Господа редакторы, главное-не потерять голову!!!
Господа редакторы, главное-не потерять голову!!!
Господа Редакторы, главное -не потерять голову.
ПОРТРЕТ КРУТОГО РЕДАКТОРА
Сергею Фоминцеву- одному из немногих любимых критиков
с любовью и благодарностью
И тайные знаки проступят на звездном плаще,
И снова из мрака вернется король звездочет.
И сходится все, мы о черном твердили коте,
И пятница темная, знаю, сегодня грядет
С недавних пор и все больше убеждаюсь в том, что у нас в России беда не только дураки и дороги, но и еще и всевозможные литературные консультанты и редакторы, а сейчас еще и литературные агенты к ним присоединились.
Эта порода страшнее дворников будет, Мастер тут ошибся немного.
Но слово страшный скорее во втором значении применять надо, не мы от страха дрожим, часто они смешны и нелепы, а от понятия безобразный, потому что дорвавшийся до иллюзии власти, ощутивший себя вершителем судеб.
К великому сожалению, чаще всего это относится к лицам прекрасного пола, и как в любом другом руководящем деле - женщина на тонущем корабле литературного творчества чаще всего к несчастью и бывает. И если кого-то надо выбрасывать за борт, чтобы корабль шел дальше, хотя бы как-то двигался и развивался, то во многих случаях именно такого редактора.
А кто вам сказал, что он за литературу печется, что будет таланты искать, как -то и в чем-то вам помогать. Как и любой чиновник - он таким и остается чаще всего, и кроме кресла своего его мало что вообще волнует в этом мире. Вероятно, есть исключения, но они слишком редки.
Да простит меня моя любимая подруга, но благодаря ей я знаю об этом труде из первых уст, и вовсе не приблизительно, при том, что на протяжении ни одного десятка лет. И если раньше это была еще и цензура политическая, о которой можно тома писать, то теперь у нас осталась просто дурость без всякой окраски иной, неприкрытая какими-то расстрельными идеями, скажем так.
Когда смотрю на них или слышу их, то почти всегда это так называемые «заслуженные учителя» по жизни.
Настоящих заслуженных учителей прошу не обижаться, но появляется такой диагноз, почти ругательное сочетание в нашей педагогической среде. Когда выдвинули, наградили, а задвинуть забыли. Вот он и старается, и в доску расшибается, тогда все остальные коллеги и дети, и родители - берегись.
Принципов здесь несколько, три главных:
- Только я знаю, как это делается, и могу оценивать только я, мои оценки не обсуждаются, а принимаются на веру.
- Я два раза сказала, а он еще не исполнил, к стенке (они точно так же и в семье себя ведут, потому с ними жить невозможно)
- Есть два мнения, одно мое и второе неправильное, чтобы отстоять свое уничтожу всех, даже если одна останусь. (Разве не так все наши идиотские бунты и происходили)
Не буду описывать, что происходит в школьных коллективах от такой бурной и буйной деятельности.
Что происходит в печатных издательствах - видно по полкам книжных магазинов, и по тому уровню литературы, до которого мы уже дожили. То, что они нам насильно почти навязывают, как высший уровень литературы, каждый может изучить сам, но там мы вольны голосовать рублем и кормить их или не делать этого, хоть как-то можно реагировать на их деятельность. Впрочем, классика всегда прокормит, не даст с голоду помереть нашим деятелям, и тот же М.А. Булгаков, которого при жизни они в упор видеть не хотели, а теперь издают миллионными тиражами. Но он тоже не остался у них в долгу, думаю, получил моральное удовлетворение оттого, что самому главному из них голову снесло, и на бал Сатаны она уже без тела попала. Но не предупреждение ли это всем нашим редакторам, критикам и прочим деятелям, хотя на этот момент они упорно внимания не обращают, а когда молчишь, вроде не так страшно заглянуть в собственное грядущее. Месть это блюдо, которое в холодном виде подают, думаю, он за всех нас уже и отомстил в своем романе века.
Лично я, когда речь о работе редактора заходит, всегда вижу две эти сцены - в начале и финале романа, и желание как-то пропадает, вдруг сбудется пророчество, как и многое из того, о чем он говорил прежде и потом.
Но вот наше с вами любимое поле интернетного творчества. Здесь все замечательно во многих отношениях. И с публикациями нет проблем, и с общением, и столько разных приятных открытий и эмоций появляется.
Пока не появляются редакторы тоже.
Вовсе не хочу говорить обо всех. Ничего дурного о нашем сайте ( я о Прозе ру, сказать не могу. Хотя найдутся те, кто сейчас возразят и примеры приведут, но могу говорить только о себе- здесь все в рамках приличий и норм, и найдена как раз та золотая середина, которая позволяет спокойно и плодотворно трудиться. Даже когда возникают какие-то конфликты, ты чувствуешь себя защищенным. И разное может быть, мы вовсе не всегда с вами правы, они могут в чем-то не разобраться. Даже если удаляют какие-то творения по их усмотрению, ну как без этого.
Но все в пределах разумного. Умный и тактичный редактор никогда не пойдет на открытый конфликт и постарается просто найти какое-то решение.
Но если после первого разговора вам выставляют ультиматум - к стенке, расстрелять, пока я здесь - тебя не будет, и не только тебя, но и дюжины таких же строптивых как ты, как только я доберусь до кнопки, где логины отключаются.
Это письмо предупреждение по почте, в открытую такого сказать язык все-таки не повернулся. А потом, как аргумент о качестве творений. Ну смешно и глупо. И только особи женского пола так могут себя вести.
Но кто сюда отправляется на эту службу, которая и опасна и трудна? Борцы за чистоту литературных рядов?
Какой нормальный человек, займется такой сложной, ответственной и многогранной работой.
Вот именно заслуженные учителя (они могут не только в школе обитать, это не профессия, а диагноз), которых из тех же школ отправили подальше, продвинутому директору это удалось сделать, или на пенсию каким-то чудом отправили.
Но долго они на заслуженном отдыхе не могут оставаться, это им противопоказано, а тут еще и литературные таланты открылись да к ним руководящие прибавились. И наивный владелец сайта, полагая, что теперь он решил все свои проблемы, радуется, что такой кадр заполучил.
Радуется недолго, если он его сохранить хочет. Но ведь не сразу все те выше перечисленные методы руководства проявляются, а они всегда одинаковы, с небольшими нюансами.
И тогда начинается - убрать, осудить, к стене.
- Уровень творчества невероятно низок, - формулировка уже универсальная, под нее и стихи Пушкина и Блока подойдут без всякого труда, как-то подсовывала такому редактору и того и другого. Поэты серебряного века вообще ни в какие рамки не идут, Бродский просто не может быть опубликован, особенно менее известные вещи - ниже низшего предела.
Тогда резонно хочется потребовать собственные его опусы, так сказать для сравнения и того, чтобы на этих шедеврах поучиться.
А вдруг там такой гений скрывается, что все вышеперечисленные отдыхают.
Видела несколько раз тех особенно бескомплексных, кто спокойно их миру являет по праву своего положения.
Фраза возникает только одна: если это гениально и образцово, то я лично с моими поэтами, а не с редакторами остаюсь, и все нападки, как комплименты воспринимаю.
Бедняги те авторы, которые пытаются с ними как-то дружить и договариваться, просто у меня с самого начала были в знакомых и редакторы и заслуженные учителя. И я лично поняла только одно, что, как и с шантажистами, с ними вести переговоры - пустое и бессмысленное дело- трата времени и нервов, и результат будет точно таким же.
Но если там, в СМИ и издательствах они могут козырять гонорарами, часто тоже смешными, которые не всегда, увы, выплачиваются, если там они обнаглели только потому что сами зарабатывают немалые суммы и на наших авторах, потому что его надо есть, и за такой труд ( служба и опасна и трудна) получать очень хорошо, то здесь, где все у нас коммунистическое т.е. бесплатное, где возможности наши с вами не ограничены, и сами мы можем ой как много, и выбирать сайты можем тоже, почему они не могут остановиться в своем хамстве и мы это так же терпим?
В школе это приходится терпеть по одной простой причине - лично я всегда заслоняла спиной детей, которые оказывались в их поле зрения, и неслась на эти ветряные мельницы, прекрасно понимая с самого начала, с кем связался, чтобы хоть как-то противостоять дури и самоуправству. И что самое удивительное иногда срабатывало.
Они не то, чтобы менялись, это не реально, но как-то пыл свой убавляли, и даже не особенно бесились. Крику было много, конечно, но по сути -то сделать они ничего не могли. И вдруг понимали, что беспредела не получится.
И когда ему противостоишь, он уже не так прытко издевается над тем, кто не может ответить и совершенно перед ним беззащитен. Кстати, сейчас со многими из них у нас отношения сохранились, со временем, когда уже и мужа нет, и собственные дети разбежались, и пенсия на носу, они понимать начинают что-то, хотя страшно поздно это происходит.
Но в случае с редакторами в интрнете, что мы с вами теряем, если парочка из них остается в полном одиночестве, если закроется сайт, где руководил заслуженный редактор, думаю, нам от этого не так уж и страшно будет.
Было бы желание напечататься, был бы сам Интернет, а мы без них обойдемся, вот пусть они без нас попробуют поработать и поруководить. Мне лично кажется, что как короля играет свита, так и мы наших редакторов оттеняем придется им меняться, если растеряют всех нас. Только об этом как-то забывают чиновники наши от творчества.
Но самое главное, когда эти типы выносят приговор вам и вашим творениям, да не верьте вы им. Это только одно -единственное и чаще всего предвзятое мнение. Оно черт знает на чем основано. Только не на объективных оценках творчества.
Никто на свете не может сказать плохо или хорошо это сделано. И то, что сегодня кажется гениальным, увы, завтра померкнет, и наоборот. Если бы они знали, что выстрелит, а что нет, они бы пророками и богами, а не редакторами были, и какой бы уровень у литературы был!
Не потому ли они за орфографию и пунктуацию так хватаются яростно, что там хоть как-то свою правоту можно отстоять, но ребята, это-то легко устраняется, если больше придраться не к чему.
Это не повод для того, чтобы разводить сыр-бор.
Произведение низкого уровня будут безжалостно удаляться, - пишет очередная крутая редактроша, даже не заглянув в правила сайта о том, что там такого не предусмотрено, за исключением, каких -то крайних случаев, специально оговоренных. Не так глупы были те, кто правила эти разрабатывали. Наверное, думали и особенно прытких исполнителях.
А кто определяет этот уровень, уж не наша ли заслуженная учительница, которая и сама если знала, то забыла давно, как это делается. И не сплошь и рядом у нас инструкторы по плаванью, которые плавать никогда не умели?
Кажется, господин Берлиоз тоже был главным редактором, помните, что с ним сталось.
Так вот почти искренне желаю всем редакторам вообще, а особенно интернетным, главное не потерять голову, в прямом, а не переносном смысле. Когда негативные наши эмоции будут так сильны, что явится Воланд, тогда каяться и спасаться будет слишком поздно, и масло, и Аннушка и трамвай, все окажется в нужном месте и нужный час.
И самый последний пример, у нас у всех на глазах происходивший, сэр президент, который убегает от своих охранников, и прячется от мнимой угрозы, это ничего вам не напоминает? Все не так просто и однозначно, как кажется.
А нам с вами, кроме тех самых редакторов и терять особенно больше нечего, насколько я понимаю, но как чаще всего выясняется, потеря та не так и велика, переживем как-нибудь, не помрем.
И тайные знаки проступят на звездном плаще,
И снова из мрака вернется король звездочет.
И сходится все, мы о черном твердили коте,
И пятница темная, знаю, сегодня грядет.
И будет зачат в эту полночь глухую Пилат.
Отважный и грустный воитель невиданных стран.
И мечутся тени у тех опустевших палат.
И мир изнывает от горечи, боли и ран.
И тайные знаки явили нам страсти и тьму.
В которой заблудится снова с утра Люцифер.
Но только богиня вернется однажды к нему,
И слышится им эта музыка дивная сфер.
Хранителя света не стоит равнять с Сатаной.
Все это нелепая блажь и красивая ложь.
И где-то в тумане беседует долго со мной
Угрюмый Афраний, и в сердце Иудино нож
Вонзила какая-то тень, и в преддверье конца
В печали и неге таинственный Мастер замрет.
И тайные знаки, и он не откроет лица.
Когда к Патриаршим отправится Воланд и кот.
Кот будет шутить и сжигать за собою мосты.
И черная пятница- душно и нечем дышать.
Им надо решить еще, где королеву найти.
Кого умертвить, а кого только просто прогнать.
И старое зеркало в комнате вдруг отразит
И звездный тот плащ, и печали немую стихию.
И только художник, забыв, в этой сфере парит,
И только в руинах взирает в то небо Россия.
Послесловие
Чтобы не быть совсем уж голословной, за что меня часто упрекают собратья по перу, скажу о том, что на наших сайтах нравится. Бывала на многих.
Проза и Стихи ру- на мой взгляд самые, приемлемые для работы, о чем свидетельствует и количество творений, и посещений моих собственных, работается с удовольствием.
Нормальная, деловая, часто приятная атмосфера на Графомане нет, возникают какие-то технические проблемы, но чаще из-за работы моего компьютера, ребята быстро выдают советы о том, как все наладить, не на что пожаловаться.
Когда на Творчестве для всех, Вам говорят спасибо, за то, что Вы пришли, и сенаторы очень внимательны и доброжелательны, что скажешь. Хотя не знаю, можно ли сенаторов к редакторам причислить, скорее всего, нет. Но до чего же приятно с ними общаться.
Но если все начинается с ультиматумов на трех по крайней мере сайтах, еще до всякого знакомства, то простите, дорогие мои, нам -то что с вами делить, вот и редактируете сами себя и тех, кого такое отношение устраивает.
И самый главный признак для каждого - на сколько активно мы работаем на том или другом литературном сайте, как часто там появляемся, это тоже для умного редактора должно быть точкой отсчета.
Условия почти одинаковы, вопрос весь в том, живет ли он и процветает или на ладан дышит, но очень агрессивно при этом встречает каждого второго.