О ЦЕННОСТНО-НОРМАТИВНОЙ СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕР...
1. Роль ценностно-нормативной системы в регулировании социального поведения.
Роль ценностей и норм в регулирование социального поведения определяется, прежде всего, тем, что они формируют критерии должного и недолжного, дают априорный ответ на вопрос о том, что такое хорошо и что такое плохо, отделяют добро от зла.
Ценностные ориентации влияют на потребности людей и общества. Через потребности они влияют на интересы и мотивы поведения, т.е. определяют общественную динамику, направленность, социальных, политических и экономических процессов.
Нормы морали онтологически и исторически предшествуют праву, то есть они, по сути, определяют правовую систему общества.
Корректировка доминирующих ценностных ориентаций, является важным фактором модернизации страны, помимо декларированных на официальном уровне.
2. Характеристика основных ценностно-нормативных кодов в современной России
Ценностно-нормативная система российского общества за последние несколько десятилетий пережила ряд крупных трансформаций. Хронологически этапы ее трансформации можно расположить в такой ряд:
- ценностно-нормативная система «развитого социализма»;
- система времен «перестройки»;
- система «дикого капитализма»;
- система периода «этатизма» первого десятилетия XXI века;
- текущая ценностно-нормативная система, связанная с лозунгами модернизации общества.
Незавершенность ценностно-нормативной системы именно как системы само по себе является проблемой. Формирование цельной ценностно-нормативной системы российского общества является важным фактором его интеграции.
Автор считает возможным в качестве критерия группировки взять дихотомическое деление членов общества на тех, чьи ценностные ориентации направлены «на развитие» и тех, чьи ориентации направлены «на контроль».
Такое разделение характерно не только для России.
«Ориентация на развитие» - это ориентация на творчество, креативность в рамках базовых моральных норм.
«Ориентация на контроль» - это приверженность бюрократической процедуре как главной ценности, примат репродуктивной деятельности в противовес продуктивной.
Культивирование ценностей развития должно стать одним из важных направлений оптимизации ценностно-нормативной системы общества.
Что же есть развитие? В самом общем виде ответ может звучать так: «деятельность, направленная на создание негэнтропии». В противовес энтропийной репродуктивной деятельности, где форма преобладает над мыслью.
3. Метаценности (религиозные ценности) в формировании ценностно-нормативного кода. Основные проблемы.
Исторически, основу ценностно-нормативного кода народов России составили ценности и нормы, содержащиеся в текстах семитических религий (христианства, ислама, отчасти, иудаизма). Основополагающие нормы поведения, такие, как «не убий», «не укради» и др. пришли из этого источника.
Здесь видятся, по крайней мере, три крупные проблемы.
Первая. Сами религии, которые положили основу современной цивилизации, в ходе своего исторического развития неоднократно видоизменялись в доктринальном плане. Сегодня значительная часть конфессий и течений в трех из перечисленных религий теистического толка доктринально весьма далека от того, что было заложено при их основании.
Вторая. Современная цивилизация во многом находится под влиянием нетеистических квазирелигиозных систем, к которым можно отнести многочисленные модификации индуизма, буддизма, современных культом, зачастую откровенно сатанинской направленности. Ценностно-нормативные системы популярных в сегодняшнем мире индуизма (который не следует смешивать с брахманизмом I тысячелетия до н.э.) и буддизма совсем иная: она связана не с утверждением в мире ценностей, а с их тотальным отрицанием (нигилизм), не с творчеством, а с репродуктивным повторением больших и малых циклов.
Третья. Высокие ценности, одухотворяющие общество, оказались маргинализированными, вытесненными на периферию ценностями массового общества, общества массового потребления.
Религиозное возрождение должно коснуться не только внешних форм религиозной обрядности, что сегодня происходит, но и должно включать в себя интеграцию базовых религиозных смыслов, ценностей и норм в общую систему культуры, в повседневную жизнь.
У автора нет готовых ответов на многие из поставленных в статье вопросов. Тем не менее, автор считает важным их принципиальную постановку для обсуждения исходя из известного положения, что «постановка проблемы – это уже половина ее решения».