Бхагавад-Гита всем. Глава 6. Дхйана-йога. Стих.27-30.
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 6. ДХЙАНА-ЙОГА. СТИХ.27-30.
27.С успокоенным этим умом йог в величайшем счастье достигает, умиротворив страсть, слияние с Верховным Брахманом, будучи очищенным от кармических реакций.
КОММЕНТАРИЙ.
Соединение, слияние, приближение к Верховному Брахману по качествам есть цель любого йога. Однако, эта цель не должна быть самоцелью. К тому же, слияние с Богом на самом деле никогда не достижимо, но есть тот предел развития духовной сущности, когда йог Самим Богом признан достаточно подготовленным для общения с Богом, и дальнейший этап соединения может быть назван слиянием. Но достижению этого положения предшествует долгая практика йоги, куда непременно входит и контроль ума. Однако, надо понимать и то, что, когда человек достигает успех в йоге, он усмирил не столько ум, сколько чувства. Усмиренный ум, это ум, который уже не может быть соблазнен возбужденными чувствами (как и объектами чувств). Они умеренны и почти молчат, не отвлекаясь на внешние объекты, а сам по себе ум в эту сторону уже не смотрит. Также усмиренный ум не может вовлечь духовную сущность в материальные игры, поскольку практика йоги и весь духовный путь несомненно развивают беспристрастность. Также ум не может быть заинтересован в любых материальных связях, желаниях, устремлениях, ибо смотрит глазами совершенных духовных знаний и видит, что всем управляет Бог и будет так, как желает Бог. Ум перестает быть материально-любопытен, не привлекается ни материальными науками и знаниями, ни материальными открытиями и достижениями, но мыслит просто и потребляет духовное. Такой человек не стремится участвовать в чужих судьбах, хотя никогда не отказывает в помощи, независтлив, не желает большего. Утихомиренный ум делает проще жизнь, придает ей смысл, привносит покой и смирение. Однако, и такой покой в некотором роде условен, ибо путь требует немалого духовного труда, но считается в Боге абсолютным, поскольку привносит в духовную сущность неизменность и удовлетворение, как и независимость. Активность ума такова, что человек не мыслит против других, не осуждает, не выполняет многие и многие возбуждающие материальные функции, отбирающие покой и радость. А потому и сама духовная сущность в меньшей мере страдает, менее зависит от внешних ситуаций, мнений, поступков, но находит удовлетворение в очищении своего собственного существования, где для каждого живого существа существует необъятное поле деятельности. В таком направлении душа все более и более счастливо осознает свою вечную связь с Богом и постоянную защищенность, умея видеть и в благоприятном и в неблагоприятном только благоприятное для себя и Волю Бога, всегда Милостливого ко всем. Т.о. данных стих подчеркивает, что в итоге достигает йог, будучи занятым в дхйана-йоге. Йог достигает Верховного Брахмана, и этот путь идет, как было сказано, через умиротворение ума, что достигается через контроль ума, что опять же достигается через утихомиривание желаний и чувств, и всем этим очищает свое существование от кармических последствий. Все в совокупности есть путь очищения, все должно работать на развитие Божественных качеств и соединение в итоге, как следствие, с Самим Богом. Практика дхйана-йоги так исполняет свое данное Богом предназначение, ведя человека к Богу тем путем, который ему наиболее подходит и который непременно приносит ему лучший результат, насколько это возможно на его ступени духовного развития. Также надо знать, что величайшее счастье йога таково, что Бог не дает в нем купаться и бездельничать, ибо духовные труды и задачи в Боге не имеют границ в материальном и духовном мире и прохлаждаться особо Бог на Земле не дает никому. Но чувство большого удовлетворения, спокойствия за себя и за свой путь непременно присутствуют, ибо в достаточной степени очищенное существование дает йогу гарантию быть поддержанным Богом и защищенным всегда.
28.Таким образом, всегда, всей своей сущностью вовлекаясь в практику йоги, йог, свободный от кармических реакций, счастливо находящийся в постоянном контакте со Всевышним, испытывает высочайшее счастье.
КОММЕНТАРИЙ.
Прежде всего следует еще раз отметить, что высочайшее счастье йога никак не сравнимо с состоянием счастья материального человека. Это – только полная удовлетворенность, которая имеет свойство никогда более ничем и никем не омрачаться, это состояние духовной стабильности, полной независимости от условностей материального мира, но не гарантирует состояние вне потрясений, не дает никакой изоляции от людей и их ступеней
Развития. Дает лишь устойчивое внутреннее знание, абсолютное упование на Бога, неизменное понимание, что и благоприятное и неблагаприятное только во благо, только от Бога, только во имя развития, также дает полное бесстрашие, наслаждение своими качествами, в основе который высшее миролюбие, доброта, полная непривязанность, развитое духовное понимание и неизменная связь с Богом, в любом мгновении, знание Мнения Бога и непосредственное служение Богу. Все это понимание развивается в любой авторитетной йоге, цель которой достижение Всевышнего и Божественных качеств, но состояние, рождаемое дхйана-йогой, в достаточной обостряет это понимание через непосредственные внутренние переживания, энергии Бога, уникальные и не имеющие себе аналогов в материальных чувствах человека.
Этим стихом завершается описание основ дхйана-йоги. Поэтому можно сделать краткий обзор этой йоги. Прежде всего, Бог неоднократно указывает на то, что следует заниматься этой практикой йоги регулярно. На это обращено внимание в ст.10,15,19,24,28 этой главы. Также Бог указывает, что основным средством соединения с Богом в дхйаяна-йоге является погружение в себя. Об этом сказано в стихах 3,8,10, 11,12,14,19,20-23,25. Также Бог указывает на роль ума и разума и контроль ума в этом связующем процессе в ст.5,6,7,9,1О, 11,12, 13,14,15,18, 19,20-23,24,25,26,27. Также Бог неоднократно говорит о контроле чувств и непривлечении йога ко всему, что предлагает ему его эпоха из объектов удовлетворения чувств в ст. 4,8,12,15,16,18,20-23,24. Также указываются и другие качества, которые должен развивать йог, практикующий дхьяна-йогу: отречение, не полное погружение в кармическую деятельность (начинать не претендовать в этой связи на плоды), невраждебность, обретение внутреннего мира, приближение по качествам к Богу, т.е. неизменность в счастье и страдании, в чести и бесчестии, к гальке, камню и золоту, к друзьям и врагам, к благочестивым и грешникам, к благоприятному и неблагоприятному. Также йог не должен искать убежище ни в чем материальном, ничем не владеть, быть независимым от страха, гнева, зависти, очищать свое существование, быть в обете, которые дают себе духовные учителя, должен видеть конечную цель в достижении Всевышнего через достижение Божественных качеств, умеренно есть, умеренно бодрствовать, также быть в умеренном аскетизме, постоянно дисциплинировать и контролировать свой ум, достичь состояние без страданий, умиротворить страсть и быть непоколебимым и твердым в этом направлении. Не следует опасаться, тем более начинающему йогу, что такой перечень качеств может быть недостижим. Надо понимать, что йог получает от Бога очень большую поддержку, направляем Богом так, что говорить о пути назад не приходится (даже если в каком-то рождении настоящий йог будет Волею Бога отведен от йоги или переведен на рельсы другой). Духовный путь на самом деле достаточно чудесен и, будучи серьезно начатым, не обрывается, даже если человек снова начинает материальное существование. Здесь, в описываемой йоге, одно качество неизменно влечет за собой другое и из маленького ростка вырастает многоветвистое духовное дерево, все ветви которого - Божественные качества, и служат человеку везде, какой бы путь ему в дальнейшем не был уготован. Но почва такому дереву в самом начале – непременно осознанное преданное служение, совершенные духовные знания, а первый стебелек - контроль чувств. А ствол - отрешенность. Этот путь очень привлекательный для йога и при его старании дает лучшие плоды, что есть осознание своей вечной связи со Всевышним, своего изначального положения, истинного смысла жизни и всех воплощений. Понимание этого привносит немалое удовлетворение и радость в сердце йога ж об этом также говорят Бог в стихах 21-23,27,28. Данный стих еще раз подчеркивает, подводя итог сказанному, что осознание своего соединения с Богом, ощущение Бога в себе есть достаточно радостное, высокое чувство, которое надо считать и высочайшим счастьем. Это счастье не сможет понять человек материальный, пристрастный, идущий на поводу желаний и чувств. Однако, нет ни одного человека, который бы не насладился процессом соединения с Богом в себе, кто не стал бы общаться с Богом в себе и служить Ему. Но каждого Бог ведет индивидуально, и у каждого есть свой день, когда он в себе познает Бога настолько, что и его путь станет необратим.
29.Душа, вовлеченная в практику йоги, везде равно видя, видит Меня, расположенного во всех живых существах, а также все живые существа – во Мне.
КОММЕНТАРИЙ.
Данный стих утверждает три результата, следующие из практики дхйана-йоги.
Следует отметить, что такие же результаты дают и карма-йога и бхакти-йога. Отметим эти результаты.. Во-первых, это умение человека «везде равно видеть». Что здесь имеется ввиду? Это на самом деле подъем человека над двойственностью материального мира, т.е. неизменность ума при виде гальки, камня и золота, неизменность в отношении к другу и недругу, к благочестивым и грешникам, к славе и бесславию, к благоприятному и неблагоприятному и т.д.. В основе такого качества непременно лежит отрешенность, достигаемая в результате контроля ума и чувств. Все эти качества, позволяющие видеть равно, развивают указанные выше йоги через постоянную практику и основываясь на совершенных духовных знаниях. Во-вторых, дхйана-йога в результате постоянной практики позволяет человеку увидеть Бога во всех живых существах, как Высшую Душу. Видение Бога в каждом - это не такое уж простое дело и достигается только религиозными путями, и знающий Бога в каждом не на уровне памяти и чтения только духовной литературы, но естественно и абсолютно, как реальное Высшее Живое Существо, Высочайшую Личность неизменно присутствующую везде, всем Управляющую и проявляющую Свою Волю непрерывно в каждом, без сомнений, имеет поведение, как и уровень мышления и понимания значительно отличающееся от других людей. Такой человек очень хорошо видит, как Бог в каждом проявляет Себя, ничто не приписывая деяниям и заслугам других, кроме их собственной ступени, т.е. приобретенных качеств. Такой йог видит, как Бог дает каждому и в соответствии с его уровнем мышления желания, заставляет выбирать, предпочитать, сомневаться, вникать, ошибаться, делать выводы. Йог видит Бога, управляющего играющим котенком, в новорожденном, в старике, в художнике, в творческих людях, в полководцах, политиках, ученых, в спортсмене, в ребенке, в учителе и в ученике, веселым и грустным, решительным и колеблющимся, уверенным и сомневающимся, видит в мухе, тигре, слоне, черепахе, в растении, управляющим Солнцем и Луной, создавшим законы Вселенной и поддерживающим их, в невидимом и видимом, в движущемся и неподвижном. Видит Бога в каждом взгляде, в каждом слове каждого живого существа, проявляющим себя во всех телах, на всех уровнях сознания и существования, форм жизни, где бы то ни было. Такой йог хорошо понимает причину ошибок других людей, причину таланта, гениальности, жестокости, разумности, милосердия других. Видя Бога в каждом, йог не может проявлять низшее качества, не может осуждать, гневаться, завидовать, вынашивать худое против другого, но, зная Бога Б каждом, любит каждого потому, что в нем неизменно присутствует Сам Бог, что его ведет Сам Бог, защищает его интересы и наставляет фактически Единолично, давая гарантию абсолютно каждому на духовное развитие и путь к Себе, и шаг за шагом осуществляя Свой план на каждого от рождения к рождению, всех видя одинаково, никого не предпочитая и никого не лишая Божественной Милости. А это значит он (любой человек, любое живое существо) уже обладает многими лучшими качествами и непременно достигнет совершенство, как бы себя теперь не проявлял, ибо Бог Свое дело доводит до конца. Так понимая и видя, такой йог легко прощает, всегда терпелив, милосерден, доброжелателен. Такое видение Бога во всем позволяет йогу видеть весь мир и каждого развивающимся, неизменно идущим к Богу. Такой человек видит, суть жизни камня, воды, огня, Земли без мистических отклонений, не разделяя материю на живую и мертвую, но видя все живым, на самом деле одухотворенным, как тело Бога, которое находится в постоянном развитии В-третьих, достигший высшего успеха йог, все видит в Боге, непременно расположенным в теле Бога, пронизанным бесчисленными Божественными энергиями и ничего, что было бы вне Бога, тем самым абсолютно понимая Могущество Бога, Его недосягаемую и необозримую Высоту, а потому имея в сердце и уме к Высшему Владыке самое глубокое почтение и из этого состояния строящего свою жизнь и тем заслуживая Высшую поддержку. Так увидеть Бога, что называется собственными глазами, в каждом и везде йогу помогает сама практика постоянной медитации, процесс погружения в себя, где он, исходя из совершенных знаний, убеждается лично и многократно в присутствии Бога в себе и мыслью и волею Бога распространяет этот опыт на все окружающее и находит этому столь удивительные подтверждения, что впадает в великий транс и большое духовное удовлетворение. Все эти знания о Боге присутствуют в Ведах, изучаемы йогом и в результате практики йоги имеют свойство, как Милость Бога, утверждаться в сердце и сознании человека, дают духовное зрение, позволяющее одухотворенным разумом осознать Бога везде, Всепронизывающим, все вмещающим, как всю эту вселенную, так и за ее пределами. И еще раз.
Очень большое значение для йога должно быть осознание Высоты Бога, Всемогущества Бога, Вездесущность Бога. Увидеть так Бога невозможно без очень долгой духовной практики, без преданного служения, без аскез, жертвоприношений, без постижения совершенных духовных знаний. Далеко не в каждой религии Бог позволяет увидеть Свои качества, выходящие за пределы Милосердия, Справедливости, Любви. Состояние отрешенности йога дают ему вникнуть, войти в суть многих других Божественных Качеств, как и следовать им, как и объяснять через них. Зная себя в Боге и Бога в себе, йог хорошо видит, что Бог в нем и вне его трудится над ним не переставая, скрупулезно
и непрерывно и так с каждым через Свои Божественные энергии. Йог видит Бога в каждой точке пространства, в каждом временном промежутке, в каждое мгновение. Видит Бога, имеющего к нему отношение и не имеющего к нему отношения, но занятым другими и другими, в каких бы телах они ни были и на каком бы уровне развития не находились. Йог видит в этом неиссякаемое Милосердие Бога, разнообразие проявлений Бога, Его Могущество, Неутомимость, Высочайшую непоколебимую Справедливость, обеспечивающую все связи, все отношения, отдачу всех долгов, неизменное развитие каждого.
30.Тот, кто видит Меня везде и все видит во Мне, никогда для Меня не потерян и Я также для него никогда не потерян.
КОММЕНТАРИЙ.
Это утверждение Бога не имеет отношение только к человеку, достигшему успех в дхйана-йоге. Любая йога, развившая человека до абсолютного видения Бога в каждом и все в Боге, также имеет отношение к данному стиху в плане взаимосвязи человека и Бога. Но что значит "не потерять Бога и не быть потерянным для Бога»? Человек, достигший успех в йоге, как сказано в этом стихе, видит Бога везде, и в каждом, а также видит всех в Боге. Чтобы достичь такой ступени, такого абсолютного духовного видения, необходимы долгие годы неустанной практики йоги, в результате которой человек достигает совершенные Божественные качества и знания и полностью утверждается в них. Приобретение Божественных качеств называют слиянием с Богом, также соединением со Всевышним и становится неотъемлемой духовной собственностью человека. Даже если человек еще не окончил круг сансары, он, обладая высшей духовностью, не сможет привлечься материальными наслаждениями, но в следующем рождении непременно пойдет религиозным путем, путем дальнейшего очищения, путем преданного служения Богу, путем благочестивой деятельности и деятельности на благо всех живых существ. Поэтому для достигшего указанных успехов йога не существует более забвения в Боге даже на часть жизни в новом рождении. Бог непременно даст ему рождение или в семье йогов, или аскетов, или благочестивых, праведников, непременно религиозных людей или в семье добропорядочных материалистов. Поэтому и для Бога такой человек не потерян в смысле его дальнейшего, именно духовного развития, для укрепления связи с БОГОМ и обретения нужных качеств. Понятно, что и для Бога ни одно живое существо не может быть потеряно, поскольку каждый - Его неотъемлемая, пусть на время отделенная, частица. Но для достигшего успех йога это высказывание имеет конкретный смысл. Т.е. Бог такого человека продолжает вести Сам Лично. Не через полубогов богов, не через Иисуса или Будду, что есть частичное проявление Бога для людей, имеющих определенный уровень сознания, но через Свое Высшее Святое Имя Кришна или Аллах, помогая и дальше, входя в диалог, вновь показывая Себя в каждом и каждого в Себе, приоткрывая так шаг за шагом еще более сокровенные знания и ведя по пути духовного совершенства, предела которому нет.