Бхавад-Гита всем. Глава 10. Стих.33-42.
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 10. ВЕЛИКОЛЕПИЕ БОГА. СТИХ.33-42.
33. Из всех букв Я – первая буква А, также из всего составного Я – двойственное, Я – непременно вечное время и Я – Создатель Вселенной.
КОММЕНТАРИЙ
Любое Слово Бога – Закон, который может дополняться и углубляться только Самим Богом или уполномоченным воплощением Бога, тем, кому Бог непосредственно, Сам поясняет Суть совершенных духовных знаний, как и самих наставлений, как и Суть и применение Божественных качеств. Все, что возглавляет, проявляет в понимании человека абсолютные нравственные качества, что непостижимо, что имеет место в материальном мире, Бог называет Собой, Своими неизменными качествами, качествами на все времена, которые даны не для осведомления, но для духовного продвижения человека через медитацию на Бога через Его качества, что есть основа памятования о Боге, выхода на непременный контакт с Богом в себе, для развития мышления, связанного только со Всевышним. Сам Бог изнутри направляет мышление человека через те ориентиры, которые даются в святых писаниях и может частично каждому в своей мере открывать еще более этот полог сокровенных знаний, но при условии, если человек занят непосредственным преданным служением, куда входит непременно добродетель, аскетизм, очищение существования, поклонение Всевышнему. Из всех букв любого алфавита, возглавляющую, первую, благозвучную букву А – Бог называет Собой. Точно также надо знать, что из всех цифр первую, единицу, как символ Божественного единовластия, Бог также называет Собой, также называет Собой первую добродетельную мысль, также первый результат… Все первое, благоприятное и неблагоприятно, Бог называет Собой. Увидеть это далеко не просто, как и извлечь из этого, как и смириться с этим. Но знающий доподлинно это, тотчас мыслит о Бога, Его Воле, Его Мнении, Его Уроке… Несомненно, и второе, и третье… и десятое – от Бога, запланировано Богом, входит в Божественный труд, но уже с корректировкой, применительно к слабостям человека, к его ступени, возможностям и пр. Материальный мир полон Божественных символов самого разного порядка, они существуют, они имеют мистическую суть, и только знающий Бога по ним может считывать на каждом шагу Волю и План Бога на человека или общество, или пожелание Бога, или лучший из всех ориентир и тем самым читать свою книгу жизни на каждом шагу и понимать, что и какие события предзнаменует. Так мыслящий, начинающий мыслить человек, религиозный человек, все связывающий с Богом и Божественными знаниями, не может быть прихотлив. Придя в магазин, он берет безропотно тот продукт, который дает ему продавец, даже если продукт несвежий, в том видя свой аскетизм и желание Бога, чтобы он претерпел в этом направлении, связывая результат с Мнением Бога, подчиняясь Ему и этим выражая пред Богом желание следовать Его Указаниям и так выходя на прочную и неизменную связь со Всевышним. Он любое деловое предложение, даже самое с виду безуспешное, принимает, ибо оно первое, ибо и в этом видит для себя Волю Бога, зная, что Сам Бог отклонит неблагоприятное, если сочтет нужным или даст претерпеть с тем, чтобы извлечь большее. Если он оформляется на работу, то идет в первые же двери, куда его берут, ибо знает, что, если они ему не предназначены, то Бог своими путями легко отведет… Так живущие люди начинают идти по пути предания себя Богу, а потому и могут далее, претерпевая свой аскетизм, Волею Бога обогащаться духовной силой и мощной поддержкой Владыки, как и абсолютной духовной понимаемостью, как и начинают изведывать непростой, но стабильный, необратимый путь без страданий, ибо Воля Бога… - и все, и нет вопросов, и нет страданий, и никто не обвиняется, и никто не упрекается. Люди вообще видятся здесь ни при чем. Это уже реализация. А начинается она с того, чтобы принять и этот стих. Конкретно к данному высказыванию можно лишь добавить, что правильно будет, если человек по количеству букв А в слове, будет понимать, насколько сильно оно связано с Мнением и Волей Бога. Если в имени человека несколько таких букв, то можно сказать, что Бог лояльно к нему расположен, хотя для Бога все равны. Но наличие букв А говорит о присутствии в человеке многих лучших качеств, что Бог намерен с таким человеком работать серьезно, давая многие испытания, ибо А – это еще и Воля Бога и труд Бога над человеком. Если имя начинается с Буквы А - человек изначально добродетелен или обладает многими совершенными качествами. Это не всегда сулит материальные блага, но защиту и поддержку Бога обещает, как и гарантирует немалые духовные Уроки. Многие предприниматели, давая названия своим начинаниям, офисам, магазинам, клубам, изданиям и пр. и не подозревают, что названием отражают его успешность. Однако, эта успешность или безуспешность уже предопределена, а название – вторично, только отражает результат, который могут считывать те, кто знает мистическое проявление Воли Бога через символы. Обратный процесс невозможен. Бог никогда не подскажет, не внесет в сердце такое название открывающегося дела, которое сулило бы ему процветание, противоречащее слабой карме предпринимателя. Названия даются людьми обычно стихийно, опять же по подсказке Бога изнутри и с учетом качеств человека, т.е. предпринимателя, неосознанно, но отражают историю событий, которые последуют. Чем некрасивее название и с материальной точки зрения привлекательнее и действует зазывающе, тем дело, сам результат будут печальнее. Это нужно знать, постоянно понимая, что ничего не происходит просто так, что все взаимосвязано, все Богом оглашается через символику, все предсказывается и обуславливает тот исход, которому быть однозначно. Однако, наличие большого числа букв А – также непременно говорит о трудностях, ибо Присутствие Бога в Любом слове, как буква А – есть непременно направленное движение на Божественные Уроки, которые будут непросты и могут вывести на очень непредвиденные события (в итоге благоприятные, но которые человек сам себе не пожелал бы); однако, человек, не боящийся Воли Бога в своей Судьбе, непременно в итоге храним Богом и становится полностью религиозным, ибо выбирая в своей судьбе тем или иным образом букву А человек заключает с Богом договор на свое духовное развитие, проявляет бесстрашие, вверяет себя Богу и готов претерпевать, и не проигрывает в итоге. Также, из всего составного Бог провозглашает Себя двойственным. Это обозначает, что прежде, чем соединяться в цепочку событий три четыре, пять, шесть… событий, необходимо изначально соединение двух, такое соединение основополагающее. Два события синтезируют из себя третье или присоединяют третье извне. Без первых двух и третье невозможно… Чтобы построить дом, кладут кирпич на кирпич… Вот начало. Без него третьему кирпичу делать нечего. При создании семьи нужна пара. Без этого не будет детей, не будет третьего члена семьи, четвертого… Чтобы построить предложение, цепочку из слов, необходимо хотя бы два слова и так далее… Можно говорить и о более сложных соединениях, о больших планах. И здесь, опять же нужен старт. Для человека это его сущность непосредственная и мысль. Мысль – проявление Бога в нем. Душа и Бог – вот высшее проявление двойственности, оказывающее на все дела человеческие абсолютное влияние и есть начало всего третьего, четвертого, пятого… В любом направлении, на сколько позволяет мысль, карма, обусловленные Богом внешние обстоятельства… Но все начинается с этого высочайшего двойственного проявления во всех живых существах, начиная с малейших. Бог – Вечное время. Время - извечный параметр жизни, измеряющий жизнь прошлым, настоящим и будущим. Этим утверждением Бог обещает непрерывную жизнь со всеми ее проявлениями. Будучи извечным творением Бога, время служит материальному и духовному творению Бога, проявляясь, как последовательность, упорядочивание событий, следующих одно за другим и требующая узаконенность этого следования, дабы упорядочивать события в прошлое настоящее и будущее, однако в любом отрезке времени, имеющем относительное проявление, в котором присутствует Сам Бог, ибо изначально пронизывает любое свое творение и через Божественные качества управляет им. Только Бог дает понимание забвения, т.е. приостановки времени, дает понимание скоротечности времени или дает чувство замедленного развития событий, ибо без самих событий время утрачивает свой смысл, свое предназначение, свою направленность, свое чувство жизни, дающее активность и направленность. И без времени невозможно управлять, отдалять, запоминать, извлекать, быть независимым от событий, от греховной и благочестивой деятельности, которые только благодаря времени обязаны отстаиваться в сознании и только так давать нужное направление мысли и деяний, и должны быть извлекаемы, как следствие деятельности Самим Богом тогда, когда душа готова. Вечность времени, присутствие в ней Бога гарантирует и вечность жизни, как таковой, развитие живых существ через круговорот сансары, как и есть главная составляющая постижения Всевышнего, что есть изначальный План Бога на Его творение. То, что Бог есть Создатель Вселенной, есть основополагающее знание, которым непременно следует руководствоваться всегда, отметая Ведические сказки напрочь относительно многоглавых Брахм, первых живых существ, творящих то там, то здесь Вселенные в эпоху творения. От начала до конца все создается только Богом, Самим Вишну и остальное можно в голову не брать, ибо любое другое понимание рассчитано на слабые религиозные умы и ослабляют Славу Бога, Его Могущество и Всесилие. Никогда Брахма не восседал на Лотосе, погруженный в медитацию, ибо Бог не нуждается в таких рода по сути беспомощных помощниках, ибо Сам все доподлинно знает и руководствуется извечно Божественным знанием и опытом. Но разве просто это объяснить было умам времен Арджуны. Как ни странно, но ближе всех к Своему труду Бог подвел и ведет материальных ученых, устраняя Себя в сознании, а потому давая высшие духовные знания в виде научных исследований, в виде гипотез, в виде результата умственного труда с привлечением многих материальных наук и практик. Именно самость в этом направлении и делает материальных ученых абсолютно заинтересованными, неустанно движущимися в своих исследованиях вперед и, хотя и приписывающих все результаты и открытия себе, не зная, что и откровения, и мысли, и успехи идут от Бога, но все же постигающих суть, к которой в свое время прибавиться религиозность и все расставит по своим местам.
34. Я также всепоглощающая Смерть и Я - Создатель всего, что должно Быть, Я также Слава, Красота и изящная речь в женщинах, Память, Разум, Целеустремленность и Терпение.
КОММЕНТАРИИ.
В материальном мире понимание о Смерти есть понимание трагическое, печальное, гнетущее, заставляющее человека постоянно осознавать временность своего бытия, связей, материальных и духовных благ. Однако, что можно извлечь живому существу из этих слов Бога? Прежде всего великое понимание, что смерть ни есть явление непредсказуемое, незапланированное, хаотичное, неразумное, немилосердное, в каких бы масштабах она не проявлялась, ибо за всем стоит непосредственно Сам Бог, а где Бог – там Его Планы, Воля, Милосердие, Сама Жизнь. В этой связи для человека должно быть утешением в связи с любой потерей, что не стечение обстоятельств, не случайности, не люди, не природный фактор, стихии, наводнения и землетрясения, вещи непредсказуемые стоят за всем, но только План Бога, забирающего жизнь только с тем, чтобы ее дать вновь, опять же в материальном мире, часто возвращая к близким и родным, но в новых телах, тем давая новые возможности, новые материальные игры, новые роли, ибо главное для Бога – развитие в каждом его качеств, приближение их к качествам Божественным, воспитание душ через реакции кармической деятельности, и Бог дает смерть видимую, материальную тому, кто уже исчерпал своей жизнью отношения с другими, кому уже не во благо пойдут их материальные зависимости, кому пора проявить себя в ином, развить в себе другие качества, заняться другой деятельностью, поскольку желания человека уже не могут быть удовлетворены существующей реальностью, но они обязаны были и исчерпать себя. Зная так, человек легче примет утраты близких, не будет оперировать к тем, кто в могиле, но будет знать, что в других телах родные могут быть всегда и рядом, а потому быть более добрым с окружающими, ибо никого Бог рядом просто так не дает, все может быть состоявшейся встречей из недавнего прошлого или с тем, чему быть в следующих рождениях. Также Бог - Создатель всего, что должно быть. Здесь речь идет о том, что делает материальный мир самодостаточным, без чего немыслимо жить, развиваться, все, что человеком понимается, как ему крайне необходимое, все это и дается Богом. Сюда относятся злаки, дожди, плодородие Земли, вода, солнце, луна, день и ночь, месяцы, недели, годы, истории, культуры, науки, искусство, объекты удовлетворения чувств, все внутренние переживания человека, гнев, радость, зависть, счастье, доброта, природа, рождение и смерть… Не счесть. Все есть то, что должно быть, ибо из этих составляющих и состоит жизнь, и только так может быть обусловлено Бытие и развитие Божественного творения. Также слава, красота, изящная речь, память, разум, целеустремленность, терпение – все это в женщинах и не только в женщинах – от Бога, есть проявление Божественных, на самом деле иллюзорных энергий, все это все те же составляющие, которые обуславливают развитие творения и входят в то, что должно быть. Этими знаниями следует оперировать постоянно. Именно они позволяют одухотворять материю в своем сознании, одухотворяться самому, видя во всем и через все присутствие Бога неизменное, и в красоте женщины, и в ее терпении, и в ее разумности… Видящий так будет находиться в состоянии долгой, непрерывной медитации и даже сможет наслаждаться материальным миром, видя проявление Бога везде, тем восхваляя Бога и оперируя к Богу в себе, ибо в таком случае сознание имеет свойство расширяться и углубляться и помогает связывать с Богом и не перечисленное здесь, но достойное быть названным высоконравственным и добродетельным.
35.Из гимнов Сама-Веды Я – Брихат-Сама, из поэзии Я – мантра Гаятри, из месяцев Я – ноябрь и декабрь, и из времен года Я – цветущая весна.
КОММЕНТАРИИ.
То, что из гимнов Сама-Веды Бог называет Себя – Брихат-Сама, а из поэзии Бог – мантра Гаятри, следует принять однозначно и здесь комментировать невозможно. Это надо знать всегда и ассоциировать Брихат-Саму и мантру Гаятри с непременным Личным присутствием Бога. Для многих это лучший рекомендуемый Богом изнутри процесс связи с Богом в себе через мантру и слушание гимнов Самаведы, где любой гимн свят и связан с Богом абсолютно. То, что Бог называет Себя из всех месяцев ноябрем и декабрем, говорит о том, что в эти месяцы благоприятны любые дела, связанные с личной жизнью преданного. В эти месяцы Бог обеспечивает защиту планам преданного, делая, проявляя эту защиту достаточно явно, проявляет особое милосердие, помогает материально и в духовном становлении, тем выходя на диалог с преданным и усиливая его веру Своим Милосердием и присутствием, помогая обозревать дела и Планы Бога в своей жизни достаточно четко. Эти месяцы хорошо направить свои мысли на Бога Кришну в основном, в этот период хорошо проводить аскезы, постигать совершенные духовные знания, практиковать йогу, как связующий процесс с Богом, проповедовать, распространять Святые Писания. Главное требование к человеку – знать эти стихи, абсолютно верить в них, через эти параметры материального мира видеть еще одно окно к Богу, в этот период входя в союз с Богом в себе по ряду вопросов, в этот период хорошо обращаться к Богу с просьбами и надеждами, как и достаточно часто посещать храм и жертвовать. Называя Себя из всех времен года цветущей весной, Бог здесь обращает внимание в основном на качества материальной природы, несущей весной торжество жизни, период желания жить и устремляться для всех живых существ, период пробуждения, цветения, обновления природы и чувств живых существ, наслаждение жизнью, появление на свет многих и многих живых существ. Все лучшее в глазах человека, желаемое, долгожданное, утверждающее, нравственное, благоприятное, влекущее к жизни и ее торжеству, как и все с материальной точки зрения великое, необъятное взглядом, не просто достижимое, великолепное – Бог называет Собой. Однако, зная эти стихи, преданный может использовать их для себя и как повод для долгой медитации, посвящения Богу в этот период любой своей деятельности, учиться в этот период контролировать все свои чувства, мысли, желания. Именно тому, кто помнит эти слова Бога и в результате такого памятования начинает устремляться служить Богу, Бог оказывает значительное Милосердие и Поддержку, как и дает строгие Наставления изнутри, как и многое разъясняет. Все эти Божественные проявления следует всегда помнить, из них исходить, на основании их входить во внутренний диалог и так утверждаться в религиозном пути, понимая, что все эти врата Бог создал для человека Сам, они незыблемы, они многогранны, они только в помощь и без них никуда, ибо память будет пустовать и духовная мысль не преткнется к Богу, не поддержится в сознании, как и не будут утверждаться совершенные знания, которые всегда, прежде всего, основаны на памятовании Бога и Божественных качеств; иначе все, что происходит в материальном мире, объяснишь качествами самого этого мира и в том не найдешь ни удовлетворения, ни полноты, ни света, но скорее печать и глубокую неудовлетворенность, где никак не разберешься, куда теперь следовать, ибо маяки слишком тусклы.
36. Из всех мошенничеств Я – азартные игры, Я – блеск блестящего, Я – победа и Я – предприятие, также, Я – сила, наделенных силой.
КОММЕНТАРИИ.
Что такое азарт? Следует понимать, что это желание большой силы победить в той или иной игре, почти непреодолимое, ставящее на кон деньги, материальные блага, другие материальные ценности, имеющие убедительное значение для жизнедеятельности человека. По сути, азарт направлен с материальной точки зрения против человека и имеет целью чаще всего обогащение или славу, или власть. Азарт, поэтому, считается греховной деятельностью изначально, однако, и этот путь имеет место на Земле, дан Богом и имеет свое назначение. Азарт также то поле деятельности, где человек с наибольшей яркостью проявляет свои низменные качества и желания, которые порою в повседневной жизни не столь проявляются отчетливо и могут не вызывать столь яркие и губительные последствия. Духовно развивая человека, поднимая его по ступеням духовного совершенства, Бог озабочен и тем, чтобы эти качества, тянущиеся из низких форм жизни, были подняты наверх со всеми их последствиями, обозримы окружающим и самому человеку, чтобы непременно за этим последовали сами плоды, убедительно показывающие человеку низменность этих качеств и те страдания, которые они влекут за собой для окружающих и непосредственно для самого человека. Азартный человек проявляет алчность, жестокость, непримиримость, игнорирование , пренебрежение чужой судьбой, здоровьем, материальным благополучием, миром и спокойствием, проявляет безрассудность, злоупотребляет доверием… Чтобы вырвать человека из такой формы пристрастия и зависимости, необходимо ему дать, насытить его, пресытить игрой, и последствиями, которые оборачиваются долгами, горем, нищетой, унижениями, упреками… Чтобы изжить сами качества, чтобы быть более понятливым к материальным азартным средствам и направить мысли к достойным заработкам, многих приходится буквально через эту грязь выволакивать на свет, заставляя предпочитать в итоге, труд, скромный быт, жизнь, где все должно быть разумно, честно, по труду и без неоправданного риска. Из всех уголков души следует вымывать эти качества путями больными, долгими и через само пристрастие, которое называется азартом. Азарт – это Божественные энергии, идущие на поводу только слабого ума и греховных качеств. Эта энергия страсти, неутолимого желания как бы родственна низким качествам таких людей, принимается и поддерживается ими, но с каждым проигрышем и следующим из этого Уроком и страданием человек начинает осознавать всю боль, которую эти желания за собой в итоге влекут и так постепенно строить в себе стену, которая многими попытками азарта только растет вверх и дорастает до того уровня, когда качества человека уже не позволяют входить в сговор с умом, какие бы посулы ум не предлагал или обещал. Именно через Азарт Бог очищает сознание азартного, пристрастного, неразумного человека, долго и мучительно, но наверняка. Поэтому Он называет Себя - Азартные игры, хотя и все другие материальные игры, где присутствует мошенничество или нет, также от Бога. Однако, в азартных играх человек испытывает наибольшие чувства, зависимости, потрясения, более проявляет дурных качеств, менее разумен… и более выплескивает из себя то, что время искоренять. Всеми путями Бог вовлекает в азартные и легкие с виду, много сулящие пути обогащения, но нет ни одного такого пути, где бы за великими обещаниями и почти реальными посулами не следовало бы само наказание, то, что не учтено, что не предусмотрено, или что как бы происходит случайно, и Фортуна отворачивается. Фортуна – Сам Бог, и пути Бога и здесь непредсказуемы и чаще всего против игроков, но в свое время, ибо любые нечестные пути заработков входят в противоречие с Законами Бога и терпят непременно поражение рано или поздно; и в этом никогда не может быть сомнения, ибо каждый игрок играет, прежде всего, не с другим игроком, но с Богом, а Бога не переиграть, как бы не казался исход утешительным и много обещающим. Но желание играть, надежду, временные успехи, внутреннее беспокойство, условия проведения игр, временные выигрыши – все дает Бог изнутри и поддерживает извне иллюзорными энергиями, заставляя человека приобретать и терять, и вновь, и снова, награждая его долгами, и всем, что из этого следует, не только набивая оскомину, но и отрезвляя последствиями в полной мере, ибо другого пути для иных душ у Бога нет на данный период вразумления. Также следует знать, что сами азартные игры созданы Богом и подсказаны только Богом через ум алчущим, лживым, лицемерным, желающим себе за счет других скорого обогащения. Но и такой путь не исчерпывает себя, ибо лжецы попадают в сети лжецов, причем разного порядка, и этот шлейф греховного деяния тянется за многими ряд жизней, заставляя терять машины, дома, деньги, вплоть до того, что человек становится бомжом, результатом своей прошлой греховной деятельности, попадая в силки таких же алчных… Т.е наказание Бога предусмотрено для всех уровней игроков, азартных, не желающих честно трудиться, но устремленных к благам за чужой счет и порою любой ценой. Ничто у Бога бесследно не проходит, за все и каждому в свое время приходится отвечать. Это следует знать. Также, Бог – блеск блестящего. Это следует понимать достаточно широко, хотя имеет место и буквальное понимание. Блеск драгоценных камней, дорогих металлов, блеск материальных предметов, отражений, диска солнца, блеск звезд, росы, солнечного луча… Все это, украшающее материальный мир, делающее его ярче, образнее, убедительнее…- все непременно имеет свою единственную причину, Самого Бога. Мало кто знает, что, создавая блеск, Бог ведет и взглядом человека, акцентирует его внимание, наслаждает через глаза, дает изнутри мысли творческие, жизнеутверждающие или, однако, мысли и алчные – все в зависимости от приобретенных качеств человека. Однако, можно это понимание и расширить, ибо Бог позволяет мыслить, видя во всем деяния Бога, Его непременное участие, Его работу над человеком через объекты материального мира. Поэтому можно утверждать, что красота красивого - Сам Бог, музыка мелодий – Сам Бог, нежность розы – Сам Бог, Чистота чистого – Сам Бог, лучшие качества в человеке – Сам Бог, великолепие творений человечества и отдельных людей – Сам Бог, трель соловья – Сам Бог, великолепие павлина – Сам Бог... Идя еще дальше, можно сказать, что и некрасивое, неразвитое, безобразное, непривлекательное тоже идет от Бога, имеет свойство развивать, понуждать избирать, мыслить, рождать творческие устремления, любое несовершенство тоже от Бога, есть Сам Бог, ибо для Бога не существует материальных оценок красоты, такая красота создана для человека в его теле с его уровнем развития, с его органами чувств и в связи со ступенью его развития. Истинная Красота в Боге такова, что любая материальная красота на ее фоне безобразна, ибо Божественная Изначальная Красота никак не мерит глазами, но только духовными качествами, которые во всем остальном видят не более, как Божественный труд, где Бог спускается на ступени человека и с целью его развития дает свое понимание о красоте, очень часто привлекая иллюзорную энергию. Следует также правильно понимать то, что Бог – Победа всего, что Нравственно. Это следует знать и использовать в своей жизни, отстаивая нравственность, доподлинно зная, как бы не разворачивались события, на чьей стороне Бог, и быть в результате этого действительно бесстрашным. На самом деле любое торжество справедливости, правды, милосердия, спора в материальном мире означает победу Нравственности. Этим высказыванием Бог подсказывает, что в итоге Нравственность необходимо побеждает, и эту победу всегда обуславливает Бог, ибо изначально стоит на этой ступени и, давая начало любому противоборству, в итоге через многие поражения обоих сторон дает выигрыш Нравственности и Чистоте, как и поражение тому, кто не должен выиграть, но должен извлечь свой урок и неоднократно. В этой связи, однако, и поражение правого на промежуточном этапе борьбы - есть Бог, ибо это еще не итог поединка, поскольку и правая сторона может иметь свои кармические реакции, и правая сторона должна из поединка вынести свое уроки. Поэтому правильно говорить, что Бог – есть Победа, но правильным будет сказать и то, что Бог – поражение, претерпевание, страдания. Поскольку поражение – одно из средств воспитания, развития, постижения Истины. Материальный мир несовершенен, и здесь по большому счету правых, даже стоящих на самых нравственных с виду позициях бывает очень немного, более того, многие поражения очень мобилизуют людей, дают неисчерпаемый опыт и понимания, имеют большое развивающее значение. Вообще, любое предприятие, событие, военные действия, походы, круизы, путешествия, прогулки, поиски, исследования… - все это от Бога, все запланировано Богом, все имеет свои причины и следствия. Невозможно по большому счету упрекнуть людей, празднующих праздники, или тех, кто устремляется ни пикники, в путешествия, на рыбалку… в исходе тех или иных развлекательных или деловых событий и предприятий, даже если за этим последовали самые непредвиденные результаты, связанные с жизнью и здоровьем людей. Все эти предприятия очень часто используются Богом для отдачи кармических долгов. Именно сам Бог собирает, организует, изнутри через мысль подсказывает, выбирает маршрут, и далее вершит свой Божественный План в той мере, в которой каждый участник мероприятия в свое время заработал своими деяниями. Кого надо приберечь или отказать в отдыхе или устранить от тех или иных событий, сам Бог Божественными причинами отводит от мероприятий путями простыми, не подпуская и близко к событиям, которые должны последовать. Поэтому Бог – предприятие. Это надо понимать всегда. Также Бог Говорит, что Он – Сила, наделенных силой. В материальном мире сила почитается, как и власть, как и могущество. Эти материальные ценности -основа условных материальных отношений, и из них исходит Бог, показывая Свое Величие и Божественные качества, дабы человеку на его ступени было относительно понятно, как проявляется также Могущество Бога и в чем, чтобы можно было как-то соизмерить, иметь представление и понимание, Кто дает в теле человека Силу, а потому знать, Кто, воистину, заслуживает преклонения. Из всего Бог выбирает то, что почитаемо, пред чем человек издревле преклоняется, так спускаясь на ступени человека среднего уровня понимания и развития. Если же идти глубже, то Бог есть не только Сила, наделенных силой физической, но и слабость слабых, ибо и это Бог дает, и разум разумных и мудрость мудрых, и поражение проигрывающих, и глупость неразумных... Все по Большому счету есть проявление Бога, все по большому счету есть путь к победам, ибо эти победы имеют только духовную основу, все есть труд Бога, который никак не вмещается в сознание человека, мерящего мерками материального мира. Только Бог один дает физическую силу, умственную силу, силу памяти, силу духа. Но все дары Бога просто так, даже на одну жизнь не дарятся, но заслуживаются долгими аскезами и претерпеваниями, иногда минуя осознанность. Долго страдающий человек от своей физической слабости, не умея защитить себя и своих близких или в результате болезни, или в результате своей принадлежности к полу или в результате инвалидности, человек мечтающий о силе, занимающийся благотворительностью или аскетизмом, или тренирующий свое тело и мыслью желающий себе ловкости, силы, выносливости, может получить эту силу от Бога и направленно ее использовать. Эта сила также имеет предназначение, ибо и ею надо уметь пользоваться, не применять себе во благо, или для славы, или с целью достичь подчинение, или имея желание диктовать… Сила имеет много искушений. Через силу неразумный также нарабатывает себе последствия греховной деятельности и непременно может познать ее обратную сторону, как последствия греховных деяний, рождающихся в результате насилий и жестокости, также действий вне законов, вне нравственности, против человека в виде самосуда. Всегда следует вспоминать этот стих, не преклоняясь ни пред чьей силой, ни пред чьим статусом в этом плане, следует быть непривязанным к этим мирским слабостям и преклонениям, абсолютно точно зная, Кто за всем стоит, что все временно и любая сила имеет обратную сторону медали, сильный может стать слабым, разумный проявлять невежество, мудрый – глупость… Переходя от жизни к жизни от одних даров Бога к другим, человек должен вырабатывать к ним полную отрешенность, не входя в материальные игры, не дорожа этикетками сильных, мудрых, добродетельных, не устремляясь покорять материальные сердца и не чтя никого, но только Бога, Который Один за всем стоит, от Которого все исходит, и Который Один знает все причины и следствия.
37.Из потомков Вришни Я – Васудева, из Пандавов Я – Дхананьджая, из мудрецов Я – Вйаса и из всех великих мыслителей Я – мыслитель Ушана.
38.Из всех средств подавления Я – Наказание, Я – Нравственность, стремящихся к победе, Я также, непременно, сокрытие тайны и Я – знание, наделенных знанием.
КОММЕНТАРИЙ.
Из тех или иных групп людей, объединенных определенным образом, как потомков рода, Пандавов, мудрецов, мыслителей Бог называет Собой тех, кто по своим качествам, по духовной ступени на тот период наиболее близко волею Бога выражали Божественное Мнение, кто были лидерами и долгое время собою указывали путь другим, как лучшие личности, достойные подражания, кому необходимо следовать. Однако, такое приравнивание Себя этим личностям достаточно относительно, ибо, до своего рождения каждый был ведом Богом строго определенными путями, чтобы наработать, развить те качества, которые предполагалось выставить, как пример, ибо это один из способов, средств Бога влиять на сознание общества через отдельных людей, их примеры, поступки. Однако, не следует забывать, что все, что каждый из них в этом плане достиг, не есть их личная заслуга, как и нет заслуги в их личном праведном пути, как и в примере. Все пути, все понимания, все окружение, все возможности убеждать и вести за собой, все обстоятельства, все без исключения есть труд Бога над каждым, труд долгий, охватывающий многие жизни, и только один Бог знает, насколько по- настоящему каждый из них мудр и достоин своей славы и истина ли эта слава, если человек идет путями, где победу обеспечивает Бог, как и славу, как и поклонения. Все, за исключением Самой Личности Бога, Васудевы, далеко несовершенны, и каждому еще предстоит свой путь после того, как они проиграют отведенные им игры, поразив сознание людей своими качествами и отведенными им ролями. Это следует понимать, не принимая Слова Бога (стих 37) буквально, но в свою меру. Во времена Арджуны они Были подготовлены Богом, дабы проявить те качества, которые смогли бы стать путеводителем для других, как образец знаний, мышления, устремлений и самих качеств. Однако, этими своими качествами они не могли исчерпать все требования Бога к человеку, дабы навсегда оставить этот материальный мир, ибо главное требование – это высокое преданное служение Личности Бога и все, что отсюда следует. Существует множество средств подавления, отклонения греховной деятельности живого существа, устремленного к греховным деяниям, склоняющегося к ним. Это: исполнить его волю или требование, идти путем добродетели и слов, уклониться от требования сменой обстоятельств, пойти на сговор, предложить деньги, материальные блага, отказать в требовании, проигнорировать… Все это человеческие пути взаимоотношений, где один готов к греховной деятельности, а другой своими средствами ее отклоняет, таким образом подавляя, где вопрос наказания является высшим и самолично человеком не решается, но в обществе через правоохранительные органы, суд, закон. Все это в своей мере может приостановить греховную деятельность человека, но не решает вопрос об его исправлении в полной мере, как и не уничтожает греховный потенциал, или греховные качества. Эту функцию, которую Бог называет Наказанием, объявляет ее Собой, как лучший способ подавления греховной деятельности, берет на себя однозначно только Бог, причем исполняет разными путями, где каждый путь имеет конечную цель – подавление греховной деятельности, как таковой. Однако, исполняет Бог Наказание, как последствие греховной деятельности, только через людей, через материальные события, через законы в человеческом обществе, которые Сам и дает через умы людей, как и через тех, кто стоит на слабых ступенях духовного становления и в невежестве берет наказание на себя и претворяет его через еще присутствующие в нем демонические качества, тем подготавливая и себя к последствиям греховной деятельности или становясь в очередь за своим наказанием от такой же грешной души, которая также послужит Богу орудием для наказания. Наказание, как средство подавления греховной деятельности, имеет свойство работать над человеком так, чтобы он на себе один к одному испытал те греховные деяния, которые в свое время направлял против других; поэтому Наказание из всех средств исправления является лучшим, и его Бог называет Собой, как в итоге подавляющее греховную направленность ума через страдания. Также, Бог – Нравственность стремящихся к победе. Когда речь идет о победе, то предварительно должно быть состояние противоборства. Обе стороны при этом должны непременно иметь в себе достаточно твердую основу, причину, по которой каждая сторона устремляется отстаивать то или иное свое право. Эти причины могут иметь высокую нравственность, безупречную, общепринятую, согласованную с Мнением Бога в Святых Писаниях, и могут иметь причины несправедливого порядка, признанные таковыми многими лучшими умами и противоречащими Законам Бога и человеческого общежития. В таком случае Бог объявляет Себя на стороне тех, чья нравственность в этом противоборстве не противоречит Мнению Бога в Святых писаниях. Этим также Бог провозглашает Свою благосклонность и поддержку тем, кто идет под флагом справедливости изначально. Однако, это не означает победу непременную, ибо и поражение бывает Волею Бога стороны праведной, ибо пути Бога неисповедимы, и только Бог знает, что может принести поражение; а оно может привести и к процветанию, и к выходу из застоя, и к новым событиям, которые выводят многих за рамки, себя отработавшие, и дает новый путь и новые возможности. Бог есть также сокрытие тайны. Это очень серьезное и важное утверждение. Следует знать, всегда иметь ввиду, что все люди стоят на самых разных ступенях духовного самосознания. В этой связи многие вещи самим Богом скрываются, становятся тайными для многих, поскольку человек реагирует на некоторые события достаточно индивидуально, с позиции высоты своей ступени и может в дальнейшем проявить активность, которая никак не связана с Планами Бога и с кармой человека, относительно которого Бог допускает сокрытие той или иной тайны до времени. Именно Сам Бог оговаривает внутри человека его причины, требующие сокрытия разного рода событий от других людей, Сам Лично оберегает тайну молчанием сведущих, и Сам в подходящий момент эту тайну устами и планами выбранных им людей и провозглашает. Материальный мир очень разнороден чувствами, пониманиями, поведением и реакциями. Только Бог знает доподлинно, что на самом деле допустимо провозглашать о себе, а что и нет, в чем человек действительно перед другими виноват, а где был полностью подчинен событиям и злостного умысла, как такового, не имел, что благоприятно и соответствует карме человека, а что нет, учитывая все стороны, задействованные в этой тайне с той или иной стороны. В этой связи любое сокрытие и молчание тайн не должно вызывать осуждений, желаний непременного проникновения, ибо и не все можно и нужно знать и тому, кто считает себя добродетельным, адекватным, в состоянии пережить или даже оказать вовремя поддержку или дать нужный совет. Однако тайны, которые связаны с насилием, убийством, охраняют мир и покой, а также материальные блага людей за счет других, или тайны, имеющие принципиальное значение для кровных родственников, или тайны, связанные со здоровьем и другим благополучием других людей, будучи также до времени скрытые по той или иной Божественной причине, имеют направление к огласке Волею Бога в период наиболее подходящий, так, что справедливость торжествует преимущественно, но иногда плохие, отягчающие события неблагоприятно знать тем, кого они задели. В этой связи тайна может кануть, что называется, навсегда, однако причина страданий, человек, несущий в себе своими греховными деяниями эту тайну, непременно будет наказан аналогично; и другой относительно него или его семьи и близких, против их жизни или другого благополучия также совершит греховный проступок, и в глазах многих это может показаться безнаказанным деянием, где тайна скроет виноватого, и он как бы будет считаться ушедшим от наказания, чем это и погрузит отдающего кармические долги в немалые страдания того же уровня, какие он причинил другим в свое время и сокрыл. Однако, каждый пожнет свое, но в свое время, своими средствами. Наказание непременно вот таким образом и с разных сторон возвращается Волею Бога. Поэтому, зная, что тайну стережет Бог, надо к этому относиться правильно и черпать удовлетворение в том, что у Бога ничто, ни одно греховное деяние не остается ненаказуемым, и все тайны Бог знает, Сам их создает, зная большее, чем человек, и исходя из несовершенных качеств человека, и в свое строго определенное время несет справедливое наказание, которое никогда и ни одному невозможно избежать. Также, Бог - знание наделенных знанием. Как это понять? Знание любого человека складывается из знания, приобретенного материальной и духовной практикой, из непосредственно бытия и из знаний, которые наработало человечество, имеющих отношение к наукам, искусству, культуре, национальным ценностям. Все, что постигает человек, есть результат его материального пути, его процесса жизни и взаимоотношений, результат постижения наук… Однако, сам по себе человек не может направлять себя в жизни определенным образом, ибо такими силами не владеет. Судьбу человека, все события, все встречи и расставания, родителей, обстоятельства, интересы, реализации планов – все это заранее, далеко до рождения каждого планируется Богом. Именно Бог ставит перед человеком цель, достигает с ним эту цель, развивает сопутствующие качества, дает новый опыт и помогает через мыслительный процесс извлекать свои уроки, и Сам Бог откладывает его знания в его багажник жизнь за жизнью, имея конечной целью не столько эти знания, сколько развитие совершенных качеств, достаточных, чтобы начать преданно служить Богу и идти по пути осознанного духовного взросления через религиозное направление. Поэтому все знания человека есть результат работы Бога над ним, из всего опыта человек в результате мыслительного обзора с Богом извлекает, опять же, то, что дает Бог, что необходимо в пути совершенства, с чем Бог может принять и на духовном плане. Направление знаний, направление мышления, направление понимания, направление опыта меняется у человека от жизни к жизни, но в итоге все приходят к Богу с равными багажами, как бы ни был путь каждого от жизни к жизни уникален. Только невежда может восхвалить себя за свое материальные или духовные знания, за свою сообразительность, за свое понимание или память. Все изнутри подается Богом. Человек лишь обладает качествами и тем, что стало неотъемлемым волею Бога от его понимания, то, в чем человек слился с Богом. Это неотъемлемо, но это и не заслуга человека, какие бы аскезы он не проходил, как бы ни шел по пути добродетели и очищения, ибо и это от Бога однозначно. Во всех смыслах все знания каждого – заслуга Бога, Божественная изнутри подсказка, если карма позволяет, и результат Сотрудничества души с Богом и не иначе. Как бы человек не говорил изящно или мудро, или научно, или правильно оперируя духовной терминологией, или со знанием того или иного ремесла – все изнутри ему подается Богом и кладется на его качества и понимание. На самом деле рот открывает Бог и говорит с человеком вместе, как бы посылая ему внутренний быстрый обзор темы, обостряя его внимание и организуя речь в рамках, которыми эта речь и ограничена в соответствии с кармой и практикой человек, подавая через память то, где человек имел опыт, практику и на чем уже выстроил определенные и на данный период действующие убеждения. Все от Бога. Последовательность мысли, последовательность изложения, все ошибки, все запамятования, все огрехи и все точности. Поэтому все, наделенные теми или иными знаниями, на самом деле истину и нет вещают от Бога, и корректировать их еще предстоит Богу в немалой степени. За знания не следует почитать или преклоняться перед человеком. Однако перед качествами, жизненной мудростью и добродетелью. Знания же имеют свойство заменяться, изменяться, дополняться, углубляться и обожествляться. В этом последнем случае они становятся не характеристикой человека, а его неотъемлемыми качествами, ибо человек начинает по знаниям жить, заниматься преданным служением и через эти знания гораздо успешней видеть материальный мир, все в нем понимать и из всего извлекать в итоге только присутствие Самого Бога, ибо уже иначе не сможет применить то, что изнутри дает Бог.
39. И снова. Я – семя всех живых существ, о, Арджуна. В существовании движущемся и неподвижном нет ничего, что существовало бы без Меня.
КОММЕНТАРИЙ.
Все, из чего зарождается жизнь – Бог объявляет Собой. На самом деле это действительно так, ибо Бог, являясь Источником всего, присутствует во всем, все пронизывает Собой, всем управляет изнутри, все развивает по Божественной программе, которая записана в Божественной памяти самым удивительным и непостижимым образом в клетках, семени, во всем, что изначально в человеческом понимании несет в себе жизнь, начало жизни, ее программу. Однако, следует понимать, что жизненные силы , направление развития, отклонения, быстрота роста, пол, форма тела, особенности, чувства, органы чувств… - все дается Богом Лично, по Плану Бога, с учетом индивидуального развития. Путь свой к Богу, путь религиозного знания непременно должен начинаться именно с понимания, что ничего не может существовать независимо, само по себе или случайно, чтобы могло пользоваться своими личными ресурсами, своими личными возможностями, рассчитывая только на себя и свое понимание. Без Бога чувства не будут чувствовать и реагировать, глаза не увидят, уши не услышат, вкус пищи не почувствуется, любое касание не заметишь. Без Бога не подумаешь, не углубишься в себя и не насладишься Мнением Бога. Без Бога и шаг не сделаешь, и силы в себе не найдешь, не удивишься, не прогневаешься, не позавидуешь, не пожелаешь… Не будет никаких внутренний стимулов к развитию, к совершенству, не будет устремлений к цели, не будет понимания о смысле жизни… Вообще, не будет ничего, ни движущегося, ни неподвижного. Куда бы мысль не устремилась, что бы не задела, где бы в материальном мире не преткнулась – везде Бог, но не созерцающий, не просто пронизывающий, не просто Всезнающий, но Сам Лично, полным Своим Целым живущий жизнью каждого, видимого и невидимого, подвижного и неподвижного, дающий чувства, мысли, цели, все внутренние чувства с целью развития живых существ, как и Сам развивающий, питающий, направляющий, поддерживающий, неотъемлемый, сколь бы малым и незначительным не казалось бы живое существо, растение или любой материальный объект. На самом деле, нет ничего, что было бы неживое, бессмысленное, непретендующее, независимое, самодостаточное. Во всем – Бог присутствует непосредственно Сам и всем полностью Управляет, как и развивает через Свои Божественные качества.
40.О, Парантапа, нет предела Моим Божественным качествам. Здесь же Я привел тебе лишь примеры Моих Божественных качеств, которые развиваются во Мне постоянно.
41. Какими бы великолепными качествами не обладало существование, прекрасными и славными, эти качества, ты это должен понять, рождены из искры Моего Великолепия.
42.Но зачем много говорить об этих качествах? Достаточно сказать, что и теми качествами, о которых ты уже знаешь, пронизывая все, Я лишь малой частью Своей остаюсь во Вселенной.
КОММЕНТАРИЙ.
Бог обладает многими и многими великолепными качествами, и далеко не о всех Божественных качествах люди могут иметь представление, ибо далеко не все доступно сознанию человека, далеко не все имеет отношение к материальному миру, но и многие качества Бога проявляют себя далеко за его пределами в формах, которые никак не укладываются в материальный опыт и знания, как и в уровень умственного развития и способности восприятия или обозрения человека. Но Бог дает человеку те знания о Себе, которые наиболее благоприятны, которые приближают к пониманию Божественного труда в материальном мире, которые дают представление и Силе, Могуществе, Вездесущности Бога, как Высшей причины, как Того, из кого все исходит и Кто всем изначально управляет. Всеми путями Бог приближает человека к пониманию Себя, Своей Славы, Власти, Своего неизменного труда в материальном мире, давая таким образом направление мышления, возможность и причины медитировать на Себя, возможность выходить на диалог с Богом в себе, дабы знать точно Мнение Бога и этим руководствоваться в своей жизни, становясь на путь сотрудничества с Создателем. Что же Бог о Себе и о Своем труде и творении пояснил Арджуне за весь этот период?
1. Никогда не было так, чтобы когда-либо не существовал Бог, или любой другой.
2. Душа имеет свойства переходить из тела в тело.
3. Счастье и страдания непостоянны.
4. Все приходящее – изменяется, все изменяемое – разрушается.
5. Бог – Неприходящий и Неразрушимый. Материальные тела – бренные, души – вечные.
6. Нельзя убить или быть убитым.
7. Душу невозможно рассечь, сжечь, расколоть, высушить, растворить…
8. Душа – невидимая, непостижимая, неизменная, неподвижная, имеет духовную природу.
9. Того, кто родился, непременно ожидает смерть. Также, рождение ожидает мертвого.
10. Веды непосредственно изошли от Верховного Брахмана, от Того, Кто безгрешен.
11. Всепроникающий Верховный Брахман вечно присутствует в актах жертвоприношений.
12. Во всех трех планетных системах у Бога нет какого-либо предписанного долга. И все же Бог также непременно занят работой.
13. Бог – Нерожденный и тело Его – Нетленно, есть Бог всех живых существ. Бог рождается посредством Своей внутренней энергии, всегда оставаясь в Своей духовной природе. Рождение Бога в материальном мире имеет духовную природу.
14. Бог – Высший Наслаждающийся всеми жертвоприношениями и тапасьями, Высший Управляющий над всеми планетами и Благодетель всех живых существ.
15. Нет никого, кроме Бога, кто мог бы рассеять любое сомнение.
16. Нет никого сколько-нибудь превыше Личности Бога.
17. Бог – вкус воды, свет Солнца и Луны, трансцендентный слог ОМ, звук в эфире и способность в человеке, также аромат земли, жар огня, жизнь всех живых существ, тапасья всех аскетов, семя всех живых существ, изначальное, вечное, разум разумных и доблесть доблестных.
18. Бог – Источник восьми энергий, называемых низшей природой: земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум, ложное эго.
19. Бог - Источник Высшей природы – живых существ.
20. Бог – сила, наделенных силой, победивших желания и привязанности.
21. Во всех живых существах Бог – половая жизнь, не противоречащая религиозным принципам.
22. Все состояния существования в гунне добродетели, страсти и невежества исходят от Бога. Но Бог не в них.
23. Бог – Непостижим, Нетленный.
24. Какому бы полубогу человек не пожелал поклоняться, ему его непоколебимую веру непременно дает Бог.
25. Наделенный этой верой, человек получает желаемое, но это, несомненно, устроено Самим Богом.
26. Природа Бога – Высшая, Нетленная, Вечная.
27. Бог не проявляется каждому. Нерелигиозные люди не знают Бога, как Нерожденного, Извечного.
28. Бог знает все, что происходило в глубоком прошлом, что происходит в настоящем, а также будущее всех живых существ. Но Бога знает не каждый.
29. Необходимо знать Бога, как Повелителя материального космоса, как Управляющего полубогами, как владыку жертвоприношений.
30. Бог, нетленный Высочайший Брахман есть изначальная извечная природа души, Бог – управляет душой. Бог есть главный Управляющий над всем материальным проявлением, Бог управляет всеми полубогами, Бог является Высшим управляющим всеми жертвоприношениями, Бог присутствует в теле всех воплощенных.
31. Бог – Тот, Кто все знает, Старейший, Тот, Кто всем управляет, может быть меньше атома, Бог Тот, Кто все поддерживает и Чья форма непостижима, Кто ослепителен, как солнце и возвышается над Тьмой.
32. Бог Тот, Кем все пронизано, в Ком расположены все живые существа.
33. Непроявленной формой Бога пронизана вся Вселенная. В Боге расположены все живые существа.
34. Бог является Источником всего космического проявления. Бог поддерживает все проявление.
35. Любая деятельность Бога не связывает Его, как беспристрастно расположенного, Непривязанного к любым действиям.
36. Бог – Ведический ритуал, жертвоприношение, подношение предкам, целительная трава, трансцендентное воспевание, мантра, также, непременно, Бог – растопленное масло, огонь, предложение масла огню.
37. Бог – Отец этой Вселенной, Мать, Тот, Кто поддерживает, прославленный дед, То, Что познают и То, Что очищают. Бог – трансцендентный слог ОМ, Риг-Веда, Сама-Веда, Яджур-Веда.
38. Бог – Цель, Опора, Господин, Свидетель, Обитель, Прибежище и самый близкий друг. Бог – Творение и Уничтожение, Промежуточное существование, Место успокоения и Нетленное Семя.
39. Бог – Тепло, Дожди, Смерть и Бессмертие, Дух и Материя.
40. Бог – Наслаждающийся и Господин всех жертвоприношений.
41. Бог – Нерожденный, не имеет начала, является Высшим Управляющим над всеми планетами, не подвержен иллюзии.
42. Бог – Разум, Знание, неподверженность иллюзии, Всепрощение, Правдивость, Контроль чувств, Счастье, Страдание, Рождение и Смерть, Страх, Бесстрашие, Неприменение насилия, Уравновешенность, Удовлетворенность, Благотворительность, Слава и Бесславие, все другие состояния существования живых существ.
43. Бог – Источник всего творения. Бог в каждом – Светильник знания, разрушающий тьму, порожденную невежеством.
44. Бог – Высший Брахман, Высшее Убежище, Чистейший, Высочайший, Извечная Божественная Личность, Изначальный, Нерожденный, Величайший, Великий Мистик.
45. Бог – Высшая Душа, расположенная во всех живых существах, Начало, Середина и непременно Конец всех живых существ.
46. Бог из Адитьев – Вишну, из светил – Лучезарное Солнце, из Марутов – Маричи, из звезд – Луна.
47. Бог из Вед – Сама-Веда, из полубогов – небесный царь Индра, из чувств – Ум, во всех живых существах – Жизненная Сила.
48. Бог из всех Рудр – Господь Шива, из Якш и Ракш – Хранитель сокровищ Кувера, из Васу – Огонь, из гор – гора Меру.
49. Бог из всех священнослужителей – главный, Брихаспати, из полководцев – Картикея, из водоемов – океан.
50. Бог из великих мудрецов – Бхригу, из звуков – трансцендентный слог ОМ, из жертвоприношений – повторение Святых Имен, из неподвижного – Гималаи.
51. Бог из всех деревьев – дерево баньян, из всех мудрецов среди полубогов – мудрец Нарада, из жителей планеты гандхарвов – Читраратха, из совершенных живых существ – Капила Муни.
52. Бог из всех коней – Уччайхшрава, из благородных слонов – Айравата и среди людей – Царь.
53. Бог из оружия – Молния, из коров – Сурабхи, из причин зачатия детей Бог любви Кандарпа., из змеев – Васуки.
54. Бог из многоглавых змеев – Ананта, из всех обитателей вод – полубог Варуна, из предков – Арьяма, из всех регулирующих – Бог смерти Яма.
55. Бог из всех демонов Дайтьев – преданный Прахлада, из всех покорителей – Время, из всех зверей – Лев, из всех птиц – Гаруда.
56. Бог из всего, что очищает, - ветер, из носящих оружие – Рама, из рыб – акула, из текущих рек – Ганг.
57. Бог – Начало, Конец, и Середина всего творения, из всего знания – Духовные знания, из всех аргументов – Логическое заключение.
58. Бог из всех букв – первая буква А, также из всего составного – Двойственное, также Вечное Время, Создатель Вселенной.
59. Бог – Всепоглощающая Смерть, Создатель всего, что должно быть, также - Слава, Красота, изящная речь в женщинах, Память, Разум, Целеустремленность, Терпение.
60. Бог из гимнов Сама-Веды – Брихат-Сама, из поэзии – мантра Гаятри, из месяцев – ноябрь и декабрь, из времен года – цветущая весна.
61. Бог из всех мошенничеств – Азартные игры, Блеск блестящего, Победа, Предприятие, Сила, наделенных силой.
62. Бог из потомков Вришни – Васудева, из Пандавов – Дхананьджая, из мудрецов – Вьяса, из всех великих мыслителей – мыслитель Ушана.
63. Бог их всех средств подавления – Наказание, Нравственность, стремящихся к победе, непременно Сокрытие Тайны и знание, наделенных знанием.
64. Бог – семя всех живых существ.
Приведенные здесь качества Бога из первых десяти глав Бхагавад-Гиты со Слов Бога и Арджуны отнюдь не исчерпывают себя и имеют свое продолжение в следующих главах, как и за пределами Бхагавад-Гиты и всех Святых Писаний, имеющих место на Земле от Бога. Следует понимать, что перечисленное здесь следует знать наизусть, каждый день читать, памятовать, на эти качества медитировать или неотступно в реальной текущей жизни применять в процессе мышления и деяний, через эту призму смотреть, углубляться и расширять сознание, не ограничиваться в приведенном, но видеть и больше, ибо к каждому Бог Милостив и изнутри, как и Арджуне, Сам, Непосредственно может еще более приоткрыть эти знания, дополнив каждому в свою меру, и эти знания будут также сокровенными и Абсолютными, если человек предано служит, аскетичен и занят благотворительной деятельностью в своей мере. Однако, все качества, которые может представить себе человек, все же ограничены человеческим умом, знаниями и опытом и никак не могут вместить в себя качества Бога, выходящие за пределы планеты Земля. Уже на других, даже материальных планетах, эти качества могут проявляться в другом многообразии и применительно к особенностям каждого данного существования.
Исходя из статуса человека и человеческого опыта, по уровню своего понимания человек может, идя дальше здесь изложенного, или применяя к окружающему миру, увидеть реальное присутствие Бога в каждом живом существе, в его повадках, увидеть, что нет инстинктов, но есть в каждом мышление, опыт и Сам Бог, управляющий чувствами и любой деятельностью, как бы проста она не казалась. Можно увидеть Бога в образе жизни, в свойствах тел, в приспособляемости, в средах обитания, в воздухе, в прозрачной воде, во всех событиях, объяснимых и необъяснимых. Можно углубить сознание вглубь Земли, в природные явления и катаклизмы, в любые науки, в психику, в нравственность, в человеческие законы и суды, в о все, что только имеет место, в мистику, в тайное и неизведанное, в причину явления снов, в совпадения, в мыслительный процесс любого, во встречи и расставания… Не счесть. Везде, все охватывает Собой Бог и Божественная Воля через Божественные Качества. Ум человека так начавший мыслить, мыслить Богом, непременно входит в Бога навсегда; жизнь человека становится жизнью в Боге, деяния человека – деяниями в Боге. Отсюда очищение, отсюда и предание себя Богу. Действительно, человек даже со своей высоты увидит, как щедро, постоянно Сам Бог изнутри так мыслящему человеку покажет, что нет пределов Божественным Качествам и не только в сознании человека, которые имеют свойство также и развиваться независимо от человека, но в направлении всего Божественного творения.
Качества человека развиваются медленно, от рождения к рождению, через долгий и непростой человеческий опыт. Также, но через Божественный опыт развиваются и Божественные качества, ибо в Боге нет ничего, что бы не развивалось, ибо в этом основное Качество Бога. Для человека развитие Бога несоизмеримо ни с каким другим. Этот процесс в Боге неизменно постоянен, направлен, подготавливается и соизмеряется Божественным Умом, есть Суть Божественного Бытия. Поэтому, постичь Бога, как и достичь, невероятно, но в той мере, в которой дает Сам Бог, и только через знание Качеств Бога. Без этих знаний – никуда. Все приведенные здесь качества имеют одну цель – Жизнь. Поэтому все эти качества – есть Великолепие Бога. Все эти качества вместе, и это не просто понять, есть лишь искра Великолепия Бога, никак не исчерпывают Могущество Бога, но все Божественные качества ведут к Богу и приближают к Богу через себя непременно. Поэтому, на практике, какое бы проявление удивительное и непостижимое или гениальное не существовало на Земле в виде талантов, душевных щедрот, в виде аскез и достижений на уровне души, тел, мысли… - не следует воспевать человека, но видеть за всем только Творца, незримыми путями Себя вручающего то там, то здесь и так Себя делающего достоянием мысли, достижений, культур, искусств, раздающего Себя материальному миру по крупицам, одному давая красоту тела, другому – изящество мысли, третьему – владение пером, четвертому – великолепный голос, пятому – научное направление ума и деятельность, шестому – изнутри неся красоту музыки, животному миру отдавая Свое великолепие в его разнообразии и красоте, как и в мыслительных способностях, уникальных и непостижимых для человеческого опыта и восприятия. Все эти качества во всей мере присутствуют на Земле, во вселенной, выполняя свое Божественное предназначение, давая и поддерживая Жизнь, обуславливая развитие и ведя к Богу Все творение. Но эти качества во всей совокупности Бог называет лишь Своей Частью, которой Он, всегда присутствуя во Вселенной, работая через них, как бы остается в ней, однако, выходя за пределы и этими качествами и качествами неизвестными живому существу, через них поддерживая и развивая материальный мир. Следует еще раз подчеркнуть, что все, что мы видим и понимаем, и предвидим и представляем есть качества Бога. Вся вселенная состоит из качеств Бога, как Божественного движения и присутствия во всем. И все же, оставаясь так во вселенной, работая так в материальном мире, эти качества лишь часть Божественного проявления, часть Его Великолепия, но данная и будет даваться в том объеме и в такой последовательности, чтобы материальный мир развивался, причем путями лучшими, Божественными. В следующих главах перечень Божественных качеств будет, несомненно, продолжен.