Литературные опыты первой любви (венок)
1.
Сонатой незнакомой слуху Шуберта
Звучала ночь аккордами свиданий.
Над первыми любовными брошюрами
Корпели желторотые созданья.
Разучивали страстные сольфеджио
Безопытно, спонтанно, по наитью.
Фривольные мелодии с надеждами
Переплетались в нотностанных нитях.
И отзывалась ночь грудным регистром
В одном диапазоне с юной нежностью.
И скрадывалось школьных ласк невежество
Чутьём и пылкой жаждой страстных истин.
И складывались вздохи первой свежести
Сонетом любопытного фрейдиста.
2.
Сонетом любопытного фрейдиста,
Скандальным – в пику косности заданья,
Стихами недоучки гимназиста
Вписалась ночь в программу мирозданья.
Классические формулы рифмовки –
Как льготы безупречным ветеранам.
А время и душевные мембраны
Желали не обносков, а обновок.
И ночь плодила дерзко муры-Шуры,
Вне лексики традиций, но по нраву
И девушкам, и юношам, на равных
Верстающих любовные брошюры,
Мечтающих и жаждущих нирваны
В блестящей звёздным наворотом шубе.
3.
В блестящей звёздным наворотом шубе
Явилась Ночь на ярмарку природы.
Взамен, дневных, мирских, базарных шуток,
Она была волшбой высокой моды.
Брюнетка, манекенщица от Бога,
На подиум взошла, дразня духами,
И город затаил своё дыханье
В восторге и волнении глубоком.
Лишь шорохов загадочные ритмы.
И Месяц не замешкался в кулисах,
Блестяще приударил за актрисой, –
Красавицей, южанкой колоритной.
В наряде неразгаданной палитры
Ночь на крючке у Месяца повисла.
4.
Ночь на крючке у Месяца повисла
Произведеньем живописной спелости,
И у неё не возникало мысли,
Что он лишь часть её волшебной прелести.
Блистательный и в области духовной, –
Поклонник молодой не без таланта, –
Он показал ей лунную сонату,
Озвученную некогда Бетховеном.
И Ночь сияла звёздным откровением,
И отдана лирическим волнениям
Звучала, облюбованная музами.
Свободное дыханье вдохновения
В сопровожденьи ангелов – мгновение, –
И мы зависли в тайнах этой музыки.
5.
И мы зависли в тайнах этой музыки,
Как узники гипноза виртуозов,
Как часть массовки безголосой в мюзикле,
Оцепенев от этих арий звёздных.
И мы зависли со своей программой,
Случайно очутившись в этом сайте,
Оторопели от природной саги,
От иллюстраций к этой мелодраме.
И заполнялись памятные биты*
Подарками смуглянки самобытной:
Очарованьем, искренностью щедрой,
Романтикой и жаждою открытий, –
Как будто Ночь шептала нам: "Любите!" –
И затопляла чувственным крещендо.
*Бит – единица количества информации
6.
Затопленные чувственным крещендо
Слова не выплывали из гортани.
Оставшиеся в гавани смущенья
Не ведали сокровищ страстной тайны.
Проворный экипаж был наготове.
Все ждали указаний капитана.
А он сомненьем мучился – не рано ль
Ещё отдать стыдливые швартовы.
Какая встреча ждёт его пиратов –
Разбойных рук и губ, в пылу сраженья?
А может отмолчаться, что б обратно
Не возвращаться с чувством униженья?
Увы, давилась сладострастья муза
Невысказанной чувственной обузой.
7.
Невысказанной чувственной обузой
Признанье тяготило наши души.
А откровенья трепетная муза
Страдала стойкой формой малодушья.
Боязнь и страсть вовсю точили лясы
О сущности идей природных слайдов.
Голодный дым в метающихся взглядах,
Пока с трухлявым страхом не справлялся.
И стыд, и срам – любовники заочно, –
Не разбирали характерный почерк
Стихийного взаимного влеченья.
Но всё же ощущалась наша общность –
Смотрелись мы в театре этой ночи
Соавторами паузы смущенья.
8.
Соавторами паузы смущенья
Пролог был утрамбован многоточьем.
И чувствовалось перенасыщенье
Столь многообещающих отсрочек.
Порывистые возгласы и фразы
Лишь подтверждали напряженность жертвы.
Всё требовало действия, сюжета, –
Но как пройти застенчивую фазу?!
С такой боязнью страстного дурмана
Не пишутся любовные романы, –
И ночь, и сад, и жажда – бесполезны.
Когда боишься показаться пьяным –
Твой максимум – потуги графомана…
Но нас прорвало страстью строк нетрезвых!
9.
И нас прорвало страстью строк нетрезвых –
Мы вырвались из постного томленья,
Мы прокололи острой антитезой
Пузырь обременительных сомнений.
Мы с радостью шагнули в эту пропасть,
Слились в неподражаемом дуэте,
На языке любовных междометий
Мы закрутили уличную повесть!
С азартным любопытством новобранцев
Вкушали мы хмельную неизвестность.
И облака явили нам любезность,
Закрыв собой свет звёздных декораций,
Мешавший нам до срамоты надраться.
И ночь сорвалась, увлекая в бездну.
10.
И ночь сорвалась, увлекая в бездну,
Где губ и рук просящих, влажных, жадных,
Стеснительность бредовая разверзлась
И затянула страждущих от жажды.
На вдох и выдох – краткие мгновенья.
Тугим объятьям, поцелуям – вечность!
О промежутках не могло быть речи –
Мы так заждались этих дерзновений.
Всплеск! Взрыв! – и первые увечья:
Беспамятство, безумие, безвременье…
Страсть изловчилась – врезала по темени, –
Нокаут обоюдный – кода встречи, –
Нас осенило плотским красноречием…
Но не хватило на цветы и тернии.
11.
Но не хватило на цветы и тернии
Весенних страстных, праздных песнопений.
Отпел Апрель сладкоголосым тенором,
И Май ещё цеплялся к нам репейником,
Но вот июнь, на почве равнодушья,
Оправил суть любовную в кавычки:
«Последыш чувства – пресные привычки
И проза на скулёжной раскладушке.»
К шедеврам звёздных шуб мы стали глухи.
Сухая анатомия во двориках,
Скупые дозы у друзей на кухне –
Страсть уступила ханжеству порнухи.
И не осталось у былых любовников
Ни шуб, ни слов, ни музыки, ни духа.
12.
Ни шуб, ни слов, ни музыки, ни духа,
Не нужно равнодушным манекенам.
Им всё равно – они немы и глухи.
Не им Шекспиры, Моцарты, Кардены
Творят шедевры. Не из этой глины
Бог вылепил людские файлы генов.
В рутинной прозе точек эрогенных
Животные скачки адреналина.
Мы, в гардеробе, чувства и надежды
Оставили, что б не сидеть в партере
Стеснёнными высокими материями.
Спектакль окончен, распахнулись двери,
Но нам никто не возвратил одежды –
Наш номерок от вешалки утерян.
13.
Наш номерок от вешалки утерян?
Да нет же, – мы не разобрались с речью.
У плотских ощущений эзотерики
Лингвистам неизвестное наречье.
Мы намудрили с фабулой романа,
Лишив сюжет эпитетов и почвы.
На междометьях не создашь и очерк.
Но мы, с глухим упорством графоманов,
У мэтров лета выпросив отсрочку,
Осенней гаммой выверяли почерк.
И вроде ночь повисла в том же духе,
Но вдохновенья – максимум на точку.
Иль осенью мотив другой у ночи,
Иль Бог лишил нас чувственного слуха.
14.
Иль Бог лишил нас чувственного слуха,
Иль не было его у нас в помине.
Последних встреч оскомина и сухость
Ускорили наследное унынье.
Лирический, любовный слог свиданий
Заполонила страстность строк мишурная.
Мы отписались тонкими брошюрами
Для личных, путевых воспоминаний.
Зависнет ночь над нашими маршрутами,
В весеннем, расточительном орнаменте,
Напомнит о былой апрельской шуточке –
Как первая любовь учила грамоте,
Сонетами, венком повисшим в памяти,
Сонатой, незнакомой слуху Шуберта.
15.
Сонатой, незнакомой слуху Шуберта,
Сонетом любопытного фрейдиста,
В блестящей звёздным наворотом шубе,
Ночь на крючке у Месяца повисла.
И мы зависли в тайнах этой музыки,
Затопленные внутренним крещендо,
Невысказанной чувственной обузой,
Соавторами паузы смущенья.
Но нас прорвало страстью строк нетрезвых.
И ночь сорвалась, увлекая в бездну.
Но не хватило на цветы и тернии
Ни шуб, ни слов, ни музыки, ни духа.
Наш номерок от вешалки утерян…
Иль Бог лишил нас чувственного слуха.
___________
БОРИС, я потрясена вашим произведением, здорово, нет слов, как красиво и верно, спасибо за такой потрясающий стих, очень приятно.
С ув. НАСТЯ.
чародейка
сб, 04/12/2004 - 18:25
Спасибо Настя на добром слове!
:)
Борис Дадашев
сб, 04/12/2004 - 18:59
[Гарантированное прочтение]
Оценивать не буду, так как не дочитал до конца.
Первый сонет непонравился. Показался нарочито умным. К тому же:
"Сонатой незнакомой слуху Шуберта", а Моцарты она была знакома? Про Бетховена и его слух умолчим из деликатности. :)
В общем есть у меня серьезное подозрение, что Шуберт в стих попал совершенно случайно и делает в нем не понять что.
"Звучала ночь аккордами свиданий." Ах да, очевидно автор сделал важное историческо открытие - Шуберт на свидания не ходил. Так и умер девственником.
"любовными брошюрами" стилистический ужасть :(
"И складывались вздохи первой свежести" угу. А осетрина второй...
"Сонетом любопытного фрейдиста." складывалсь сонетом? Ну-ну.
Несмотря на придирки, оценил трудолюбие автора и довольно высокий (для этого сайта) уровень техники.
Если бы оценивал только по первому сонету, то поставил бы семерку, что для меня довольно хорошая оценка.
-- Алекс.
Александр Кравченко
ср, 08/12/2004 - 03:08
Уважаемый Александр!
Моцарт один из основоположников жанра "соната".
Ф.Шуберт один из известнейших авторов, которые писали в этом жанре. Но главное почему здесь присутствует именно Шуберт - он внёс значительное развитие в этот жанр в РОМАНТИЧЕСКОМ (подчёркиваю - в РОМАНТИЧЕСКОМ) направлении, что было особенно важно для меня в этом венке, и что соответствует общему замыслу венка.
Что касается Бетховена, то его знаменитая "Лунная соната" обыгрывается в одном из сонетов этого венка, в чём бы Вы могли бы убедиться Александр, если бы дочитали...
"Сонатой незнакомой слуху Шуберта
Звучала ночь аккордами свиданий" - каждое свидание это аккорд и все вместе они и составляют вышеупомянутую сонату...
"Над первыми любовными брошюрами
Корпели желторотые созданья" - именно так в тексте. Попробую объяснить образ (хоть не люблю это дело): первая любовь, это ещё не любовный роман, не книга большой и настоящей любви, а так, нечто пока малое, брошюра, но и над ней неопытным юнцам приходится покорпеть прежде чем они станут авторами своих, пусть пока маленьких, но произведений. Я здесь попытался сыграть на двойном значении словосочетания "любовный роман", - но масштабы у начинающих не те...
"И складывались вздохи первой свежести" - это не умудрённые опытом любви страстные вздохи, а юнные, чистые, свежие по своему дыханию и полёту фантазий первые вздохи зарождающейся любви...
"Сонетом любопытного фрейдиста" - а почему бы и нет, разве сонет, как стихотворное произведение не обязан своим происхождением любви?!
Уважаемый Александр! Я благодарен Вам за оценку моего трудолюбия. Ваши замечания я не склонен расценивать как придирки, - я думаю это попытки разобраться, "дойти ло самой сути", и это гораздо лучше чем поверхностное чтение. Опять же, без доброжелательной критики нет развития, а я не хочу стоять на месте. Единственное, чего не хотелось бы,это торопливости в выносе оценки - лучше как Вы (сначала задали вопросы), сначала прицениться, а потом, если появится желание поставить оценку.
Ещё раз спасибо Вам и всех благ!
Борис :)
Борис Дадашев
пт, 10/12/2004 - 22:50
[Гарантированное прочтение]
Ю.В.
пт, 17/12/2004 - 16:54
Наконец-то нашёлся человек (тем более хороший поэт), который прочитал и оценил (положительно!) этот венок.
Спасибо Вам! :)
Борис Дадашев
пн, 20/12/2004 - 21:18
:biggrin2:
Чагабушт Агаян
сб, 18/12/2004 - 20:16
А чего так? Без объяснений, без аргументации...
Борис Дадашев
пн, 20/12/2004 - 21:24
Приношу свои многообразные извинения (сами придумайте многообразие :)). Дело в том, что мне ваш венок показался слишком обильно разрастающимся вверх, а это бесконечные, безбожные ссылки на историю, личностей, события – я такого не перевариваю, даже не пытаюсь пройти безумный путь автора. Такое, знаете ли, творчество не вызывает умственной эрекции, оно не обладает звучанием, это откровенный шум порванных динамиков. В настоящем, обратите внимание, место пассивных акустических систем заняли активные – у Вас слишком сложный ламповый усилитель, я не слышу музыки. Как видите моя оценка исключительно эмпирического свойства. Еще раз извиняюсь, но как я не мог не обратить свой прогрессивный взгляд на украшающий главную страницу перл. Потомки, мои бедные не рожденные детки не простили бы мне такого упущения :)) Ничего личного.
Чагабушт Агаян
пн, 20/12/2004 - 21:45
Значит, по уровню вашего восприятия этот венок ниже среднего (суммируя все критерии оценки)?! Ваш уровень в ЛИЧНЫХ отношениях к разным авторам даёт не просто сбои, но и откровенные провалы и порой неоправданные головокружительные взлёты. Что-то с рулём высоты?
Что же касается вашей умственной эрекции - что ж, данный венок с самого своего рождения не претендовал на функциональные возможности ВИАГРЫ. :)
С Новым Годом!
Борис Дадашев
пн, 03/01/2005 - 14:15
Великолепный венок сонетов. Сам я к такому литподвигу не способен. И потому высоко ценю авторов, которые это делают. Это мастера. Мой вам поклон.
владимир монахов
ср, 26/01/2005 - 04:25
Ой, не перехваливайте меня, уважаемый Владимир.
Хотя, чего греха таить, - приятно. И Ваша оценка, и Ваше внимание мне очень дороги!
Спасибо!!!
Борис Дадашев
пн, 31/01/2005 - 13:26