Человек - свободен!..
Трилогия: « МИСТИКА ХХ ! ВЕКА.»
1. Создатель Вселенных.
2.Человек - свободен!
3.В неволе человечества...
Куземко Владимир Валерьянович.
Ч Е Л О В Е К - С В О Б О Д Е Н ! . .
Не истина, а лишь
приглашение к мысли.
Вместо эпиграфа.
Глава 1. НАЙДИ СЕБЯ!..
Люди - разные.
Точней даже так: людей - вообще нет, как нет в Мире и ничего иного, кроме таинственного НЕЧТО, различными и разнообразнейшими проявлениями сущности которого все и всё в этом Мире и является. Я – это одно обличье НЕЧТО, ты – другое, он – третье, и так далее… В этом смысле и я, и ты, и он, и все ныне, ранее и в будущем живущие представители человечества - это на самом деле один человек с едиными судьбой, разумом, волей и чувствами. Познанное, почувствованное и понятое одним из нас через объединяющее нас НЕЧТО становится достоянием любого другого, пусть даже это никак и не фиксируется на уровне сознания. Каждый в отдельности человек рождается, живёт и умирает, а заключённый в нём «человек вообще» продолжает жить дальше, непрерывно подпитываясь через НЕЧТО информацией и постоянно подпитывая информацией его самого.
Так что человек - один и одинаков. И одновременно - людей очень много, они очень разные, и очень много разного заключено в каждом из людей.
Через многовариантность проявлений своей сущности НЕЧТО познаёт свою сущность и развивает её в направлении тех целей и задач, для которых оно, надо полагать, и было создано. Отсюда вывод: чем разнообразнее люди и чем активнее они проявляют своё многообразие, тем шире и глубже опыт НЕЧТО, тем эффективней само существование человечества.
Люди - схожи.
Но при этом каждый человек - это целая Вселенная со своими тайнами, загадками, законами, принципами, звёздами и планетами. Через все эпохи истории человечества протянулась нескончаемая дискуссия о смысле человеческой жизни. «Наслаждаться!», «Служить Добру!», «Любить!», «Самосовершенствоваться!», «Изменить Мир!», «Просто жить!», «Исполнять божьи заветы!» - вот лишь некоторые из предлагаемых вариантов ответа на вечный вопрос. А ведь спорить не о чем. Коль уж люди - разные, то и смысл жизни для каждого - разный, правильное для одного неправильно для другого, и наоборот. У каждого из нас - своё «Я», и мы живём ( во всяком случае - должны жить ) по его велению и зову.
У каждого из нас в этой жизни - свой путь.
Чужая, навязанная тебе извне дорога не может быть правильной уж только потому, что она - чужая. Навязавшие её тебе исходили из мысли, что они лучше знают, в какую сторону тебе следует идти. В крайнем случае они могут быть правы лишь в отношении самих себя, но что знают они про тебя?.. Ведь и ты сам себя толком не знаешь - ты можешь себя только ч у в с т в о в а т ь . А они тебя - и не чувствуют, вот почему их правота никогда не станет твоей правотой.
Волей обстоятельств каждый из нас зачастую вынужден жить именно чужой, навязанной ему жизнью, это не плохо и не хорошо - это просто реальность. Бороться можно лишь за то, чтобы быть самим собою хотя бы иногда… и желательно - чаще!..
Но чтобы следовать своему «Я», нужно понять ( п о ч у в с т в о в а т ь ), в чём же оно состоит.
Какой ты на самом деле?.. Какую роль в этом Мире призван сыграть?.. КТО ТЫ?.. Многим свойственно видеть себя такими, какими они хотели бы себя видеть, мешающее привычному образу - беспощадно отсекается сознанием, ты подобен старцу, видящему в зеркале прекрасного юношу и напрочь не замечающему седин, морщин, землистой кожи и провалившегося вследствие недолеченного сифилиса носа…
Сократовское: «Познай самого себя!» - первое, с чего следует начать любому самостоятельно мыслящему человеку. ( Привыкшим следовать по накатанным рельсам чужих мнений и оценок просим не беспокоиться: зачем неэстетично уродовать целину своих мозговых извилин напряжёнными попытками вспахать их мыслью?.. ) Но опять – таки, одного ума тут мало, в основном приходится опираться на интуицию, за которой - опыт миллионов… миллиардов…всей Вселенной… и всех Вселенных!..
При этом я ведь ещё сильно упрощаю… Душа каждого из нас таит не одно, а множество «Я», зачастую сильно отличающиеся друг от друга. Иногда они дополняют друг дружку, взаимно обогащаются, сотрудничают, а иногда ( и возможно - чаще всего ) - конкурируют, борются, враждуют, поочередно беря вверх над соперниками и руля поступками человека, а в следующую же минуту - отступая в тень под натиском конкурентов и вновь ожидая своего мига… В каждом из множества своих «Я» следует разобраться, некоторые из них ведь проявляют себя очень редко и сидят в тебе так глубоко, что без бульдозера до них и не доберешься, но это – как мина, которая может взорваться когда угодно, но может и не взорваться вовсе, так и заржавев в бездеятельности…
Надо иметь в виду и то, что человек - непрерывно меняется. В данную минуту ты - уже не такой, каким был всего лишь минуту назад, и совсем не такой, каким будешь через час…через месяц… через год… И то, что было верным в отношении «тебя вчерашнего», сегодня должно быть переосмыслено и во многом отброшено. Этот процесс изменений и переосмыслений - непрерывен и бесконечен.
Умей отделить в себе главное от неглавного, важное от такого, чем можно пожертвовать во имя достижения каких – либо значимых для тебя ориентиров… Подавляй в себе то, что, по твоим ощущениям, снижает твою жизненную эффективность, и только вредит, мешает тебе и ослабляет твои позиции в этом Мире, ведёт тебя в тупик, в никуда, в катастрофу или в не желаемое тобою прозябание. Но это должно быть именно твоё ощущение, а не чужое, парализующее твою волю и подменяющее её своей.
Пойми, в чём твоя сила, и обопрись на неё в борьбе со своей слабостью.
Нет ничего проще, чем ощутить себя маленькой щепочкой в бушующем океане бытия. Ты - слаб, конечен и всего боишься: смерти, болезней, горя, жены, начальства, неизвестности… Жизнь давит, уродует, мельчит тебя и создаёт ощущение безысходной обречённости. Но это - иллюзия.
Ты - частица НЕЧТО, одно из величайшего множества воплощений его сущности, а следовательно ты - это и есть ОНО!..
Нет, ты - не склонённая под тяжкой божьей дланью вечно грешная и вечно в чём – либо виноватая перед Всевышним человеко–единица, ты есть - сам БОГ. Это сразу отметает страх смерти, которой для тебя нет вовсе ( как, впрочем, нет и жизни - это лишь очередные иллюзии, лишь некоторые из граней проявления всё той же таинственной сущности ). Как все наши горести, так и все наши радости - лишь разнообразят твоё существование и обогащают твой ( а следовательно - и НЕЧТО ) опыт. В этом - конечный смысл всего и всему. Это не значит, что к горестям надо стремиться, но надо встречать их с достоинством, - как и радости, впрочем. Не суетись, пытаясь избежать неизбежного. Будь величав и спокойно иди навстречу своей судьбы.
Очень важная мысль: нет ни хорошего, ни плохого, ни святого, ни грешного, ни высокого, ни низкого.
Всё - самоценно, и потому всё - имеет какой – то смысл. То, что другим кажется червоточинкой в твоей душе, и за что другие клеймят тебя позором, вполне может оказаться всего лишь проявлением твоей своеобразности и самобытности. А их кажущуюся праведность и «правильность» - всего лишь результат «стёртости» их «Я» эпохой, сплав тупости, слабодушия и неосознанного лицемерия. Так почему же ты должен быть таким же «правильным», как и они - только потому, что им так хочется?.. Но даже если они правы в своих жизненных идеалах и принципах, даже если они живут и думают истинно, то их правота верна лишь для них самих, а ты - не они, и правота у тебя - своя. Следуй только собственным истинам, а они пусть следуют своим, тогда у каждого накопится не только разный, но и разносторонний опыт, который обогатит общую копилку НЕЧТО.
«Но это же вседозволенность!.. Если разрешить ВСЁ, то Мир погибнет!! - воскликнут многие.
Общество так привычно к самообману… То, что вы именуете «плохим», было, есть и будет всегда, - вне зависимости от того, «разрешаете» ли вы это или «запрещаете». С таким же успехом можно «разрешить» Солнцу всходить или же «запретить» людям стареть и умирать. Да и кто вправе выносить окончательный приговор: что «плохо», а что – «хорошо»?..
Всё в нашей Вселенной выполняет определённую функцию.
Функция человека - «мыслить». На этом основании принято именовать человека «единственным разумным существом в известной нам части Вселенной», из чего вполне логично вытекает вывод о человеке как «венце творения». И это - при том, что мы даже в происходящем на нашей Земле толком не можем разобраться, вся остальная Вселенная и вовсе нам неведома, а вот поди ж ты: суёмся в «венцы»!..
Давайте привыкать к мысли, что «мышление» - это всего лишь заключённое в гомо сапиенс одно из множества проявлений сущности НЕЧТО, совсем не обязательно являющееся ( и даже наверняка не являющееся ) «высшим» и «сложнейшим» по отношению к другим проявлениям этой самой сущности. Человек - «думает», а, скажем, пскифаг - «ччкрует». Менее ли ценен пскифаг для НЕЧТО, чем человек, или более ценен?.. Мы об этом понятия не имеем!.. И, возможно, умей мы «ччкруать» - то играли бы в нашей Вселенной совсем иную, куда более значительную роль!.. Но мы всего лишь «мыслим» (и то - если на нервы никто не капает и в желудке не бурчит), потому и наша роль во Вселенной «шестёрочная», типа: «Кушать подано, господа!..» А пскифаг – «ччкрует», ему и слава с почётом, но и он себя за венец не держит, потому как понимает: не дано ему, скажем, дкеукшать вкушками, а жщйзун с планеты 503-120 умеет и это!..
С точки зрения же НЕЧТО каждое проявление его сущности ценно именно тем, что умеет оно и только оно. Человек – «думает», пскифаг – ччкрует, фиговина с планеты 503 – 120 - …шать …ками, и так далее… Опыт каждого - уникален и незаменим, тут нет «высшего» и «низшего», тут всё - равноценно.
Когда человек «думает», то фактически «думает» не этот человек, а само НЕЧТО посредством его. Через меня, через тебя, через него, через них и всех прочих НЕЧТО анализирует получаемую им ( через нас ) информацию и приходит к каким -то важным для себя обобщениям и выводам.
НЕЧТО «ччкрует» через псифагов, и дкеушкает вкушками через жщйзунов, и делает что – то ещё, подобное этому, через каждое из проявлений своей сущности. Все они - лишь инструменты в деле его самопознания и саморазвития.
В понимании собственной природы очень трудно выйти за рамки человеческого сознания, закостеневшего и малоспособного выбраться из стальной клетки утвердившихся стереотипов и представлений. Отсюда - многовековые попытки найти какие – то способы «обойти» собственный, ставший тормозом разум - вроде длительного самосозерцания, медитации, гипноза ( в том числе и самогипноза ), введения себя в транс, а также увлечённого приёма алкоголя и наркотических веществ. Рассуждая теоретически, разрушать стены сознания проще всего у того, у кого они и так не очень прочны и склонны к саморазрушению. Совсем не случайно в начале деятельности множества мессий, пророков, гениев, ясновидцев, фюреров и вождей было что – то такое-этакое… Тяжко пережитое горе, например, или серьёзная болезнь (ранение), длительное заключение, мозговая травма, психическое заболевание… В таких ситуациях разрушение сознания зачастую сопровождается его «расширением», и если второе опережает первое, то у человека появляются шансы сказать какое – то новое слово во всемирной истории…
Что ж, имей ты внутренние побуждения проводить недели в созерцании собственного пупка или же пригорошнями глотать ЛСД в ожидании «прихода» и прозрения Истины - это твоё исконное право и даже твоя обязанность перед самим собою. Но лично я - не поклонник интеллектуального экстрима, и вполне довольствуюсь той «шириной сознания», что и без всякого искусственного расширения раскинулась в моей голове.
Нам не надо искать НЕЧТО, оно и так - внутри каждого из нас, мы - это оно, а оно - это мы. Я не могу с ним общаться ( оно - это я ), но я могу его ч у в с т в о в а т ь, причём - без всякого содействия всевозможных шарлатанов, самошарлатанства или химических препаратов… Всего лишь на миг п о ч у в с т в у й самого себя, вот и всё!..
Очень важный вопрос: способен ли человек познать Мир?..
Если Разум - ограничен в своих возможностях и вовсе не является чем -то «высшим», если само «мышление» - всего лишь одно из множества других проявлений сущности, отнюдь не «самое главное», то отсюда может следовать лишь то, что человеку этого Мира не познать, и он обречён существовать в постоянных иллюзиях. Но это не совсем так, если вспомнить, что человек - не только одно их проявлений сущности НЕЧТО, но и частица его , то есть - оно само, этот Мир создавшее и знающее о нём в с ё . В человеке, следовательно, заключено знание в с е г о , во всяком случае - в рамках того, что знает и понимает НЕЧТО. Познавая Мир, человек всего лишь «вспоминает» то, что и так уже заложено в нём. Человек знает и может намного больше, чем он сам об этом подозревает.
Глава 2. ВОПЛОТИ « Я » В ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ.
Как жить?..
Правильных ответов на этот вопрос два: «живи как хочешь» и «по – разному»!..
Каждый человек - великая Тайна, имя которой - бесконечность. Мне никогда не познать того, что заложено глубоко–глубоко в окружающих меня людях, так же как им никогда до конца не понять меня и всех моих глубин.
Люди - разные. У каждого из них - свой жизненный путь, правильный именно для него, для этого вот конкретного человека, и ни для кого больше. Трудно - понять, в чём заключается твой путь, и в тысячу раз труднее - идти по нему, никуда не сворачивая, вряд ли это вообще возможно, но стремиться к этому - надо, если ты сам чувствуешь в себе такое стремление, а не, скажем, готовность плыть по течению и бездумно следовать советам и указаниям окружающих - тогда твой путь заключается в отсутствии собственного пути…
Но если ты - стоек и самодостаточен, то - будь самим собою. Не меняй себя в угоду советчикам и попрекателем, сколь убедительно их слова и ни звучали бы. Наверняка они правы - в отношении самих себя. Но ты – другой, и только тебе судить, что верно или неверно по отношению к тебе. Исполняй лиши те правила и соблюдай лишь такие запреты и табу, какие ты сам для себя установил. Изменяй свои принципы и установления сколько угодно, но это должны быть именно твои принципы и установления, идущие от твоего «Я» и выстраданные тобою, не позволяй себе вилять вслед за общественным мнением, одобряющим вчера – одно, сегодня - другое, а завтра - совсем уж третье… Хорошим - не восхищайся, а плохое - не осуждай, ибо в конечном счёте разницы между ними - ни малейшей. Но за некоторыми поступками довольно скоро следуют неприятные последствия, - умей предвидеть их и заранее реши, нужно ли это тебе или нет.
Рвёшься трудиться?.. Трудись!.. Хочется бездельничать?.. Отдыхай!.. Всю жизнь лежи на диване, сося лапу от голодухи и утешая себя тем, что голод чертовски целебен. Нравится бездельничать, но не нравится голодать?.. Воруй! Правда - посадят потом, но так это ж когда ещё будет… Не хочешь сидеть?.. Не воруй, ищи другие способы жить привольно, ни черта не делая…
( Вот лично я бы с удовольствием пошёл бы в альфонсы к состоятельной бабёнке, так никто не берёт! ) Не нашёл таких способов, не хочешь ни воровать, ни голодать?.. Опять-таки - иди работать!.. И это - невмоготу?.. Ну, брат, надо же как-то определяться…
Достоевский восклицал: «Если отменить Бога, то тогда - всё можно!» Логика понятна. Верующему хочется, например, украсть кошелёк, но он не крадёт, потому как Бог с неба наблюдает за ним и за грешный поступок может лишить в будущем вожделенного места в раю. Стоит ли сколь угодно полный кошелёк места в раю?.. Не стоит, совершенно неравноценный обмен. Вот почему верующий и не ворует - невыгодно!.. Убери из этой формулы Бога–надзирателя, и никаких препятствий совершить кражу у верующего не останется. Теперь возьмем меня. Я - атеист, т.е. неверующий в Бога. Украду ли я кошелёк? Не украду, хотя и знаю точно, что никакого рая нет, и мне терять нечего. Я м о г у украсть, но я - н е х о ч у . Как вора греет мысль о том, что он славно наворовал за день, так меня согревает сознание того, что я не сделал ничего плохого людям, а наоборот, старался сделать им только хорошее. Если ВСЁ МОЖНО ( прав Достоевский! ), то из этого вовсе не вытекает, что ВСЁ НУЖНО. Тебе н у ж н о лишь то, что нужно т е б е. Ты сам себе - начальник, ты сам себе - надзиратель, судья и палач, ты сам себе - Бог.
Ну а если ТЕБЕ НУЖНО воровать, грабить, убивать - как быть в этом случае?..
Честнее было бы ответить: «Воруй, грабь, убивай - делай то, что приятно твоей душе!» Но где ж вы среди башковитого люда честных видели?.. Все - лицемеры, говорят с оглядкой, с оговорочками, чтобы когда прибегут бить тебя по фейсу - всегда иметь возможность отпрыгнуть в кустики, и уже оттуда жалобно заголосить: «Вы что, братцы?!. Так я ж совсем другое имел в виду!..» Вот и я - такой же…
Всегда есть возможность направить свои антиобщественные наклонности на достижение общественно одобряемых целей. Любо тебе отнимать чужое?.. Ступай на службу в налоговую инспекцию, там только тем и занимаются, что рыщут по стране и вынюхивают наши доходы, чтобы иметь возможность отнять у нас всё «лишнее»… Или ещё лучше: становись политиком!.. Сколько уж раз за последние десятилетия они обворовывали народ, лишая его зачастую последнего грошика - и ничего, люди им только аплодируют и толпами бегут голосовать за них на выборах…
Тянет зверски избивать людей? Стань боксёром!.. Частенько любуюсь по телевизору поединками на ринге… Двое прыгают напротив друг друга, наносят взаимные удары - по туловищу, по лицу… У соперника вместо физии, бывало, уже сплошная кровавая маска, а соперник продолжает безжалостно наносить удары по этому кровоточащему куску мяса, пока окончательно не добьёт несчастного, не повалит его на пол. И что характерно: никто не останавливает и не осуждает безжалостного садиста, а совсем наоборот, все бурно аплодируют его жестокости, а после схватки не 10 лет строгой изоляции от общества он получает, а чемпионскую медаль, славу, любовь девушек… ( О, наши девушки так любят удачливых головорезов! )
Не хочется тебе бить, а хочется убивать, причём как можно больше и как можно больнее?.. Без проблем, прямиком беги в военные!.. Помните фразу из старого фильма: «Есть такая профессия - Родину защищать!» На самом деле профессия эта совсем другая - побыстрее и побольше убивать людей, для маскировки именуемых в официальных документах «противником». То есть вообще-то убивать нельзя, но если: «враг напал на нашу Отчизну», «мы наносим превентивный удар по замыслившим нападение на нас супостатам», или же «исполняем интернациональный долг перед дружески пригласившим нас народом», то тогда: «мы будем бить из батарей за слёзы наших матерей», и пусть плачут матери тех, кто не успел увернуться от наших снарядов, от наших пуль, от наших обычных и водородных бомб… Чем больше «врагов» ты убил - тем сильней ценит тебя Отечество, тем «звёзднее» твои погоны и орденоноснее твоя грудь, а как обожают наши девушки официально одобряемых убийц - про то я уж промолчу…
Но допустим самый худший из возможных вариантов: не любишь ты врать и прикрывать «злое» «добрым»… Или же ещё проще: тебе хочется совершить какой – то вполне конкретный «плохой» поступок, который никак не замаскируешь общественной значимостью, скажем - убить свою тёщу… Ну так пойди и прибей занудливую каракатицу, чего уж церемониться!.. Но только перед этим учти, что тебя почти обязательно посадят ( многие мочили своих тёщ в твёрдой уверенности, что останутся безнаказанными, но почти все они ошибались! ), а так ли уж хорошо тебе, любимому, будет в тюрьме?.. Воздух не свежий, жратва убойная, сокамерники издеваются… Подумай об этом!..
Герой знаменитого романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников сравнивал себя с Наполеоном, одержавшим все свои победы ценой жизней множества людей. «Если ему - можно, то тогда почему мне - нельзя?» - вполне логично спросил себя молодой Родик. ( В оригинале это звучало так: «Тварь я дрожащая или право имею?» ) Ну и зарубил топориком алчную ростовщицу со служанкой ради хранящихся на их квартире деньжат, а потом замучила совесть, истерзался раскаянием, пошёл да и покаялся перед тогдашними ментами: мол, вяжите меня, братцы, это я тех тёлок смокрушничал!.. Из этой истории множество морализаторов делают навязываемый нам вывод: нельзя топориком ради бабла людей кромсать, потому как потом стыдно будет… Допустим. Но тогда непонятно: а отчего же Наполеону было не стыдно идти к успеху по головам сотен тысяч своих жертв?.. И ещё непонятней другое: отчего же нам не стыдно даже и теперь, спустя 200 лет, превозносить убийцу-Наполеона как крупнейшего государственного деятеля и славить его вклад в мировую историю?.. Цезарь, Александр Македонский, Иван Грозный, Кромвель, Богдан Хмельницкий, Петр !, Ленин, Сталин и другие подобные им «выдающиеся» исторические лица были безжалостнейшими убийцами и погубителями человеческого рода, почему же им - успех при жизни и оглушительная посмертная слава, а кокнувшего всего лишь двух дамочек Раскольникова сволокли на каторгу, причём даже экспроприированную у убиенных денежку он толком растратить не сумел… Да потому, что «каждому – своё» Если ты - «тварь дрожащая», то не суйся в «Наполеоны», всё равно ничего не получится, не та у тебя конституция организма, слабоват в коленках, ничтожен, а раз так - живи как все ничтожные, «праведно»!.. Ну а если ты - «Наполеон», то какие же тут могут быть рефлексии и сожаления?.. Всемирную историю двигать надо, а её в белых перчатках, как всем известно, не делают!.. « И кого жалеть – то?! - воскликнет практически любой из так называемых «великих деятелей». - Эту биомассу?!» О да, кто-кто, а уж они-то точно никого не жалели…
Любопытно разобраться во всем известной пушкинской формуле: «гений и злодейство – несовместны». Как известно, сам А.С.Пушкин по жизни не был ангелочком: писал оскорбительные эпиграммы и «порнушные» поэмы, соблазнял чужих жён, угождал царям, бил своих крепостных, а родившегося от него у крепостной ребёнка сдал в сиротский приют и никогда больше не вспоминал о нём… «Сволочь!» - сказали бы мы о сделавшем подобное, не будь он корифеем и светочем мировой литературы. Но он–то был и сволочью, и корифеем одновременно, в этом - суть!.. Кстати, сам Пушкин явно считал, что творимое им - не зло, а так… маленькие мальчишеские шалости! (С самокритикой вообще у всех «светочей» - туговато!) Следовательно, даже в понятиях А.С.Пушкина «зло» и «добро» - понятия относительные, легко меняемые местами в зависимости от того, с чьей точки зрения ты на это смотришь. Что одни считают «злодейством», другие считают «добродетелью», и наоборот, и сколько угодно примеров совершенно непредвиденных последствий того, что одобрялось (или осуждалось) современниками, и лишь спустя десятилетия ( или столетия) показавшего своё подлинное лицо. (Хотя и тут не исключено, что спустя ещё тысячу лет и это представление окажется совершенно изменённым ).
Понятие «гений» - тоже условно. Мы с вами, допустим, считаем Пушкина гением, а кого–то от его стихов тянет на блевотину, - «на вкус и цвет товарища нет». А за пределами нашей Отчизны о «гениальности» русского литератора А.С.Пушкина нерусско–язычная общественность вообще не подозревает, видите ли - «стихи Пушкина проигрывают в переводе!» Да, конечно… Шекспир не проигрывает в переводе… Гёте… всякие там Данте с Джойсом… А Пушкин – проигрывает!.. Бывает…
Но главное даже не в относительности критериев, а в том, что каждый из нас - талантлив и даже гениален, но - в чём–то своём, не всегда осознанном. Тот – гениально пишет стихи, а этот, допустим, гениально жарит котлеты. Почему же первый считается гением, а второй - так, сбоку припёка?.. Где критерий истинной, «первосортной» гениальности в отличие от не-истинной, «второсортной» - общественная полезность?.. Но кажущееся обществу полезным сегодня завтра окажется никому не нужным хламом, а то и вовсе вреднючей вещью, способной погубить всё человечество… И наоборот, иное «мелкое» изобретение через века приводит к коренному перевороту всего хода мировой истории!..
Кстати, с чего вы вообще решили, что Моцарт «гениальнее» Сальери – только потому, что так «принято» считать в кругах, называющих себя интеллектуальной элитой?.. Ну и пусть считают, это их право, равно как моё право - считать Сальери «гениальнее» Моцарта или же не выносить на дух их обоих. Всё – условно, всё – относительно, и никакого значения для меня не имеет тезис: «Подавляющее большинство человечества думает так!», - да пусть хоть всё человечество так думает, это вовсе не гарантия того, что всё человечество - не ошибается. Я думаю так, как я думаю - именно в этом и состоит главная ценность моей человеческой личности, моё главное достояние и достоинство. И вполне возможно, что при обоих вышеупомянутых музыкантишках жил ещё и третий - композитор, который был намного значительнее и глубже этой парочки, но оказался недооценённым ни современниками, ни потомками… Всё, что мы знаем об истории человечества вообще и человеческой культуры в частности - это всего лишь ставшие видимыми верхушки айсбергов над поверхностью, но сколько же осталось там, под водой, невидимого нашему глазу!..
Каждый вправе жить так, как он хочет. Или - не жить вовсе. Право на добровольный уход из жизни - вполне нормально и оправданно, коль уж тебе так захотелось. Оно вполне разумно сочетается с правом окружающих отговаривать тебя от самоубийства и помогать тебе решить твои проблемы, если именно они сделали твою жизнь невыносимой. Но если ты уж твёрдо решил: «Да не хочу вас видеть всех… Решено – застрелюсь!..», то кто же вправе тебе мешать?.. Уплатил долги, написал завещание, получил в милиции сроком на 5 минут пистолет с одним патроном в стволе, дуло к виску, и – чао, родные!..
Одного только не приемлю - тех, кто годами пропагандирует бессмысленность существования и призывает «покончить с опостылевшей жизнью», но сам кончать с собою не торопится, в то время как сотни и тысячи его слушателей, поверив сказанному, уж повесились, утопились, застрелились, отравились, выбросились в окно и вскрыли себе вены. Это превратилось в доходную профессию: призывать других к смерти, продолжая жить самому и процветать за счёт следующих твоим призывам. Ну и что с такими Сусанинами делать?.. ( Да их и с Иваном Сусаниным не сравнить, ибо тот честно утонул в болоте вместе с польскими солдатами, быть гидом у которых он согласился ). Первое побуждение - убивать беспощадно!.. Но потом, подумав, понимаешь: следуют самоубийственным призывам - лишь идиоты… Да ещё спасибо надо сказать тому, кто освободил Мир хотя бы от малой их толики!..
Глава 3. ЗАЩИТИ «Я» ОТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.
Человечество явно не хочет, чтобы человек жил, будучи Богом, а не «рабом божьим»… Общество спит и видит, как бы подмять тебя, раздавить катком «общественного мнения» и заставить пахать как каторжный на чуждые лично тебе общественные идеалы и интересы. Как это происходит и почему происходит именно так, а не иначе - тема отдельной беседы. Здесь же важно подчеркнуть: ежедневно и ежечасно любому из живущих приходится вести ожесточённую борьбу с обществом за право оставаться ( хотя бы изредка ) самим собою. ( Сделаю лишь ту оговорку, что твоё право на свободу предусматривает и твоё право на добровольную несвободу, то есть ты всегда можешь поддаться нажиму и капитулировать, обменяв свободу на, скажем, душевный комфорт или материальный достаток Убедись только в том, что это действительно ТЫ РЕШИЛ поддаться обществу, а не оно само заставило тебя поднять перед ним руки. )
Всё начинается с системы образования и воспитания. Духовный рост и «взросление» человека проходит не только по «вертикали» ( познание своей сущности ), но и по «горизонтали» ( познание окружающего Мира и других людей ), Без последнего - не понять структуры общества и своего места в нём. Детсад, школа, техникум, институт, аспирантура и т.д. закладывают в твоё сознание огромный массив знаний, навыков, представлений и устремлений, C одной стороны, это формирует твою Личность и позволяет тебе жить среди людей, но с другой - не мною первым подмечена вредная особенность любой учёбы: ученики становятся похожими на своих учителей. А ведь в самобытности и уникальности - ГЛАВНОЕ достоинство любой человеческой Личности!..
Совсем избежать деформации твоего «Я» обществом невозможно ( даже если ты станешь уединённым отшельником - тебя будет деформировать уже само твоё одиночество ), но п ы т а т ь с я - надо, иначе тебя совсем не станет - ты весь без остатка растворишься в безликом «Мы». Или тебе это не противно?..
Каждый из людей - тоже частица НЕЧТО, он тоже – Бог, но Бог он - лишь по отношению к самому себе, наедине с собою, так сказать, а к прочим людям он обращен иными, более мелкими и малозначимыми сторонами своей натуры. Так и получается в итоге: если «Я» - это Бог, то состоящее из тех же самых «Я» общее понятие: «Мы» - это уже стадо рабов… «Человек-раб» тоже нужен и полезен для НЕЧТО, но «человек-Бог» - ближе к самой сути мироздания.
Свобода есть внутренняя и внешняя. Некоторые понимают раскрепощённость от догматов как дозволение себе хамить старшим, ходить в лохмотьях, курить марихуану и совокупляться со всем, что попадёт под прицел похотливому глазу, - на языке подобных бунтарей это изящно именуется «освобождением от общественной косности, лицемерно-лживой морали и несправедливости миропорядка». Могу повторить: каждый по- своему - прав. И если тебя так уж тянет к переполненным отбросами помойкам и классным «групповухам» воняющих мочой и «травкой» бродяжек, то смело ступай туда и ныряй с головой, но это - именно твой собственный, а не обще-рекомендуемый «путь к воле». Как по мне, так можно сколь угодно жить беззаботным хиппи, и при этом внутри себя быть глубоко закомплексованным человеком, восстающим против общепринятых правил именно потому, что слишком зависим от них. И наоборот, внешне можно вести обыденную жизнь заурядно-законопослушного обывателя, но думать - на три головы выше всех своих современников, и оставить в наследство потомкам идеи, которые - кто знает! - изменят всю судьбу человечества…
Счастье - это состояние душевного комфорта тех, кому удаётся жить в относительной гармонии со своим «Я». И у каждого - своё счастье, а точнее - счастье в своём… Кому нужны деньги - тот счастлив в богатстве, а кому нужны не деньги, а что-либо другое ( власть, слава, любовь - продолжать можно до бесконечности ), тот и с деньгами будет несчастлив, и успокоится лишь тогда, когда ( и если ) получит именно то, что желаемо им…
Это касается и свободы - она вовсе не для всех, а лишь для тех, кто нуждается для своего душевного комфорта в этой самой свободе. Или, как вариант - в ощущении азарта борьбы за эту самую свободу – тогда сам процесс борьбы за свободу становится самоцелью. Не забыть бы только, что любая борьба - это война с миражами. Борясь за свою свободу от общества, ты борешься с пустотой, ибо нельзя желать того, что и так у тебя есть и ни при каких обстоятельствах не может быть никем у тебя отнято.
Ты – НЕЧТО, Создатель Вселенных!..
И ты - абсолютно свободен в пределах любого из созданных им Миров. Ты лишь временно вышел из своего домика-воли в гости к неволе, и рано или поздно, с разной долей приятности проведя своё время в гостях, вернёшься обратно домой, в свою обитель. Тебе нечего бояться. Тебя ничто не сокрушит. Каждое твоё поражение в итоге обернётся твоей победой.
Твой жизненный путь - это путь Победителя.
Глава 4. БУДЬ, НО - НЕ СЛИШКОМ!..
Некоторые из моих читателей, ознакомившись с выше-написанным, чего доброго ещё побегут грабить, убивать, насиловать под лозунгом: «ВСЁ МОЖНО И НУЖНО!», а как повяжут их правоохранители - начнут тыкать им под нос мои труды и жалобно бормотать: «Не виноватые мы… Это он, гад, нас всему подучил!..» Специально для таких вот читающих, но не думающих сограждан поясняю: есть глубокие философские откровения, а есть простые житейские истины. Совсем необязательно они совпадают, а временами они и вовсе противоположны друг другу, и тогда думаешь - одно, говоришь - другое, делаешь - третье, и это вовсе не потому, что ты такая уж падаль, а просто ИНАЧЕ - НЕЛЬЗЯ.
Конкретный пример для наглядности: переходя улицу, ты вдруг видишь несущийся прямо на тебя на огромной скорости КАМАЗ. Любому мудрому человеку понятно: жизнь – относительна, смысл твоего существования - туманен, а твоя судьба - неизбежна, поэтому самое правильное - это не пытаться избежать гибели, а спокойно оставаться на месте, с улыбочкой наблюдая быстрое приближение к тебе несущегося стального монстра с перекошенной от ужаса физиономией водилы за лобовым стеклом… Но смею вас уверить, что практически любой продвинутый на мудрости индивидуум в этой ситуации отскочит из – под колёс в сторону, а потом долго будет ругаться вслед унёсшемуся КАМАЗу и яростно махать кулаком…
Почему – т а к ?.. Да потому, что – жить хочется!.. И это нисколечки не перечеркивает все предыдущие размышления о глубинной природе жизни и смерти, но просто эти глубинные размышления существуют в одних плоскостях твоего «Я», а прыжок из – под КАМАЗа - совсем в других, Когда тебе надо - ты Мудрец, а когда надо другое - ты нормально рассуждающий обыватель. Будь ты Мудрецом ВСЁ ВРЕМЯ - ты не дожил бы и до вечера.
Сохранив в себе Мудреца можно, лишь длительно ведя себя в повседневности обывателем. И н о г д а и не нужно отскакивать от грозящих тебе гибелью КАМАЗов, такие ситуации ощущаются кожей, тогда ты принимаешь свою гибель как должную н е и з б е ж н о с т ь, но во всех прочих случаях верней - отскочить.
Превознося свободу своего «Я» без малейших оговорок и ограничений, лично я, тем не менее, по ночам не граблю продуктовые ларьки и не печатаю фальшивых ассигнаций. Мне моя свобода нужна совсем для другого - для возможности свободно мыслить и излагать свои мысли. Свобода для меня - это СВОБОДА БЫТЬ БОГОМ. А если для вас это - свобода взламывать замки бандитской фомкой, то это - ваше понимание и ваша ответственность.
Тут есть определённое противоречие. Самым простым было бы сказать: «Свободу - хорошему, и несвободу – плохому!» Но в с я к а я несвобода как раз и начинается с того, что вначале плохим объявляют одно, затем другое, а кончается это всё диктатурой и концлагерями. Путь к свободе только один - через свободу в с е м у . В пределах не-нарушения твоею свободой свободы окружающих, разумеется!..
Но почему же, будучи Богом, человек позволяет сделать себя рабом?..
Об этом - в заключительной части моей трилогии.