"Хроники села Лукопьянова" 14,15 (театр изнутри)
Параллельно предстояла премьера спектакля «Щит и меч».
Главным героем был разведчик Белов, он же Вайс, он же Зерцалов.
В драмтеатр нагнали солдат танковой дивизии, стоявшей в нашем городе, в воздухе висела гремучая смесь из волнения артистов и запаха солдатских сапог, ожидалось нечто потрясающее.
И оно случилось!
В первой сцене предстояло появление будущего героя , нынешнего советского агента .
Весь театр на нерве - помрежа бледная, мы, рабочие, взволнованы.
Премьера!
Вот-вот ! Зрители - солдаты, а это были в основном узбеки , тоже волновались и громко портили воздух , за кулисами нервная тишина.
Выходит главный герой... и падает!
Падает в обморок !...
Лавиной падает один занавес, закрывается другой , с грохотом падает асбестовый противопожарный - на сцене пыль, визг , слезы и команда -«Коньяк!»
Зерцалов не пил три дня, стакан «Плиски» его воскрешает и премьера проходит под дикий вой зала .
Театр просыпается поздно - к девяти - десяти сползаются опухшие артисты , похмеляются, вяло идет репетиция...
Расходятся.
Вечером - работа. Спектакль .
В театр народ не шёл, нагонять на каждое представление солдат , учащихся ПТУ и прочих подневольных людей не могли и тогда.
План горел.
Стали ездить по санаториям.
Выездной спектакль - халтура по определению - и сцена не та, и зритель не тот , но зато какая свобода импровизации!
15. "Здравствуй, Крымов!"...................
Ставили мы спектакль « Здравствуй, Крымов».
Вещь так себе, но в одной сцене вышел конфуз - на героя должны напасть хулиганы и избить его.
Х*лиганов , то есть массовки не хватило, и меня принудили выйти на сцену, хулиганом.
В полупустом зале сидят зрители, и будь ты хоть каким великим актером, этот момент не обойдешь.!
Зрители!
Драка! Перед лицом инженера Крымова, он же Зерцалов, машут руками рабочие сцены, я же никак не могу пробиться!
Наконец пролез и хорошо, качественно бью его.
Драка же ! Вошел
в образ!
Зерцалов протрезвел от удивления и гнева и дальше пошло не по сценарию!
Короче, сценарий мы развалили.
Избил инженер хулиганов .Избил!
И в следующей сцене среди ломанных в драке декораций странно звучали реплики о пострадавшем инженере.
Дорога до санаториев и домов была долгой, потребляла много времени, нервов и вина, в результате герои забывали текст .
В «В вешних водах», появлялись реплики о штурмбанфюрерах , в «Здравствуй, Крымов» - слова « господа», в спектакле «Щит и меч» - рассуждения тургеневских девушек...
Судьба актера!
Утром ты Иванушка -дурачок, вечером - герой - разведчик, в промежутке репетируешь роль сверх нравственного современника, но еще не успел отойти от роли мелкого дворянина.
Голова как мусорный бак забита обрывками текстов, душа как мятый пластилин , - кто ты сейчас , кто ты сегодня ? Какой ты?
Спасает только водка.
Спасает всех -от приблудного режиссера с неведомой фамилией, до электрика , висящего три часа в трюме под сценой на двухметровой высоте.
И висит он не абы как, а по тайной театральной науке - головой в суфлерской будке слушает он текст, и по записанным репликам переключает свет и даже вращает сцену.
За три месяца я так и не увидел , как он попадает на свое рабочее место- автомобильное сидение на тросах, не видел его и слезающим с него .
Был он в трех состояниях - бредущий по закулисью и говорящий сам с собой - в начале работы, висящий под потолком среди голых проводов и рубильников во время спектакля , и лежащий на полу- после.
Что-то тайное держало эту массу актеров, рабочих сцены, уборщиц вместе.
Не зарплата - была она смехотворной , не слава -была она неведома и неожидаема.
Наверное - свобода , точнее -« воля» в чисто российском понимании, возможность путать тексты, уйти в запой и не огорчаться этому, жить легко и весело.
Менялись режиссеры, но каждый начинал свою работу фразой
-«Мы маленький , но крепко споенный коллектив, решим эту задачу».
И каждый новый не любил меня по-своему
Восемнадцатилетний организм не принимал ни водки ни портвейна и отторгал в самый неожиданный момент.
Коллектив огорчался, но не терял веры и пытался меня воспитать.
До санатория «Зеленый город» театральный табор из тридцати человек на автобусе с реквизитом добрался часа через три
Сцена клуба была крошечной.
« Вешние воды» смотрелись как возня пассажиров в переполненном автобусе.
Было уныло.
Свободные артисты и мы - рабочие убивали время и собственные печенки в подсобке за с ценой .
Всем было понятно- « нет куража»!
-Вот .смотри , Коля , берешь стакан и не отрываясь , не отрываясь....
В граненом стакане чернел портвешок, в котором плавали какие-то ошмётки . Коллектив учил меня жизни.
Очнулся я уже на сцене родного драмтеатра глубокой ночью.
Карманы были набиты фетровыми молоточками от фортепиано - коллектив выдернул их из санаторного инструмента мне на память
Стало ясно- художником в театре мне не быть!
Обрывки воспоминаний сложились в смутную мозаику, и я ахнул - я же сорвал спектакль!
Я перепутал двери подсобки и вывалился на сцену!
Дуэль, дворяне во фраках с деревянными пистолетами в руках, и я среди них- в джинсах и болоньевой куртке!
Странник во времени!
Так вот откуда молоточки- труппа уже стала прощаться со мной .
На память!
В холодном театре, запертом снаружи я бродил как отец Гамлета.
Тень - не тень , человек - не человек...
Срываю афишу и на обратной стороне пишу «прошу ... по собственному»...
Директриса отпирает театр и привычно - тоскливо;
-Что же вы делаете с искусством? Надо любить искусство в себе , а не себя в искусстве. Накажу! Жестоко!
-Вот заявление
-Н- да ...Однако, с кем не бывает...
-Нет, ухожу!
-Ну что ж так сразу? Ну накажем немного...
-Ухожу...
-Ну в общем-то ладно, можно не наказывать по молодости лет...
-ухожу
-ладно, поставлю тебя старшим рабочим сцены - зарплата не 75, а 85 рублей!
-нет…
-грамоту выпишу
-нет…
-Да кто же работать будет ?
-нет…
Еще один пришелец стал ушельцем.
Театр не каждого примет.