Бхагавад-Гита всем. Глава 6. Дхйана-йога. Стих.39-43э
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА.6. ДХЙАНА-ЙОГА. СТИХ.39-43.
39. В этом мое сомнение, о, Кришна. Только ты можешь его уничтожить полностью. Нет никого другого, кроме Тебя, кто смог бы его рассеять и, несомненно, не может быть найден.
КОММЕНТАРИЙ.
Арджуна абсолютно прав в вопросе о Могуществе Бога, в своей Вере в Бога, как и в вере в Его Высшее влияние на состояние человека, в оперировании к Мнению Бога. Вообще, нет большего нектара, высшей духовной радости, чем знать достаточно точно и применительно к человеческому уму Мнение Самого Бога по тем или иным вопросам человеческого Бытия. Надо знать, что Мнение Бога, как и Сам Бог, по любому вопросу неисчерпаемо по своей глубине и взаимосвязи со всеми причинами и следствиями, касающимися этого вопроса. Божественное Мнение во всей полноте не охватить человеческому уму, тяготеющему к конкретному «да» и «нет» и не умеющему мыслить совершенно и духовно, т.е. охватывая вещи и события со всех сторон, учитывая все причины, зная, Кто изначально за всем стоит и от Кого все исходит, при этом мысля непривязано и чисто. Поэтому Бог дает человеку Свое Мнение самым доступным и немногословным образом, не углубляясь во всевозможные подробности-откровения, но на том уровне, чтобы основная суть была понятна, приемлема и можно было этим Мнением Бога оперировать как руководством к определенному направлению в человеческом мышлении, как и в поступках. Невозможно, конечно, любому на любой вопрос узнать ответ непосредственно от Самого Бога. Личность Бога стоит очень Высоко и недосягаема, тем более для материалиста или слабо верующего. Но очень хорошо надо понимать, что Бог – в каждом. Он каждому ближе всех, родней всех, милосердней всех и справедливей всех. А потому объясняет так, как только может объяснить тот, кто досконально знает своего ребенка, исходя из его уровня понимания, знаний и приемлемых для него методов, проявляет Себя в человеке постоянно и этим доступен. Его можно в себе очень четко услышать и насладиться Его Мнением в себе, даже живя обычными материальными повседневными заботами. Для этого, однако, необходимы такие вещи, как религиозность, признание Бога Верховной Божественной Личностью, Высшим Владыкой, Изначальным. Также необходимо видеть Бога везде, во всех, постоянно, поклоняться Богу, устремлять свой ум изнутри к Мнению Бога и слушать это Мнение, отличая его от своего, как и следовать ему во всем, до мелочей. Необходимо также очищать свое существование, быть добродетельным, доброжелательным ко всем живым существам, служить Богу, быть аскетичным и непривязанным. Это присуще йогу, тому, кто занят в связующем процессе (процессе соединения с Богом в соответствии с указанием Вед). Это единственный путь, который позволяет Богу, дает Ему основание изнутри заговорить с человеком через свои многочисленные энергии, выразить в нем Свое Мнение; и согласно этому Мнению Бога в себе йог, любой духовный человек может проявить, озвучить через слова, произнесенные вслух или мысли, как ответную реакцию, просьбу к Богу в виде молитвы, что и происходит с Арджуной. В других случаях Бог также может проявить Себя, но уже не в той степени, не так слышно, четко, всеохватывающе и всеучитывающе, как и однозначно, не с тем результатом, ибо духовно слабый человек пока еще Бога в себе называет своей совестью и или заглушает ее, или начинает с ней торговаться, или выбирает в свою пользу, имея целью удовлетворение в первую очередь своих чувств и желаний или чувств и желаний ближайших родственников, не ставя перед собой подобно Арджуне цели очищающие, во благо своему духовному развитию, где Бог действительно может откликнуться, ибо сотрудничество с человеком на стезе его развития и есть основной План Бога на человека и не противоречит, но способствует духовному развитию личности. Арджуна все же стоял на той ступени духовного развития, на которой Бог мог с ним говорить непосредственно. Необходимо хорошо понимать, что уже то осознание, что Бог внутри человека может повлиять на его мысль, желания, сомнения, может направить их в нужное русло… считается не слабой реализацией человека, фактическим применением совершенных духовных знаний, является вещью безотказной для того, кто готов действовать в союзе с Богом в своем развитии, является вещью также наслаждающей духовные чувства йога, его выходом на Бога напрямую, свидетельствует об установлении контакта с Богом, является свидетельством о придании себя Богу, ценится Богом и поощряется всегда. Далеко не каждый абсолютно точно знает, что все сомнения может развеять только Сам Бог. Но именно верующий человек по любому вопросу в своем Бытии и молитве, дорожа Мнением Бога, может обращаться к Богу с любой просьбой, касающейся наставления, разъяснения, устранения сомнений. Бог выполняет просьбы глубоко верующих и видящих Бога и Его деяния реально во всех человеческих делах, будучи Высшим Управляющим, как и Высшей и Изначальной Причиной. Через других людей, через новые ситуации и обстоятельства, через мысли, через события, через стечение обстоятельств, быстро и не быстро, Бог показывает воочию просящему Истину и закрепляет эту Истину через многочисленные Уроки и Опыт, тем проявляя также свое Мнение, давая Наставление и вводя или выводя из сомнений, также продвинутым давая четкие и однозначные ориентиры изнутри, убирая зыбкость под ногами, утверждая, требуя, вопрошая идущего, предлагая выбор, но так, что Истину душа добывает сама по Божественным наводкам и подсказкам, пребывая порою в многих материальных и духовных тупиках и извлекая в итоге духовные знания, как и Божественные качества неизмеримые, как и деяния верные, как и твердость и необратимость, как и полный отход от сомнений. Разными, бесчисленными, уникальными и индивидуальными путями Бог отвечает на вопросы, показывает путь, дает и убирает сомнения и этим развивает живое существо, как и свидетельствует верующему о Себе, о связи с Богом, что услышан и будет услышан и поддержан всегда, что не следует ничего страшиться в земном пути, но неизменно обращать глаза к Богу, не опуская руки, не замедляя шаг, не притупляя активность, не сбавляя мыслительную деятельность... Иногда ответы Бога идут прямо в сердце, так ведя, наставляя и поучая. Если человек хоть один раз увидел, что Бог его услышал, ответил, подсказал, надоумил, дал благоприятную ситуацию и через нее убрал сомнения, он испытывает величайшую радость, непременно свидетельствует о Боге и не может более жить, чтобы не обращаться к Богу в себе, чтоб не надеяться на Бога в себе, чтоб не советоваться с Богом в себе, познав себя, таким образом, всегда перед Лицом Бога и до конца своих дней живет только в Боге, все видя в Боге, не умея и не желая больше все связывать с другими, видеть в них причину, надеяться на других, как и не связывая ничего с другими, но только с Богом. Для такого человека, как и для Арджуны, более никого не остается другого, у кого можно было бы найти ответ или развеять сомнения. Чтобы развеять сомнения Арджуны, следует разъяснять. Есть много Божественных путей, но этот путь более подходит для Арджуны потому, что Арджуна достаточно религиозен, поклоняется Богу, считается Его преданным, человеком, устремленным к благочестивой и праведной жизни, строящим свое понимание и отношение с другими в соответствии с указанием шастр, не выходя за рамки религиозных принципов, дорожащим Мнением Бога и готовым Ему следовать, обладает теми знаниями, на которых Бог может строить свои Божественные разъяснения. Ситуация уникальна тем, что Арджуна может получить ответ Бога прямо теперь, непосредственно, на поле битвы Курукшетра, из уст Самого Бога. Это также необходимо для всех, предназначено всем, кто последует Наставлениям Бога, данным в Бхагавад-Гите, так задумано Богом для возрождения этого Святого послания на Земле, на этом и построен этот священный диалог, такова форма передачи совершенных духовных знаний, избранная Самим Богом. Но в жизни Бог мог бы пойти другим путем, услышав просьбу человека, как его мысль или молитву к Себе: мог бы дать лучшее понимание, мнение духовного учителя, который бы все разъяснил, мог бы дать необходимые строчки в Святых Писаниях, направив их прямо в сердце, как руководство к действию или утверждению в том, где было сомнение, также иногда, чтобы вывести из сомнений, Бог дает мнения других людей, их опыт, их результаты, которые Бог считает приемлемыми для данной личности, также может на это направить всю оставшуюся жизнь человека в этом рождении или в следующей жизни повести нужными путями. Все зависит от того, каковы качества человека на данный момент и позволяют ли они принять наставления в той или иной форме, зависит и от глубины, задаваемого вопроса и степени неудовлетворенности живого существа, как и его готовности вполне осознанно пойти путем добывания Истины, что бывает далеко не просто и не в одночасье и происходит только по Воле Бога. При этом следует знать, что сомнения в человеке рождает Сам Бог, доподлинно знающий, где и в чем и у кого какая духовная прореха, на чем это может сказаться в дальнейшем, послужить на каком этапе камнем преткновения и каким путем его лучше, что называется, излечить.
40.Шри Бхагаван Сказал.
О, Партха, никогда, непременно, ни в этом мире, ни в следующей жизни не может быть разрушено то, что уже достигнуто. Никогда, непременно, каждый, кто занят благочестивой деятельностью, не идет к деградации, мой друг.
КОММЕНТАРИЙ.
Этот стих – величайшее обещание Бога. Суть обещания: Бог гарантирует сохранность тех лучших качеств, которые человек приобрел своими усилиями в своей жизни, ведя благочестивый образ жизни; Бог обещает человеку в любом новом рождении, в любом мире, на планете любого уровня рассчитывать на сохранность своих качеств, на то лучшее, что он приобрел своими личными стараниями в предыдущих воплощениях. Ничто, ни одно Божественное качество (или ступенька к этому качеству) не может быть утеряно, обладающий ими человек не может в этом качестве или качествах деградировать, но проявить себя так, как эти качества требуют, незыблемо, ибо это есть личная собственность, достояние, то, что и дальше будет развиваться и служить человеку, если изначально добыто чистыми путями, будь то религиозный путь и (или)
если человек идет через неукоснительное исполнение законов человеческого общежития и благочестивую деятельность.
Непременно следует еще раз обратить внимание на то, что сказанное здесь Богом имеет отношение и к материалистам, и к религиозным людям. Речь, несомненно, идет о духовных ценностях, т.е. о приобретенных лучших качествах человека, а также имеет отношение к склонностям, навыкам, устремлениям, развивающих человека на пути к совершенству и проявляющихся иногда, как талант. Для любого человека, если он действительно занят благочестивой деятельностью и через эту деятельность достигает Божественные качества (что тоже возможно материальным путем в своей мере), эти качества становятся неотъемлемыми от него, его духовным багажом, который имеет свойство только пополняться и далее совершенствоваться от рождения к рождению, никуда не деваясь. Относительно же йога, человека, осознанно идущего по пути духовного развития, этот стих следует понимать особенно буквально, ибо багаж йога несравнимо богаче, более осознанно и планомерно достигнут с большими духовными усилиями, отдачами и аскезами и передается йогу от рождения к рождению во всей полноте, непременно претендуя на дальнейшее пополнение не в виде материальных навыков, склонностей, желаний или таланта, что имеет места для любого материалиста, но устремляя йога вновь по пути духовного совершенства к достижению и далее Божественных качеств. Путь йога – путь лучший. Однако, далеко не каждый человек, даже очень разумный, религиозный, устремляющийся по пути духовного развития, видящий целью достижение Всевышнего, может стать йогом, который от жизни к жизни может достигать великолепные Божественные качества и Волею Бога сохранять их и передавать самому себе в следующем рождении, т.е. идти к Богу, абсолютно точно используя для этого подсказку Бога изнутри, правильно ориентируясь и применяя духовные методы, основанные на совершенных духовных знаниях. В этом процессе Бог непременно смотрит на путь благочестивой деятельности человека (как путь достижения Божественных качеств), как в предыдущих рождениях, так и непременно в этой жизни, не зависимо, следует повторить, от того, был ли человек религиозен или нет. Благочестивая деятельность – это на самом деле очень большой духовный труд человека, как и большое требование Бога к человеку, а также очень немалые физические и психические усилия. Далеко не каждого можно назвать благочестивым, он же добродетельный, он же друг всех живых существ, он же справедливый и милосердный, он же – всепрощающий человек, вершащий добро бескорыстно, во благо другим, никогда ни на что не претендуя, не завидуя, не накопляя тленное, не идя на поводу чувств и желаний. Такой человек во всем скромен, умерен, аскетичен, прост в речах и быту. Все эти качества вмещает в себя качество, упомянутое в этом стихе. Оно должно стать неотъемлемой сутью человека, его естественным пониманием и образом жизни. Такой путь есть очищение своего существования, это тот путь, когда последствия кармической деятельности сводятся к минимуму. В этом случае человека можно назвать йогом. Это означает, что его качества, его духовный уровень вырос настолько, что может управляться Богом; человек может брать изнутри указания Бога в таком союзе и благоприятно для связующего процесса следовать им. Такой йог, даже если он еще может в чем-либо оступиться и не достичь на каком-то этапе своей цели, уже стоит на той ступени, обладает теми духовными качествами, сохраняемыми за ним и далее, которые уже не повлекут за собой серьезную греховную деятельность, а значит, в новом рождении не будет повторения Уроков (что еще может грозить материалисту и удлиняет путь к Богу), но продолжение пути с того места, где он ошибся и остановился, что будет возможно через благоприятное рождение. Ибо это в данном стихе Бог гарантирует. Однако, уровень благочестивой деятельности у разных йогов разный, что обуславливает и разный уровень заблуждений и отклонений. Поэтому, не теряя достигнутые качества, каждый йог в итоге получает то, что заработал, что будет и далее благоприятно. Об этом сказано далее. Но какой бы путь не предстояло пройти йогу в дальнейшем, этот путь всегда надо понимать, как путь вперед, даже если йогу предстоит вслед за духовной практикой пройти чисто материальный путь. Значит, и здесь, по Плану Бога ему необходимо развить в материальном мире те качества, которые ему далее придут на помощь, дав силы идти без отклонений. Таким материальным путем может быть и рождение на райских планетах (хотя не исключена и планета Земля), о чем сказано в следующем стихе.
41.После достижения планет тех, кто совершает благочестивые поступки, и проведения там многих лет в благочестивом и процветающем доме, йог, сбившийся с пути реализации, рождается снова (на Земле).
КОММЕНТАРИЙ.
Как ранее было сказано неоднократно, степень отклонения с истинного пути у разных йогов разная. И не всегда это результат мистически направленного ума. Даже очень благополучный во всех отношениях успешный йог может оказаться среди тех, кто не достиг цели. Успешность йога не измеряется отдельно взятыми его качествами, или только его благочестивой деятельностью, или стараниями в поклонениях, или аскетизмом(ибо все есть необходимое, но не достаточное условие). Невозможно никакому брахману или духовному учителю, или продвинутому преданному оценить степень духовности, как свою, так и другого. Поэтому и здесь следует быть непривязанным, однако, духовно-старательным и трудолюбивым, вверяя все остальное Богу. Этот стих объясняет один из многочисленных возможных путей йога, который не достиг цели, хотя был в высшей степени благочестив, что есть определяющее, базовое качество для успеха. Достижение планеты праведных и благочестивых возможно, если йог осознанно или на уровне подсознания был привязан к плодам своей благочестивой деятельности, ставил целью достижение райских планет или желал обрести мистические способности. В этом случае йог может получить рождение отнюдь не связанное со строгой практикой йоги, но более с материальным благополучием. Чем это благоприятно для йога? Человек непременно должен использовать плоды своей благочестивой деятельности, ибо по Закону Божественной Справедливости, претендующий на плоды любой своей деятельности непременно должен их вкусить во всей полноте, чтобы Бог мог в дальнейшем беспрепятственно повести человека более уравновешенным путем, где бы не преобладали материальные блага, путем, имеющим в достаточной степени счастья и страдания для дальнейшего духовного развития. Т.е. и человек, и Бог в их обоюдном труде становятся независимыми от плодов благочестивой деятельности человека, мешающими воспитанию и развитию человека, когда человек еще претендует на результат, хотя уже смотрит в сторону духовного развития. Планета благочестивых как бы ускоряет процесс отдачи долга человеку за его благочестивую деятельность на Земле, и, возвращаясь на Землю, человек перестает быть задолжником этих плодов, становится перед Богом, как все, и ведом далее так, как позволяют достигнутые качества и кармические последствия до уровня непривязанности к плодам благочестивой деятельности. Т.е. человек получает возможность развиваться до более высокой ступени йоги. Также надо понимать, что не всегда такой благочестивый йог, привязанный к плодам своей деятельности, может родиться на планете добродетельных. Иногда ему более благоприятно родиться на Земле и здесь получить все, что ему причитается, и параллельно с этим продолжая свое духовное развитие, развитие по Плану Бога. Однако, не все йоги привязаны к плодам благочестивой деятельности. Относительно таких йогов перед Богом не стоит вопрос о том, чтобы воздать им на планете благочестивых в случае, если они еще не достигли своей цели. В таком случае плоды благочестия и праведности трансформируются Богом в успешное продолжение духовного пути на Земле, и это позволяет йогу как бы безостановочно продолжить свое духовное развитие в следующем рождении, дает возможность быть снова занятым в связующем процессе, а также развить те качества, которые бы исключили отклонение с истинного пути. Об этом пути Говорит Бог в ст.42-45.
42.Или же он непременно рождается в семье йога, тех, кто одарен великой мудростью, но такое рождение, как это, с большим трудом достигается в этом мире.
КОММЕНТАРИЙ.
Начиная с этого стиха, Бог рассматривает еще один возможный вариант рождения йога, сбившегося с пути реализации – рождение в семье йога. Если речь идет о семье йога, то скорее всего Бог имеет ввиду супругов, осознанно идущих по пути духовного развития, а потому достаточно мудрых и непременно религиозных. Но почему такое рождение здесь называется трудно достижимым? Все дело в том, что истинных йогов в материальном мире всегда очень немного, ибо они быстро покидают материальный план, и к тому же, далеко не все создают семьи, считая это нарушением обета безбрачия и путем удовлетворения чувств. Поэтому, родиться в семье йогов непросто. Однако, иногда йог рождается в тех семьях, где есть те, кто может на качества йога оказать существенное влияние своей убежденностью, качествами, образом жизни, поведением, пониманием и пр. Они, сами о том не подозревая, призваны Богом какие-то качества в своем ребенке закрепить, усилить, ослабить, отказаться, с детства легко направляя и формируя в ребенке то, что с материальной точки зрения считается для ребенка неблагоприятным, но с духовной – вносит прямо в сердце и ум строго определенные понимания, которые в духовном плане бесценны. Главы таких семей, даже не будучи йогами, могут быть одержимыми духовными идеями, целями, пристрастиями, образом жизни, которые непременно по замыслу Бога оказывают на детей нужное, ненасильственное влияние, направляя их сознание в нужное русло, которым чаще всего бывает простой образ жизни, умеренный аскетизм, религиозность. Семьи могут быть бедны, бережливы, тяготеть к праведности, неприхотливы, строго поклоняться Богу, отказываться от мяса, алкоголя, азартных игр. Мать может быть женщиной милосердной, терпеливой, трудолюбивой, немногословной, религиозной, разделяющей мнение мужа и хранящей семейные и религиозные устои. Йог может с детства приучаться не праздновать праздники, дни рождения, не стяжать, просто есть, просто одеваться, трудиться в свою меру, поклоняться Богу. Если необходимо, Волею Бога окружение бывшего и будущего йога с детства не будет баловать его излишним вниманием, но приучать к заботе о других, ответственности, честности, справедливости, труду, умеренному аскетизму и непривязанности и непременному поклонению Богу. Если говорить строго, то в каждой семье, с любым достатком присутствует необходимое, что в той или иной мере развивает духовные качества, и только Бог знает, в какую семью лучше поместить йога, чтобы позаимствовать там то, что затем разовьется в духовном направлении так, как для данного человека и данными средствами и благоприятно и соответствует его карме и ступени на данный период. Каждая семья незримыми своими качествами может возродить йога (и не всегда в семье непременно должно быть присутствие явной добродетели или аскетизма). Иному йогу необходимо пресыщение или обстановка явно противоположная религиозному пути (ибо будит человека Бог разными путями). Каждая семья дает ребенку те качества, которые не перешагнуть и не отказаться. Они есть надстройка над теми качествами, которые уже есть и базис для тех, которые еще будут, разовьются в этой жизни или в следующей с новыми родителями. Другого источника для развития и проявления качеств у Бога нет, как через людей, близких и чужих, через семьи, отношения, связи, образ жизни, религиозные и другие объединения и организации. Надо хорошо понимать, что рождение в любой семье – не случайность. Родителям есть, что отдать, а ребенку, соответственно и чаще всего есть, что взять. И в каждой семье только этому ребенку и только от этих родителей (даже, если ребенок усыновлен). Любое рождение в любой семье, как и принятие семьей факта рождения ребенка, определено самим Богом в строгом соответствии с заслугами как ребенка, так и его родителей, и все только во благо, как бы ни казалось, что для ребенка данная семья не благоприятна (но и изменения в семье Бог дает Сам через Законы и других людей). Надо быть разумным и религиозно-грамотным и понимать, что даже самое неблагоприятное рождение есть для ребенка отдача им, как личностью, своих земных долгов в прошлом, ибо и ребенок для себя извлекает понимание с детства и строит на этом с Божьей помощью свои убеждения и качества, порою достойные качеств йога. Из этих качеств развиваются новые и так далее. И только так по ступеням своих качеств от жизни к жизни, от семьи к семье, от практики йоги к практике йоги человек поднимается вверх на уровень качеств Божественных, имея опыт всех качеств, всех путей и всех Уроков, а потому абсолютно понимая каждого в высокой степени, как и являясь знатоком жизни, как и мудрым, как и понятливым, умеющим строить отношения с другими людьми, не осуждая их, не завидуя, не завися от них, во всем видя Бога и на все смотря через религиозную призму. Не следует просить Бога о рождении благоприятном, о редком рождении в семье йога, полагая, что этот путь лучший или более краткий или более достойный или более соответствующий. Не следует в новом рождении желать себе ни материальных благ, ни духовных, но положиться на Бога, ибо этот путь самый краткий. Но иногда утомленному долгой практики йоги человеку целесообразней родиться в семье материалиста, чтобы с одной стороны, отдохнуть, а с другой в таком положении, без давления религиозных идей, проявить те качества, которые стали неотъемлемыми и могут теперь проявляться всегда ни от чего не зависимо, как приобретенные в прошлых рождениях безвозвратно. И далее Бог снова дает побороться за духовный путь тому, кто уцелел в материальных скитаниях и проявил Божественные качества не будучи йогом, устояв от материальных соблазнов. Один Бог знает возможности живого существа, что ему благоприятней, а потому следует во всем вручить себя Богу, не сомневаясь, что любое рождение во благо. Но, а что ожидает неудачливого йога, родившегося все-таки в итоге в семье йога (что для многих считается великой удачей, – об этом в следующих стихах.
43. С тех пор он выигрывает в том, что возрождает сознание (разум, понимание) предыдущего воплощения и снова, поэтому, устремляется к совершенству, о, Курунандана (лучший из Куру).
КОММЕНТАРИЙ.
Не следует думать, что возрождение сознания, понимания, разума из прошлых воплощений Бог дает только продвинутым йогам. Это естественный и закономерный процесс, касающийся всех живых существ. Предыдущий уровень есть та ступень, на которую становится живое существо в этой жизни, чтоб подняться на ступень следующую. Далеко не все, достигнутое в прошлой жизни, можно назвать тем багажом, который будет передан живому существу непременно в этой жизни и в полном объеме. Это осуществляется и через жизнь и через несколько жизней по Плану Бога, как и может проявляться косвенным путем, через качества родственные, вытекающие, как следствие из тех, которые человек в себе ценил и которыми гордился. В багаж непременно входят достигнутые качества человека, устои, убеждения, склонности, цели, устремления, входят планы, мечты, сомнения, характер, поведение и пр. Однако, в багаж может не входить проявленная прежде властность царя, патриотизм героя, усердие ученого или изобретателя, дар поэта или писателя, жестокость убийцы, уверенность лидера, успешность художника, талант актера… Такого рода вещи вновь не наследуются, ибо в новых обстоятельствах могут быть неуместны, но в багаж входит то, что они в человеке породили, как его качества, убеждения, характер. Поэтому любое живое существо, как из низшей природы, так и человека, входит в мир с уже присущими ему индивидуальными качествами, обособляясь ими и имея от Бога свой путь из постепенного проявления, развития, утверждения или отказа от них. Забыв о своих качествах в прошлых воплощениях, человек сам с интересом может наблюдать, что и как в нем проявляется, оценивать свои реакции, считая себя своими качествами, не зная, что по сути качества подобны одежде, которую духовная сущность будет до тех пор примерять, пока не остановится на Божественном выборе, на качествах, которые свойственны Самому Богу. Но, примеряя свои качества, человек не может знать, что это далеко не полный багаж, здесь далеко еще не весь перечень всего, что ему могло приглянуться, что не все ему сейчас приоткрыто, но всему свое время. К тому же, качества человека, как и любого другого живого существа, на протяжении данной жизни неизменно корректируются, меняются, и духовная сущность как бы со стороны констатирует в себе эти перемены, дает им оценку, направляет себя, не зная, что этим над собой работает и сотрудничает с Богом. С рождения качества, как характер живого существа, подает постепенно Сам Бог в соответствии с программой развития живого существа, с учетом возрастных переходов, семейных отношений, общественного мнения, с учетом кармы других, также с учетом готовности самого живого существа принять эти качества в новой среде в процессе самовыражения. Некоторые утвердившиеся в прошлой жизни качества, как положительные, так и отрицательные, могут начать проявляться у человека с раннего детства. Все зависит от Плана Бога. Чем сильнее у ребенка проявляется отрицательное качество, тем большее сопротивление оно встречает от тех, кто авторитетен, и так человек начинает путь исправления с мнений других, который иногда может длиться всю жизнь. Аналогично, если у ребенка проявляется ярко выраженное положительное качество, оно находит поддержку, практическое применение и так закрепляется мнением окружающих и внутренними поощряющими энергиями от Бога. Если проявляются те или иные слабо выраженные качества, то и они с детства Богом через все Земные необходимые средства направляются в нужное русло. Т.о. все качества в багаже абсолютно контролируются Богом через внешний и внутренний мир живого существа, ничего не теряется, не забывается, не упускается, но вереницей подается по мере взросления живого существа, по мере смены обстоятельств, возможностей, в экстренных событиях, в новых встречах, во всех непредвиденностях. Хочет или нет живое существо, но внутренне оно обязано обозревать свои реакции, свои выборы, давать им оценку и т.о. понимать, за что идут наказания, и, как следствие, делать в дальнейшем более правильный выбор и тем шаг за шагом совершенствовать себя. Путей работы даже в одной жизни над одним человеком не счесть. Каждое мгновение идет воспитательный процесс, заставляющий человека вновь и вновь пересматривать, как бы примерять из багажа подсознания свои те или иные качества по мере физического и духовного взросления и учиться достаточно критично относиться к своему выбору. Все это в полной мере имеет отношение к йогу, ко всему, что он достиг, ко всем его качествам, взглядам, убеждениям, ко всему, что имеет прямое отношение как к связующему процессу, так и к его бытию. Также Бог подает ему его качества из его багажа, соглашается на все его желания и показывает, что в итоге из этого следует. Рождение в семье йога для недостигшего цели йога не есть особая Милость Бога, но естественный закономерный процесс в его продвижении вперед, что абсолютно равнозначно рождению материалиста в семье материалистов. Вообще, для йога, вручившего себя Богу, любое рождение в любой семье должно считаться благоприятным, ибо йог прежде всего бесстрашен и абсолютно религиозен, а потому ничто не должно привносить в него смятение, неудовольствие, тревогу, опасения. Он знает, что каждому Бог дает свой путь, свои ступени, свою поддержку, свое развитие. И если что-то надо повторить, то это во благо. И если надо идти дальше без препятствий в духовном пути – такова Воля Бога. И все, несомненно, благоприятно и на пользу в пути духовного совершенства. Но если материальный человек особенно не углубляется в этом направлении, не анализирует с таким вниманием свой багаж, и все происходит с ним как бы неосознанно, без духовной мысли и направленного духовного личного труда, то йог желает знать, как идти, какие средства использовать, чтобы удовлетворить Бога и достичь высшую цель. И йог непременно хочет знать, что произойдет с уже достигнутым, с немалыми усилиями, если он по какой-то причине не сможет достичь своей цели. Для любого йога, даже не претендующего на высший успех и вручившего себя Богу, этот вопрос существует. Йог, даже самый неудачливый, достоин того, чтобы знать Истину. Йог духовно активней даже самого прогрессивного материалиста, убежденно идущего по пути морали и нравственности. Йог знает точно цель, знает высшие средства и всегда готов сотрудничать с Богом, ведет аскетичный образ жизни, занят благотворительностью и неизменно поклоняется Богу, зная Его, как Высшего Владыку всех живых существ. Поэтому Бог именно ему, как Своему союзнику, обещает дать такое рождение, которое поможет продолжить этот путь, где все усилия осознанно и без остановки снова будут направлены в то же русло. Возрождение сознания – это лучшее обещание йогу, ибо йог знает, как непросто завоевывать духовные качества. И не очень хочется обозревающему свое будущее йогу в новом рождении начинать вновь извлекать их из материального мира, идя через те же Уроки и страдания или повторить путь неофита в преданном служении, вновь борясь за отрешенность, бесстрашие, контроль чувств и ума, выращивать такие качества, как милосердие и доброжелательность ко всем живым существам. Конечно, Бог будет отдавать постепенно, как и всем, духовные качества взрослеющему йогу, в этом суть обещания, из его же багажа. Но даст и видимость борьбы за них, даст искушения, даст возможность выбора, даст новые подходы, новые обстоятельства, желания, привлечет объектами чувств. Но качества, обретенные из багажа, некогда честно заработанные, выстраданные, помогут легче справиться с преградами. Что-то отсеется, что-то прибавится. Но путь борьбы, пусть небольшой, придаст интерес, естественность и поможет избавиться от тех качеств, которые в свое время подвели, вернув в круговорот сансары, как и пополнят вклад в Багаж. И, несомненно, Милостью Бога продвижение такого йога будет более успешным.