать в укрепляющий поток жизни. Жизнь русского человека – это постоянное возвращение в будущее на основе православия. Но мы отвернулись от такого шанса, оказавшись впереди техпрогресса, который раздавит нас. В результате мы приняли новый Вавилон – Интернет, который подкупил нас бессмертием при жизни. Бессмертие – вот ключевое слово русских, которым нас заманили в православие, а сегодня смущают Интернетом. Это при том, что Россия - авось бытия.
15.
В Х1Х веке Россия сделала культурный вдох, который потом обрушился на нас бескультурным выдохом.
16.
Россия нуждается не в единомыслии, а в единодушии. Но первого она достигает быстрее, чем второго.
17.
Издавна в России среди барствующего сословия повелось возмущаться не тем, как похабно и мерзко живем, а тем, как об этой нецензурной жизни нецензурно пишут. Следствия раздражают больше, нежели первопричины, отражение порождает гнев, протест и репрессии – нежели само лицо нашей родины.
18.
С тех пор как в России булыжник стал оружием пролетариата, цивилизации предпочитают асфальт.
19.
Вечность ослепила Россию жизнью, дав шанс помечтать о бессмертии.
20.
Русский писатель Антон Чехов рекомендовал «выдавливать из себя по капле раба». Весь мир взял этот совет на вооружение, и только русские люди сопротивляются, потому что сомневаются: когда выдавишь из себя без остатка раба, то не исчезнет ли в тебе человек, русский человек? Так что, пардон, классик наш любимый, твой совет нам кажется опасным. Русскому человеку нельзя быть полностью свободным. Пока в нас есть хоть капля раба – мы люди!
21.
Сегодня в России властители дУМ вытеснены властителями сУМ. Все тайные замыслы финансовой олигархии оплодотворяются циничным умом тэвэшных щелкоперов, которые цифровое однообразие калькуляторов умело маскируют под привычную русскому человеку словесную вязь оригинальных размышлений об общественном бытовании. Деньги многих научили говорить правду без правды. Теперь в России такая гласность – говорить и показывать то, что на самом деле лучше скрывать. Ведь еще физиолог Иван Павлов предупреждал: «Русский ум любит слова, а не факты, причем смысл слов не проверяется.» Вот они этим и пользуются.
22.
Проливая в очередной раз кровь во имя светлого будущего, почему русские люди не задумываются, а вдруг всё лучшее уже убито нами?!
23.
В России пока не мыслишь, до тех пор сущестуешь. Поэтому русские мыслители предпочитают такой тезис: молчанию – высокохудожественность!
24.
Ветры истории в русскую провинцию чаще всего приходят в письменном виде.
25.
«Что-то все грамотными стали!» – знакомая фраза из недавнего прошлого уступила в России место другой «Я в этом ничего не понимаю». К чему бы это? Или профессионалов поубавилось, или народ стал самокритичнее? А может, как только профессионалов поубавилось, так сразу и народ стал самокритичнее?
26.
Плохая жизнь в России – разговоры об этом уже набили оскомину. Но как только наступают праздники( а они частенько происходят на просторах нашей родины) – глядь, а мы гуляем. И на столах у нас густо, и в желудках не пусто, и мора нигде не наблюдается. Как-то странно выходит на фоне разговоров о скудной жизни.
– А ты, что русскую сказку про колобка забыл?- говорит мне коллега.
– В каком смысле?
– А в сказке тоже не из чего было колобок испечь. Но по сусекам поскребли, по амбару помели, мучки собрали и колобок испекли.
А у России – такие закрома родины! Мы даже не подозреваем, что у нас там имеется.
27.
В России никто не прав, когда все правы.
28.
Меня часто спрашивают: если ты такой умный, то почему остаешься жить в жуткой России, даже отказался от туристических поездок за рубеж? А дело в том, что меня раздражают русские, выехавшие за границу. Какие они там патриоты, как любят нашу родину, как тоскуют о ней, как страдают! Зачем такие испытание моей душе? Я лучше буду ненавидеть Россию отсюда – изнутри, чем тосковать по ней там. Так и вышло, что я перестал выезжать за пределы России. Морально жить врагам не запретишь!
29.
Главный вопрос русской современности – это понять: сколько в добре зла, а в зле – добра!