От кого рожать?
Виктор Ерофеев
От кого рожать?
Если бы большинство публицистических статей, которые содержаться в книге «Лабиринт Один» Виктора Ерофеева не датировались минувшим веком, можно было бы с полной уверенностью заявить, что эта книга – открытие- новая философия XXI века!
Название книги - «Лабиринт Один». Почему? Может быть, автор имел ввиду то, что мы просто запутались, заплутали в лесах реставрируемого, постоянно «перестрой-ющегося» общества. Что пришло время, и мы находимся в поиске выхода – «выход есть», в поиске новой цели, в поиске новых путей развития художественной литературы, как учебника - от «А до Я»? А может быть, мы просто не знаем, куда идти? Ну, просто устали! И надо бы спокойно сесть и осознать пройденный путь - понять, что же мы собственно хотим? Какого литературного героя? Кто он? Рембо или Гарри Поттер? Но в случае, с которым мы имеем дело, с книгой Виктора Ерофеева, самым главным является то, что лабиринт находится внутри нас и состоит из огромного культурного наследия, которое просто нужно осознать, впитать. Эссеистика В. Ерофеева особого рода. Она - свидетельствует не только о широте интересов автора, но и об эстетическом пути того или иного художника.
«Лабиринт Один» - это письма автора требовательно адресованные самому себе, облеченные в форму художественных размышлений по поводу как классической так и современной литературы, в которых «библейская истина» - всегда неоднозначна, всегда вопросительна
Если говорить о современности, то очень интересным для исследования является «Русский Текст». В XX веке, наконец, осуществилась безудержная мечта русских умов - оковы спали, мир распахнул все свои заветные дверцы, и стало можно все! Вдруг в литературу, с наглой усмешкой, пожевывая Orbit без сахара, безудержно чавкая, и заполняя собою все пространство, ворвались герои, томящиеся в камерах подсознания и, наконец, получившие бессрочное освобождение. Герои-убийцы, герои-наркоманы, герои-пьяницы - неуловимые мстители своего времени. Тут и Эдуард Лимонов - «злой мальчик», гений пустоты и ведьменских национальных шабашей, тут и Венечка Ерофеев с романом «Москва Петушки», главный герой которого в «романе» с алкоголем познает истинные ценности и постигает сущности Советского мироздания, тут все «униженные и оскорбленные», наконец получившие «право слова», которым они сполна воспользовались. Но Виктор Ерофеев не выносит обвинительный приговор, тем самым не афишируя глупое судейство, а разбирает возникновение этих героев на основе данной страны и данного времени в котором находиться автор, предлагающий тот или иной интеллектуальный продукт.
Книга будет интересна русскому читателю не только как итог, подведенный под пройденным этапом в художественной литературе, но и как прогнозирование новой. Уж очень любит русский человек пофилософствовать, натереться докрасна мыльной пеной идеологий! Да, особенно за стопочкой водки, с друзьями, да после хорошей баньки и девочек. И в то же время «Лабиринт Один» это «трезвое» осознание своего пройденного пути и своих ошибок. А это является залогом того, что совершенные однажды ошибки больше не повторяться!
с интересом читаю Вас, но вот окончание меня "убивает", из-за, как мне кажется, явной плоскостности:) "А это является залогом того, что совершенные однажды ошибки больше не повторяться" - смазывает весь эффект предыдущего. А как же "история повторяется дважды"? плюс в окончании "стопочка водочки", "банька" и "девочки" - отвратный джентльменский набор. Мне кажется, здесь дань атрибутике, но раз отдав дань, её придётся платить многократно.
С Уважением и добрыми пожеланиями, Анатолий
Vilkomir
сб, 01/12/2007 - 19:21