НО ДАВАЙТЕ УСТРОИМ ЧЕСТВОВАНИЕ
«Любя лишь краснозвездное вино,
Мы пестовали им и мраком вежды»
«Космополис архаики»
3.1. Царствия
Величайшие злодеяния и преступления совершаются пигмеями, таким образом ничтожество использует свой единственный шанс на возвышение. Низменная человеческая природа потворствует действиям, от которых остальное человечество либо содрогается, либо обретает новый комплекс вины. Адлеровская теза о смене иллюзии иллюзией в историческом развитии вполне применима и к данной тёмной стороне формирования едва не апокрифического знания. В обозначенном контексте гений и злодейство несовместны, а доминирование мирового Зла очевидно. Пиршество литературных троллей по поводу неиздания «Космополиса архаики» симптоматично в первую очередь для элиты (она, как известно, предаёт первой), симптоматично и для общества в целом. В русскую литературу пришёл Атлант, его поспешили демонизировать, предать анафеме и символически забыть. Мгновенная потеря авангардом сознания и памяти заставляет вспомнить эпилогические слова из «Москвы-Петушков» («и уже не приду (вернусь) в него (сознание) никогда»). Последние исторические десятилетия не оставляли практических шансов для прихода художника масштаба Есепкина, тем алогичнее реакция господствующей элиты. Мы лукавим, «Космополис архаики» спровоцировал медийность кризисного элитарного падения. В истории русской (советской) литературы было всё, Пастернак и Солженицын терзались выбором первоначального местоиздания крамольных сочинений. И вот вам скверный анекдот от Достоевского. Не имеющий текстуальных аналогов, ложно дисгармоничный (архаическое новейшее письмо), гениальный от альфы до омеги, замаскированный высшей религиозной символикой, экзистенциально в принципе и по сути невозможный «Космополис архаики» не издан. Есепкин, заявивший о приоритете начального обнародования книги в России, угодил в эпохальную ловушку, российская книгоиздательская среда тиражировала феноменальную прецедентность, к столбам позора самочинно и строго на добровольной основе приковали себя все, по списку, от монструозных лидеров безотходного макулатурного производства, до вновь самопровозглашённых мануфактур по конвертированию (конвергенции) интеллектуальной литературы.
Всякий великий, либо приближенный к величию писатель имеет ахиллесову пяту. Что заставляло самоуничтожаться Бодлера и Грейвза, Олешу и Давлатова? Таких мучеников художества сотни, великие из них не все, но мучились они страшно, дико. В сравнении с многими Вечный Жид лишь жалкий нытик. Агасфер вечен, как и Летучий Голландец, жрецы и рабы эстетической идеи погибли, ушли и никто теперь не скажет: истинно ль они рекли. В Интернете сейчас наблюдается «новая волна» публикаций о «Космополисе архаики», собственно, девятый вал сменяется девятым валом – и так происходит с первых дней опубликования готической саги. Позволим себе несколько замечаний. Во-первых (и это необходимо подчеркнуть красным), тысечестраничный том сложно анализировать, априори предполагая краткость стиля, другой формы изложения материала всемирная паутина не приветствует. Скорее интернет-авторы обозначают литературную феноменальность, сенсационность интеллектуального бестселлера, растиражированного «поверх барьеров», без включения печатного станка. Книга не характеризуется, т.к. серьёзные аналитические исследования всё-таки должны прочитываться с листа. Само по себе это ничего не меняет, «Космополис архаики» настолько велик, насколько вечен, поэтому в грядущем институциализация частей, фрагментов академического труда. Пожалуй, Интернет обозначает главное: Россия обрела потенциального Нобелевского лауреата, не важно, где, в какой стране книгу издадут первоначально, написана она по-русски, хотя и дивным архаическим слогом, значит, всегда будет сочетаться в мировом контексте с русской литературой. И потом. Думается, авторы интернетовских публикаций, вероятно, не особенно задумываются над их значимостью, значением, они, по крайней мере их большинство, искренни в своих оценках. Оценки восторженные, есть и другие, но, как правило, такие публикации принадлежат людям, не обременённым интеллектом, да и не весьма образованным.
Словом, образованщина сказывается, Советы аукаются с историей новой России. Есепкин молчит, нигде нельзя обнаружить хотя б небольшое интервью с автором книги, которой наслаждаются, так и хочется съязвить, сливки американского Юга, нет, сливки столичных элитарных кругов. Элитному и массовому читателю давно приелся эрзац салонной беллетристики, скрывающей под глянцем безграмотность, вкусовую развращённость, антиинтеллектуализм и необразованность, суетную мишуру. Что угнетает его, составителя одной книги, в сети то и дело мелькает информация о дальнейшем неучастии гениального писателя в литературной жизни. Ясно, он в ней, в её брутале никогда не присутствовал, всё же с трудом можно представить, что величайший литератор твёрдо решил безмолвствовать. Рембо слишком юн был, подобный выбор предпочтя, Есепкин, считаю, не должен молчать, просто не имеет права. Ужели опять явление величия затрётся, исчертится во времени «смертельным мелом» и вновь останемся вместе с поющими пичужками современности. Кому надоела «жизнь с идиотами» -- не молчите и вы, сегодня «Космополис архаики» читают только в Интернете, такая реальность позорна и малоестественна. Действительно, всё на манер «Убиения агнцев и бледных отроков» происходит, вершится. А вершиться долженствует празднеству, давайте чествовать, может, с опозданием, но чествовать именно того, кто заслуживает всенародного духоугодного чествования.
Оксана ДРАГОМИЛОВА