Великая сила искусства
«Мы едем-едем-едем в далекие края…»* Из Тольятти в Пензу, к свекрови. Решились взять с собой ребенка. Дорога поднимается вверх, мы въезжаем в сказочный туман. За окном поздняя осень. Лес прозрачный. Березы и сосны растут густо, тоненькие, высокие, трогательные.
Соня развлекает нас декламацией стихов.
- Это Петя Иванов,
Испугался он штанов! – читает Маршака и хохочет.
- У кого ты заказывал, Попочка, фрак?
- Дуррак!
Слово «дурак» Соня произносит с особенным удовольствием. Подумать только, в жизни так говорить нельзя, а в стихах – можно. Мне кажется, что из-за «дурака» они с Анютой и выбрали это стихотворение у Саши Черного.
Соня отвлеклась сначала на плюшевого ленивца, потом на «жмачную» единорожку. Спросила:
- Дедушка, ты обещал, что мы будем останавливаться, разминаться.
- Скоро остановимся. А как ты будешь разминаться? – улыбается муж.
- Я поиграю, - объясняет Соня.
Созвонились с Анюткой. Сколько у детей радостного интереса друг к другу! Вроде бы ничего особенного не рассказывают:
- У меня слева Волга!
- А мы с мамой занимаемся уборкой!
Дочь и внучка с тряпками замерли перед экраном телефона, беседуют с нами. Энергия счастья летит радужными брызгами, заполняет пространство. Счастьем хорошо дышится.
- Бабушка, возьми ноженьку, - просит Соня.
Отвожу руку назад, ловлю детскую ножку, мну пальцами. Протягивает вторую «ноженьку», это мое словечко, девочки быстро «схватывают».
Приезжаем к бабушке Нино. Так мы в шутку называем иногда свекровь.
- Нино! – обнимает прабабушку Соня и тут же протягивает ей своего ленивца, пусть тоже обнимутся. Распаковываем гостинцы, принимаем подарки. Соня расхаживает по квартире в новом платье. Осваивает пространство. В спальне у бабушки Нино заселяется игрушками кукольный домик. Созванивается с родителями, демонстрирует им платье, показывает вид из окна.
- Мы долго ехали, мы сейчас далеко.
Утром свекровь рассказала, как они укладывались спать. Укачивали ленивца, обнимались, вспоминали стихи и сказки, так и уснули под тихое теплое бормотание. Ленивец тоже уснул.
Соня поднялась рано, видно, ждала удивительных приключений. И мы отправились в картинную галерею. Внучке нравилось все! Она останавливалась у пейзажей. Любовалась красавицами в вечерних туалетах. Портрет Варвары Римской-Корсаковой Винтерхальтера. "Дама в сиреневом платье" Пимена Орлова. Детские головки Греза. Но «Две серые лошадки» Шарля Эмиля Жака девочке особенно понравились.
- Это - Анюта, а это – я, - показала она пальчиком сначала в светлую лошадь, потом в ту, что потемнее.
- Эта лошадка – Анютина, а эта – твоя? – поправила я.
- Нет, это – Анюта, а это – я, - уточнила Соня. – Просто их – две, и нас – две.
В зале русского искусства внучка задержалась у «Девочек-сестер» (кстати, это внучки Натальи Николаевны Ланской) Ивана Макарова, потом подошла к «Сестрам Араповым»:
- А вот они выросли.
Долго, любовно рассматривала лица девочек.
- Они не ругались, не дрались, - вздохнула по-взрослому.
Когда мы уходили из музея, смотрительница спросила:
- Придешь к нам еще?
- Вместе с Анютой, это моя сестренка, - ей хотелось делиться.
Дома, вдохновленная работами великих мастеров, внучка рисовала цветы – в подарок бабушке Нино. Дом, солнышко, бабочек. Возвращала лето. А когда собирались домой, протянула своего ленивца:
- Нино, с ним тебе веселее будет.
•Стихотворение Сергея Михалкова «Песенка друзей»
07.11. 21
Такой чистотой повеяло... Так всегда бывает после общения с детьми. Спасибо, Наташа!
С добром, Ольга
OlgaOlga
пт, 12/11/2021 - 23:07
Наталья Сафронова
сб, 13/11/2021 - 18:37