Павел Карманов: «Пишу музыку с пяти лет»
Известный современный композитор Павел Карманов (Москва) родился в 1970 году в городе Братске Иркутской области в семье музыкантов. Начал писать музыку с 5-летнего возраста. Окончил Центральную музыкальную школу в 1988 и Московскую консерваторию в 1995 году. Сочиняет музыку в разных стилях – от "сериальной" и "сонористической" до "псевдобарокко". С начала 90-х увлечён эстетикой поставангарда и "минимализма". Музыке Павла Карманова присущи тональная определенность, импрессионистский колорит, лаконичность формы, оригинальное преломление мировой поставангардистской практики, использование любых современных стилей, а также различных аудиовизуальных эффектов в концертном исполнении. Сочинения Павла Карманова исполняются в Большом, Малом и Рахманиновском залах Московской консерватории, в Доме композиторов, в Большом и Малом залах Санкт-Петербургской филармонии, на концертах и фестивалях в разных городах мира. Журналист Владимир Монахов побеседовал с нашим известным земляком.
- Некоторые ваши биографы путаются, то пишут, что родились в Иркутске, то - в Новосибирске. А на самом деле вы родились в Братске. Кем были ваши родители, чем занимались в нашем городе и почему уехали?
- Я родился в Братске в 1970 году в роддоме Энергетика, что возле Братской ГЭС. Моя мама закончила новосибирскую консерваторию и аспирантуру как пианист по классу Е.М.Зингера, в Братске работала в Братском музыкальном училище по распределению. Отец мой почти сразу покинул нас, так что не знаю про него почти ничего.
- С пяти лет вы сочиняете. Вашу музыку мама показала Дмитрию Кабалевскому, который активно искал по стране юные таланты. Как это знакомство изменило вашу жизнь?
- Он посоветовал маме везти меня в Москву, в ЦМШ продолжать обучение. Тогда мы жили в Новосибирске и спешно переехали в Подмосковье, я поступил в центральную музыкальную школу. Впоследствии окончил её и Московскую консерваторию.
- А если бы вы не встретили в детстве Кабалевского, судьба композитора всё равно вас бы не миновала - есть такое убеждение?
- Думаю, да... Я рос музыкальным мальчиком, музыка звучала постоянно – мама много занималась, играла концерты, приходили ученики, я рано стал слушать пластинки с классической музыкой, рано выучил ноты и следил за музыкой по партитурам, которые мама брала в библиотеке.
- Вас учили классике, но современные мотивы - попса и рок - не прошли мимо вас. Вы создаёте синтез классики и современности. Трудно ли сегодня маневрировать в музыкальном мире?
- Трудно. Но я впитал за свою жизнь многое, всё это суммирую в своей музыке.
- Творец ищет в прошлом и настоящем себе подобных. Как вы себя позиционируете? С кем из классиков и современников ставите на одну доску, кого любите из прежних и нынешних композиторов, с кем хотели бы работать?
- Этот список может быть огромен. Я люблю очень многое – от Баха и ранее до джаза, Пинк Флойд и Dead can Dance. Но по-настоящему крепко я влюбился в музыку композиторов – минималистов – Арво Пярта, Стива Райха, Филиппа Гласса, Валентина Сильвестрова, Майкла Наймана, Владимира Мартынова, Георга Пелециса, Антона Батагова и многих других подобных...
- Сейчас вы пишите музыку для кино. Я видел только «Враги», и музыка фильма меня поразила. Простите за наивный вопрос, вас заказывают режиссёры или вы предлагаете свои услуги?
- И так, и так бывает. В основном – мне предлагают сотрудничество режиссёры, продюсеры, которые знают мое творчество, которым про меня говорили хорошее их коллеги.
- Вы не раз сравнивали музыку с наукой. И, мне кажется, это правильно, ведь поиск «золотого сечения», при помощи которого рождается в мире творчества гармония, одинаков как в искусстве, так и в рождении формул. Теперь важен не только дух автора, но и творческий дух «потребителя разумного». Какого слушателя музыки вы ждёте?
- Я подразумеваю под «наукой» авангардную переусложнённую музыку, имеющую истоки в математике, физике, музыку, в которой уже невозможно придумать что-то новое, которая топчется в тупике этого бесполезного поиска... Сам я больше иду от эмоционального, человечного, понятного не только узкому кругу специалистов, но и не превратившегося в откровенную попсу. Я пытаюсь балансировать на грани. Иногда – получается, иногда – хуже... Слушателя ищу образованного, эмоционального.
- Современный композитор вашего уровня сегодня может жить на сочинительство некоммерческой музыки? Или приходится подрабатывать в других сферах? Знаю, что когда-то вы занимались даже журналистикой, значит, ноты не всегда кормили?
- Современный композитор в нашей стране, если он не связан с кино или коммерческой музыкой для телевиденья, рекламы и прочее, бедствует, еле сводит концы с концами... Тогда как на Западе множественные институции поддерживают почти всех деятелей искусства – так, на всякий случай – вдруг кто-то из них станет Великим... У нас теперь таких институтов нет почти совсем. Это грустно.
Я заметил это довольно рано. Влачить нищенское существование мне не хотелось, и я много времени потратил на изучение разных существующих стилей, электроники, компьютера. С конца 90-х я активно занимаюсь музыкой для кино, телевидения и рекламы. Только тем и кормлюсь. В ущерб зачастую «чистому» творчеству – а что делать? Бываю так завален работой, что нет времени головы поднять годами и подумать над своими серьёзными сочинениями. Это – данность моей текущей жизни. Надо же кормить семью, растить детей и поддерживать вокруг себя сносный быт... Но в последнее время я очень устал от коммерческого в нашей повседневности, поэтому постепенно перехожу только на серьёзные заказы, благо их количество увеличивается.
- У вас есть собственный ЖЖ? Этого требуют слушатели, которые, судя по откликам в сети, активно интересуются вашей музыкой, обсуждают её, информируют друг друга о ваших новостях? Или это необходимость автора – давать о себе доступную информацию, чтобы не рождались слухи?
- Да, страница в живом журнале есть. Всё обо мне можно найти и услышать, увидеть, скачать на разных ресурсах: например, по этим адресам:
http://pavelkarmanov.livejournal.com/
http://www.imeem.com/pavelkarmanov
http://www.imeem.com/pavelkarmanov
http://www.youtube.com/user/tonalist
http://vkontakte.ru/id3701174?2600
- Вы часто гастролируете по стране и миру. А есть в ваших планах поездка с концертами в Сибирь, город Братск, где вы родились, где как оказалось, немало ваших поклонников?
- Был бы счастлив выступить с концертами в Братске, Иркутске, Новосибирске. Я сохранил необычайно тёплые воспоминания об этой земле (в детстве несколько раз был на Байкале), о сибиряках... Но всё не так просто организовать. Если б нашлись заинтересованные лица, средства, я собрал бы хороших музыкантов, и мы бы с удовольствием приехали. Но – пока таких предложений нет. Надеюсь, когда-нибудь эта моя мечта воплотится в реальность.
Из творческой биографии Павла Карманова
Интерпретаторами музыки Павла Карманова стали пианист и клавесинист Алексей Любимов, альтист и дирижёр Юрий Башмет, скрипач, альтист и дирижёр Назар Кожухарь и его The Pocket Symphony, альтист Михаил Березницкий, скрипачка Татьяна Гринденко и OPUS POSTH, перкуссионист Марк Пекарский и его ансамбль, пианисты Алексей Гориболь и Полина Осетинская, скрипач Владислав Песин и музыканты One Оrchestra (Санкт-Петербург), Ансамбль Современной Музыки (АСМ), Ансамбль духовной музыки "Сирин" и ансамбль Seattle Chamber Players (США).
Павел Карманов – автор музыки к спектаклю Фёдора Павлова-Андриевича "Бифем" по пьесе Людмилы Петрушевской, а также ко многим художественным и документальным фильмам. Среди работ – музыка к фильмам Тимура Бекмамбетова "Арена" ("Гладиатрикс") и "ГАЗ – Русские машины", "Солдатский декамерон" Андрея Прошкина, "Враги" Марии Можар, "Закрытый космос" Нурбека Эгена, "Пугало" Александра Кота, "Письмо" Матвея Живова и другим. Карманов создал саундтреки к телесериалам Наны Джорджадзе "Только ты", Али Хамраева "Место под солнцем" и "Артисты", Олега Фесенко "Умножающий печаль", а также к фильмам документалиста Алексей Ханютина, среди которых "Музыка для Фейерверка", "Контекст", "Эвакуация", и "Дорога". C 1997 года музыка Павла Карманова постоянно звучит во множестве рекламных роликов на ТВ, в оформлении теле- и радиопрограмм.
Cреди проектов – "Вертеп" в КЗ им. Чайковского (2002) с участием Ансамбля духовной музыки "Сирин", Академии старинной музыки п/у Татьяны Гринденко, группы "Вежливый отказ", Ансамбля ударных инструментов п/у Марка Пекарского и оркестра "Гнесинские виртуозы" (дирижёр Михаил Хохлов), проекты "13 Карманов" и "Дни рождения" в московском культурном центре ДОМ (2000-2006), авторский вечер в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии (2004). Заметным событием стала премьера пьесы "Весна в январе" в Большом зале консерватории для Юрия Башмета, Алексея Любимова и оркестра "Новая Россия" (2005). Пьесой Get in!! закрывался фестиваль "Московская осень-2006".
В 2008 году Назаром Кожухарем и его ансамблем The Pocket Symphony записан и выпущен на лейбле "ДОМ рекордс" дебютный диск Павла Карманова "RE-music" с камерной музыкой разных лет.
В 2008 году Павeл Карманов но заказу Кембриджского русского общества (Великобритания) написал поздравительную пьесу к 800-летию Кембриджского университета, премьеру которой в рамках своих Английских гастролей исполнил московский "Кредо"-квартет под руководством скипачки Аси Соршневой.
С 2000 года Павел Карманов – постоянный участник московской рок-группы "Вежливый отказ" (рук. Роман Суслов). С ней он регулярно выступает в качестве пианиста и флейтиста.
Российская пресса о музыке Павла Карманова
*
Знаменитый Кембридж, из стен которого вышел 31 нобелевский лауреат, празднует 800-летие. Торжества продлятся весть год. Одной из первых поздравления старейшему университету Европы отправила Россия. Фортепианный квартет "Кредо" посвятил юбилею две мировые музыкальные премьеры - "Аэро Театр" англичанина Криса Уиллиса и "Рождественскую музыку" российского композитора Павла Карманова.
Композитор Павел Карманов как Чацкий. Только не с корабля на бал, а с самолета на концерт: прилетел и сразу включается в работу. "Я готов делать замечания когда угодно, и это может продолжаться годами. Но надо когда-то останавливаться. И, в конце концов, не все замечания бывают правильными. Некоторые мешают исполнителям, некоторые помогают", - говорит композитор Павел Карманов.
"Очень эмоционально! Потрясающе! – делится впечатлениями студент Метью Хоккингс. - Я увлекаюсь музыкой, пою в хоре, и для меня это просто подарок. Великолепное исполнение! И так здорово, что произведения посвящены нашему университету".
*
В Большом зале консерватории Алексей Любимов, Юрий Башмет и оркестр "Новая Россия" с дирижёром Евгением Бушковым сыграли две премьеры — композиторов Павла Карманова и Владимира Мартынова.
Павел Карманов давно и небезосновательно считается минималистом. Поэтому трудно было представить себе, как будет играть новый кармановский опус главный специалист по романтизму Юрий Башмет, известный своей бьющей через край эмоциональностью. Объяснение нашлось в программке, в словах Павла Карманова: "Юрий Абрамович минимализм не жалует, в связи с этим я пытался изменить свой стиль и научиться писать 'нормальную' хорошую академическую музыку". И действительно, в пьесе "Весна в январе" (для альта и фортепиано с оркестром) есть все необходимые атрибуты "нормальной" музыки — густые tutti, порывистые соло альта и рояля, разработки и кульминации, которые — мало не покажется — даже с колокольным звоном. Но при прослушивании пьесы было трудно отделаться от следующей картины: казалось, что вот сидит композитор Павел Карманов, который вообще-то всегда пишет очень хорошую музыку, хоть и в не любимом господином Башметом стиле минимализма, и думает: "Дай-ка я напишу хорошую музыку, настоящую такую, с колоколами". Из таких специальных идей редко происходит что-нибудь хорошее, тем более что альт, возможно вследствие недостаточного владения текстом, звучал так, будто Юрий Башмет читает с листа,— неуверенно и холодно, что и свело на нет все старания господина Карманова по части романтизма.
Можно было бы уже счесть новое сочинение господина Карманова неудачей и свысока заметить, что в самых минималистских его опусах той самой желанной чувственности и эмоциональности всё равно больше, чем в нынешней, притворяющейся романтической, премьере. Но впечатление спас пианист Алексей Любимов. Благодаря его вниманию и точности все фортепианные фрагменты пьесы звучали живо, звонко и продемонстрировали, что "Весна в январе" не лишена многих свойственных всей музыке Карманова достоинств.
*
Группа молодых музыкантов провела в Доме музыки на Красных Холмах концерт в честь Майкла Наймана по случаю его 60-летия. Программа называлась «Минимализм. Англия — Россия», и Найман был не единственным её героем. Наряду с британским минималистом был основательно представлен его русский сподвижник — композитор Павел Карманов. Попав в один концерт с лидером британского минимализма, Павел Карманов подверг себя риску: его могли бы счесть подражателем, а его музыку — локальным вариантом влиятельного европейского стиля. Однако этого не произошло. Хотя в музыке Карманова сплошь и рядом встречаются типичные для всего минимализма ритмы и гармонии, молодой русский композитор отвечает за иное содержание. Ему не близки ни идеалы мировой деревни, ни страстная любовь к афро-азиатским истинам, ни политическая левизна. Содержание его музыки — он сам, его собственная душа и лирический мир. За внешней бойкостью и объективной спортивностью его фактур они только скрываются. Не случайно многие опусы Карманова на голубом глазу посвящены самому Карманову — к примеру, «Подарок самому себе на День рождения» (1993); такое трио (особенно в первой половине) мог написать только композитор с тонким гармоническим мышлением. Или «Второй снег на стадионе» (2003) — концертная пьеса для альта и фортепиано, напротив не стесняющаяся откровенной банальности. Она тоже имеет видеоряд, в котором проходят незатейливые картины детства самого композитора и его маленькой дочери. Если отбросить процент нарциссизма, можно почувствовать правдивый мир — обыкновенный мир современного человека, переходящего из молодости в зрелость.