«Этюд акварелью»
«Этюд акварелью»
Н.Е. Лемкин.
...Осенний вечер. Ещё не знобит, но уже свежо...
Охристо-золотистая листва на фоне густо-ультрамаринового неба...
( Таким оно бывает только осенью – холодное, равнодушное...)
Вы как хотите, но лично я убеждён, что только акварель-материал тонкой живописи, ну что такое, например – масло?
Громоздкое, слишком материалистическое, унылое и скучное как милицейский протокол...
Акварель, непредсказуемая, хулиганисто-текущая, живущая сама по себе...
Вот вроде бы делаешь мазок «а ля прима»- сухой, просчитанный, а он оживает на влажном торшоне, и понёс он тебя, и понёс, глянь – уже он тобой управляет, а не ты им!
И радостно тебе...
Ультрамарин зернист, ну, натура у него такая...
Не любит смесей, серчает.
А вот охра, сиена или умбра доброжелательны, а как они дружат с окружением!
Вот она – осенняя палитра...
Палитра согласия.
Уютно присев на краешек скамейки старенький художник варакал очередную помарашку в стареньком, замызганном этюднике.
Сесть удобно было нельзя – новорусская мода требовала сидеть на спинке, поставив ноги на сиденье, однако, художник был жертвой советского воспитания, и не мог пачкать грязью скамейки.
Сиденье было загажено почти целиком, старичок уместился на более - менее чистом уголочке.
Вскоре над ним как петухи на насесте уместилась стайка подростков – два пьяненьких боя и сопливая гирла с металлическим кольцом в носу.
Уселись они не из любопытства – ну, какое может быть любопытство у пятнадцатилетних, познавших всё, и уже уставших от жизни тинэйджеров?
Да и старика – то они просто не видели, не замечали.
Он для них так же не существовал, как и всё вокруг...
Самоучки и бездари видят осень как набор диких кадмиев, синей «ФЦ», стронциановой жёлтой, и сажи газовой в тенях.
И напоминает такая анилиновая живопись пьяную драку в сельском клубе...
Старичок увязывал тени, прозрачные, холодные со светами.
Чуть-чуть, и могла полезть грязь, а этого ой как не хотелось - этюд выходил тонким, лёгким, без «фузы»...
---...Пять штук накинь!
---...С хера ли – базар был о трёх...
---...А кто насвистел, что лажи не будет?
---...А я чо?
Троица подростков вяло переругивались над головой старичка.
---...Чо-чо? Через плечо! Ты Гнуса спроси – чо? Гнус, я прав?
---...Да чо базарить? Не заморачивайся – гони пять штук!
Я пока ей мозги вышиб, аж вспотел – ну и живучая, сучка была! А как визжала! Я весь в кровянке, еле отстирался.
---...А ты не лайся, какая-никакая, а это была моя мамка. Мне, может быть, её даже жалко!
---...Ни хера себе – жалко! А что же ты её заказала замочить, жалостливая ты наша?
---...А тебя бы так доставали – в школу ходи! Ночуй дома! Сам бы заказал!
---...Кончай сопли размазывать!
---...Слышь, Гнус, а может, я тебе отработаю?
---...Ага! Дурака нашла – Гвоздь после тебя сколько лечился? Отработаю!..Хе!
Художник убрал с этюда пацанский плевок, солнце уходило, ещё чуть-чуть, и придёт другое состояние, да вот уже и приходит - тени стали глубже, вытянулись по тропинке...
А славно я сегодня поработал, славненько!
Старичок неспешно собрал этюдник, поправил берет, оплёванный пацанятами, и двинулся по тропинке...
Гирла вынула из кармана горсть жвачек, скрипя зубами, отсчитала пять упаковок...
---...На, подавись, жлобина!
---...Ну, ты полегче, фильтруй базар, лохушка трёпаная...
Осеннее солнце выстрелило по верхушкам деревьев лучом, верхушки полыхнули, но это уже невозможно написать - этим можно только любоваться.
Старичок шёл по парку, улыбаясь своим мыслям, вспомнился «Гамлет» со Смоктуновским, виденый в Одессе.
Фильм был дублирован на украинский язык, и фраза ... «Буты, чи нэ буты, ось чё спытаты..» до сих пор рождала улыбку.
« Быть или не быть, вот в чём вопрос..»
Нет, «Гамлет» со Смоктуновским – только по-русски, а осень-только акварелью!
АКВАРЕЛЬЮ!
"Новая" Россия вступала в очередную осень...
2008г.
© Copyright: Николай Лемкин, 2009-10-19