В неволе человечества. (Начало).
Трилогия: « МИСТИКА ХХ ! ВЕКА.»
1. Создатель Вселенных.
2.Человек - свободен!
3.В неволе человечества...
Куземко Владимир Валерьянович.
В Н Е В О Л Е Ч Е Л О В Е Ч Е С Т В А .
Не Истина, а лишь
приглашение к мысли…
Вместо эпиграфа.
Вводная часть. ФУНДАМЕНТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Глава 1. ЗАЧЕМ БОГУ - В РАБСТВО?..
Человек - это частица НЕЧТО, проявляющая одну из его Сущностей.
. Фактически человек - это и есть НЕЧТО, Создатель Вселенных, некое таинственное «Я», всемогущее в пределах сотворённых им Миров.
Человек – это и есть Бог!..
Но одновременно человек - это один из безликих и легко заменяемых кирпичиков, из которого состоит человечество, легко представляемое как некое состоящее из автономных «клеток»-людей живое существо с едиными Разумом, Волей, Чувствами, Памятью и Судьбой.
«Клетки» рождаются, живут, исполняя свои функции, стареют и умирают. Бесчисленные поколения в радостях и горестях сменяют друг дружку, а Человечество в целом - живёт, развиваясь, накапливая мощь, знания и опыт, и набирается сил, столь необходимых для исполнения неких грандиозных задач и своей роли во Вселенной, - ради чего, надо полагать, Человечество и было сотворено…
Таким образом, каждый из нас, людей, одновременно - и самодостаточное целое, и безликая частичка некоего другого целого..
Как целое, человек - самоцель, абсолютно свободен и может ВСЁ.
Как частичка другого целого он - лишь винтик необъятно-большого механизма. Иногда он - важный винтик, но куда чаще - совсем не заметный, крошечная фиговинка, которую так легко потерять!..
Дорога свободы и дорога неволи - вот два пути человека, по которым он обречён идти одновременно со дня рождения и до самой смерти.
Поговорим о втором из этих путей.
Вдумаемся: зачем всемогущему НЕЧТО через одну из своих Сущностей добровольно идти в рабство к другим проявлениям своей Сущности, объединяясь с ними в новое «многоклеточное» сообщество, Человечество?
На это могут быть три причины.
Первое - для познания своей Сущности НЕЧТО нуждается в как можно большем и как можно более разнообразном опыте, множа и усложняя с этой целью формы и содержание проявлений своей Сущности.
Замкнутый на самопознании и самокопании человек - это один опыт, и совсем другой - опыт поведения в коллективе себе подобных. Человек в коллективе, в обществе, в своей стране и в своей эпохе - это уж совсем не то, что человек - наедине с собою и «в себе». Это – как инструмент, который играет лишь тогда, когда к нему прикасается чья-нибудь рука. Нет прикосновения - нет и игры, и инструмент остаётся лишь мёртвым куском дерева.
Причём и прикасающийся к инструменту тоже проявляет себя как музыкант лишь тогда, когда ему есть к чему прикасаться. Каждый из нас в коллективе - и музыкант, и инструмент, а НЕЧТО - наблюдает и копит получаемый нами опыт…
Второе - люди никогда не смогли бы соединиться в человечество, не переступив через собственную свободу и самобытность. Они должны стать рабами друг друга и «общества» в целом для того, чтобы человечество смогло возникнуть.
Человечество же необходимо для НЕЧТО как целостный организм со своими задачами и функциями во Вселенной. Человечество в целом - такое же «Я», как и каждый человек в отдельности, то есть - одно из проявлений Сущности НЕЧТО, снабжающее его своим собственным «коллективным» опытом.
В результате взаимообогащения и взаимного развития своих отдельных «клеток», Человечество в целом как единый организм приобретает такие качества и свойства, которые не может иметь каждый из людей в отдельности. Видимо, разум каждого из нас на прямую не контактирует с тем, что условно можно назвать «разумом Человечества», но мы общается с ним на уровне объединяющего нас всех НЕЧТО.
В чём суть и смысл этого общения - остаётся только гадать…
Напомню также: Человечество - это дом для каждого из нас. Чем развитее, «продвинутее», богаче и умудренней человечество - тем комфортнее и целесообразнее живётся отдельным «клеткам» - людям на Земле, тем сподручнее каждому из нас реализовывать свои желания и таланты, тем больше опыта мы накапливаем и передаём НЕЧТО, тем весомее польза ему от нас.
И последнее: Человечество в свою очередь тоже - лишь одно из множества «клеток», составляющих некое существо под условным названием «над-разумная Вселенная». (Возможны и некие промежуточные образования, типа «над-разумной Галактики» или «сверх-мыслящей Метагалктики», но это - не меняющие сути дела мелкие частности),
И в этой «над-разумной Вселенной» у «разумного Человечества» имеются какие-то вполне конкретные функции (не будем попусту гадать - какие именно), без которых накапливаемый «над-разумной Вселенной» для НЕЧТО опыт - неполон и однобок.
Взятый сам по себе, каждый из людей в отдельности не способен исполнить эту функцию. Она по силам лишь соединившемуся воедино «разумному Человечеству», имеющему возможность существовать не 70 – 100 лет, а многие тысячелетия, и благодаря этому - накопившему гигантский опыт, что позволило развиться нашей цивилизации, со всеми её немыслимыми в до-цивилизованный период техническими и интеллектуальными достижениями.
Итак, для решения своих задач НЕЧТО одинаково нуждается как в «человеке, обращённом вовнутрь», так и в «человеке, обращённом вовне».
Бог, не осознающий себя Богом, и ведущий себя как Раб в обществе других Рабов ради осуществления неких Божественных (то есть - своих собственных) целей - вот как это звучит в переводе на понятный и доступный восприятию всеми язык.
Глава 2. ЛЮБОВЬ - ОСНОВА МИРОЗДАНИЯ.
Заглянем в глубины собственного сознания. Какое самое главное чувство в жизни любого из нас?.. Многих моё мнение на эту тему сейчас очень удивят, но этим главным чувством каждого живущего является его нежная и пламенная любовь к… самому себе!..
И в первую очередь она выражена в присущем всему живому сильнейшему инстинкту самосохранения.
Все хотят жить. (Самоубийцы - не в счёт, это что–то вроде кратковременного расстройства рассудка, - лишь исключение, подтверждающее общее правило).
Причём все хотят жить как можно дольше и как можно лучше. Именно этим рождён и главный страх каждого - со своей драгоценной жизнью расстаться. Отсюда же и множество страхов поменьше - утратить здоровье, благосостояние, уважение окружающих, самоуважение и т.д., то есть - всё, что и придаёт нашей жизни осязаемую ценность.
Любовь к себе и страх за себя делает нас уязвимыми и управляемыми. Она – как стальной канат, потянув за который – всегда можно манипулировать нами в нужную сторону.
Понять причины столь истовой влюблённости каждого в свою бесценную жизнь умом - невозможно. Взгляни на себя внимательно в зеркало, припомни все свои деяния и мысли, да и честно ответь себе: так ли уж ты хорош в самом деле, чтобы трястись за собственную шкуру?.. И стоит ли эта противная и тяжёлая человеческая жизнь, чтоб за неё цепляться?..
А вот поди ж ты…
…И только одно в этой жизни сильней инстинкта самосохранения - это инстинкт продолжения рода.
Наверняка многие не задумывались о том, что и этот инстинкт рождён лишь любовью к самому себе. И в самом деле, разве твои дети - это не продолжение тебя самого во времени?..
Любя себя, ты инстинктивно хочешь продлить своё существование сквозь века хотя бы через своих будущих потомков - и заботишься о тех, кто продолжает твой род, то есть фактически - длит во времени тебя самого. К этому своевременно присовокупляется и зуд в гениталиях, удовлетворяемый лишь их соединением с гениталиями представителей противоположного пола. (Причём сам процесс соединения опять-таки приятен для тебя, любимого, не только продлевая, но и украшая твою собственную жизнь!).
Ты справедливо относишься к своему ребёнку как к куску самого себя, и заботишься о нём так же, как заботился бы и о себе самом. В случае необходимости ты без колебаний отдашь за своего ребёнка жизнь, но фактически ты не собою жертвуешь во имя кого-то, а отдаешь менее ценный кусок своей личности во имя процветания более ценного куска её. Попутно замечу, что твоя привязанность к своим детям как части самого себя делает твою личность ещё более податливой к манипулированию…
Далее уж совсем просто. Продолжениями твоего «Я» являются и твои родичи, твои друзья, твои соплеменники, твои единомышленники, твои начальники, твои подчинённые, а также те разнообразнейшие обманщики и мошенники всех мастей, кто сумел внушить тебе, что и они - часть твоего «Я».
Ты начинаешь относиться к ним, как к себе самому, и защищать их как самого себя… Вот и получается в итоге: любя себя больше всего в жизни, ты тем не менее всю жизнь горбатишься на чужого дядю или «за того парня», а то и геройски умираешь во имя непонятно чего, но с невероятно - дурацким ликованием на душе!..
А что такое ненависть?..
Это всего лишь одна из форм проявления твоей любви. Ты ненавидишь именно то, что мешает или вредит любимому тобой (или тебе кажется, что это мешает или вредит ему), то есть - либо тебе же, либо твоим детям и прочим родичам (друзьям, соплеменникам, единомышленникам и т.д.), либо более «крупным» объектам - твоей партии, твоему классу, твоей вере, твоей стране и т.п.
Но чаще всего в реальности ненавидишь ты то, что вредит неким втёршимся в твоё доверие негодяям, вынуждающим тебя до последней капли твоей крови бороться с их врагами, в то время, как они сами наблюдают за ожесточённой схваткой откуда-нибудь из безопасного укрытия, подбадривая тебя поощрительными воплями…
НЕЧТО любит себя.
Всё вокруг - это частицы НЕЧТО и различные проявления его Сущности. Вот почему по большому счёту все любят всех, и вот отчего в окружающем Мире так много ненависти.
Видимо, это верно не только на уровне того, что мы называем «живым», но и на всех уровнях т.н. «не-живого» и «не-не-живого»…
Детальней об этом говорить нет смысла, ввиду недостатка нашей информированности о происходящем во Вселенной.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ИДЕАЛЫ.
Глава 3. ПРАВДА И ЛОЖЬ.
Чтоб из огромного числа автономных, независимых и само - достаточных Личностей сколотить легко управляемое стадо баранов, надо навязать им некие общие идеи - «знамёна», способные заинтересовать, убедить, увлечь за собой и сплотить воедино в борьбе за их воплощение в жизнь.
Эти общепринятые в обществе идеалы принято воспевать, к ним привычно
стремятся, ими со спокойной душой подменяют у себя собственные совесть, волю и разум на их общепринятые аналоги, зачастую - прямо противоположные твоим собственным…
И лавным из этих идеалов – «знамён» является ПРАВДА.
Якобы она - объективно существует, верна для всех и каждого, её можно и нужно открыть для себя, а затем всю жизнь ей надо соответствовать - «жить по Правде», так сказать…
Но на самом деле никакой такой пригодной для всех ПРАВДЫ - нет вовсе. Есть огромное количество маленьких субъективных правд, - их столько же, сколько и людей.
Люди – разные, у каждого человека – своя особинка, делающая его не похожим на всех остальных, и что верно для одного, то далеко не в полной мере верно для другого.
Моя правда - то, что нравится мне, ближе моей душе и согревает мою душу. А тебя обогревает и ведёт по жизни совсем другое, пусть даже отчасти и похожее на моё, но частично - и прямо ему противоположное.
Но раз мы отличаемся друг от друга и от всех остальных, то какую из маленьких субъективных правд ни назови большой объективной Правдой - в той или иной мере она не впишется в рамки нашего сознания, так или иначе деформируя нам совесть, душу, волю и разум…
Ты думаешь уже не то, что ты в действительности думаешь, а то, что принято думать в окружающей тебя среде, – если, разумеется, хочешь чего – то в жизни добиться, а не чахнуть и прозябать в гордом одиночестве отторгнутого всеми…
Если считать Правдой то, что в наибольшей степени отвечает интересам Личности, и если помнить, что у разных людей - разные интересы, то отсюда вытекает, что обще-пригодной Правды не может быть даже теоретически.
Но и это ещё не всё!.. Не только у каждого из нас - своя истина, но и у каждого из нас - много истин одновременно!
Судите сами: в каждый миг существования любой из нас обладает минимум тремя правдами: то, что ты субъективно считаешь для себя правильным; то, что объективно является для тебя правильным: и то, что вообще не является для тебя правильным, но в качестве правильного навязывается тебе окружением.
Далее, прошёл лишь миг - и ты уж немножко изменился, а следовательно - изменились и твои представления о себе, и влияние на тебя окружающих, и то, что в реальности именно в данную секунду является для тебя наиболее верным…
Вчера у тебя был один комплект «правд», сегодня – другой, завтра - совсем уж третий… А что будет через год?.. А через десять лет?.. Тысячи правд сменяют друг друга в сознании человека на протяжении его жизни, и иногда видоизменение они по мере прожитых лет - разительно!..
Допустим, мы договоримся считать ПРАВДОЙ то, что в наибольшей степени соответствует общим интересам человечества. (Не будем даже придираться к тому, что и интересы человечества каждый понимает по-разному),
Но кто сказал, что интересы Человечества совпадают с некими общими интересами Вселенной?.. Вполне возможно, что Человечество - изгой Космоса, некий подвергшийся гангрене кусок Вселенной, нуждающийся в немедленной ампутации…
С другой стороны, откуда же нам знать, совпадают ли интересы нашей Вселенной с интересами того Над–Мира, крошечной частичкой которого наша Вселенная является?.. И что тогда считать ПРАВДОЙ: правду человека, правду Человечества, правду Вселенной или правду того Над-Мира, о котором мы вообще не имеем ни малейшего представления?..
ПРАВДА невозможна хотя бы уж потому, что нет объективного и неизменного критерия правдивости. Существуй такой критерий - и тогда всё соответствующее ему - можно было считать ПРАВДОЙ, а остальное - нет.
Верующие тотчас возразят: «Есть такой критерий, это – Бог!.. Что Бог говорит - то и есть Правда!..»
Допустим.
Я говорю: допустим, что Бог – есть. Люди верят в слова Бога и считают их Правдой, Бог сам верит в свои слова и тоже считает их Правдой. Но кто сказал вам, что Бог - не ошибается?..
«Бог всё знает!» - настаивают верующие. А кто вам сказал, что Бог всё знает?.. Он сам вам это сказал?!.
Тогда пусть наконец-то сообщит, откуда же он сам взялся, что было «до Бога», и что будет «после» него… Отсутствие ответов на эти вопросы может означать как то, что «пути Господни неисповедимы», так и то, что ваш Господь - незнайка.
Раз Правды - нет, а всё, кроме Правды - это и есть Ложь, в различных своих модификациях с разнообразной степенью правдоподобия и вредности (полезности) для окружающих, то отсюда следует, что лгут - все и всегда. Иногда - бессознательно, а чаще всего - с целью управлять обманутыми и извлекать их них для себя какую–то выгоду.
Особая разновидность лгунов: «правдолюбы и правдоборцы». Они борются за Правду (которой никогда не было, нет и просто не может быть), в реальности лишь в лучшем случае добиваясь смены одних форм Лжи другими формами, - и сколько людской крови проливается при этом, сколько горя и страданий причиняется современникам, сколько бед и трагедий происходит под лозунгом: «Даёшь всеобщее счастье человечеству!»
Люди губят людей лишь потому, что верят: Правда существует, и её надо добиться, а все жертвы потом - окупятся сторицей…
О, как же бездонна и безгранична людская тупость!..
Глава 4. ДОБРО И ЗЛО.
Второй идеал вытекает из первого:
Добро - это всё, что делается во имя ПРАВДЫ, и помогает её торжеству. Ну а Зло - это то, что препятствует Добру и борется с ним, но обязательно будет побеждено.
Однако никакой ПРАВДЫ, как уже говорилось, нет вовсе. Отсюда следует, что никакого универсального, абсолютного и безоговорочного Добра - тоже не существует.
Великая, эпохальная, воспетая миллиарды раз борьба Добра со Злом - это всего лишь ожесточённая схватка друг с другом различных постоянно лгущих «правд», когда одни формы и разновидности именующего себя «Добром» Зла борются с другими именующими себя «Добром» формами и разновидностями Зла… Вот почему права поговорка: «Добро неизбежно побеждает Зло» - в конечном счёте Добром объявляется победитель!..
Люди - разнообразны. Объединяет их только представление о том, что «Добро - это хорошо», но в чём конкретно это самое Добро состоит - каждый из живущих видит по-разному.
Однако допустим на секунду, что люди наконец-то раз и навсегда сошлись в понимании того, что есть Добро и как им следует жить - ну и что?.. Это вовсе не означает, что из делаемого ими коллективно Добра в итоге не произрастало всё то же Зло… Причина – в том, что нам не дано предвидеть всех будущих последствий наших сегодняшних поступков.
Ты спасаешь тонущего ребёнка, из которого потом вырастает взрослый маньяк, убивший твоего ребёнка - так Добро ли ты сделал, спасая тонущего, или Зло?..
С другой стороны твой ребёнок, став взрослым, сделал бы величайшее открытие, через энное количество лет приведшее к гибели всего человечества - осуждать ли убившего его маньяка или объявлять спасителем человечества?..
Но с третьей стороны человечество, вовремя не сгубившее самого себя, в дальнейшем натворило бы таких чёрных дел во Вселенной, что никакой сегодняшней фантазии не хватит это описать…
Вот после этого и решайте, спасать ли вам тонущих!..
Итак, коллективное «Добро» - это Зло, которое именует себя Добром для того, чтобы сподручнее объединять вокруг себя очередное людское стадо на всевозможные злодейства.
А твоё личное «добро» - это то, что диктуется твоей личной маленькой, субъективной «правдой», и в общем-то верно, но - лишь для тебя самого, и лишь на данный отрезок времени.
Решив же сражаться за то или иное из коллективных пониманий Добра, ты рано или поздно оказываешься одним из тёплой компании отъявленных мошенников и головорезов, которым ты лично в другой ситуации и руки не подал бы, не окажись они волей случая ныне твоими нежданными соратниками, союзниками и единомышленниками.
Но человеческая цивилизация и развивается лишь благодаря энергии Зла,
проявляемой в ожесточённой борьбе различных его модификаций… И никто не творил бы Зло, не будь у него веры в то, что он служит именно «Добру» (своему личному или общества - не суть важно)…
Следовательно, обман и самообман людей в данном случае полезны для конечных целей человечества, а потому - не случайны, эффективны и неизбежны.
…Вас коробят мои слова?.. Но ведь они - всего лишь зеркало тому, что происходит вокруг нас ежедневно и ежечасно…
Глава 5. СОВЕСТЬ.
Я - за то, чтобы жить в ладу со своей совестью, то есть всегда следовать голосу своего «Я», и во всех своих поступках отражать собственную сущность.
Но если каждый начнёт жить «как хочет и считает нужными», то кто же будет чистить общественные нужники и вообще - двигать вперёд общественный прогресс?..
Поэтому общество исподволь подменяет твою индивидуальную и в наибольшей степени отвечающую твоим конкретным особенностям совесть своею совестью, во многом надуманной и неискренней… Речь идёт о веками формировавшемся своде правил поведения, кратко именуемом «моралью», и опирающемся на связке понятий: справедливо – несправедливо, честно – нечестно, порядочно – непорядочно…
Любой знает: верно всё, что лично тебе выгодно!.. Но выгода у каждого - своя, индивидуальная, специфическая, тебя же хотят сделать послушным орудием в целях ч у ж о й выгоды, Тебе внушают: правильно не то, что ты хочешь, а то, что ты ДОЛЖЕН!..
«Я никому ничего не должен, оставьте меня в покое!» - отбиваешься ты руками и ногами, но тебя крепко хватают за конечности и начинают ласково «грузить»: «Нет, ты ДОЛЖЕН - обществу, например… Ты обязан так жить и функционировать, чтобы обществу в целом становилось лучше!..»
То есть тебе предлагается полюбить общество как себя самого, и пожертвовать какой - то (иногда – очень большой) частью своих интересов во имя его процветания, попутно вытеснив, опрокинув, а то и уничтожив всех, кто тоже - «за общество», но видит его благо в чём-то другом, не совпадающим с навязываемым тебе пониманием…
Понятно. что в одиночку общество не осчастливить, для этого надо сгруппироваться с себе подобными, и сплотиться в стаю, непрерывно воюющую со всеми конкурентами за власть над обществом, за право утверждать своё понимание интересов общества единственно правильным пониманием, за возможность указывать всё большему числу людей, как именно они должны жить, что именно они должны делать, во что конкретно они обязаны верить и т.д.
…Или вот – порядочность. Почему я должен считать порядочным то, что вы считаете порядочным, и следовать вами установленному «кодексу чести»?..
Конкретный пример. Тебе хочется немедля отдаться той симпотной девахе с тугими грудяхами, ты по туманящемуся взгляду её видишь, что она уже сомлела, осталось только отвести её в кустики и нежно разложить по травке… Но – не дают!.. Нельзя, видите ли… Повиснув на твоих плечах, тебе хором внушают, что ты с той тёлкой вообще не знаком, она ещё - девственница (ха!), по возрасту годится тебе даже и не в дочери, а во внучки, к тому же ей ещё и 16-и нету!.. Короче - не порть девчонку, и всё тут!..
Взамен же общество предлагает тебе для ударного секса вот эту дряхлую морщинистую ветошь, с тумбообразной задницей, свисающими как тряпки грудьми, и беззубым ртом, из которого пахнет кариесом и ,позавчерашними щами… Ну за что, за какие такие грехи, почему именно ты обязан со слезами на глазах совокупляться с этой страшилой?.. Да потому только (вы только вдумайтесь!), что она - твоя законная супруга и мать твоих пятерых детей…
Господи, ну и что?!
…Могу представить, как не понравятся мои слова многим, особенно - женщинам… «Разрушать семью!.. Не заботиться о своих детях!.. Поощрять прелюбодеяние!..» - развопятся милые домохозяйки. Родные, так я ж ничего такого не предлагаю!.. Не разрушай, заботься, не прелюбодействуй - если тебе хочется ЭТОГО…
Но если хочется обратного - ну так и делай то, что тебе хочется!..
Общество – лицемерно. Оно громко запрещает тебе делать то, что втихую разрушает делать другим…
Наш корифей А.С.Пушкин, заведя ребёнка от своей крепостной, сдал его в сиротский приют, и никогда уж не забирал оттуда. Сделай подобное я - заклевали бы, - «Подонок!.. Обездолил дитя!.. Нет прощения!»
Но поскольку не я это делал, а светоч мировой литературы, то и спрос с него другой: «Он – не со зла… Потом пытался ребёнка отыскать… Он - хороший!.. У них, у Поэтов, такая тонкая душевная организация!..» Ну-ну…
Или вот Чарли Чаплин - как известно, обожал молоденьких девушек, практически девочек. Совратит, обрюхатит, женится (чтобы в тюрьму не садиться), а когда та подрастёт и поднадоест - бросит, найдёт себе другую девочку, опять совратит, опять обрюхатит… Он всю жизнь такими делами занимался, в перерывах между съёмками своих великих фильмов. Будь это кто-то другой - сказали бы: «Педофил!,,», почти наверняка посадили бы…
Но - Чарли Чаплин ведь… «У них, актёров, своя мораль!..» Ну да…ну да… Но если общество их прощает, то почему бы и нам тогда не простить самих себя7..
…Семья - это вообще такие оковы!.. Дети, жена, тёща - и все на твоей натруженной шее, и обо всех надо думать и заботиться, а ведь ты, между прочим, не двужильный!..
Только сядешь, бывало, на диван… только задумаешься о смысле бытия и судьбах человеческой цивилизации, то есть - о самом насущном и жизненно для тебя необходимом… Как бац - со всех сторон наваливаются домочадцы, рвут на части, выворачивают руки и карманы, галдят, кричат: «Денег дай!.. Удели внимание!.. Прояви любовь и заботу!.. Каждодневно думай про семью, урод!..»
Самое правильное: мысленно провести ладонью перед глазами - и всё, ты уже в другой реальности, параллельной этой и схожей с нею за маленьким исключением - тут нет этой шумной, надоедливой и нахрапистой оравы, твоей семьи, тебе тут хорошо думается, легко дышится и привольно живётся!.. Ты улыбаешься, чувствуя себя среди гейш в раю, отдыхающим под неземную музыку…
Но хорошо, если домочадцам надоест орать, и они, заткнувшись, рассосутся по другим комнатам, а если нет?.. С дивана тебя пинками сбросят, ногами начнут топтать, ошпарят лицо кипятком, подожгут волосы спичками…
Прочие твои родственники надорвутся по телефону тревожным: «Почему ты не заботишься о своих детях?!» Участковый прицепится: «Ваша жена утверждает, что вы воруете её зарплату, и тратите на себя!..» Зажмут с разных сторон, отпрессуют, дадут под зад коленом, и подпихнут в нужную обществу сторону со словами: «Тебе должно быть стыдно вести себя иначе!..»
Ну а судьи кто?.. Те, чей идеал - Александр Сергеевич Пушкин, сдавший своего ребёнка в сиротский приют, переспавший с кучей жён своих товарищей и в результате семейной склоки погибший на дуэли с мужем сестры своей супруги?!. Это он-то и есть - ваше мерило совести?.. Так ведь и я - такой же. Как минимум - ничуть его не гаже.
Глава 6. ЭВОЛЮЦИЯ.
Реальная жизнь людей - тяжка и горька, а провозглашаемые Человечеством идеалы - сладки как конфетка. Стремительному движению от первого ко второму и должна способствовать эволюция - стержневая идея человеческой цивилизации и главный ориентир на ближайшие эры и эпохи.
Имеется в виду последовательное и чертовски нужное Человечеству движение от низшего к высшему, от простого к сложному, от неразумного к разумному, от неправедного к праведному, и т.д. Этим оправдывается та ожесточённость, с которой люди борются за общечеловеческие Идеалы, несмотря на очевидное любому расхождение этих самых Идеалов с реальными мыслями, словами и поступками подавляющего большинства самих борцов.
Да, мол - в современном Мире маловато Правды, и Добро в основном - «с кулаками», и Совесть смотрится жалкой побирушкой, но это - нынче и временно, а вот в будущем всё чудесным образом преобразится, - тогда только и станет понятно, что все жертвы и страдания были не напрасны!..
На мой же взгляд идея Эволюции несостоятельна хотя бы потому, что нет «менее совершенного, ценного, передового» и «более совершенного, ценного, передового», а есть - разное, равноценное и равно-нужное.
Это лишь нам что-то одно к а ж е т с я предпочтительнее чего-то другого, и движение к более предпочтительному видится нам путём к совершенству, а
для НЕЧТО, Создателя Вселенных, всё без исключения - лишь многообразные и равноправные воплощения его Сущности…
(Как компромисс, сформулирую так: мы НЕ ЗНАЕМ, какова реальная ценность того или иного воплощения Сущности для НЕЧТО. Вполне может оказаться, что кажущееся нам «высшим» самому НЕЧТО покажется «низшим», и наоборот. Всё, что нам кажется грандиозными достижениями человечества на пути эволюции, вполне может оказаться лишь досадным уходом Человечества совсем с другого, предназначенного для него НЕЧТО, пути).
Открытым остаётся только вопрос о возможности Эволюции самого НЕЧТО в целом, по мере накопления опыта воплощениями его Сущности. Но даже в этом случае Человечество выступает в роли всего лишь расходного материала для достижения НЕЧТО каких-то более совершенных параметров.
Стоит ли сжигаемому в двигателе бензину радоваться тому, что благодаря ускорению его сжигания машина будет двигаться ещё быстрее?.. Машине это надо - вот пусть она и радуется, а бензину-то чего ликовать?..
Раздел второй. ИНТЕРЕСЫ.
Глава 7. ВЛАСТЬ.
Кроме надуманных, высосанных из пальца и лицемерных Идеалов людей сплачивают и ведут за собою вполне конкретные, осязаемые и жизненные Интересы, вытекающие из особенностей человеческой личности.
У каждого из нас - свои индивидуальные наклонности, желания, потенциальные возможности и готовности их реализовывать. А общество предоставляет шансы удовлетворять наши интересы, взамен побуждая вкалывать во имя тех или иных общественно значимых целей, и в итоге - толкать вперёд тяжело груженную телегу общественного прогресса.
Наиболее заметиный из всех Интересов - Власть. Инстинкт руководить себе подобными заложен глубоко в человеческую душу, наряду с прямо противоположной готовностью подчиняться себе подобным, и вытекает из фундаментальной любви всего сущего к себе самому.
Волевой, энергичный, властный человек воспринимает других людей как свои руки, ноги, органы чувств и прочие части собственного тела, они - продолжение его самого в стремлении добиться чего-то важного и значимого для него, отсюда - и стремление ими управлять, контролировать их, указывать их задачи и следить за решением этих задач, поощряя «ударников» и беспощадно карая нерадивых.
Это касается не только людей, а и вообще - всего живого. В любом сообществе живых существ - например, мышей, или китов, или ос, или ласточек - тотчас после образования «стаи», «стада», «роя» и т.п., возникает автоматически иерархия Власти со своими «генералами», «офицерами», «сержантами», «солдатами» и «изгоями». Начинается постоянная борьба каждого с каждым за сохранение своего места в этой иерархии, а в случае удачи - и за достижение более высокого уровня. Она способствует своевременной «ротации кадров» (обычно их элементарно убивают претенденты на их место), то есть замене менее сильных, ловких, сообразительных на более могучих, изворотливых и башковитых. Слабаки, всевозможный «балласт» и прочие «социально вредные» таким образом беспощадно устраняются, и популяция данного вида в целом лишь выигрывает.
Стоит только подчеркнуть: стремись все люди лишь управлять - никто бы не согласился подчиняться, и всё быстро закончилось бы самоистреблением.
Но в том-то и мудрость устройства миропорядка, что «Царь» и «слуга» одинаково таятся в каждом из нас, однако реализуются обе эти стороны личности по-разному, в разной степени и в разных сферах жизни и деятельности…
Скажем, какой – либо тиран и душитель свободы в своей державе относительно собственной супруги запросто может оказаться «подкаблучником» и тряпкой… И наоборот, иной на работе - «серая мышка», шмыгает тенью по кабинету, а придя домой - становится
деспотом и отравителем жизни своих домочадцев!..
Любая Власть держится на кнуте и прянике.
Кнут - это страх рабов перед своими господами, которые в свою очередь тоже являются рабами ещё более высокопоставленных господ, и так - до наивысшей ступени.
Но и тот, кто на самом верху - он тоже боится. Бога, например, или Смерти, или Судьбы, или своего народа, или своей жены…
В человеке врождённо таится не только парализующий ужас перед любой превосходящей и угрожающей силой, но и п о т р е б н о с т ь ужасаться и чуять над собою тяжкую длань могучей беспощадности. Все мы - «рабы», все мы - «рабовладельцы», и одно от другого - неразрывно.
Вот почему любая призванная освободить народные массы от угнетения революция, сметая прогнившие основы старого общества, в итоге всегда приводит лишь к установлению нового гнёта - ещё более изощрённого и жестокого. По этой же причине лицемерен и нереален лозунг «Даёшь демократию - власть народа!» Над кем же народ собирается властвовать - над самим собою, что ли?.. И перед кем же ему тогда пресмыкаться?!.
Нет одинаковости людей, а следовательно - нет и их равенства. Общие для всех права - лишь камуфляж, поскольку готовность и способность использовать свои права - различна у каждого.
При любом равноправии всегда будут мудрые и ничтожества, воины и слабаки, «верхи» и «низы», волки и овцы… Демократия недостижима в принципе, а все многовековые рассуждения о прелестях демократической системы правления - это лишь очередное «кидалово лохов», призванное подсластить горькую конфетку нашей всё более ужасающей, огорчающей и разочаровывающей действительности…
В самом лучшем случае «демократия» - это звонкий лозунг, призванный прикрыть бесстыдство и жестокость одной из форм тирании, когда тиран - не конкретная личность, а обезличенное общественное устройство. Диктат несвободы не всегда замечается и распознаётся, но всегда существует.
Ну а «пряник» Власти - это её функции как организатора и рулевого общественного развития.
Наша цивилизация смогла возникнуть и добиться нынешних высот, лишь научившись создавать многоэтажные властные структуры, постепенно поднимая их уровень: семья (главный – муж), род (вожак), племя (вождь), союз племён (предводитель), народ (правитель), государство (царь, Президент), человечество (Генеральный секретарь ООН), и т.д.
Любая Власть в любую, даже и самую ужасающую из эпох - не только пугала, угнетала, эксплуатировала, гноила в тюрьмах и посылала на эшафот, но и строила, учила, воспитывала, накапливала общественные богатства, короче - двигала общественный прогресс.
Человеку (не всем, но - многим) свойственно вольно или невольно заботиться об интересах человечества. Без «Власти» как таковой - нельзя, она полезна и нужна, следовательно - ей необходимо подчиняться.
Это столь же верно, как и то, что в тех же самых коренных интересах Человечества отжившую систему Власти периодически надо ломать и свергать, заменяя её новой, причём - не «более доброй и совершенной» (это - утопия), а всего лишь более пригодной и эффективной в изменившихся условиях.
Через Власть над людьми проявляют свою Сущность обладатели таланта управлять людьми.
Кто есть Чингисхан, Наполеон, Сталин и им подобные без своих слуг, солдат, верноподданных и империй?.. Так, малоинтересные нормальному уму психопаты и извращенцы… А так они - ПРОГРЕМЕЛИ, сыграв свою выдающуюся роль в мировой истории, и неудержимо двигая общественный прогресс по миллионам голов тех, кто пошёл за ними и пожертвовал собою, или пошёл против них и пал в борьбе…
Власть также - и оправдание массам. Любые Великие Дела невозможны без огромного количества попутно совершаемых маленьких мерзостей и подлостей, творить которые приходится даже не самим Управителям, а множеству покорных исполнителей их воли.
Отнять, надавить, избить, ошельмовать, сжечь, уничтожить и тому подобное… Всем этим приходится заниматься большой массой мелких прислужников и лакеев власти.
Но ведь у каждого из них - своя совесть, и далеко не любому по нраву унижать, мучить и «прессовать» соплеменников… Именно таким Власть и даёт индульгенцию и само-отпущение от всех грехов: «Я лишь исполнял приказы!..», «Так хотел мой народ!», «Мы, солдаты Партии, не могли ослушаться…», «Приказ командира - закон в бою!», и т.д.
В итоге что выходит?.. Зла натворено - немерено, пол – страны пущено в распыл, но уцелевшие - собою довольны: «Мы белые и пушистые, мы лишь выполняли приказы бывшего Лидера, который и отвечает за всё сотворенное… А мы тут ни причём!..
Из врождённой готовности масс повиноваться Власти вытекает и логический вывод «Власть – всегда права».
В голове человека складывается цепочка рассуждений: «Лично мне кажется, что чёрное – черно. Однако Власть говорит, что оно – белое. Следовательно, - я - ошибаюсь, и надо делать не то. что хочется мне, а то, что велят начальники, им - виднее!»
А ведь начальникам - вовсе не виднее. По сути, они - такие же маленькие и растерявшиеся перед естественным ходом вещей люди, которые лишь делают вид, что умней и значительней нас. А мы делаем вид, что они нас в этом - убедили…
Глава 8. ВЫГОДА. .
Человеку, как ни странно это звучит, хочется жить хорошо. И для многих жить хорошо - это значит быть богатым.
Причём богатым считается не тот, у кого на руках есть некое количество материальных ценностей, а тот, у кого этих самых ценностей имеется намного больше, чем у окружающих.
В какой – нибудь отечественной деревушке, к примеру, можно считаться богатеем уже при наличии двух высоко-удойных коров, а в джунглях Уолл – стрита для этого придётся обзавестить ещё и минимум 100 миллионами долларов…
То есть богачом делает лишь наглядный контраст с окружающей тебя бедностью. Убери бедняков - исчезнут и богатеи.
Но и сами по себе материальный уют и комфорт приятны и полезны для здоровья, а потому и рекомендуемы каждому. На что уж был прославленным аскетом товарищ Сталин, а и у того был десяток дач… А и верно, ну не на одной же Великому Кормчему, ютиться!.. Не солидно как-то…
Общепринятый символ богатства нынче - деньги. Их замечательная и многими замеченная особенность - в том, что их никогда не бывает много. Хоть один доллар имей, хоть тысячу, хоть миллиард - всё равно будет одинаково остро не хватать, и даже не одинаково, а так: чем больше их у тебя есть - тем больше их тебе не хватает!..
Стремление к богатству не так уж естественно, как кажется на первый взгляд.
Голыми мы приходим в этот Мир, и голыми уходим из него. Зачем же тратить жизнь на то, чтобы побольше заработать к финалу?..
Сами по себе деньги не делают счастливым, «богатые тоже плачут» - у них та же самая невыносимая тяжесть жизненных проблем, что и у бедных, но только на ином уровне… Множа капиталы, они лишь множат эти самые проблемы, ни на шаг не приближаясь к счастью. Погоня за богатством - как бег без конца, смысла и (зачастую) удовольствия…
А вот поди ж ты - : бежим за звонкой монетой вприпрыжку…
Да что о других говорить - возьмём меня!.. Вроде бы - мудрый, отрешённый и всё такое… А предложите мне миллиард долларов - языком общественные туалеты драить буду!.. Так это ж я - продвинутый, без пяти минут просветлённый, почти Божественный… А что же о других говорить?!
«А вот я и за миллиард не унижусь!» - воскликнете вы. Да?.. Ну - ну… Впрочем, вам пока миллиарда никто и не предлагает, а когда предложат - тогда на вас и посмотрим!
Корыстолюбие делает поведение людей прогнозируемым и управляемым.
Вот стайка юных гомо сапиенс отдыхает на песочке у реки, ноль эмоций на все общественные надобности и призывы, ничем таких не стронешь с места, казалось бы…
Но покажи им пачку стодолларовых ассигнаций - и побегут куда угодно, - на бой, на труд, на позорище… Нырнут в пучины океана, взлетят в космос, покорят оба полюса, Северный и Южный, вскарабкаются в высоченные горы, напишут талантливые книги, симфонии, картины… А сколько городов будет сожжено, а сколько людей убито, а сколько надежд возведено и разрушено!.. О, Ваше Величество Деньги, Вы можете почти всё!..
Понукаемый постоянной нехваткой купюр в собственном бумажнике, всю жизнь бегаешь, суетишься, надрываешь жилы, соединяясь с себе подобными в различной численности деньго-зарабатывающие коллективы… И так надоедает это порой, и так невозможно хоть на миг остановиться в этой бесконечной круговерти гонок за чистоганом!..
Большие деньги - это и та же Власть над людьми. Через Деньги - к Власти, через Власть - к Деньгам, а иметь и Власть, и Деньги - двойное и тройное удовольствие!.. Как Власти без Денег, так и Деньгам без Власти - скучно….
Есть ли равнодушные к богатству?.. Есть. Людей много, и они разные - среди них можно найти кого угодно. Но мы говорим не об исключениях из правила, а о самом правиле,
И не упрекайте человечество в алчности. Люди - такие, какими они должны быть. Раз они - таковы, значит именно это - и необходимо.
НЕЧТО, сотворившему этот Мир - виднее.
Глава 9. СЛАВА.
Хоть каждый человек - Бог. Но при этом - как же люди обожают пресмыкаться друг перед другом!..
Обожание одного многими называется Славой. Она бывает маленькой и большой, короткой и длинной, заслуженной и «дутой»… Всякой!..
Что делает прославленным?..
Первое - Власть. Не просто большая, а - ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ.
Второе - Деньги. Понятно - тоже ну ОЧЕНЬ БОЛЬШИЕ.
«Уря-я-я-я!» - денежным мешкам на тронах орут уж веками, и так охотно, словно тренировались в лизоблюдстве ещё с материнской утробы… Но это - неинтересно, это просчитываемо…
А вот самый своеобразный источник Славы - Талант. Как и богатство, он - относителен.
Талантлив - вовсе не тот, кто «много может» (будет непонятен критерий: что – «много», что - «мало»), а тот, кто может много больше многих других.
Если 10 человек могут сделать нечто лишь за 10 минут, а один укладывается в пять - то он талантлив. А если один укладывается в пять, а все остальные - в четыре, то разбираться надо с таким бракоделом и гнать его в шею.
Если же из ста человек 90 делают это нечто за 10 минут, 9 - за пять, а один - за одну, то тогда 9 - это таланты, а один - гений, но гений он именно относительно тех самых 90 и 9, в другом же окружении, где все успевают за полминуты, он будет смотреться жалким неудачником…
Это правило применимо ко всем сферам деятельности.
Поэт, писатель, композитор, певец, художник, артист, режиссёр, спортсмен, воин, ученый, повар, любовник, палач, революционер, маньяк, авантюрист, путешественник, короче – представитель любой более-менее «сложной» профессии или специализации имеет возможность заслужить признание и любовь у своих поклонников.
Для иллюстрации поговорим о писательской славе.
Люди в массе своей - бараны, склонные доверять печатному слову. (Да они вообще поверят чему угодно, сказанному им достаточно уверенным голосом!)
Писатели смогли стать властителями дум лишь потому, что людским душам нужны властители, объясняющие нам, несмышлёнышам, «что почём и почему» в этом беспокойном и больном Мире.
Вначале мировая литература придумала многочисленные интереснейшие вопросы «про жизнь», затем соорудила множество вариантов ответов на каждый из них, и чьи варианты показались убедительней, красочней, своевременней и откровенней - те и «прогремели», за теми и побежали толпы заслюнявившихся от восторга влюблённых… Волна Славы сбила их с ног и понесла, понесла!..
Некоторых, правда, недолго - забыли буквально через пять минут, сменив их в сердцах новыми кумирами… Но иные прочие - пронеслись сквозь века и даже тысячелетия, осев в хрестоматиях и энциклопедиях, растёкшись на мириады цитат, широко растворяясь в памяти народной…
Литературный талант - это правдоподобие. (Не ПРАВДА, о нет - её, как уже говорилось, нет вовсе!)
Чем ярче изображаемая картина событий, мыслей и чувств, тем талантливее произведение, тем больше оно убеждает, не только отображая (субъективно, разумеется) реальность, но и в значительной степени формируя её, внедряя в массы те настроения и взгляды, которые им, массам, следует испытывать и иметь.
Иногда данный мастер культуры прямо служит той или иной Силе или Идее, но чаще талант влияет на современников более фундаментально. Писатель воспринимается окружающими не как придаток к Властям или Деньгам, а - как самостоятельная от всех прочих ЛИЧНОСТЬ!..
Уточню: не только Талант влияет на массы, но и они - на него.
Не всё, что пишут, способно заинтересовать современников. И далеко не за каждой красиво изложенной Идеей пойдут тысячи и миллионы.
А раз так, то стремящийся к Славе вынужден творить только то, что его к этой самой Славе способно привести, и чего ждут от него потенциальные фанаты, чем только и можно в данных условиях воспламенить во множестве людские сердца…
Написал ТО и ТАК, попал «в яблочко», угодил «в струю» - прославился!..
Написал не ТО или не ТАК (пусть по-своему и очень талантливо), - всё, голый номер, тебя в упор никто не видит…Ты громко орёшь свои тексты, а в ответ - скучающие лица, «вы, собственно – кто такой?..» И ты - в пролёте, а на слуху совсем иные имена… Более «угодивших»!..
Не так обидно, будь общество мудрым, и нуждайся в первую очередь именно в правильном.
Так в том-то и проблема, что Человечество в целом интеллектуальностью не блещет, а потому сплошь и рядом Славу завоёвывают не «наилучшие», а «наиловкие».
Слава «ловких» обычно короче, чем у «лучших», но зато - масштабнее «прижизненно», и приличней оплачивается.
А к Славе «лучших» нередко цепляются малоприятным довеском преследования, травли, тюрьмы, эшафоты и, пардон, костры…
Впрочем, обществу - виднее. Если Донцову сейчас читают в сто раз охотнее, чем Достоевского, то стало быть - есть за что. И нет ничего более тупого, чем лезть к массам с советами: «Да не её надо читать вам, а его!.. А ещё лучше- меня!..»
Кого надо - того и читают, а сами чистоплюи – советчики пусть хоть Диккенсом упиваются!..
Итак, Слава помогает Личности управлять обществом, а обществу - Личностью. И она же указывает активным индивидуумам те направления жизнедеятельности, которыми им следует в интересах человечества заниматься (типа: будешь на общество пахать - придёт и Слава!)
Ну, а посмертная Слава - это великолепная приманка для тех, кто всю жизнь пахал на общество, но ни хрена от него для себя лично так и не заимел, В утешение таким - мысль: «Зато после смерти меня будут помнить в веках!» А чё, в принципе - нормальная утешилка…
Не мешает только напомнить, что любая, даже и самая грандиозная Слава - это чистой воды условность.
Вот Лев Толстой - глыба!.. Но что знают нынче о Льве Толстом в африканских джунглях?.. Да ничего. Что–то слышали о нём успевшие закончить советские вузы аборигены, а для остальных он - ноль, пустой звук. И на Луне про Льва Толстого не слыхали ничего, и в остальной нашей галактике, и тем более в остальной части нашей Вселенной… Это - сегодня. А через миллион лет и в нашей стране о Льве Толстом никто ничего не будет помнить хотя бы уж потому, что не будет ни нашей страны, ни нашего народа, ни нашего языка и культуры, а будет что – то совсем другое, ныне непредставимое и нам не понятное… А ещё через миллиард или триллион лет даже и про человечество никто не вспомнит, что уж там о каком – то Льве Толстом говорить!.. (Литературоведы с болью мне возразят: «Неправда!.. Лев Толстой будет прославлен и через миллиард лет!!!»
Вы в это верите?.. Я - нет!..
Любая Слава, таким образом, в конечном счёте - и «не заслужена», и «дута», и «кратковременна»…
Так что появись у вас возможность откусить себе хотя бы кусочек её, пусть хоть сто раз «незаработанно» - не стесняйтесь!.. Поверьте, вы будете выглядеть ничуть не хуже всех остальных…
Глава 10. УДОВОЛЬСТВИЕ.
«Мне хорошо!» и «Мне плохо!» - вот два критерия, призванные указать человеку правильный путь в жизни и уберечь от неправильного пути.
Шагнул влево – получил в ухо, шагнул вправо - угостили шоколадкой,
Логичный вывод: шагай направо!.. (Некоторые, правда, испытывают садо-мазохисткое удовольствие именно от оплеух, но это - лишь частный случай общего правила: иди путём удовольствий!)
Удовольствие, получаемое индивидуумом от предпринимаемого действия, ощущаемого чувства или обдумываемой мысли, поощряет его к дальнейшей активности в этом же направлении.
Простейший пример: питьё и еда. Человек ест и пьёт не потому, что рационально убедил себя в необходимости принимать вовнутрь пищу и влагу, а потому, что ему хочется пить и есть. Что ему приятно делать - то он и делает.
НЕЧТО (Бог, Природа, называйте это как угодно ) сделало человеку приятным то, что ему - необходимо. На последующем этапе развития человек научился делать то, что ему хоть и неприятно, но – полезно, скажем - пить горькое лекарство. В этом случае «приманкой» является приятная мысль: «Глотать это лекарство, я избавлюсь от болезни!»
Ещё один наглядный пример: секс. Он необходим для размножения гомо сапиенс. Половой акт - вещь сама по себе неэстетичная, трудоёмкая и небезопасная для здоровья, - венерические заболевания, инфаркт, инсульт, СПИД, физическое истощение, травмы и т.д.
Чем–то надо было подсластить эту неприятную процедуру!.. Так возникли половое влечение и оргазм. Толпы представителей обоих полов увлечённо кинулись совокупляться, дето–продукт процесса захлестнул континенты, на базе этого возник такой общественный институт, как семья…
В общем, оргазм - двигатель рода людского!..
Или вот - творчество.
Человечество заинтересовано в том, чтобы его представители творили. В идеале за это они должны что-то получать - Власть, Выгоду или Славу, а ещё лучше - всё, вместе взятое. На практике же получается зачастую так, как у автора этих строк: пишешь, пишешь «нетленку» всю жизнь, а никому она особенно не нужна, и практически ни шиша с неё не имеешь…
И тогда на передний план выступает наслаждение самим процессом творчества, та внутренняя радость, которая наступает у тебя во время удачно протекающей работы над текстами. И уже плевать на то, что создаваемая тобою рукопись обречена на безвестность, - тебе интересно её творить, и ты творишь!.. И кто знает… Быть может, когда–либо в будущем Человечеству она ещё и пригодится!..
Работая «в кайф» себе, ты постоянно бодр, и живёшь дольше, - своего рода поощрение за «правильный» (именно для тебя, персонально) жизненный путь.
Гениальное открытие, удачная деловая сделка, изящная сработанная твоими руками вещица, блестяще проведённое ограбление банка, соблазненная тобою чужая супруга - всё это потенциальные варианты пути к счастью, и какой из них ты выберешь - зависит во многом и от того, какой из них способен тебя больше порадовать…
Отдельная тема - «преступные» и (или) критикуемые обществом источники наслаждения: табак, алкоголь, наркотики, разврат, садо - мазохизм и т.д.
Об искусственных источниках наслаждения можно сказать так: они делают жизнь приятней, но одновременно - осложняют и сокращают её кучей сопутствующих болячек, создавая массу неприятных проблем…
Как к этому следует относиться? Видимо - как к неизбежному Злу. То есть это плохо, но не будь в этом глубоко коренящейся в душе человека потребности - не было бы и самого явления…
Ничего случайного, ненужного и неоправданного (с точки зрения конечных интересов НЕЧТО) в Мире нет.
А разврат - это вообще прекрасно!.. В обществе, где мужчины быстро вырождаются и мало на что уж в массе своей способны, каждый развратник должен восприниматься как стахановец страсти и напоминание всем прочим о том, каким же на самом деле должен быть НАСТОЯЩИЙ любовник!..
Со мной многие не согласятся. В частности, возразят против тезиса о «полезности» наркотиков, дескать: «Да какая же от наркотиков может быть польза?!»
Отвечаю: очень большая!.. Начнём с того, что они обезболивают, ради чего, собственно, уже много столетий используются в медицине.
Далее, они создают специфические проявления сущности НЕЧТО, не доступные иным способом.
И, наконец, кратковременное и губительное счастье принявшего дозу наркомана - это тоже счастье, которого нам всем так остро не хватает…
Счастья никогда и не бывает много. И оно ВСЕГДА ведёт к смерти, как и вообще всё в этой жизни всегда в конечном счёте приводит к гибели…
. Согласен, что-то ведёт быстро, а что-то ещё быстрее… Но так ли уж принципиально важны сроки?..
Глава 11. ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННОСТЬ.
Всё во Вселенной - движется. Мчится, развивается, зарождается, преобразовывается, гибнет, в общем - несётся к неведомой и непостижимой цели.
Каких–то несчастных несколько сот тысяч лет назад человек был заурядной (впрочем - тоже прошедшей изрядный путь развития) обезьяной, которая, качаясь на ветке, грызла бананы, ни о чём особенно не задумывалась.
Но сытого (относительно) и спокойного существования ей почему–то показалось мало, и она, спрыгнув с дерева и вооружившись палкой, побрела по планете искать чего-то…
Добывала, рушила, возводила, копила опыт, придумывала, творила… РАЗВИВАЛАСЬ!..
Инстинкт постоянного движения-развития, покорения всяческих вершин и глубин, вечное беспокойство, постоянная тяга к новому, битва с препятствиями, победы над сопротивлением окружающей среды, вечное неудовольствие достигнутым, и дальнейшее неудержимое движение вперёд - это в крови как каждого из нас по отдельности, так и у всего Человечества в целом.
Возьмём науку.
Казалось бы, ну какое дело индивидууму до того, как устроен окружающий Мир?.. Пользуйся его благами, и всё тут… Но нет, люди пытливо всматриваются во всё, что видят их глаза, и что находится в их собственных душах, строят всевозможные гипотезы и теории, проверяют и перепроверяют их, делают открытия, бесконечно уточняют прежние оценки и всё время выдвигают что-то новое, революционное, всё изменяющее…
Или техника.
От простейших тележек и колесниц - к станкам, автомобилям, самолётам, космическим ракетам и марсоходам, от скромной лучины - к атомным электростанциям, от дубинки и лука со стрелами - к танкам, пушкам, крейсерам и ядерным боеголовкам… Огромный, всё ускоряющийся с каждым веком и с каждой эпохой рывок к ещё более грандиозному и масштабному, обеспечивающему базу для перехода к всё более величественному и грандиозному…
Пространство осваивается Человечеством вширь, ввысь и вглубь. От маленьких поселения - к большим посёлкам и городам. От освоения всей территории своей страны - к далёким географическим путешествиям и открытиям, от окончательного воцарения на Земле - к освоению макрокосмоса и микрокосмоса, к мечтам о полном покорении Солнечной системы… нашей галактики…нашей Вселенной…
Человечество, как единый автономный организм, видится активной субстанцией, буквально «вдавливающейся» во все дыры, заполняющей все свободные отсеки и «комнаты» Вселенной, неудержимо расползающейся, шагающей, бегущей и летящей ко всем мыслимым и немыслимым горизонтам…
И так - во всём!..
Из этого вытекает, что наша Вселенная в целом тоже - целеустремлённа.
Движение всех форм и видов материи здесь - налицо. Это не эволюция, т.е. не развитие от «простого» к «сложному» и от «плохого» к «хорошему», а это - движение от разнообразного к ещё более разнообразному.
За каждой простенькой вещицей кроется загадочная усложнённость, а за каждой многозначительной сложностью - величественная простота. Есть своя логика во всём, что происходит. Есть свой порядок и дисциплина на всех уровнях, начиная с микро- и кончая макро – уровнем, кончая стройностью и продуманностью организации Вселенной в целом.
В своём поведении (но только - на своём уровне и в своём своеобразии форм) атом подобен человеку, а человек - Вселенной.
Нам не понять главного - конечной цели. Но достаточно только догадываться, что она всё же есть, и что мы идём не «куда глаза глядят», а именно - «куда-то». Знать бы только - куда именно…
Глава 12. СВОБОДА. .
Особняком среди Идеалов стоит Свобода.
В отличие от других Идеалов (Правда, Добро, Совесть), этот - не придуман обществом в своих корыстных интересах, и не существует лишь в человеческом сознании, а реально - врождён. Со стремлением к Свободе человек рождается, и с ним умирает. Оно никогда не покидает нас, пусть и - неосознанно…
Следовательно, речь идёт уже не только об Идеале, но и об Интересе, заложенном в нас объективно.
Более того, тяга к свободному, ничем не ограниченному развитию и движению присуща не только людям, но и вообще всему живому, на любом из его уровней!..
Вот сквозь толстый слой асфальта пробивается к Солнцу хрупкий зелёный росток…Казалось бы, ни разума у него, ни воли, ни души, ни силы, но взгляните, как неодолимо сокрушает преграду жизнь, как рвётся она к свету, как сокрушает тьму!..
Почему - так?..
…Уже говорилось, что «человек–Бог» жертвует частью свой личной абсолютной свободы, и становится одной из «клеток», «рабом» человечества потому, что без этого добровольного рабства люди не могли бы соединиться друг с другом в Человечество, и тем самым на этом уровне способствовать НЕЧТО.
Для прогресса нашей цивилизации люди должны быть рабами. Но они не должны при этом быть с л и ш к о м рабами, иначе сотрётся индивидуальное разнообразие человеческих личностей, исчезнет почва для взаимообогащения людского потенциала.
Вначале Человечество только выиграет - за счёт большей сплоченности и однородности, за счёт консолидации усилий и ресурсов, за счёт железной дисциплины и чёткого планирования деятельности…
Но затем, по мере исчерпанности всех накопленных ранее внутренних источников развития - наступит деградация, распад и вымирание.
Будь иначе - и вершиной общественного развития считалась бы казарма, но на деле никто (кроме тоталитарных строев) не спешит внедрять её повсеместно, а там, где правит диктатура - рано или поздно наступает ад!..
Между абсолютной свободой человека-Бога, и абсолютной несвободой человека–«клетки» единого организма – Человечества, есть огромное количество промежуточных состояний.
Так вот, подлинная цель борьбы за Свободу - подняться как можно выше по этой идущей бесконечно вверх лестнице, но при этом - никогда не подниматься слишком уж высоко.
Если Свободы станет «слишком много», - начнётся анархия, различные составные Человечества распадутся, и цивилизация рухнет. Эти два вектора развития (Свобода и не - Свобода) должны постоянно уравновешивать друг друга, помогая общей задачи - развивать человеческую цивилизацию.
Свобода делает это развитие динамичным, а не–Свобода - устойчивым.
Недостижимость безоговорочной и неограниченной Свободы человеком в рамках общества выявляется коротеньким вопросом: Свобода - от кого?..
Мир угнетает нас тысячами своих проявлений, освобождение от одного из них никак не отменяет, а зачастую лишь усиливает наше подчинение другим его проявлениям, общий же баланс Свободы – не-Свободы меняется несущественно.
Конкретный пример из Библии: Христос сказал: «Познайте истину - и она сделает вас свободными!»
Свободными от чего, спросим мы - от Лжи?.. Но свобода от Лжи означает всего лишь несвободу от Истины, точнее - от того, что считает Истиной сам Христос.
Даже если он и не ошибается (что недоказуемо), то всё равно не-свободу от Правды очень трудно считать Свободой. И если вспомнить, что по Библии человек - это раб Божий, то есть всё-таки - РАБ, то что ж это за библейская свобода, как не очередная разновидность многоликого и всеохватного рабства?..
Иное дело, что внутри и этого рабства (как и внутри любого другого) постоянно идёт борьба за освобождение… Но опять-таки, в самом лучшем случае Свобода от Бога может означать только не - свободу от Сатаны (в философском, а не в религиозном смысле, разумеется ). Диалектика!..
Возьмём постулат коммунистической идеологии: «Свобода - это осознанная необходимость».
Если жизнь человека уподобить нахождению в камере смертников (никуда не выскочишь, и впереди - обязательная кончина), то коммунисты предлагают тебе о с о з н а т ь необходимость и общественную полезность твоего нахождения в этом самом бетонном мешке. Как осознал - так и возрадовался, вот и можешь ощущать себя уже не у вонючей «параши», а где – нибудь на лужайке под открытым небом.
Но даже если и убедить себя в том, что хорошо тут и розами пахнет, то всё равно ведь будет пахнуть фекалиями, и назавтра же тебя поведут под конвоем и шлёпнут…
Свобода как осознанная необходимость становится лишь не - Свободой от осознанной необходимости, порой - куда более дикой и угнетающей, чем не--Свобода от такой необходимости, которую ты сам не осознаёшь…
«Не-свобода от Человечества» - многогранна.
Борясь против той или иной грани этой самой не-Свободы, ты не к Свободе приближаешься, а лишь реализуешь ещё одну из возможных проявлений своей Сущности…
«Борьба за Свободу» - такой же естественный признак сущности чего – либо, как и пробивающийся сквозь асфальтовую глыбу зелёный росток.
Понятно, что если асфальта слишком много, то растение и не прорастёт. Но в любом случае оно - пыталось!..
sergeidiachenko
ср, 28/04/2010 - 10:41
Разумеется, я должен был поинтересоваться читателем, заглянувшим на мою страницу, но по стилистике речи в отзыве Вы выглядите гораздо моложе, поэтому я и подумал: что может быть умного написано у этого молодого человека, ещё ничего не знающего о жизни. Это хорошо, что в душе Вы всё так же молоды, но вот со «словом», видимо, надо быть осторожнее.
Вот и я решил исправить свою «оплошность». Милицейские истории мне неинтересны, для меня это пройденный этап, а вот Ваши мысли показались любопытными, и в чём-то пересекаются с моими, только вот, Вы больше вопросов задаете, нежели сами знаете ответы - такое у меня сложилось впечатление, хотя Вы и разъясняете довольно грамотно свою позицию по тем или иным вопросам.
Я на все эти вопросы тоже попытался ответить по своему разумению, насколько смог, изучив разнообразные первоисточники, что и вылилось в роман, над третьей книгой которого продолжаю работать. Если Вам любопытно будет, загляните на «Самиздат», там размещены все те отрывки, которые отобрал, чтобы было некоторое представление о романе, на этом же сайте размещу не все отрывки, выберу попроще что-нибудь, без философских «заморочек».
Рад знакомству!
Сергей Дьяченко
sergeidiachenko
ср, 28/04/2010 - 10:28
И я рад знакомству. Чуть позже обязательно ознакомлюсь с Вашим творчеством.
У меня больше вопросов, чем ответов? Так ведь Вы всех моих ответов ещё и не прочли. Хотя в целомведь всё это - лишь игра ума.
Удачи.
Владимир Куземко
ср, 28/04/2010 - 13:39