Наставления Бога преданным и всем.38-42.
Наставления Бога преданным и всем.38-42.
38. Одним из качеств Вайшнава неприменно должно быть бесстрашие. В чем же это качество должно проявляться? А также, как это качество достичь?
1.Полностью, во всем положиться на Бога, как в материальном бытии преданного, так и в преданном служении, также на уровне мысли и деяний, в общении с материальными людьми, в семье. Не делать высокие заборы, решетки на окнах и железные двери, не держать собак с целью охраны дома, не иметь непосредственно охраны, в дневное время не закрывать двери на ключ, будучи дома (ибо быт вайшнава должен быть прост, не вызывая ни зависти, ни греховной мысли ни деяний)
2.Быть абсолютно спокойным, неизменным, сдержанным в самых
экстремальных ситуациях, не проявлять гнев, несдержанность, не торопить, не торопиться, не быть озабоченным результатами чьих-либо, как и своих, деяний.
3.Перед лицом опасности вручить себя Богу, совершенно точно зная,
что все исходит от Него, и если должно в чем-то пострадать, то следует помнить, что на то Его Воля, мыслью обращаться не к Нарасимхе, но к Личности Бога, имя Которому Бог Кришна и Который может принять внутренние молитвы Своего преданного, оказавшегося в опасной для жизни и здоровья ситуации.
4. Не бояться смерти, но и не бравировать своим бесстрашием. Не бояться ночи, но и ночью одному не идти куда-либо. Не бояться животных, но и быть разумным в общении с ними. Не бояться угрозы, но и не провоцировать ситуацию. Не перед всеми проявлять смирение, разумно защищая честь вайшнава, как слуги Бога, но быть бесстрашно-твердым и неизменным. Не бояться болезни, боли, но все связывать с Богом и понимать, как испытание или очищение.
5.Бесстрашие должно проявляться и в мысли, и в деяниях, в полном
понимании, Кто источник Страха, что Страх - это иллюзорная энергия
Бога и проявление страха говорит о невежестве и зависимости от
пут материального мира, о привязанности, о слабом владении совершенными духовными знаниями и невысоком уровне духовной реализации преданного. Нельзя бравировать бесстрашием, как и нельзя упрекать в чувстве страха других. Это качество личное, только перед Богом, помогает делать самооценку и есть главная составляющая отречения, которое должно иметь место проявлять себя постоянно во всех направлениях материального и духовного бытия, а также есть показатель достижения нирваны, как и состояния без страданий.
6.Бесстрашие можно проявлять на каждом шагу, но укрепляется оно
только в преданном служении через совершенные знания, тапасью, поклонение Верховной Личности Бога и полное предание себя Ему.
Но при всем этом бесстрашие Вайшнава дается ему Самим Богом Лично,
как награда в результате длительного процесса практики преданного служения. Именно Бог Сам Лично дает вайшнаву твердость, неприклонностъ, стойкость, само бесстрашие, желание противостоять и возможность устоять, через практику преданного служения показывая свое неизменное присутствие и неизменную помощь, даже тогда, когда и не ожидаешь. Бог входит в отношения с преданным и изо дня в день убеждает его в Своей Милости и в своей защите, поэтапно развивает в нем бесстрашие, вводя в ситуации и проявляя Свою защиту, присутствие, констатируя в уме вайшнава Свою непосредственную роль и участие, утверждая его разум вновь и вновь, беря за основание и причину преданное служение и старания человека. Это истинному преданному становится настолько хорошо видным, настолько явным, настолько повторяющимся и убедительным, что он легко начинает вручать себя Богу, принимает дар Бога, бесстрашие, как именно дар, а не свою личную заслугу, и это качество становится его неотъемлемым качеством, т.е. Бог дает то, к чему преданный уже готов, и что также непременно проявляется в устойчивом отсутствии чувства гнева и материальных желаний. Однако при этом следует всегда помнить, что в материальном мире бесстрашие не дается абсолютно, но в достаточной степени, чтобы достичь мир в себе. Но считать причиной своего бесстрашия себя - нельзя, как и не следует этим гордиться, ибо Бог в одночасье может убедить любого, что страх ему еще ведом.
39. Иногда диалог между Богом Кришной и Арджуной на поле битвы
Курукшетра называют философской беседой. На самом деле этот разговор
к философии не имеет никакого отношения и считать его надо не иначе,
как величайшим религиозным откровением, данным Богом всему человечеству
на поле боя Курукшетра перед началом сражения через Арджуну. Фактически надо хорошо понимать, что само сражение было запланировано Богом Кришной ради Бхагавад-Гиты, которая должна была внести величайшие знания в умы людей с целью духовного их продвижения, и ни о какой философии здесь и речи быть не может, ибо любая философия предполагает согласие-несогласие, но Бхагавад-Гита - это Высшая Истина, которая Богом может только дополняться с учетом роста духовной зрелости и восприятия человечества в целом.
40. Истинное положение сыновей Панду и Дхритараштры в Бхагавад-Гите (в комментариях второго издания) излагается не точно, поэтому надо указать, как на это смотрит Сам Бог.
На самом деле и царь Дхритараштра, и его сыновья несправедливо были лишены трона. Прирожденная слепота Дхритараштры не должна была послужить причиной отказа ему в правлении. Эта несправедливость автоматически также была распространена на его детей. Но это было задумано Самим Богом (через закон на тот период) и исполнено в соответствии с Его Планом, чтобы противопоставить
двоюродных братьев с целью раскола всех царей мира на две враждующие
стороны, что должно было завершиться братоубийственной войной, которая
бы повлекла за собой правление после ухода Бога наиболее праведными
царями, что должно было обеспечить процветание и благополучную жизнь
страны и подданных. И это было бы и закономерно после того, как Бог
Кришна удалился в свою обитель. Таким образом, именно Бог позволил править тем, относительно кого была допущена несправедливость вначале. Что касается сыновей Панду - они фактически не могли быть претендентами на трон, ибо их отец не был старшим сыном. Но по Божьему Плану правление должно было отойти к ним, как к наиболее благочестивым и достойным, но после правления Дхритараштры и его сыновей во главе с Дурьедханой, и должно было последовать за уходом Бога, чтоб поддержать через более праведных религиозные принципы. Именно Бог устроил так, что сыновья Панду были изгнаны и жили долгое время в лесу, не имея возможности править. Это фактически было жертвоприношение их и подготовка на пути к правлению, ибо и они не были в достаточной степени праведны и достойны. Но выбранный так как бы естественный путь страданий фактически дал им необходимые качества, ибо нельзя забывать, что Бог на качества царей, особенно если они должны править после Его ухода, смотрит особенно пристально. Также Арджуна, как и многие другие из Пандав, были далеко не святые. Достаточно-вспомнить, что будучи втянутыми в игру, на кости, они проиграли Драупади. Известно, чем это закончилось, но это говорит о том, что они были далеко не совершенны, и это не единственный пример не в их пользу. Также можно сказать, что они были достаточно материалестичны и корыстны.
Так, в разговоре с Богом Кришной на поле боя Арджуна говорит: «Я не вижу ничего, что могло бы отвести от меня эти сокрушения. Ни достижение на Земле процветающего, не имеющего противников царства, ни верховная власть полубогов». Т.е. претендент на трон мыслит и мерит материальными мерками и, соответственно, Бог Кришна, зная его несовершенство, сулит ему материальное. Он Говорит: Или ты будешь убит и достигнешь райских планет, или ты победишь и насладишься царством. Поэтому, чтобы наполнить их духовностью, Бог дал сыновьям Панду страдания и Сам же естественно выручал, поскольку связывал с ними свои Планы. Но сказать, что Бог Кришна оберегал, покровительствовал Пандовым, нельзя. Это была лишь видимость, входящая в План Бога. С таким же успехом можно сказать, что Бог Кришна покровительствовал и Дхктараштре и его сыновьям, если судить по тому, что они все же царствовали и немало. Фактически все было План Бога и Сам Бог Кришна к этим играм был беспристрастен. Одни должны были выступить в этой игре, как благочестивые, другие - как злонамеренные. Так Бог раздал роли, учитывая ступень духовного развития каждого в тот момент.
41. Одно из качеств чистого преданного - беспристрастность. Любое качество преданного должно основываться на утвердившемся совершенном знании. В данном случае преданный должен хорошо знать: ни один человек не проявляет свою волю, не может достичь успеха, не может проявлять талант, гениальность, не может быть гневен, великодушен, строить планы, достигать материальных и духовных высот, не может быть по своей воле ни богатым, ни бедным, не может быть пророком или ясновидцем, не может быть ни брахманом, ни царем... Все только по Плану Бога, по Воле Бога. Ни у кого, ни в чем, никогда, как бы он ни старался, нет и не может быть никаких заслуг лично заработанных. Все дает Бог Своей Рукой, в свое время и с определенней целью в соответствии с достигнутыми качествами. И малому может дать большое, и большому может дать малое. Зная так, понимая так, истинный преданный не преклонится перед любым, не вознесет его в своем уме, но будет почитать того, кто просто служит Богу Кришне. Отсюда у него рождается истинная беспристрастность к тому, чем вечно озабочен материальный человек. И то, что достиг один, и то, что достиг другой, и то, что не получилось у третьего - не станет поводом для лишних умозаключений. Ибо он знает Истинную Причину всех причин, а потому знает ответ на любой вопрос. Отсюда нет ненужной заинтересованности в человеческих деяниях, но есть видение во всем деяний Отца. Такому преданному будет безразлично, кто что сказал, кто что сделал, и услышанное и неуслышанное не изменит направление его ума. При всем этом окружающие могут об этом и не догадываться. И это состояние отреченности преданного должно быть для материального мира - тайной, чтобы лишний раз не беспокоить его, ибо он в отличие, готов такое понимание трактовать не в пользу преданного, но против, что может усложнить пребывание в этом мире.
42. Смирение – основное качество вайшнава. Как оно должно проявляться?
1.Немногословие.
2.Терпение.
3.Негромкая речь.
4.Нестяжание материальных благ.
5.Не участие в спорах.
6.Доброта, милосердие, доброжелательность, даяние, неосуждение, чистота мысли и деяний.
7.Несопротивление злу, неотстаивание себя, упование на Бога.
8.Скромность в одежде, в еде, в быту.
9. Не претендование.
10.Вручение себя Богу, упование на Бога, молитвы без лишних слов и просьб, не напоминание Богу о своих заслугах и предонном служении.
11.Неоскорбление материального мира и претерпевание всего, что Бог через него шлет.
12. Видение всех равными перед Богом.
13.Непозволение себе критики других, в уличении лжи, в высмеивании качеств других людей, умение сносить позор, обиды, оскорбления, избиения, то, что называют падением, снося поношения, клевету и унижение, если это не касается Личности Бога и чести вайшнава. В противном случае говорить следует, как и мыслить о продолжении общения с тем или теми, кто проявил неразумность и агрессивность.
14.Беспристрастность к праздникам, уважение чувств и привязанностей материальных людей.
15.Умение выслушать любого человека и принять в нем участие.
16.Не приведение себя в пример.
17.Трудолюбие.
18.Поклонение Богу.
19.Изучение Святых писаний.
20.Непривязанность к плодам любой своей деятельности.