"Онегин..." 5 глава окончание
48
И, может быть, скоро походы крестовы1
Придётся опять пережить,
Задачи не новы, фундамент основы
Никто уж не будет крушить.
Всё будет толково,
Здесь главное – слово.
Теперь, прочитавши, талмуд2,
Отжав, создадут новый труд.
Заменят отживший канон3,
Прибудут волхвы и пророки,
Укажут конкретные сроки,
Когда примут новый закон.
Мессия расскажет про Бога,
Стоящего вновь у порога.
1.Первый крестовый поход (une croisade) был организован в 1095 г. по инициативе римского папы Урбана II с целью освобождения священного города Иерусалима и Святой Земли от мусульман, где, как он объявил, будут допустимы убийства, грабежи и захват новых владений, поскольку жертвами станут «неверные». В одном из походов участвовал и сын короля Франции Генриха I и Анны Ярославны Киевской Гуго I (V) Великий Капетинг — граф Вермандуа и Валуа. Всего походов было восемь, но уже в четвёртом проявилась их истинная сущность - вместо Иерусалима крестоносцы захватили и разграбили Константинополь, предварительно завоевав для Венеции такой же христианский город Задар «в оплату за проезд» на венецианских судах. Однако картина будет не полной, если не вспомнить о заключительном девятом крестовом походе, предпринятом в марте 1854 г. Наполеоном III, в составе объединённой антирусской коалиции (Великобритания, Османская империя, Французская империя, Сардинское королевство). Собирая в дорогу - «войско христово» архиепископ Парижский Мария-Доминик-Огюст Сибур со своей кафедры яростно призывал всю Францию: «Вспомнить своих великих предков и отправиться в поход для уничтожения нечестивой восточной ереси», а именно против России встав под знамя ислама, чтобы, наконец-то, наказать зло, причиненное католической церкви, еще в IX столетии предосудительным поведением покойного патриарха Фотия.
В историю этот поход вошёл как Крымская или Восточная война (1853—1856 г.) - о нёй поэт Фёдор Тютчев оставил следующие строки:
* * *
Теперь тебе не до стихов,
О слово русское, родное!
Созрела жатва, жнец готов,
Настало время неземное...
Ложь воплотилася в булат;
Каким-то божьим попущеньем
Не целый мир, но целый ад
Тебе грозит ниспроверженьем...
Все богохульные умы,
Все богомерзкие народы
Со дна воздвиглись царства тьмы
Во имя света и свободы!
Тебе они готовят плен,
Тебе пророчат посрамленье,-
Ты - лучших, будущих времен
Глагол, и жизнь, и просвещенье!
О, в этом испытаньи строгом,
В последней, в роковой борьбе,
Не измени же ты себе
И оправдайся перед богом...
2.Талмуд – свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма, охватывающий Мишну и Гемару в их единстве, куда вошли уникальное дискуссии, которые велись на протяжении около восьми столетий законоучителями Эрец-Исраэль и Вавилонии и привели к фиксации Устного Закона.
3.«Тот, кто контролирует прошлое, тот контролирует будущее. Кто контролирует настоящее, тот контролирует прошлое» - Дж. Оруэлл.
49
Бредёт уныло караван,
Несут венки, кошёлки, сумки.
На угощенье каждый зван,
Без звона осушают рюмки.
Одну, другую пропустить,
На миг связать с ушедшим нить.
Хорошим словом помянуть,
Сказать о человеке суть.
В тот мир, куда уйдём мы все,
По постоянной кривизне1,
К родне вернувшейся, извне,
Чтоб стать героями эссе.
Свет полон скорби в этот день,
В онлайне давит смерти тень.
1.В своих известных работах, посвященных общим космологическим вопросам, Эйнштейн и Де-Ситтер приходят к двум мыслимым типам вселенной; Эйнштейн получает так называемый цилиндрический мир, в котором пространство обладает постоянной, не меняющейся с течением времени кривизной, причём радиус кривизны связывается с общей массой материи, расположенной в пространстве; Де-Ситтер получает шаровой мир, в котором уже не только пространство, но и весь мир обладает до известной степени характером мира постоянной кривизны.
50
Она, конкретно, ждёт, когда
Прийти - навеки, взять с собою,
Чтоб догоревшая звезда,
Угасла с выпитой судьбою.
Сковал, чтоб тело анкилоз1,
Бабка косой введёт наркоз.
Уступим место жизни новой,
Розовощёкой и здоровой,
Внукам оставим на потом:
Мечты, надежды и тревоги,
Давно их ждущие дороги,
Смертным невидимый фантом.
Закоротив «Инь» с «Янь2» шунтом,
Вильнув от радости хвостом3.
1.Анкилоз – отсутствие подвижности в суставе.
2.В «Книге перемен» «Инь и Янь» служили для выражения светлого и тёмного, твёрдого и мягкого, мужского и женского начал в природе.
3.У зародышей человека позвонков больше чем у взрослых людей как минимум на 4 штуки, поэтому-то эмбрионы и выглядят хвостатыми, состоя при этом на 94% из воды.
51
То спят, то дремлют наши души,
Скотчем заклеили мы их.
Златой телец тихонько в уши
Жужжит: не стоит сальдо стих.
Пиит ищи слова и рифмы,
А всё решают формы, шрифты,
Реклама - главное, дружок,
А к ней и сладкий пирожок.
Ведь нет сестры у тебя Марты1,
Роман кто сможет раскрутить,
Чтоб обывателю всучить.
Весёлые всё это старты.
В игре краплёные все карты,
Ты пишешь в ящик своей парты.
1.Марта Файнс поставила фильм «Евгений Онегин» по просьбе брата актёра Ральфа Файнс, в котором он сыграл главную роль. На мой взгляд, гениально раскрыв русскую душу, ближе всех подойдя к замыслу автора.
52
Быстро собрались, всё было готово,
Женя две ночи не спал.
«Встретимся в десять», - последнее слово
Их приближало финал.
Мимо мелькали кварталы, станицы,
Сердце стучало у пойманной птицы.
Ленский надел второй раз чёрный фрак,
Чисто технический сдал его брак.
Старому внук не сказал ничего,
Тайна, она же по жизни - враньё.
Взял «калаша» часовой за цевьё,
Враг не пройдёт на посту у него,
Если простить, погубить свою честь,
Надо, благая, неслась в небе весть.
53
«…Бойся данайцев дары приносящих»,-
Вспомнилась фраза ему.
Он испугался вдруг чувств своих спящих,
Но, видно, быть по сему.
Встреча, с которой придет покаянье,
Можно надеяться - это свиданье,
Что-то изменит, разрубит мечом,
Руки устали ходить с кирпичом.
Мир одиночества ярким тонам
Предпочитает пастели цветам,
Буйство и радость отпущены снам,
То бишь коврижка - горячим блинам.
Время подходит, Татьяна идёт,
Ларин с баулами тихо ползёт.
54
Двигаясь грузно, не глядя вперёд,
Он отменил на кладби́ще бойкот.
Всех удивил, покорил весь народ,
Тут же прощён был нашкодивший кот.
Все замолчали, притихли вокруг,
Горькая встреча, тяжёлый досуг.
К ним зачастили, народ понимал:
Душит всем шеи капроновый фал.
Он победил, смяв гордыню1 свою,
А не погиб и не сдался в бою.
Так попадают в поддержки струю,
Место прощённым - свободно в раю.
Таня с Онегиным встретились взглядом,
Что было раньше, казалось им Адом.
1.Гордыня - грех самого дьявола.
55
Нежно обнявшись, их чувства накрыли,
Слёзы катили на камни, могилы.
Губы шептали, пощады просили,
Жизнь возвращала душевные силы.
На́ людях искренно и откровенно,
Как папа Карло строгали полено.
Зритель подробности все смаковал,
Рейтинг поднял местный бабий канал.
Тихо сгорела, истлела вендетта,
Прибыла почта на mail интернета.
Эта посылка пришла с того света,
Вот и дождались сердца их ответа.
Между могил, среди скорби, печали,
Души на небе их боги венчали.
56
В мире надгробных холодных крестов
Время сближало детей и отцов.
Молча без боя, без трупов, костров
Кончились иски уставших истцов.
Не умирает поддержка Творца,
Только у тех, кто идёт до конца.
Вера в победу - воистину мрiя,
Даст Бог поможет Дева Мария1.
Поиск, надежда, мрак прожитых дней,
Не пригодилась кровь жертвы твоей.
Блеск ослеплял херувима очей,
Было всем жарко от этих лучей.
Пламя дрожало горящих свечей.
Капали слёзы от горьких речей.
1.Из рапортов священнослужителей, которые докладывали Его Высокоблагословенiю Благочиному 2-го Ростовского на Дону округа церквей священнику (Глафировской церкви Ахтырской Божьей Матери) отцу Александру Попову, на что расходовались аккумулированные церковью деньги:
а) на строительство церквей и школ;
б) в пользу красного креста;
в) на борьбу с проказой;
г) вдовам и сиротам погибших за отечество;
д) в пользу Екатеринославских земледельческих колоний и приютов;
ж) в пользу пострадавших от не урожая;
з) на борьбу с пьянством. И т. д.; и т. д.; и т. д.
Своё возрождение в новой России РПЦ начала с получения квот и таможенных льгот на ввоз подакцизных товаров, но говоря о метаморфозах, происходящих в миру, грех не вспомнить революционера Михаила Попова (1851 -1909), одного из основателей «Земли и воли», члена «Чёрного передела». Однофамильца, и к тому же выходца из семьи священника, благодаря чему Глафировка в 60-тые годы прошлого столетия чуть было не стала Поповкой, а также сына Глафировского диакона Василия Максименко (1873–1960). После пострига в монахи в (1899), ставшего Виталием, видного деятеля Русской Православной Церкви Заграницей, настоятеля Троицкого монастыря в Джорданвилле, архиепископа Северной Америки и Канады. В годы Второй Мировой войны в отличии от Серафима (Соболева), управлявшего русскими приходами в Болгарии, категорически отказывавшего благословлять русских эмигрантов на борьбу против России, Виталий выразил в 1941 г. резкий протест президенту Рузвельту против поддержки своей бывшей родины. За годы разобщения с Церковью в отечестве Русская Зарубежная Церковь неизменно находилась в евхаристическом общении только с Сербской Православной Церковью, и только 17 мая 2007 года в Храме Христа Спасителя в Москве состоялось торжественное подписание акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью. Юрисдикция Сербской Православной Церкви распространяется на епархии в рассеянии - в США, Канаде, Англии, Австрии, Венгрии, Германии, Италии, Швейцарии, Франции, Румынии, Греции, Турции, Ливии, Австралии и Новой Зеландии. Призыв Вольтера: «Ecrasez I'mfame»! - подхваченный Клинтоном, был услышан членами North Atlantic Treaty Organization только в 1[999] г.
57
Рок открывал кладовые земли,
Он возвращал силу света из тьмы.
Долго сидевший фрегат на мели,
Сорванный льдами суровой зимы,
По сыроводью1 пришедшей весны,
Вновь уходил от когтей сатаны.
Мы оживаем, а с нами природа,
Только весеннею станет погода.
Строятся планы, программы, задачи,
В пику не гаснет надежда в удачу,
Пьём за нее вино, водку и чачу,
С первого тоста! А как же иначе?
Женя приехал домой не один,
Чтобы согреться, разжёг он камин2.
1.Сыроводье – вода, с которой только что сошел лёд.
2.«Настоящее счастье приходит лишь с истинным величием мысли и теплым отношением к окружающему миру и самому себе» - Дж. Элиот (н. и. Мэри Энн Эванс).
58
Звучит последняя октава,
И приближается финал.
Высохла сточная канава,
Попали с корабля на бал.
Двадцатый век, теперь мы знаем,
Кому-то был непросто раем,
А для кого-то сущий ад.
Ждал доломать нас «город-сад».
Ушли к другим любовь и воля,
Надежда, вера на успех,
Терпение ушло от тех,
Кто сдался с оправданьем: доля.
Попила нам кровушку, всласть1
Рабоче-крестьянская власть,
1.Только в 1968 г. рабочие (без крестьянства) в СССР получили второй выходной (субботу), а это означало, что впервые с 1920-х годов в стране установилась 40 часовая рабочая неделя. Суббота (на иврите шабат) - главный еврейский праздник, (на русском шабат) - чугунное основание наковальни механического молота. В марте 1967 г. президиум Верховного Совета СССР пришёл к выводу, что советский народ, выковавший «счастия ключи» для партийных функционеров, достоин амнистии к юбилею «50-летию советской власти». В фазе развитого социализма единственным, неустранимым недостатком режима была не возможность передачи по наследству социальных завоеваний партийно-хозяйственного аппарата, на этом, впоследствии, и была сыграна партия Горбачёвым. Подготовив почву и бросив кость, он чуть не утонул в слюне, а её выделилось столько, что она снесла всё на своём пути вместе с мавром.
59
Сложив слова в хореи? В ямбы?
Чуть призадумался пиит…
Не спел ли чёрту дифирамбы?
А может серию сюит
Исполнил о расцвете хамов1,
О жизни сладкой вне стен храмов,
О беспределе на Руси?
Gesagt – gemacht, друзья, мерси.
Где выход? В чём же сверхзадача?
На что надеяться теперь,
Когда почти закрыта дверь.
Вспомним Высоцкого и «Вачу»,
Да, вышла с нами незадача,
Ушла опять к другим удача.
1.Хам - один из трех сыновей Ноя, видимо, младший, хотя в Библии он всегда упоминается после Сима (Шема) и перед Яфетом. Библия повествует, как Хам, войдя в шатер отца, увидел его пьяным и нагим, и рассказал об этом братьям. В отличие от Хама, который не проявил уважения к отцу, братья прикрыли наготу отца, сделав это с почтением и скромностью. Когда Ной узнал о проступке Хама, он произнёс: «… Проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» [Быт. IX. 25]. «После потопа три сына Ноевы, Сим, Хам и Афет, разделили землю: восток достался Симу, южная страна Хаму, север и запад Афету; от племени Афета пошёл народ славянский» - С. Соловьёв.
«Всё куплю», – сказало злато;
«Всё возьму», – сказал булат.
Французская анонимная эпиграмма - конец, перевод А. Пушкин.
«Конец России или новая страница ее истории? Разумеется, последнее. Россия не умрет, пока жив русский народ, пока он живет на своей земле, говорит своим языком» - Г. Федотов.