герой цусимы
Более ста лет минуло с того дня, когда 14 мая 1905 года японская эскадра в Цусимском проливе разгромила силы объединённых второй и третьей Российской Тихоокеанской эскадры. За всю историю существования российского Военно – морского флота созданного Петром Великим, Россия не знала таких поражений на море, как в Цусимском сражении. В результате этого поражения Россия вынуждена была признать своё поражение в Русско – японской войне и подписать унизительный мир с Японией. Часть российских моряков оказалась в японском плену. Революции 1917 года в России привели к свержению монархии и установлению Советской власти. История стала писаться с нового листа. Всё что было до 1917 года было незаслуженно забыто, или описывалось с опорой на коммунистическую идеологию. Поражение в Цусиме не было забыто, но вина за поражение отводилась императору Николаю- 2.
Теперь через сто лет не осталось участников Русско – японской войны, но ещё есть люди, которые помнят моряков Цусимы. В своей работе я хочу рассказать о поисках данных о человеке, который проживал некоторое время на территории Конёвского сельсовета и по словам старожила посёлка Новокемского, именно этот человек принимал участие в Цусимском сражении, вернулся домой и определённое время работал на Кемском лесопильном заводе. Мои задачи – установить точные: фамилию, имя, отчество, год и место рождения участника сражения, его воинскую специальность, данные о ранениях и плене. В своей работе я использовала данные воспоминаний, данные архивов, научных и литературных изданий.
Данная работа может вернуть из забвения человека, который перенёс ужас морского сражения, пережил японский плен и, вернувшись домой, продолжал работать в должности слесаря на Кемском лесопильном заводе. В этой работе мне хотелось собрать данные обо всех известных участниках Русско – японской войны, проживавших на территории Конёвского сельсовета, отдавая тем самым дань уважения потомков, не забывших их бесстрашие, героизм и служение воинскому долгу. Их жизнь может быть примером для подрастающего поколения.
Глава – 1. Начало поиска.
Местный краевед Сергей Степанович Клюев уроженец деревни Конёво переехал после затопа в посёлок Новокемский. И однажды увлёкся историей родного края. Он собирал старые вещи и мог рассказать о людях воевавших на фронтах разных войн. Как-то однажды он рассказал о том, что в Конёве проживал участник Русско – японской войны Фролов Михаил. Во время войны он был ранен, и его жена ездила за ним в Китай. Из этого рассказа можно сделать вывод, что он служил в сухопутных войсках, Россия бесславно проиграла и сухопутные сражения в этой войне. Кроме этого Клюев С.С. сообщил, что знает ещё об одном ветеране войны с японцами, который проживал в деревне Болтинская, что находилась на левом берегу реки Кема между деревнями Погорелое и Русиново. Звали его Фёдор Иванов. Он вернулся с войны с лошадью. Видимо и он служил в сухопутных войсках.
Собрав эту информацию, Митрофанов В.К. опубликовал эти данные в районной газете «Волна». Статья называлась «У Жёлтого моря». Через несколько месяцев после публикации этой статьи местный старожил Герасёнов Николай Константинович сообщил, что он тоже знал лично одного из участников Русско – японской войны. Н.К.Герасёнов рассказал, что он до Великой Отечественной войны работал слесарем на Кемском лесопильном заводе. Он помнит, что сменным слесарем у них работал Грибанов Александр Васильевич. Именно он и служил на броненосце «Орёл» трюмным машинистом во время Цусимского сражения. Герасёнов Н.К. рассказал и о том, что его часто дразнили проигранным сражением. Умер Грибанов А.В. видимо во время войны, родственников в настоящее время у него не осталось. При повторном рассказе о Грибанове, Герасёнов Н.К. не мог точно вспомнить его имя и отчество – не то Александр Васильевич, не то Василий Александрович. Узнать что - то ещё о герое Цусимы больше не удавалось. Поэтому Н.К.Герасёнов ещё добавил о том, что есть книга «Цусима», которую написал советский писатель А.С. Новиков – Прибой. А Новиков – Прибой как раз и служил на эскадренном броненосце «Орёл» во время Русско – японской войны. Предстояло выяснить, кем был Грибанов, как звучит его настоящее имя и отчество, откуда он был родом, какое воинское звание у него было.
Глава – 2. Чем помог А.С.Новиков – Прибой?
Книга «Цусима» А.С.Новикова – Прибоя и в настоящее время есть даже в сельских библиотеках. Она читаема и пользуется спросом у читателей. Тираж издания 1985 года составляет 100000 экземпляров. Нужно сразу отметить, что сам А.С.Новиков – Прибой принял Октябрьскую революцию и поддерживал советскую власть, поэтому изображение морского офицерства и оценка их действий была в духе идеологии советского времени. Эта книга в основном литературный труд, вместе с реальными героями в книге присутствуют и собирательные образы. Поэтому отыскать в этой книге реального трюмного машиниста Грибанова было не реально. Но найти описание службы трюмных машинистов удалось. Автор ярко рисует моменты Цусимской трагедии, рассказывает о корабле и команде. Новиков – Прибой даёт характеристику боевому кораблю, на котором он служил. Всё это во многом помогло восстановить события далёкого 1905 года.
А.С.Новиков – Прибой описывая эскадренный броненосец «Орёл» сравнивал его с «мрачным красавцем»(Приложение – 2)
«Он был весь окрашен в чёрный цвет, только трубы. А их было две, были покрашены в жёлтый цвет, с траурной каймой наверху.
Четыре новейших броненосца, схожие друг с другом как близнецы «Бородино», «Александр-3», «Князь Суворов», и «Орёл» - составляли ядро Второй Тихоокеанской эскадры. Броненосец «Орёл» был закован в броню крупповской стали. По тем временам «Орёл» имел вполне совершенное вооружение..На баке укрепилась грузно вращающаяся башня, из амбразур которой выглядывали два дула двенадцатидюймовых орудий, другая же такая башня угрожала с кормы. Кроме того, ещё шесть башен расположились по бортам, с парой шестидюймовых орудий каждая. Главная разрушительная мощь заключалась именно в этой артиллерии. Двумя этажами ниже находилась батарейная палуба с 75-мм скорострельными пушками, назначение которых было защищать броненосец от миноносцев. Над палубой громоздились мостики: передний в тир яруса, с боевой рубкой и задний – в два яруса. На них тоже были пушки, но уже совсем мелкие - 47 мм» (1) Вот такой портрет даёт автор «Цусимы» своему кораблю перед испытаниями войной.
Наш земляк, наверное, мог бы рассказать о том, что перед походом на корабль прибыл сам император Николай – 2. А 2 октября 1904 года «Орёл» снялся с порта города Либава в составе Второй Тихоокеанской эскадры под командованием адмирала Рожественского. Корабли должны были прибыть к месту боевых действий с Японией на защиту Порт - Артура.
Но неудачи сразу стали преследовать эскадру. С 8 на 9 октября в датском море из-за неразберихи корабли открыли огонь по рыбакам и чуть не стали жертвами своей растерянности.
Пересекая экватор Новиков – Прибой отмечал «..положение строевых было гораздо лучше, чем кочегаров и машинистов. В их отделениях никакие вентиляторы не могли понизить жару хотя бы до сорока градусов…С кочегарами случались тепловые удары.
Помимо убийственной жары, все люди, которые обслуживали топки, котлы и машины, не стояли, сложив руки, а работали, истекая обильным потом и задыхаясь от усталости.»(2)
В январе 1905 года эскадра узнала о событиях «кровавого воскресения» в Петербурге. В России начиналась революция.
В начале марта, покидая Мадагаскар, моряки узнали о том, что пал Порт – Артур, погибла 1-ая эскадра. Российским кораблям предстояло почти кругосветное плавание через Индийский океан обогнуть Индостан и Индокитай, чтобы оказаться в городе Владивостоке. Такова цель была у адмирала Рожественского. Конечно, каждый моряк понимал, что японцы так просто не пропустят российский флот, видимо будет сражение. В своей работе я не делаю анализ действиям адмиралов, меня интересует судьба только моряка на броненосце «Орёл». Раз он был трюмным машинистом, то видимо ему приходилось иметь дело с паровыми двигателями корабля. А во время боя все трюмы корабля задраивались и машинисты самого боя видеть не могли, но их участь была незавидной, нужно было во время боя заниматься ремонтом механизмов и оборудования, и так же страдать от вражеских снарядов. Покинуть корабль у них не было никакой возможности, от их мастерства зависела живучесть корабля, его маневренность и поворотливость во время боя. Нашему земляку предстояло испытать все ужасы Цусимского сражения.
Японские разведывательные корабли заметили российские эскадры на подходе в Цусимский залив. Японский адмирал Того решил не пропустить российский флот через пролив и готовился к битве. С «Орла» тоже заметили врага, отслужили молебен, готовились к битве. Российская и японская эскадры начали сближаться, огонь по врагу начала и артиллерия «Орла». Японцы ответили огнём по «Орлу», корабль загорелся. Японские снаряды изрешетили весь корабль, за время боя «Орёл» получил более 300 пробоин, но корабль остался на плаву. « Металось, вскипая море, и над его поверхностью на мгновение с рёвом вырастали грандиозные фонтаны, смешанные с чёрным дымом и красным пламенем. Некогда было опомнится в этом сплошном сотрясении воздуха, корабля, человеческих нервов..»(3) так описывает очевидец сражения, сослуживец Грибанова А.В писатель Новиков – Прибой. Каждое мгновение на корабле от осколков снарядов погибали моряки и офицеры, смертельно ранен был и командир корабля Юнг, но команда отчаянно сражалась с врагом, продолжая обстрел неприятеля.
«В машинах, как и в кочегарках, шла работа корабельного тыла, но она была не менее напряжённой, чем наверху. Давление пара в котлах не опускалось ниже двухсот тридцати футов. Два стальных сердца, сверкая при электричестве смазанными частями, работали исправно без стука и нагревания. За ними усердно ухаживали машинисты…..наполовину голые, в одних рабочих брюках. Отрезанные от внешнего мира они не знали, что творится наверху.»(4 ) Во время боя через пробоины в палубе, вода сбегала вниз корабля. Трюмные машинисты во главе с инженер – механиком Румсом не успевали её откачивать. К концу дня 14 мая «Орёл» по оценке Новикова - Прибоя сохранил не больше десяти процентов своей боевой мощи.
15 мая, понимая всю обречённость российских кораблей и признав своё поражение контр – адмирал Небогатов согласился на сдачу оставшихся кораблей японцам.
В книге описывается и такой случай, после того как моряки «Орла» были взяты в плен, машинист Семёнов подарил японскому моряку часы, интересно, что машинист был женат и имел двух детей. О японском плене в книге точных данных нет. По словам Н.К.Герасёнова Грибанов А.В. ездил однажды отдыхать в Ленинград и хотел зайти в гости к автору «Цусимы» Новикову – Прибою, но его не оказалось дома. О книге бывший моряк отзывался не очень лестно, мол, многого наприбавлял автор в своей книге!
Глава-3. Давайте знакомиться!
Поняв тщетность своих поисков в посёлке Новокемский сведений о герое Цусимы было принято решение обратиться с запросом в Российский государственный архив Военно – морского флота. Весной 2006 года запрос был направлен в архив, а в июне 2006 года пришёл ответ. «…На Ваше письмо…..сообщаем следующие сведения:
Грибанов Александр Васильевич, родившийся 31 марта 1878 года, крестьянин деревни Паршины…Монастырской волости Кирилловского уезда Новгородской губернии, участвовал в Цусимском сражении в качестве кочегарного квартирмейстера команды эскадренного броненосца «Орёл». Вместе с другими членами команды «Орла» был взят в плен японцами, содержался в лагере военнопленных в Кумамото(Япония)..»
Во втором письме этот же архив прислал ксерокопии индивидуальной карточки находившегося в японском плену. В карточке читаем, Грибанов Александр Васильевич, кочегарный квартирместер 1-ой статьи находился в японском плену в Кумамото с 28 мая 1905 года по 12 июня 1906 года. Также имеется указание, что он русский.
Кроме этого был дан запрос в Кирилловсий архив о данных на Грибанова А.В. Но ответ из архива был краток, сведений таких у них нет.
Таким образом, удалось точно установить фамилию, имя, отчество, год и место рождения героя. Неожиданным оказалось и звание моряка – кочегарный квартирмейстер 1-ой статьи. Квартирмейстер это первое унтер-офицерское звание, значит наш земляк был не простым моряком, а сам командовал моряками. По Интернету были найдены данные о раненых на «Орле», среди них фамилии нашего земляка нет, значит, за время сражения он даже не был ранен.
После плена Грибанов А.В. видимо вернулся домой, участвовал ли он ещё в каких войнах неизвестно. По словам Герасёнова Н.К. он нигде больше не воевал, наград никаких не имел. Впоследствии он с семьёй перебрался в деревню Конёво где построил дом и жил. У него было трое детей, дочери - Шура и Тамара, сын Василий погиб на фронтах Великой Отечественной войны. Н.К.Герасёнов нарисовал и словесный портрет Грибанова А.В., был он невысокого роста, коренастым, с русыми волосами. Предположительно Грибанов А.В. умер, когда ему было больше 50 лет. А похоронен он, наверное, на Кьяндском кладбище, как уроженец тех мест.
Заключение.
Данная работа доказывает лишь тот факт, что поиск нужно продолжать. Годы не могут вычеркнуть из истории жизнь отдельного человека. По крохам удалось узнать ещё об одном земляке, который достойно и с честью выдержал Цусимское сражение и японский плен. А затем ещё долго работал на благо нашей Родины. Бывает и так, что государство забывает про своих героев, но тем и жива Россия, что те, кто воевал за неё, понимали, что воюют за её честь. Моряки Цусимы дрались и умирали с врагом под Андреевским флагом и не вина моряков, что пришлось спустить флаг и сдаться неприятелю. Прошло время и уже другие солдаты и моряки отвоевали и Южный Сахалин и честь России на Тихом океане. Слава героям, вечная память погибшим морякам! Данная работа является данью благодарности всем военным морякам России. Работа по поиску участников Русско – японской войны будет продолжена и это откроет новые страницы нашей военной истории.
Использованная литература.
1. А.С.Новиков – Прибой «Цусима», М, -1995г. – стр 28.
2. Там же, стр- 117.
3. Там же, стр- 344.
4. Там же, стр- 392.
Данные о старожилах.
1. Герасёнов Николай Константинович, родился в 1919 году в деревне Конёво, в настоящее время проживает в посёлке Новокемский.
2. Клюев Сергей Степанович, родился в 1936 году в деревне Конёво. Проживал в посёлке Новокемский. Умер в 2002 году.
Девять часов утра. Суббота. Прочитал Ваш текст. И знает, это того стоило... Понятно, что война народов это всегда и война конкретных людей. "ТЫ, ты, ты" против "его, его и его" И у каждого своя история, свой мир... Это поразительно, но это так. Вы абсолютно правы, что "поиск нужно продолжать". Невозможно все помнить, но нельзя никого забывать, если есть хоть малейшая возможность этого не делать.
Успехов Вам.
С уважением,
Анатолий
Анатолий Стафеев
сб, 05/12/2009 - 09:41
спасибо за оценку,за прочтение. так устроен мир, родился , живёшь и вдруг война, а там как повезёт. многое конечно забыто, но помнить надо
валерийкемский
сб, 05/12/2009 - 13:32