Бхагавад-Гита всем. Глава 7. Знание Абсолюта. Стих.5-8.
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 7. ЗНАНИЕ АБСОЛЮТА. СТИХ.5-8.
5.Это Моя низшая природа, но кроме нее, знай, существует другая, высшая Моя природа, живые существа, о, Сильнорукий, которыми используется этот материальный мир.
КОММЕНТАРИЙ.
В материальном и духовном мире нет ничего, кроме Самого Бога и Его многочисленных энергий самых разных уровней и направлений, осознающих себя и неосознающих в полной мере, более и менее подвижных и активных, постоянно развивающихся за счет поглощения других энергий и в результате того, что поглощаются сами (одно существо поглощающее или поедающее другое по сути переводит его на уровень другой формы существования, других форм направления развития, постижения других качеств в новых, определяемых Богом условиях через новое рождение). Также должно быть понятно, что все живые существа всех уровней развития, как и все стихии, как и все движущееся и неподвижное, видимое и невидимое – все есть только эти энергии Бога, неотделимые, но отделенные, имеющие от Бога свое эго, память, ум, разум, все чувства, мысли и неизменно соединенные с Богом изначально, управляемые и развивающиеся только Им Одним, присутствующим во всем и в каждом и все содержащим в себе, как сказано, подобно бусинкам на нити. Весь процесс движения энергий разных уровней есть непременное условие их развития, а также автоматического, управляемого Богом самовоспроизводства энергий, в частности называемого жизнью, а также бытием. Это движение направляется только Богом, как Источником всех энергий, Их неизменным Носителем, поскольку совокупность всех энергий в движении есть их жизнь, обуславливающая Жизнь Бога и зависимая от Жизни Бога, а в Жизнь Бога входят все перечисленные выше энергии Бога – земля, вода, огонь, воздух, эфир, ум, разум и ложное эго, что есть лишь малая толика всех энергий Бога, но вполне доступная пониманию разумного живого существа и соответствующая материальному опыту любого человека, даже не сведущего в материальных науках или не помнящих их из прошлых воплощений, но способного уже идти духовным путем, обладая развитыми духовными качествами и достаточной ступенью мышления. Эти энергии Бог называет в этом стихе Своей низшей природой. Медитирующий на этот стих йог безусловно заметит, что в одном ряду как-то сомнительно соседствуют земля, вода, огонь, воздух, эфир, с одной стороны и, с другой стороны, ложное эго, ум, разум, поскольку земля, вода, огонь, воздух, эфир – вещества, которые можно распознать органами чувств человека, а ум, разум и ложное эго есть то, что человек принимает за самого себя и не может дать им точного объяснения. И если можно согласиться, что земля, вода, огонь, эфир – это стихии, себя неосознающие в полной мере и есть проявление низших энергий Бога, то ум, разум и ложное эго трудно представить, как привнесенные, отдельные от живого существа, увидеть их низшими энергиями Бога, Высшего Самоосознающего Живого Существа, имеющими далеко не стихийный, но разумно направленный характер интеллектуальный характер. Но почему же Бог их объединил, назвав низшей Своей природой? Здесь есть о чем поразмыслить в период медитации йогу, и это тоже есть путь духовного развития. Т.е. каждый стих дает очень не мало реальных поводов для проникновения в Бога в себе, чтобы приблизиться к Истине и не всякий комментарий следует иной раз брать за основу, ибо каждому Бог – Отец, и может приоткрывать тайное и сокровенное лично, ибо знает готовность человека Сам, и личного мышления не следует опасаться верующему, принимая его за беспокойство ума. Но видимо такое объединение энергий, приведенных в данном стихе, необходимо и для того, чтобы на фоне этих перечисленных энергий выделить саму духовную сущность, которая по своей достигнутой ступени, по своему развитию стоит выше, чем земля, вода, огонь, воздух, эфир, а также ни есть ум, разум и ложное эго, но выше их, а потому может ими управлять и контролировать себя в этом направлении в том объеме, в котором допускает Бог. Энергии ум, разум и ложное эго лишь даются Богом живому существу, как энергии самосознания и развития духовной сущности, которую здесь Бог называет «Своей высшей природой». «Природа» - это упрощенное название, понятное человеку, за которым однозначно имеется ввиду энергия Бога. Т.е. живое существо – это сравнительно развитая энергия Бога, тело Бога, включая душу, которому предстоит одухотвориться через материальный и духовный путь на Земле до духа Бога, хотя достижения Бога не происходит. Однако, процесс приближения к Богу, развитие духовной сущности неизменно продолжается и на духовном плане и является вечным и непрерывным. Т.о. надо извлечь из стиха, что живое существо, если говорить более точно, относится к высшей энергии Бога (достаточно высоко мыслящей, т.е. идущей уже на контакт с Творцом), ибо в Боге ничего иного, кроме разных видов разных уровней энергий, не существует. Человек или любое другое живое существо обладает развивающимся сознанием, причем контрастно более высоким, чем сознание энергий более низких уровней, названных низшей природой (или неживой). Но одна энергия в плане развития идет след в след за другой энергией в Боге в процессе бесконечного Божественного развития, где одни энергии используют другие. Причем на более высоких ступенях развития живое существо начинает поглощать и использовать по Воле Бога не только материальные энергии типа земля, вода, огонь, воздух, эфир, но и более высокие энергии ума, разума и ложного эго, хотя проявление этих трех энергий в своей мере присутствует и в невидимом и в неподвижном. Т.е. йог должен из данного стиха увидеть и то, что низшая природа может быть названа вчерашним днем высшей природы. Нет ни одного развитого живого существа, которое не было бы растением или микроорганизмом, или клеткой, или атомом, везде в свою меру себя осознающим. Т.е. низшая природа развивается в высшую или, если точнее, Божественные энергии проходят все ступени развития, от низших к высшим. Все движется Богом только вперед. Начинающий йог извлечет из стиха то, что в нем сказано, но достигший успеха в духовном развитии йог идет дальше, понимая изнутри подсказку Бога при условии, если его качества и утвердившиеся знания позволяют Богу на основании двух строчек стиха приоткрыть сокрытое и объяснить то, что для неразвитых духовно еще тайна или знание чего им пойдет во вред.
6.Эти две природы, являющиеся источником рождения живых существ, таким образом, все, постарайся понять, есть Я, все включающий в Себя, Источник как проявления, так и уничтожения материального мира.
КОММЕНТАРИИ.
В этом стихе Бог Говорит : «Постарайся понять». Так Бог неоднократно обращается к Арджуне и к тому, кто изучает Бхагавад-Гиту. Это означает, что в этом стихе есть нечто неуловимое, тонкая духовная мысль, которая значима и необходима для понимания. Что же здесь надо понять? Ранее объяснена (на примерах) низшая природа, а также высшая природа – живые существа. Здесь надо понять, почему они обе являются источником всего (источником опосредствованным, ибо Высшая причина, Источник всего – Сам Бог) Прежде всего надо повторить, что изначально высшая природа развилась из низшей (путем процесса переселения и развития самих душ), т.е. не было так, чтобы эти две природы когда-либо существовали сами по себе. Но, а для обычного человека, не видящего это, а принимающего отдельно низшую и высшую природу, должно быть понято, что низшая природа есть источник живых существ, а живые существа есть источник друг друга, также Волей Бога живые существа есть творцы всех создающихся и существующих материальных благ. Т.о. все есть средства Высшего Творца, создающего через свои многочисленные энергии. На каждой ступени более слабая энергия, развиваясь, становится источником более сложной энергии и т.д. Также, низшая природа – энергия Бога, Он Сам. Развившиеся из низшей природы живые существа – энергия Бога, более сложная, присутствующая в теле Бога – Он Сам. Все, что создано живыми существами и создается, т.е. воспроизводство друг друга и создание материальных благ, опять же, энергия Бога, Он сам. Это и следует понять Арджуне, ибо все изначально присутствует в Боге, в Боге развивается и все является средством для создания более сложных форм энергий, включая человека. Однако, идя дальше, мыслящий йог должен увидеть, что энергия, называемая низшей природой и перечисленная Богом, отнюдь не самая низкая и на Земле существуют более низкие энергии. Что касается высшей природы в виде живых существ, то и здесь надо увидеть разницу уровней энергий, соответствующих разным живым существам, как среди людей, так и людей относительно животного мира, а также среди животных, также животных высших форм жизни относительно к простейшим, поскольку эти энергии отделены как в соответствии с разными формами жизни и тел, так и в живых существах, принадлежащих к одному виду или к одной среде обитания. Неравенство среди высших и низших энергий можно распространить и на планеты высших уровней, и на планеты низших уровней этой вселенной в сравнении с планетой Земля, а также йог может мысленно обозреть энергетический уровень живых существ на духовном плане в итоге понимая, что высшая и низшая природа, жестко разделенные в данном стихе Богом, на самом деле лишь две приведенные ступени непрерывного развития Бога через Его энергии, где не счесть предыдущих и последующих ступеней, проявляющихся в разных формах развития живых существ. Т.е. надо понимать, что ступени развития энергий Бога не ограничены высшей и низшей природой, но это условное деление, как и (например) является условным число гунн материальной природы или подразделения человеческого общества на четыре в зависимости от рода кармической деятельности, как условной является двойственность материального мира и прочие понимания, необходимые человеку для самосознания себя и материального мира, как и своего места в нем и своей в нем ступени развития. Но все, что дает Бог, есть импульс для развития мышления, понимания, выход на диалог с Богом и умение принимать вещи не только так, как сказано, но в развитии и допущении более сложных вещей. Также йогу следует из этого стиха понять, что Бог – источник всех этих и других энергий, любое мысленное более глубокое допущение дается Богом, если человек допускает в Божественных рамках и готов оперировать только Божественными знаниями, всегда непременно идя по пути очищения, что дает Богу основание приподнимать полог Божественного труда, учиться мыслить глубже и шире на основании даже двух Божественных строчек. В этом случае Бог дает направление мысли йога непрерывно, делая его совершенным в знаниях и так выходящим уже на планете среднего уровня далеко за ее пределы.
7.О, Дхананьджая, нет никого сколько-нибудь превыше Меня. Все это во Мне подобно жемчужинам, нанизанным на нить.
КОММЕНТАРИЙ.
В данной главе Бог объясняет Арджуне Свои многочисленные качества, что есть знание Самого Бога, Абсолютной Истины. Вникая в качества Бога, медитируя на качества Бога, углубляясь в них, развивая их в своем сознании, устремляясь к Ним, йог непременно в основе медитации, любого самоуглубления, в преданном служении, в поклонении Богу, в жертвоприношениях, аскезах, добродетельных поступках отправной точкой, началом, основой любого посвящения Богу должен считать незыблемую Истину, которую Бог провозглашает в этом стихе и согласно которой нет никого сколько-нибудь равного Богу или превыше Бога. Нельзя, поклоняясь и служа Богу, мыслью допускать никакое реальное противостояние Богу по могуществу равное Высшему Владыке (включая сатану, имеющего место в других религиях, ибо подобные мифические персонажи также есть средство работы Бога с более низким уровнем сознания). Все, что есть против Бога, является лишь ступенью развития живого существа, его уровень невежества или тьмы, и Бог до религиозного пути, выводя живые существа из животного состояния, на первых ступенях человеческого существования не проявляет Себя Истинного неготовым, но заставляет поклоняться Себе неявно через мистические персонажи, такие, как духи, полубоги, стихии и пр. в соответствии с уровнем понимания. Но высоко стоящему йогу, занятым преданным служением Самому Богу Кришне, не следует, даже исходя из Ведических легенд, предполагать и верить в реальность силы демонических существ, сколько-нибудь способных реально действовать против Бога, не будучи также управляемыми Самим Богом, как и все другие живые существа. Никого нет Выше Бога, могущественней Бога, Славней Бога, творящего независимо от Бога, хоть в чем-то неуступающим Богу. Любая власть – от Бога, любая сила – от Бога, любое знание – от Бога. Мысль, законы материальные, героизм, талант, ум, безумие, врачи, судьи, учителя – все от Бога, по Плану Бога, все во имя развития живых существ, что есть приближение по качествам к Верховной Личности Бога. Все живые существа, как бы ни считали себя свободными и независимыми, присутствуют в Боге, связаны Планами Бога, Волею Бога, Божественными кармическими законами. Все связи, все взаимосвязи и отношения, проявляющиеся на уровне самых разных энергий, как низших, так и высших – даны Богом. Все живые существа, все видимое и невидимое, все движущееся и неподвижное, как сказано в этом стихе Самим Богом, можно сравнить с бусинками на нити. Таким сравнением Бог утверждает полную зависимость от Бога, а также связь с Богом неизменную, извечную, а также приоткрывает разумному человеку его истинную и изначальную Божественную природу. Это понимание должно помочь хорошо осознать качества Бога, его присутствие во всем, Его Власть. Только имея такое непоколебимое понимание, йог может и дальше постигать откровение Бога в этой главе, и только так возможно, воистину, приблизиться к Богу, чтобы начинать все видеть Божественными глазами.
8. Я – вкус воды, о, сын Кунти, Я – Свет Солнца и Луны, во всех Ведах Я – трансцендентный слог ОМ, Я – звук в эфире и способность в человеке.
КОММЕНТАРИЙ.
И снова следует отметить, что эти знания, открываемые Богом о Себе, сокровенные, расширяющие сознание, непоколебимо вводящие в Бога и дающие новые представления об окружающей действительности и о присутствии в ней Бога, как для йога, так и для начинающего духовный путь материалиста. Эти стихи – еще один повод увидеть присутствие Бога в Бытии, еще одно совершенное знание, которое делает убедительней проповедь и глубже беседы о Боге среди преданных, позволяющих доносить другим и утверждаться самому в Славе Бога. Зная все это, сказанное Богом, йог начинает видеть Бога везде и, уединяясь, извлекает из медитации новые и новые откровения, основанные на этих совершенных знаниях. Бог – вкус воды, согласно данному стиху, согласно утверждению Самого Бога. За этим стоит связь в мыслительном процессе йога – Бога и воды. Вода – это на самом деле источник жизни. Она важна для каждого. В этой связи из всех жидкостей Бог выбирает главную в понимании живого существа, что соответствует его уровню сознания и играет для него неизмеримо большую роль, как источник жизни на Земле. Подобно этому Бог из всех рыб называет Себя акулой, из всех гор – Гималаи и т.д., т.е. тем, что важно для человека, или что поражает его сознание и на самом деле, мыслящему только так, позволяет поклоняться Себе в этих формах. Но идущий далее йог может увидеть, что любой вкус, вкус хлеба, вкус винограда, вкус соли и сахара – все от Бога, все есть проявление энергий Бога или на самом деле Сам Бог. И такое видение и понимание не будет считаться спекуляцией ума, но Истиной, которую дает Бог изнутри подготовленному. Такое мышление есть более глубокое проникновение в Бога, признание Его Могущества. Как жизненно необходима для человека вода, так необходимы Солнце и Луна. Поэтому из всех светящихся предметов и из всех светил их свет Бог называет Собой. Но, опять же, любой свет любого источника – энергия Бога, Он Сам. И такое более расширенное понимание тоже может быть у йога, видящего все духовными глазами, все связывающего с Богом и Богом все объясняющего, что является основой такого понимания, когда для человека ничего непознанного на Земле не остается. Трансцендентный звук ОМ есть высочайшая Милость Бога всем медитирующим йогам, ибо, как в этом стихе провозглашает Бог, ОМ – это Сама Верховная Личность Бога. Вибрирующий этот слог йог может иметь абсолютную уверенность, что в этот момент он соединен с Богом, Бог внимает ему, участвует в этом процессе, Божественной Мыслью направлен на такого человека и непременно так помогает в этом связующем процессе, дает состояние высшего счастья и блаженство, которое йоги называют состоянием транса, глубокого ухода в Бога. Но йог, идущий дальше, извлекает не только в результате постоянной практики йоги, но и в процессе самой духовной жизни, что Бог никогда не оставляет живое существо, всегда слышит его, управляет им и наставляет, а потому непрерывно находится в Боге, не теряя Его в себе ни на мгновение, но находится в состоянии постоянного погружения в Бога, называемого самадхи. Достигший такого понимания и состояния йог, видящий Бога везде, ощущающий Бога в себе и других через бесчисленные Божественные энергии, перестает вибрировать слог ОМ, перестает заниматься Дхйана-йогой, поскольку уже никогда не может выйти из Бога в себе и дополнительные усилия не происходят, но все для йога становится естественным, как воздух, его жизнью. В таком случае говорят о слиянии с Богом в себе, что является высочайшей ступенью на Земле и которое непременно поддерживается только преданным служением; однако, постижению Бога и приближению к Богу пределов не существует ни в этом мире, ни в следующем. Бог также Говорит в этом стихе, что Он – звук в эфире. Мыслящий далее йог знает, что все голоса всех людей и животных, все звуки, которые происходят из живой и неживой природы, из видимого и невидимого, любая музыка, все слышимое и неслышимое человеком – все это Божественные энергии, все это исходит из Бога, все это проявление разных форм и уровней жизни и развития, необходимые для передачи информации, для связей, и пр. Видя за всеми звуками стоящего Бога, привносящего во все смысл, направляющего, развивающего, йог не раздражается на любые звуки, проявляет сдержанность, понимание, видит через них уровень развития других, становится немногословен, зная, что на высшей ступени человек обязан сжигать чужие звуки в себе на уровне чувств, а внутренние переживания и чувства не выплескивать из себя в виде звуков, но сжигать на огне ума. Будучи разумным и добрым по отношению к другим, истинный йог не осуждает материальный мир за многозвучие, зная, что благоприятные и неблагоприятные звуки призваны вести, наставлять, давать Божественные Уроки с целью поднять живые существа на более высокую ступень.
От Бога пение птиц, ржание лошади, шум водопада, плеск воды, скрип двери, шорохи вздохи, непристойная речь, лай собаки, гимны, треск поленьев, рычание льва…, любой звук, значимый и незначимый, громкий и едва слышный, в любой среде, по любой причине. Все это выход энергий, форма проявления развития и самовыражения, то, с чем живое существо не может справиться без Бога, не может знать его истинную причину и необходимость. Также в данном стихе Бог Говорит о том, что Он – талант в человеке. И здесь разумный йог может увидеть большее, выходящее за рамки этого знания, а значит, может объяснить природу любого дара, склонности, способности человека, как и любого другого живого существа. Идя далее тем же путем, йог объяснит и желания, и качества человека, свяжет их с плодами кармической деятельности, также с Планом и Волей Бога на человека в процессе его индивидуального развития. Один йог из многих и многих тысяч людей, зная Истину, никогда не превознесет талантливого, удачливого, успешного, никогда не назовет самый выдающийся с точки зрения материального человека талант его гениальностью, хорошо зная, что к любому проявлению в человеке причастен Сам Бог, долгие жизни развивающий в человеке необходимые качества, склонности, терпение, аскетизм, жертвенность через те или иные формы жизни, наставляя каждого через других, переливая из человека в человека как из одного сосуда в другой опыт, знания, сами качества и интеллект… Ни одну жизнь Бог ведет, чтобы развить желание в склонность, склонность в способность, способность в талант. К тому же, Бог создает и благоприятные условия и для развития ума, и для проявления себя, дает нужное окружение, нужных родителей, других родственников, дает друзей и недругов, дает необходимость борьбы и цель, поддерживает материальный достаток, дает подходящую внешность, другие телесные данные, помогает развить речь до необходимого уровня, дает желания, заинтересованность, материальный смысл, планирует с идущим путь и помогает преодолевать преграды, как и извлекать опыт, также дает другим необходимое понимание, чтобы поддержали, признавали, напутствовали, делились на протяжении всего пути идущего и так для каждого в его меру. Глубоко вникая в смысл каждого стиха, медитируя, йог по Воле Бога несомненно увидит большее, ибо имеет ту духовную основу, которая позволяет Богу в нем вести за видимые пределы стиха. Так развиваясь, йог, несомненно, будет духовно обогащаться, становясь абсолютно видящим и Божественно-мудрым.