Я не могу любить Россию с закрытыми глазами
Тот вопрос, который я хочу рассмотреть в своём так называемом эссе, не даёт мне покоя уже год. Нет, я не говорю, что раньше меня Это совершенно не волновало. Просто когда ты узнаёшь вещи по средствам массовой информации, сопереживая пострадавшим, ты всё же думаешь что те «зло», «негатив», «террор», «человеческая безответственность» - всё это далеко от тебя. Довольно далеко, чтобы по окончанию дня забыть случившуюся трагедию, вместо пересмотрения позиций и принятия мер, которые способны огородить хотя бы незначительную группу людей – тебя и твою семью, от чрезвычайных ситуаций.
Поговорить я хочу о службе «спасения», отправившей на тот свет достаточное количество людей из-за своей халатности, незаинтересованности и иногда даже элементарно из-за безучастия в сохранении самого святого – сохранении жизни.
21 сентября 2009 год. Вечерний выпуск программы «Время» на Первом канале. «Следственные органы возбудили уголовное дело по факту смерти мужчины в одном из сел Курганской области, который, по версии следствия, скончался из-за того, что "скорая" на протяжении ночи игнорировала его вызов, сообщило в пятницу управление Генпрокуратуры РФ в УрФО, не уточнив дату возбуждения дела. По данным ведомства, 17 августа в период с 2 часов ночи до 9.30 утра на диспетчерский пункт районной больницы поступали неоднократные звонки о необходимости выезда машины "скорой медицинской помощи" в село Камышное Притобольного района, где у 64-летнего мужчины начались приступы удушья. К 10.00 больной скончался. "Сотрудниками больницы было отказано в организации выезда к больному на том основании, что отсутствовал звонок о необходимости госпитализации от фельдшера фельдшерско-акушерского пункта села, находящейся на тот момент в отпуске", - говорится в сообщении. Прокуратура Притобольного района по результатам проверки внесла в адрес главного врача "Глядянской центральной районной больницы" представление с требованием устранить нарушения закона об оказании скорой помощи, три медика привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме того, материалы прокурорской проверки были направлены в следственный отдел при ОВД по Притобольному району, где по факту гибели мужчины было возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 124 УК РФ (неоказание помощи больному, повлекшее по неосторожности смерть). Виновным грозит до трех лет лишения свободы с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.»
Думаю, комментарии здесь излишни. С детства нам прививали то, что врачи – это одно из составляющих «круга доверия». Так что же теперь? Даже в области здравоохранения рассчитывать можно только на себя? А как же та знаменитая клятва Гиппократа? Хочу обратиться к источникам, которые помогут нам разобраться, что же это за такое загадочное словосочетание. Итак, текст клятвы в переводе на русский: «Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами. Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.» (Википедия). Ну и конечно же, клятва врача России, принятая в 1999 году Государственной Думой, и подписанная президентом Б.Ельциным.
«Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
• честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
• быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
• проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
• хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
• доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
• постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины
— клянусь.»
Пункт №2 и №3 – на мой взгляд, это основа врачебного дела. Так если каждый, кто собирается вступать во врачебный цех, то есть стать медиком, приносит эту клятву, почему тогда происходят подобные ситуации? Возможный ответ на волнующий меня вопрос, я нашла совсем близко. Александра – моя подруга детства, получающая высшее профессиональное образование в одном из самых престижных медицинских университетов страны, как-то раз сказала мне такую вещь: « С первого курса нас приучали к тому, чтобы мы не принимали смерть близко к сердцу.» Эта фраза каждый раз вертится у меня в голове. Я могу понять то, когда шансов на спасение жизни не было, когда от тебя зависело всё, когда потом ночами тебе сняться кошмары, мучает совесть – это в буквальном смысле слова может свести с ума. Но, дорогие мои, почему когда Вы идёте получать образование врача, Вы не задумываетесь над тем, что ситуаций с трагическим, летальным исходом не избежать?! Почему?!
Я могу бесконечно долго приводить примеры неоказания медицинской помощи, стоит только набрать в поисковике словосочетание вроде «скорая помощь не выехала». И наконец, хочу рассказать тот случай, который меня и побудил к написанию эссе. Был один из тех немногих весенних вечеров, когда дождь лил как из ведра и немного примораживало. Но несмотря на это, в воздухе уже летало летнее настроение. Спускаясь в метро на эскалаторе, моему взору постепенно открывалась странная картина: на полу, в углу, лежал прилично одетый мужчина лет 45, в метрах четырёх от него стояла группа скорой помощи. Они разговаривали между собой и смеялись. Тогда я подумала, что человек лежит в обмороке, либо приходит в себя. Было странно, что лежал он не на носилках, да и под головой ничего не было, никакой подкладки. Спустившись на платформу, я поняла – мужчина мёртв. Его абсолютно не натурально жёлто-зелёное лицо часто стоит у меня перед глазами: «Он мёртв. Врачи смеются. Они не спасают его. Почему? Что здесь происходит? Почему? Почему? Почему?». Было состояние растерянности. Я не знаю, что происходило в моей голове…
Я не берусь сравнивать Россию с другими странами мира, так как не имела возможности жить где-либо ещё. Так же, храня в душе надежду, я считаю что есть такие врачи, которым Мы – российские граждане, обязаны многим. Конечно же вопрос о качестве медицинского обслуживания стоит и будет стоять на протяжении долгих лет. Я просто хочу, чтобы люди, занимающиеся столь важным делом, понимали, что возможно одна жизнь для всей планеты – это ничто, но для кого-то эта самая одна жизнь – всё. Из-за наплевательского отношения кто-то может не вернуться домой к любящей семье. А это – огромная трагедия!