Наставления Бога преданным и всем по Шримад-Бхагаватам 1....
НАСТАВЛЕНИЯ БОГА ПРЕДАННЫМ И ВСЕМ по ШРИМАД-БХАГАВАТАМ 1.1, гл.2, текст.13-21.
73. текст 13. Следует начать понимать, что в современный период разделение общества на четыре касты и четыре уклада жизни не работает, ибо и во времена Арджуны имело место лишь условно для тех, кто мыслит и понимает с позиции одной жизни, не имея возможности посмотреть на все с высоты совершенных знаний, также требуя немалый интеллект человека, как и ступень реализации всего общества в целом. На современном этапе развития человечества можно в эту сторону посмотреть, но едва, не определяя этим знанием ни свой путь, ни свои возможности, ибо такое понимание имеет свойство ограничивать и тормозить идущее к Богу живое существо, хотя создает иллюзию упорядоченности и разграничений. Возьмем касты. Четыре касты, согласно Ведам, –это интеллектуальные люди, военные, производительный класс и рабочие. Если смотреть с позиции одной жизни, то как бы такое подразделение существует. Но для чего такое подразделение было введено изначально в умах людей через Веды? Только для того , чтобы отразить уровни духовного развития в обозримый человеком период, охватывающий его жизнь, чтобы как-то сориентировать человека с пониманием ступеней, стимулируя к направленному развитию на данный период с более менее понятным для человека его личным положением в обществе среди этих существующих как бы прослоек и положением других для сравнительной оценки, т.е. в данной жизни. Однако, следует не забывать, что все эти разделения крайне условны. Они на самом деле, если к вопросу подходить более точно и с позиции реальности, которую в данных условиях допустимо приоткрыть человеку, не отражают духовную ступень человека через его занятие, каким бы оно ни было, ибо изначально качества человека не привязаны к одному виду деятельности и имеют способность развиваться в разных условиях, через разные виды деятельности, при этом только обогащаясь там, где вид деятельности в материальном обществе считается низшим. И ученый может быть или стать шудрой, и шудра может быть глубоко религиозным и обладать качествами Брахмана. Даже за одну земную жизнь человек может пройти все эти подразделения, но, не теряя, а только приобретая, причем, чем ниже опускаясь по значимости своего труда, тем больше приобретая по Божественным качествам, идя по пути смирения, трудолюбия, претерпевания. Один Бог знает, почему Он ввергает человека в ту или иную среду, или дает ему определенную предписанную обязанность. Очень многие в прошлых воплощениях могли быть интеллектуальной прослойкой общества, но чтобы добрать нужные качества, Бог может иногда опускать пониже или напротив. Любой труд от Бога, во благо, и не может быть для человека его оковами, мешающими его духовному продвижению; везде Бог дает несравнимый опыт, знания, развивает необходимые качества, как и позволяет человеку проявить те качества материальные, к которым он еще тяготеет, как и проявить ту степень греховности, которая ему еще не чужда. Именно деятельность человека поднимает наверх все его качества, подчас скрытые и от него самого, даже если он был в предыдущем рождении брахманом. У Бога нет других средств, как ввести в необходимую среду, благоприятную для полного проявления себя с тем чтобы самому человеку обозреть свои склонности и притязания, испытать себя и дать себе оценку, как и получить ее от окружающих, тем самым уготовив себе последствия греховной деятельности. И те, кто высоко о себе мнит, будучи преданным, может легко угодить на уровень торговца или шудры и вновь и вновь изнутри учиться именно на этой ступени, дабы реализовать себя до брахмана. То же самое относится и к укладу жизни: «ученичество, жизнь домохозяина, отход от мирской деятельности, полное посвящение себя преданному служению». Эта последовательность в настоящем мире не может считаться абсолютной, не нарушаемой. Она бы имела место реально для верующего, как незыблемое указание Бога, если бы человек жил только одну жизнь. В этом случае такой путь мог бы оптимально охватить все поэтапные процессы, ведущие к преданному служению, дать опыт материальной жизни, помочь отдать долги, дать необходимые знания и, будучи так упакованным, начать путь завершающий. Но не все так просто, так последовательно и дозволяется идущему, ибо здесь очень много факторов влияющих, отводящих, рушащих эту гармонию и последовательность с первых же шагов. Придерживаться этого пути сложно. Отказ от него для тех, кто руководствуется в этом плане указанию Вед, дает страх неполноценности своего пути, ибо есть отход от указаний Самого Бога. Но Бог делает поправку именно теперь, когда можно указать без вреда для человека и другие врата. Поэтому современному преданному следует знать, что каждый должен идти так, как ему изнутри подсказывает Бог, как ведут духовные желания, как складываются обстоятельства, насколько благоприятно и неблагоприятно видятся ему те или иные земные врата по влиянию на его главную цель. Человек может начать свой путь сразу с домохозяина и в этом пути учиться, и в этом пути преданно служить Богу. Человек может сразу начать учиться, постигая Совершенные знания, и никогда не смотреть в сторону домохозяина, но переходить на ступень преданного служения. Человек может сразу начинать преданное служение, и его соединять с ученичеством и только к концу жизни обзавестись семьей. Вариантов не счесть, даже если они кажутся отходом от указаний шастр. Все, что претворяется в реальность – от Бога. Каждый должен выходить на уровень связи: я – Бог. И здесь, не оглядываясь на предписания Вед, направленные на упорядочивание духовного пути людей прошлого, идти, радея лишь о своем духовном развитии перед Богом и никому не давая в этом отчет, но при условии, что этот путь не лишает других еды, здоровья, умеренного благополучия, т.е. с учетом того, что есть перед другими материальный долг, куда чаще всего входят дети и родители, далее – супруги.
Таким образом, приведенные разделения человеческого общества уже не отвечают интересам каждого отдельного человека, как и мешают вести человека Самому Богу, Которому приходится насильственным путем решать для человека его задачи, ибо духовная сущность начинает противиться советам Бога изнутри и слагающимся внешним обстоятельствам, не смея нарушить указания Святых Писаний. Но, следует понимать и то, что на данный конкретный период в любом обществе видимость подразделения, пусть и условная, сохраняется. Но такое подразделение не абсолютное, временное для каждого даже в пределах одной жизни и не соответствует всегда и для каждого его точной ступени развития. Также и поэтому такое подразделение общества ни есть критерий цивилизованности общества и его членов, ни есть упорядочивание необходимое, которого следует придерживаться, требовать, чтобы другие свято принимали его и ему следовали, как и этими категориями мыслили о оценивали других, ибо на смену слабого понимания человеку приходит другое: от жизни к жизни, поднимаясь по ступеням духовного развития, человек движется по воле Бога как бы циклически, по новому и новому кругу в своем подъеме проходя через все виды деятельности, существующих в человеческом обществе, вновь и вновь возвращаясь и добывая или утверждая качества, учась любую деятельность исполнять чисто и с тем, чтобы на любой ступени такого мнимого разделения, будучи религиозным или нет, удовлетворять чувства Бога. Можно и с очень высокой религиозной ступени спуститься на самую низкую, материальную, и добирать недостающие или подзабытые качества, такие, как смирение и пр. и оставаться Брахманом или преданным Богу, или вайшнавом, или садху по своей внутренней сути (степени привязанности, аскетизму, добродетели…), ибо опускаясь в низы, человек добирает качества недостающие и иногда Волею Бога и силой своих качеств начинает вести за собой тех, кто пока на этих ступенях заслуженно и им соответствует. Точно также человек может и, имея слабые качества, подниматься вверх достаточно резко, дабы там пройти свои уроки, аскезы и впитать от более высоко духовно стоящих их качества в своей мере. Поэтому, не следует судить о человеке по той деятельности, которую он призван исполнять, но довериться Богу в этом плане, всегда заранее уважая любую личность и корректируя ее только в том случае, когда на это и неоднократно укажет Бог и то тем, кто имеет право от Бога наставлять и учить, как и применять Закон. Деление на касты и уклады жизни в современном мире изживает себя, поскольку никак не способствует созданию условий для духовного самосознания, а, напротив, рождает чувство неравенства перед Богом и людьми и тормозит личную активность человека, когда Бог изнутри направляет его, а Ведические постулаты держат за полу, не способствуя, но мешая удовлетворить чувства Бога, как и реализации Плана Бога на человека.
74. текст 14. Верховную Личность Бога не следует называть – Верховное Существо, как и «объект» прославления. Это оскорбление Бога.
75.текст 15. Нельзя считать, что для того, «кто постоянно помнит о трансцендентных играх Личности Бога, освобождение приходит само собой». Это, следует не забывать, необходимое, но далеко не достаточное условие, ибо на первом месте у Бога все же преданное служение, куда памятование входит, как составляющая. Также следует знать, что чистая бхакти-йога невероятна без карма-йоги, ибо вопрос о поддержании своего тела стоит равно как перед материалистами, так и перед преданными. А потому работать непременно надо каждому, исполняя свои предписанные обязанности, на что Бог неоднократно указывает Арджуне, ибо процесс освобождения не освобождает руки, как и процесс преданного служения (что по сути одно и тоже). В этой связи Труд непременно присутствует в жизни каждого преданного и этот труд, оплачиваемый или нет, должен быть подношением Богу, жертвоприношением Богу, этим одухотворяться, в основе своей имея непривязанность к плодам труда, где человек также не считает себя причиной, распоряжающимся, и даже исполняющим работу ( о чем также достаточно полно Бог разъясняет в 18 главе). В этой связи бхакти-йога не существует отдельно от труда преданного, ибо любовное служение пусть только в храме, непременно требует труд материальный: уборка, приготовление еды, обслуживание своего тела… Все это через карма-йогу одухотворяется, т.е. будучи исполняемым с постоянным памятованием о Боге, но в плане посвящения Ему. Бхати-йога потому абсолютно связана с карма-йогой и без нее не имеет смысла сама. Джнана-йога – всегда и непременно предшествует бхакти-йоге, является ее предтечей, внутренней духовной подготовкой живого существа через материальный мир, поиск Бога и преданного служения, а потому также должна занимать достойное место в понимании преданных, как предшествующая, неперешагиваемая и серьезная ступень, данная Богом каждому в свое время.
76. текст 16. Уточненный перевод: Тот, кто слушает с верой и привлекается посланиями Васудевы, становится, о, дваждырожденные, великим преданным, освобождаясь преданным служением от пороков.
Однако, существующий перевод ошибочен, ибо переворачивает смысл до «наоборот». Согласно этому переводу (приводимому в Шримад-Бхагаватам 1.1 гл.2 текст 16) понимание должно выстраиваться по цепочке: очищение – «служение + благо» - склонность слушать. На самом деле: слушание – освобождение преданным служением – великий преданный (очищение). Что следует из уточненного перевода, приводимого здесь.
77. Неверно утверждать, что живое существо восстало против Бога. Это сказки, которые могут иметь место для очень низкой ступени самосознания верующего человека, пытающегося оценить пути и следствия неверующих. Следует хорошо понимать, что живое существо не может восстать против Бога, у него нет таких сил, такой личной инициативы, нет никакой тянущейся из прошлого причины. Человек всего лишь идет по ступеням своего самосознания, где есть место и активной нерелигиозности, поскольку и это входит в план Бога на каждого, но в свое время и действует достаточно продолжительный период. Именно через материальный мир живое существо должно через все отмеренные ему лично пути развить те качества, которые сделают его достойным для диалога с Богом, ибо Бог очень высоко стоит и не проявляется через религию тому, кто еще не готов. Но, чтобы достичь качества, необходимо активно проявлять себя, преодолевать, достигать, претерпевать, изыскивать, ошибаться, искать, сомневаться… Поэтому иллюзорные энергии Бога предоставляют человеку все возможности, начиная с иллюзии, что он сам себе господин, что он творит, созидает, распоряжается, выбирает, отказывается. Только такое устранение Отца и чувство мнимой свободы делает человека реальным игроком, который в итоге и выполняет намеченный на него план Бога – достигаются те качества, которые и приоткрывают путь к религии хотя бы по первому кругу. Так что безверие есть План Бога, Воля Бога, которая распространяется не только на одну данную личность, но и на народы, государства, нации. Но это не тотально, ибо религия в большей и меньшей мере, как проводник к Богу живет во всех условиях, но спады и всплески – не человеческая инициатива. Путь это не знает неверующий, но верующий это знать обязан всегда.
78. Люди, помеченные по своим качествам, как демоны или асуры, виноваты лишь в том, что только вошли в человеческий мир и человеческие отношения из животного мира и позади у них не так много человеческих воплощений. Поэтому качества животных, еще доминирующие в них, управляют и их поступками и являются основой их желаний, таких, как преимущественно: гнев, зависть, насилие, пристрастие, привязанность, устремление к удовлетворению чувств. Однако, от жизни к жизни они не идут по пути падения, т.е. на самые низкие уровни существования. Бог ведет свое творение только вверх и любое наказание есть опять же путь наверх, ибо в каждом Бог, каждому изнутри Бог дает понимание, терпение, смирение, поиск истины, извлечение уроков из страданий, дает многих учителей, подводит к многим ответам что называется за руку. Ни одно страдание не проходит бесследно, без внутреннего строжайшего анализа, без пересмотра, без вывода, без внутренней и внешней оценки. Труд Бога совершенен и Дело Рук Его не знает ошибок или отходов, все пускается в ход на исправление живого существа: и богатство, и бедность, и страдание через своих близких и своих личных качеств, и голод, и потеря жилья, и увечья, и добродетель других, и религия. Также, не милостью освобожденных преданных, но милостью только Бога поднимаются эти люди, даже если преданные приняли в судьбе человека самое активное участие.
79. Также надо знать, что те или иные могущественные воплощения Бога, которые приходят в мир, чтобы спасти человечество от падения или безбожия, есть на самом деле все те же слуги Бога, действующие только по Воле Бога, Волею Бога приведены и Волею Бога должны сказать только то, что Один Бог вложит в уста, и не более, и не менее, т.е. за всем стоит только Бог, Лично готовящий Своих посланников и их приводящий в свой срок для определенной Божественной цели. Это надо помнить. Только Бог. И воздавать только Богу, на Бога надеясь и только Бога прославляя. К слугам же Бога всегда выражая почтение, но зная, что они собой Бога не подменяют никак.
80.Высокого преданного Бога всегда можно назвать слугой Бога, но никогда – спутником. У Бога ни в каком смысле нет спутников. Такие поощрения себе не следует делать никому, ибо и здесь есть оскорбление Бога, как и не осознание Его Высоты.
81. Никогда, ни при каких обстоятельствах не следует « … почитать слуг Бога наравне с Ним Самим», будь они хоть махатмы, хоть тиртхи. Им должно быть отведено почтение и не более того.
82. Неверно утверждение, что «тот, кто служит слуге Бога, доставит Ему больше удовольствия, чем тот, кто служит Самому Богу». Это понимание было необходимо для более слабого духовного самосознания прошлого. Человек третьего тысячелетия должен хорошо понять, что служение Самому Богу никогда не сравнимо со служением любому духовному учителю. Оно выше, Чище, Более благоприятно, поддерживается Богом изнутри и направляется, выводит на уровень прямого диалога с Богом, считается более успешным и вне иллюзорных энергий Бога, приписывающих духовному учителю чаще всего мистические качества и возможности и не учитывающие его греховность, которая присутствует в каждом человеке, хотя и в свою меру.
83. Тот, кто служит слугам Бога, действительно приобретают качества этих слуг, но тот, кто служит самому Богу, обретают качества Бога, Божественные качества, которые несравнимо более высоки, и за более короткий срок.
84. Текст 17. Уточненный перевод.
Благочестивые люди, те, кто развил потребность слушать Послание Личности Бога и кто, слушая эти послания, воспевает Личность Бога, Который непременно расположен и в сердцах тех, кто привлекается материальными наслаждениями; таких добродетельных людей Бог Кришна непременно очищает.
85.Можно ли сказать, что нет ограничений для воспевания Святого Имени Бога? На самом деле такие ограничения есть:
1. Самое благоприятное время – это утренние часы, но не раньше четырех утра.
2. В чистом месте, отгороженном или удаленном от людных мест, мест торговли, общественных туалетов, бань, ресторанов, других увеселительных мест, свалок, от присутствия животных.
3. Требует уединение или часть помещения, где не присутствуют люди материальные.
4. Необходимо быть чисто одетым, умытым, расчесанным, в спокойном и сосредоточенном состоянии, личная постель должна быть прибрана, посуда помыта, опекаемые люди или животные накормлены и быть в том положении, когда о них не надо проявлять беспокойство дополнительное.
5. Матаджи непременно должны быть с покрытой головой, не на босую ногу, в носках, в легкой обуви, не с оголенным животом и с закрытым пупком, в длинной юбке или сарри и в кофточке непременно с рукавами (3/4).
6. Вибрирование, воспевание святых имен Бога не должно быть рядом со службами – туалетом, кухней, в спальне.
7. Прабху не обязательно должен быть в дхоти, но в обуви, носках, в подходящей одежде.
8. Нельзя разговаривать на посторонние темы, как и прерывать других, как и подходить к другим на очень близкие расстояния, громко говорить, поправлять другого или комментировать, давать советы, ибо человек в данный момент говорит непосредственно с Богом и Ему одному подчиняется.
9. В период воспевания не должно делаться никаких других дел: не должна греться вода или разогреваться еда, не должна стирать машинка, готовиться пища. Нельзя шутить, перекидываться с другими словами, думать о постороннем, планировать, наблюдать за другими или отвечать на вопросы.
10. Нельзя, воспевая Имена Бога, параллельно прибираться, стирать пыль, подметать, расставлять предметы по местам, смотреть в окно, принимать звонки, смотреть телевизор, общаться с животными, проявлять гнев, обиду, досаду на другого.
86. На преданное служение Бог не отвечает взаимностью, ибо очень высоко стоит, но начинает вести человека, входя с ним в личностные отношения, проявляя Себя в той мере, в которой человек уже может увидеть деяния Бога направленные на него непосредственно. Бог не может отвечать взаимностью, поскольку такие отношения предполагают равенство хотя бы допустимое (например, человек и домашнее животное), как и мотивируются каждой стороной в соответствии с ее качествами. В отношении же Бога и человека последний проявляет то поведение, то устремление себя по отношению к Богу, на которое Бог изнутри его и побуждает в соответствии с его духовными возможностями. В этом случае в поведении преданного нет для Бога ничего неожиданного или непредсказуемого, на что следовало бы ответить чем-то наподобие взаимности. Если человек научит птицу говорить и та станет говорить, есть ли смысл ответить ей взаимностью? И как это сделать? Несоизмерим уровень интеллекта.
87. Следует знать, что полностью очиститься от всех грехов на Земле человек не может. Но есть тот уровень очищения, который достаточен, чтобы навсегда оставить материальный мир. И на духовный план люди не приходят абсолютно безупречными, но их качества, духовные знания и материальный опыт в целом достаточен, хотя у каждого он непременно свой.
88.Не совсем точно высказывание: «послание Шри Кришны, Личности Бога, неотличны от Него Самого». Следует это принять, но со следующей поправкой. Все послания Бога Человечеству на самом деле не могут быть полными, поскольку ориентированы на определенный уровень развития. Они имеют свойство входить в человеческое понимание, уже подготовленное Богом и несколько его опережая. Однако, любое знание не является незыблемым, абсолютным, но дополняется постоянно во многих направлениях через уполномоченные воплощения Бога, через святых, пророков, путями многими. И дополненные знания, опять же, подвергаются Божественному дополнению, корректировке, включая духовный план. Никогда не будет в материальный мир такого послания, которое можно было бы назвать неотличным от Бога и Его качеств, ибо этот уровень никогда недостижим. Однако, на тот момент, когда человек читает святое послание, изучает его, обсуждает, проповедует, слушает, Сам Бог Лично в этот период присутствует полностью, всем Своим целым, и направляет мысль человека, как говорящего и изучающего, так и слушающего, приоткрывая каждому индивидуально через эти знания и большие откровения, к которым уровнем духовного развития человек более подготовлен, чем другие. В этом плане можно считать, что послание Бога равнозначно выходу на диалог с Личностью Бога, как с Полным Целым, как с Личностью, обладающей всеми качествами и достояниями.
89. Бог присутствует не в форме трансцендентного звука во время чтения Святых Писаний, но как Личность со всеми Своими энергиями, не ограничивая Себя, в каждой точке пространства, Божественной мыслью внимая извне и изнутри каждого, находясь с каждым в связи более сильной, нежели человек может предположить.
89. текст 18. Уточненный перевод:
В результате постоянного служения чистому преданному и чтения (изучения) трансцендентных посланий Бога уничтожается все неблагоприятное, и преданное любовное служение Личности Бога становится непоколебимым (необратимым).
90.Неверно утверждение, что «преданный бхагавата – непосредственный представитель Бхагавана, Личности Бога». Это очень высокое определение и не может соответствовать Истине, пока Бог Сам это не провозгласит Божественным путем. Однако, такое понимание не на пользу и самому преданному. Поэтому преданного любой высоты следует называть преданным Бога, как всех, и пусть его положение среди других не волнует, ибо Бог Сам позаботится о его духовном лидерстве Своими путями, если он этого достоин. Также, не следует сколько-нибудь стремиться доставить удовлетворение преданному бхагавате, но только Личности Бога, оставаясь к другим преданным нейтральным, какую бы высоту они не занимали, и уважение к преданному, как и почтение, как и служение, должно быть разумным, независимым от его высоты, с надлежащим пониманием и не более того, а это означает – все посвящать только Богу, как Высшей Причине. Никогда также не следует преданного любого уровня приравнивать по своей значимости к Святому писанию, ибо это вещи несоизмеримые и греховность преданного непременно имеет место, и это знает только Бог.
91.Следует понимать, что в материальном и духовном плане Бог вершит те или иные события через причинно-следственные связи. Чтобы человек развивался, как разумное существо, он непременно в любом своем поступке, в поведении другого, в событиях в жизни, в истории государств и народов непременно должен и желает видеть сами причины, ибо из причин и развивается сам изначально. Однако причины, как и следствия, каждому и на его уровне подает только Бог. Очень часто причины Божественные, по сути истинные, не только не видны человеку, но и требуют от него гораздо больших знаний и опыта, нежели те, которыми он располагает на данной ступени своего развития. Поэтому, зачастую, человек берет за причину то, что может причиной фактически и не являться или отчасти, или едва, но такая мнимая причина также удовлетворяет личность и мотивирует ее поступки, что относится и к материальному, и к духовному бытию. Это следует непременно знать и преданным и вот по какой причине. Многие полагают, что, именно служа преданному бхагавате, можно постепенно продвигаться по пути преданного служения, поскольку Шрила Нарададева в свое время именно из рук преданных бхагават получил благословение. Благасловением было то, что Нарададева принимал остатки пищи, предназначенной этим великим мудрецам, а также прислуживал им и имел возможность с ними общаться. Следует понять, что общение и принятие остатков пищи великих преданных Нарада Муни выставляет, как основополагающей причиной, причиной единственной, причиной от Бога, причиной реальной и всегда действующей, т.е. распространяющейся на любого, кто последует его стопам. Поэтому преданные считают для себя благоприятным вкушать остатки после духовных учителей, иногда идя и дальше, т.е. могут пить воду, омывшую их стопы, класть их обувь себе на голову… Тем отряхивая на себя святую пыль с их стоп. Никто не может умалить роль духовного учителя, благословленного Самим Богом распространять сознание Бога Кришны на Земле. Но чрезмерности всегда чреваты для обоих сторон. Следует понимать, что и здесь все эти проявления почтения, выступающие как причины, излишни и не являются истинными причинами, а потому и следствия далеко не у всех могут быть успешными и ожидаемыми. Есть другие, как и были раньше, причины, которые на самом деле истинны. Речь идет о предшествующих воплощениях каждого идущего или пытающегося идти путем преданного служения Богу Кришне. Именно они скрывают в себе все причины. Относительно Шри Нарадамуни также можно сказать, что никогда, никакое вкушение остатков пищи не смогло бы человека поднять на тот уровень, когда с ним заговорит Сам Бог. Только заслуги из прошлого, только путь, которым человека вел Бог в прошлом, имея на человека вполне определенные цели. Т.е. не встреча сама по себе оказала преимущественное влияние, а предыдущий путь. Это следует иметь всегда в виду. Но предыдущее воплощение человек, как правило, не помнит и склонен все причины искать и видеть именно в этом рождении и в этой жизни, но такие причины, которые бы ему более менее достоверно пояснили то, что с ним начинает происходить. Поэтому мнимую причину, но духовную, если речь идет о преданном, Бог посылает всегда, как и материальную причину материалистам, в то время, как истинная причина сокрыта предыдущим рождением. Что из сказанного следует. Только то, что не следует преданным Бхагаватам приписывать некие мистические способности, но быть уже более грамотным и разумным преданным, ибо иначе, имея слабое и зависимое понимание, не связанное непосредственно и напрямую с Личностью Бога, человек рискует достичь слабые результаты, ибо не тому поклоняется, ни то берет за основу. Человек должен понимать, что не милостью Бхагаватам продвигается вперед, а благодаря своему собственному усилию, старанию и преданному служению Только Богу. Преданный Бхагаватам достоин лишь почтения и уважения, ибо и свое имя он несет не зря, но преимущественно также сам отвечая за себя перед Богом, как и любой другой преданный.
92. текст 19. Нельзя противопоставлять материального человека и преданного Бога, оскорбляя неверующих: «…Бездеятельный глупец пребывает в состоянии тупого невежества, а…» .На эту тему уже неоднократно было указано в «Наставлениях». Все комментарии, где такое оскорбление присутствует, следует считать неавторитетными.
93.Неразумно считать, что деятельность души оскверняется от соприкосновения с материей, чтобы из этого не последовало: желания, страсть, пассивность, глупость, невежество… Все эти проявления имеют место в материальном мире, поскольку такова Воля Бога. Материальный мир и существует для того, чтобы «высказаться», проявить себя, через это различить добро и зло и наметить в итоге себе путь. Не следует преданным критиковать Божественную работу и за счет этого возвышать себя. Следует прославлять свой путь чистыми путями, не указывая другим, не критикуя их выбор, не выступать в роли спасителей и просветителей конечной инстанции, поскольку школа, через которую проводит каждого Бог безукоризненна, не имеет изъянов, но и не на ладони, ибо надо быть очень и очень реализованным, чтобы понять труд Отца и там, где царит невежество и гнев и зависть. Нет ни одного человека, кто бы через эти врата не прошел. Также следует знать, что очень многими преданными движет и глупость, и пристрастие, и гнев. Однако, самому преданному это часто не увидеть, и невозможно это увидеть бывает другим, ибо это вещи сокровенные, иногда требующие для проявления особые ситуации, но хорошо видимые Богом.
94.текст 20. Уточненный перевод:
Таким образом, преданный с удовлетворенным умом (счастливо мыслящий) вовлеченный в преданное служение Личности Бога, постигая знания о Верховной Божественной Личности, освобождается от материального общения.
95. В приведенном стихе следует обратить внимание на результат преданного служения Личности Бога – освобождение от материального общения. Это процесс происходит не насильственно, не в результате такой внутренней установки или противопоставления, но естественным, длительным путем, когда качества преданного выходят на такой уровень, что человеку материальное общение становится, просто говоря, неинтересным, если он не будет привносить в него духовность, видение везде Бога, управляющего всем. Т.е. на самом деле реализованный человек может жить в материальном мире, но имея духовные цели, на благо других людей, с целью собственной реализации, искренне уже не входя в праджалпу, но поддерживая разговор с любым, опускаясь в нужных пределах на ступень любого, имея божественные намерения, желая помочь, посочувствовать, посоветовать с высоты своих духовных знаний, если человек об этом просит. Преданный настолько внутренне преображается, что все начинает видеть, как разговор с Богом, видит, что Бог других к нему ведет, Бог через других дает уроки терпения и смирения, Бог помогает и извлекать там, где считаешь, что все понятно и все достигнуто. Любой диалог, поступок в этой связи посвящается Богу и так одухотворяется. Постепенно уходят качества материальные, не отягощая ни ум, ни поступки. Также преданный уходя от материального общения, начинает удаляться от материальных праздников, своих дней рождений, развлечений, и устремлений к удовлетворению чувств, также становится немногословным, терпеливым, трудолюбивым, непривязанным к результатам любой своей деятельности и во всем полагаясь только на Бога. Т.е. освобождение от материальных отношений влечет многие перемены в преданном, но не резкие, не ведущие к критике или унижению других и ведет к тем переменам, когда человек своей жизнью направлен на помощь любому, не скрываясь за стеной религиозного запрета и страха осквернения, ибо постоянно находится в состоянии служения Богу и выполнения Его Воли в материальном мире и отношениях, а само освобождение начинает носить преимущественно характер не привязанности, не участия в материальных играх, но только дает понимание своего присутствия и проявления в нем той активности, которая имеет духовную основу.
96. Надо знать, что стремление к совершенству не прерогатива только преданных, ибо и на уровне животного существования живое существо стремится к саморазвитию, что есть путь к совершенству. На Земле не счесть дорог, ведущих живое существо к Богу, и не один путь не реален без преодолений, без аскез, без тех или иных ограничений, осознанных и нет. Все это не признак удачливости или особой разумности отдельно взятых людей или живых существ, а Воля Бога, который неизменен в пути Развития своего творения. Поэтому говорить, что из многих тысяч вряд ли найдется один – Божественное преувеличение, необходимое, дабы подчеркнуть важность духовного развития. И хотя действительно в каждый данный отрезок времени преданные от всех составляют очень скромное число, что можно назвать единицами, но не следует забывать, что это число постоянно пополняется из тех, кто уже потенциально готов начинать этот путь к Богу осознанно.
97. Текст 20 неавторитетен. Нельзя людей называть «человекоподобными животными».
98. Неверно утверждение: «Нельзя стать преданным, не обретя, по крайней мере, качествами брахмана». Бог подводит к преданному служению не совершенные личности, которые добыли свои качества в материальном мире и через другие религии, а тех, кто более-менее по качествам подходит. Человек должен обладать нужным набором качеств, но в своей мере, отнюдь не требующей, чтобы эти качества были достойны брахмана. По первому кругу к преданному служению подводятся люди и с далеко не лучшими качествами, и среди преданных они достаточно хорошо видны. Однако, качества высшие достигаются уже в процессе преданного служения, ибо и в этом его предназначение, причем теми путями, на которые указывает непосредственно Сам Бог через Святые Писания.
99. Следует знать, что кшатрии, вайшьи и шудры – тоже могут находиться под влиянием гунны благости, причем в доминирующей степени, ибо причина у каждого кроется в предшествующих воплощениях. Поэтому судить о том, кто перед Богом на какой ступени следует очень и очень осторожно, или не браться, думая о духовном развитии себя и своих несовершеннолетних детей. Остальное – предоставить Богу, хотя и сам человек, и его дети в своем духовном развитии зависимы только от Плана и Воли Бога.
100. текст 21. Уточненный перевод: Как только человек начинает видеть в себе присутствие Верховной Божественной Личности, разрубается узел материальной привязанности в сердце, уничтожаются все сомнения, и обрывается цепь кармической деятельности.
101.Следует знать, что на самом деле Бог никогда и ни к кому не проявляет особую благосклонность. Более того, Божественная Благосклонность имеет место абсолютно к каждому живому существу, но на том уровне, на котором он может это принять. Относительно материального человека Бог использует материальные средства, те формы воспитания и развития, которые в своей мере понятны человеку, соответствуют его ступени развития и способствуют духовному становлению Эти средства также есть результат Божественной благосклонности, чаще всего связаны с последствиями греховной деятельности, с уроками, претерпеваниями и извлечениями как материального опыта и качеств, так и знаний духовными путями, путями сокрытыми. Относительно преданного, такие пути и Божественная Благосклонность чаще всего проявляется также в страданиях, аскезах, претерпеваниях от материального мира, как и в результате внутренних процессов, таких, как сомнение, неудовлетворение, несогласие и пр. Считать Божественной благосклонностью события благоприятные не следует, ибо они для преданного являются более периодом отдыха и не способствуют прямо, но косвенно, его духовному становлению. Надо понимать, что Бог более, чем человек, ценит каждую секунду пребывания человека в материальном мире, и все средства использует для его очищения, включая всякого рода потрясения, болезни, увечья, скандалы и драки, позор, сильный аскетизм, давая и благоприятное непременно, куда входит само преданное служение, если речь идет о преданном, религиозные праздники, благодеяния, общение, прасад, удовлетворение. Все в совокупности расписано каждому, выдается каждому и каждым извлекается то, что может извлечь только он. Все это и есть Благосклонность; причем к тем, кто более всех и продолжительней всех страдает, Бог проявляет и немалое участие Личное, охраняющее живое существо, ограничивающее от еще больших страданий, сдерживая натиск тех событий, которые могут последовать в жизни человека, лишенного скажем материальной поддержки. И это милость Бога, но невидимая, повседневная, каждому. Однако, преданный, выходящий на уровень личного контакта с Богом в себе и вне себя, глазами знаний и изнутри по подсказке Бога видит присутствие Бога везде, как и Божественное участие, и эту деятельность Бога понимает, как Высшую Милость и особое к себе отношение. Но если ему пристально посмотреть в судьбы других людей, даже очень печальные, то можно увидеть, как Бог каждому шлет помощь и поддержку всеми путями, через близких, знакомых, общественные организации, государство, внутренние советы, не оставляя даже самых ярых атеистов и не вменяя им вину их деяния, когда речь идет о помощи, требуемой неотложно. Даже смерть есть милость Бога, дающего человеку святое право начать все сначала, обновить свои возможности, пойти новым путем; и никому не отказывает в поддержке, никого не, что называется, топит кармическмим реакциями, но дает возможность и благими путями развить лучшие качества и противостоять греховным деяниям уже с полной суммой лучших материальных знаний м качеств. Преимущества преданного, однако, налицо. Ибо все происходящее в его жизни и вне его он видит все же через совершенные знания, которые Бог в нем не только напоминает изнутри постоянно, ими действительно освещая понимание и давая лучший выбор, но и дает понимать вещи в новом свете, с тех сторон, которые недоступны сознанию чисто материальному, помогает не сникать, но видеть благоприятность любых событий и их не только контролировать, но и обходить, ибо знания, преданным служением трансформируясь в качества, помогают человеку быть непривязанным, стойким, искренне не стремящимся к материальным наслаждениям, все посвящающим только Богу. Просвещение Богом – вещь очень дорогостоящая в плане того, что к ней ведут долгие и непростые пути преданного служения, но эти пути никогда не следует синтезировать из своего беспокойного ума, минуя знания авторитетные. Эти знания в полной мере излагаются в Ведах, преимущественно Бхагавад-Гита и Шримад-Бхагаватам, а также в результате непоколебимой практики преданного служения Богу Кришне, включая следование примеру духовных учителей, также в результате посвящения жизни Богу, добродетели, аскетизму. Однако, тот, кто еще отождествляет себя с материей, принимая себя за свой ум и тело, не может самостоятельно этот этап своего развития преодолеть. Однако, каждая ступень понимания дается Богом и Волею Бога в свое время разрубается Божественными средствами, куда также входят проповеди преданных, святые писания, жизненный опыт и многие другие существующие к Богу пути, несомненно включая все возможные направления религий. В ступени и в понимании человека не следует винить, он лишь добирает на ней те качества, которые и помогут ему в процессе перехода на нужные религиозные рельсы. Надо понимать, что как каждому овощу свой срок, так и человек имеет свои сроки и ускорять, тем более насильственными способами или оскорблением не следует. Также следует сказать, что и преданные, даже видящие глазами духовных знаний, высокостоящие, непременно имеют и последствия своей деятельности, которые могут называться греховными. И порою с этими качествами и попадают на духовный план, где продолжают процесс очищения.