Фото-11 Истекает менструацией. "Венский акционизм". Овенден.
О’КЕЙ ОЧАРОВАНИЕ: КИШКИ КАК ОБЪЕКТ ЧИСТОГО ЭКСТАЗА.
ХУДОЖНИК ОНАНИРУЕТ НА СЦЕНЕ ПЕРЕД СВОЕЙ МАЛОЛЕТНЕЙ ДОЧЕРЬЮ.
СЛЕПАЯ ДЕВОЧКА ИСТЕКАЕТ МЕНСТРУАЦИЕЙ НА УЛИЦЕ.
Wiener Aktionismus («Венский акционизм») - группа скандальных австрийских художников и фотографов, показывавшая в своих работах животную сущность человека.
Ядро Wiener Aktionismus, кружка по интересам для взрослых мужчин, в 1961 году составили:
- патриарх венского акционизма Отто Мюль (Otto Muehl; 1925-2013);
- Гюнтер Брус (Gunter Brus; р.1938);
- Герман Нитш (Hermann Nitsch; р.1938);
- Рудольф Шварцкоглер (Rudolf Schwarzkogler; 1940-1969);
- Петер Вайбель (Peter Weibel; р.1944).
В 1966 году акционисты стали называть себя Institut fur Direkte Kunst («Институт прямого искусства») и были активны вплоть до 1971 года.
В начале творческого пути друзья-художники создавали жестокие акции рисования (action paintings) и грубые ассамбляжи, но быстро разочаровались во вторичной природе живописи и скульптуры.
Затем они провели серию «акций», напоминающие нью-йоркские «хэппенинги» дада, завоевав дурную славу благодаря их деструктивному, брутальному, садомазохистскому содержанию с вовлечением наготы, крови и расчленения трупов животных.
В своих акциях Отто Мюль делал ставку на секс:
- Penis Action («Акция пениса»; 1963),
- Christmas Action: A Pig is Slaughtered in Bed («Рождественская акция: свинья, убитая в постели»; 1969),
- Action with Goose («Акция с гусем»), представленная на Wet Dream Festival в Амстердаме в 1971.
В акции Libi (1969) разбитое яйцо разбрызгивалось в рот Мюля из вагины женщины с менструацией.
Гюнтер Брус в 1967 году в представлениях «Пуловер» и «Вдох-выдох» раскрыл языком своего тела тему деторождения, включив в шоу свою маленькую дочь Диану. Во время действия Гюнтер Брус мочился и онанировал, резал себя бритвенными лезвиями.
Вопреки мнению, Рудольф Шварцкоглер не осуществлял самооскопление - это были лишь фотографии. На сцене он пеленал свои гениталии или покрывал пенис рыбьими ртами.
Главным оратором группы был Герман Нитш. Он описывал свое творчество как «эстетическую форму молитвы» и утверждал, что оно принесет освобождение от насилия через катарсис. Его прозвали «Ницше живописи» и «кровавым певцом насилия».
Герман Нитш создал театр «Оргии тайн» (1957). За перформансы он трижды попадал в тюрьму (1960-1966), его выставки закрывались по распоряжению мэра Вены.
В 1966 году Нитш провел свою 20-ю акцию в Лондонском институте современного искусства с поливанием овечьей кровью зрителей и танцами в обнаженном виде на месиве из внутренностей животных и красного винограда.
Одна из самых известных его работ - художественное полотно «Родилась в сорочке»: девочка с повязкой, какие носят в Германии слепые, стоит у дверей продуктовой лавки. Антураж 50-х годов. В руках у девочки - плитка шоколада, по ногам стекает кровь. Мимо бежит утенок из комикса, на спине у него рюкзачок, в лапе - конус мороженого.
Закат венского акционизма относят к 1968 году, к моменту эмиграции Нитша. Годом позже за ним следует Брюс, отсидевший полгода в заключении за оскорбление национальных символов. Брюс напуган смертью Шварцкоглера, выпавшего незадолго до этого из окна четвертого этажа собственной квартиры.
В 1970 году Отто Мюль провозгласил официальный конец акционизма и основал в Вене Акционистско-аналитическую коммуну для жизни и экспериментов под названием «Улица Пратер», развивая так называемый «утопический социально-сексуальный» проект.
«Коммуна Фридрихсхоф», известная под официальным названием Aktionsanalytische Organisation (Акционно-аналитическая организация, ААО) вскоре стала одним из центров гошистской мысли в искусстве на континенте.
Вначале ААО размещалась в Вене на Пратерштрассе, затем переехала в городок Фридрихсхоф (Friedrichshof). Она являла собой «психо-секту» под руководством Мюля, диктатора с неограниченными полномочиями, и зиждилась на принципах свободной любви, общей собственности и коллективного воспитания детей без предрассудков.
В коммуне Отто Мюль проводил радикальный художественно-педагогический эксперимент в области жизнестроительства и выращивания нового, абсолютно раскрепощенного, естественного, как зверь, человека.
К середине 1980-х годов коммуна насчитывала порядка 700 человек, и просуществовала вплоть до 1991 года до момента, когда Мюль был заключен в тюрьму по обвинению в «сексуальных преступлениях и преступлениях, связанных с оборотом наркотиков».
В 1991 году он был арестован по обвинению в совращении малолетних, изнасилованиях и принуждении к аборту. Мюля приговорили к семи годам тюрьмы, из которых он провел в заключении шесть с половиной.
Все обвинения Отто Мюль отверг, отказался просить прощения и каяться. В заключении Мюль писал картины и сочинял «Письма из тюрьмы».
Выйдя на свободу, поселился в Португалии, в коммуне художников Art & Life Family. Мюль и его последователи основали коммуны не только в Австрии, но и на испанском острове Гомера и в португальском Фару, где он жил в последние годы.
Мюль, страдавший болезнью Паркинсона и сердечной недостаточностью, умер в окружении друзей в воскресенье.
Произведения Мюля экспонировались в рамках ретроспективы в венском Музее Леопольда (Leopold Museum) в 2010 году, а также на нескольких других крупных выставках. В их числе:
«Уничтожение картины. Изображая пустоту» в Лос-Анджелесском музее современного искусства (Los Angeles County Museum of Art, LACMA);
«Крупные мазки. Живопись после перформанса» в Тейт Модерн (Tate modern gallery);
и «Взрыв» в стокгольмском Музее современного искусства (Moderna museet).
Спорные фотографии Отто Мюля в мае 2013 демонстрировались на нью-йоркской ярмарке Frieze на стенде австрийской галереи Krinzinger.
СЕГОДНЯ ОРГАНИЗОВАЛ КОММУНУ, ЗАВТРА ОКАЗАЛСЯ В ТЮРЬМЕ
В 1975 году в Англии три семейные пары:
- английский художник, фотограф и писатель Грэхэм Овенден (Graham Stuart Ovenden, р.1943) и Энни Овенден, figurative artist, (Annie Ovenden; р.1945);
- английские художники Грэм Арнольд, сontemporary and fine artist, (Graham Arnold; 1932-2015) и Энни Арнольд, figurative artist, (Ann Arnold; 1936-2015);
- английские художники, pop art artists, сэр Питер Блэйк (Sir Peter Blake) и его супруга Джанни Хауорт (Jann Haworth; р.1942);
- английский художник, fine artist, Дэвид Иншоу (David Inshaw; р.1943)
основали британскую художественную группу Brotherhood of Ruralists («Братство сельских жителей»).
Они превратили в дом заброшенную Сомерсетскую и Дорсетскую железнодорожную станцию Виллоу (Wellow's disused Somerset and Dorset Joint Railway station).
В отличие от Pre-Raphaelite Brotherhood («Прерафаэлитского Братства»; 1848-1853), группа «Братство сельских жителей» не придерживалась манифестов. Она находилась в оппозиции к научной природе современного искусства, утверждающей, что картины действительны, если они решают социальные вопросы.
Собственные методы и работа каждого художника «Братства сельских жителей» оставались разнообразными с общим воскрешением мистического ответа на соблюдение природы и сельской жизни.
После шести лет существования группа потеряла некоторых своих участников. К 1984 Дэвид Иншоу, Дженн Хэуорт и Питер Блэйк уехали. Братство просуществовало до 2005 года, имея постоянную экспозицию в Leicester Galleries.
Один из сельских братьев, представитель английского поп-арта, архитектор, фотограф Грэм Овенден (Graham Ovenden) родился в графстве Гэмпшир, Англия (New Alresford, Hampshire) в 1943 году.
Он рос в домашнем хозяйстве Фабиана, посещал школу грамматики (1954-59). До занятий живописью Овенден был студентом Королевского колледжа музыки (Royal College of Music).
Обучение Овендена направляли лорд Дэвид Сесил (Lord David Cecil) и сэр Джон Бетджемэн (Sir John Betjeman). Он посещал Саутгемптонскую школу искусств (Southampton School of Art) и закончил в 1968 году Королевский колледж искусств (Royal College of Art).
Бывшая супруга Овендена - художник Энни Овенден (Annie Ovenden; р.1945). Их дочь Эмили (Emily Alice Ovenden) - писатель и певица.
Грэм Овенеден - непревзойденный знаток фотографий и иллюстраций Викторианской эпохи. Он редактировал книги:
- Pre Raphaelite Photography («Фотография Пре-рафаэлитов»; 1972),
- Victorian Children («Викторианские дети»; 1972),
- Victorian Erotic Photography («Викторианская Эротическая Фотография»; 1973),
- A Victorian Album - Julia Margaret Cameron and Her Circle («Викторианский альбом - Джулия Маргарет Кэмерон и ее круг»; 1975),
- Alphonse Mucha Photographs («Фотографии Альфонса Мухи»; 1974),
- Clementina Lady Hawarden («Клементина Лэди Хоарден»; 1974),
- Hill & Adamson Photographs («Фотографии Хилла и Адамсона; 1973),
- Lewis Carroll («Льюис Кэрролл; 1984),
- Nymphets and Fairies («Нимфетки и Феи»; 1976),
- Illustrators of Alice («Иллюстраторы Алисы»; 1972).
Работы Овендена находятся в многочисленных собраниях, включая Музей Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum), Галерею Тэйт (The Tate), и Метрополитэн-музей в Нью-Йорке (Metropolitan Museum of Art).
Находясь в «Братстве сельских жителей», Грэм Овенден выразил отвращение к абстрактной нью-йоркской школе, которую он считал «в лучшем случае, декоративной и, в худшем случае, мало отличающейся от невротических записей».
В штаб-квартиру «Братства сельских жителей» на железнодорожную станцию Виллоу к Грэму Оведену приезжали молодые девушки и девочки. Он писал их портреты и фотографировал.
Снимки нагих и полуодетых девочек вышли отдельной книгой States of Grace («Штаты изящества»; 1992). Подростковые снимки Овендона из серии children's street culture (детской уличной культуры) в Лондоне поздних 50-х и ранних 60-х собраны в книге Childhood Streets («Улицы детства»; 1998).
В 2006 году в доме Овендена при обыске полиция изъяла 16 работ с юными девушками и удалила файлы в его компьютере.
Британский критик Джонатан Джонс написал:
«В 70-х годах его искусство воспринималось как постмодернистское, сегодняшнее же общество воспринимает такие образы с беспокойством, к тому же как оказалось общество имело все основания для беспокойства…»
В 2008 году Грэма Овендена заключили под стражу на основании обвинений его четырех предполагаемых жертв. Они направили официальные жалобы в полицию в конце 2000-х. В них описали, что Овенден предлагал им одежду викторианского стиля, а одной из натурщиц повязал глаза, и она расценила это оскорблением.
В 2009 году Скотланд-Ярд изъял ряд изображений из его студии. Он был обвинен в создании сексуальных фотографий детей, а также в хранение непристойных материалов. Свидетели судебного преследования не явились на заседание, суд не состоялся, дело закрыли.
В марте 2013 года Овенден предстал перед судом, обвиненный по девяти эпизодам непристойного поведения и домогательствами к детям возраста 6-14 лет. Все они были связаны с девочками, которые позировали ему.
Одна из жертв художника рассказала в суде:
«Мне было велено, снять свою одежду и переодеться в какое-то платье. При этом он завязал мне глаза черной лентой. Все дети должны были пройти через этот странный ритуал».
Преступления совершены в период между 1972 и 1985 годами, но дети выступили с обвинениями после того, как стали взрослыми.
Овенден отрицал, что у него есть сексуальный интерес к детям, он просто использует их как аллегорический образ в своих работах, заявляя, что считает детей символом «чувственности» таким же образом, как и молодое деревце или первый подснежник после долгой зимы.
В апреле 2013 года 70-летний художник был признан виновным по шести пунктам обвинения в совершении сексуальных преступлений в отношении детей, а также в непристойном поведении и развратных действиях по отношению к трём девушкам.
Суд признал, что в то время (1972-1985) Овенден испытывал нездоровый интерес к детям. Пострадавшие, отметил судья, не понимали истинную цель художника, но эта цель, несомненно, была сексуального характера.
«Нет никаких сомнений в том, что Грэм Овенден проявлял сексуальный интерес к детям», - заявил судья.
На суде, цитируя Библию, Овенден сказал:
«Вообразите Адама и Еву перед змеёй - это сцена позора? Мы не рождаемся в брюках, юбках, рубашках и обуви. Одна из важнейших задач искусства - вернуться ко времени райских кущ.
Я должен сказать, что безнравственно и позорно то, что происходит здесь. Это абсолютная охота на ведьм, которая расползается в настоящее время, в результате чего образ обнажённого ребенка становится предметом осуждения.
Внушаемая идея, что обнажённый образ сам по себе является греховным и отождествляющим вожделение, абсолютно отвратительна».
Ссылаясь на английского поэта Уильяма Блэйка (William Blake; 1757-1827), Овенден описал состояние обнажённого изящества как «вещь поразительной красоты».
Овенден показал в суде, что некоторые из тех, кого он рисовал в обнажённом или полуобнажённом виде ещё в 1970-80 годах, и кто обвиняет его сегодня в насилии, позировали в присутствии других людей, включая родственников.
На вопрос королевского адвоката Кристофера Куинлана, находит ли он детей сексуально привлекательными, Овенден ответил просто: «Нет».
4 июня 2013 года 70-летний Оведнен был приговорен к 12 месяцам тюрьмы с отсрочкой в два года. Условный приговор посчитали незаконно снисходительным, и 9 октября 2013-го Овенден был заключен в тюрьму на срок два года и три месяца.
После заключения Овендена под стражу, британское художественное сообщество от него отвернулось; галерея Тейт удалила 34 его работы из своей он-лайн коллекции в интернете.
Пресс-служба галереи Тейт сообщила:
«Мы выставляли работы Овендена в течение сорока лет, но теперь, после вынесенного приговора, мы должны взглянуть на них под иным углом зрения».
Могут ли экспонироваться работы художников, уличенных в сексуальном насилии? Если станет позволено выставляться художникам исключительно с безупречными моральными нормами, библиотеки и галереи, несомненно, опустеют.
Зная, что французский художник Ван Гог (Vincent Willem van Gogh; 1853-1890) застрелился из револьвера, изменится ли восприятие его картин?
Итальянский живописец Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio; 1571-1610) стал убийцей во время ссоры за карточной игрой. По этой причине на его полотна нужно смотреть по-особенному?
Запретить читать «Алису в Стране чудес», так как ее автор Льюис Кэрролл (Charles Lutwidge Dodgson; 1832-1898) фотографировал нагих девочек?
Не посещать заведения, где играл музыкальные сеты английский ди-джей Джимми Сэвил (James Wilson Vincent "Jimmy" Savile; 1926-2011)? После его смерти уже заявлено о 168 жертвах сексуальных преступлений сэра Сэвила из общего числа в 450 предполагаемых.
Его жертвами становились не имеющие защиты дети из больниц для бедных, приютов, тюрем для несовершеннолетних, церковных школ.
Удалить из компьютерных программ и запретить шрифты, изобретенные британским скульптором Эриком Гиллом (Eric Gill; 1882-1940)? Отказаться от разработанных им шрифтов Perpetua (1925), Gill Sans (1927-1930) и Joanna (1930-1931)? Эрик Гилл регулярно насиловал своих двух старших дочерей Джоанну (Joanna) и Петру (Petra), у него был инцест с его сестрой, он занимался сексом со своей собакой.
В октябре 2015 года окружной судья Элизабет Роско (Elizabeth Roscoe) вынесла решение уничтожить работы, конфискованные в мастерской британского художника Грэма Овендена (Graham Ovenden). Они были изъяты из его дома, когда он был арестован в 1993 году более 20 лет назад.
Перед зачитыванием решения судья заявила:
«К моему сожалению, я навлекаю на себя гнев мира искусства, но я считаю, что эти изображения неприличны на основе признанных норм приличия, которые существуют сегодня». Она дала понять, что обстоятельства, при которых они были созданы или мотивация художника были неуместны.
She was asked to rule on the works based on recognised standards of propriety but made it clear that the circumstances in which they were created or the motivation of the artist were irrelevant.
Судья добавила: «Я делаю это ясно, я - не ценитель искусства или художественных достоинств, и я не квалифицирована, чтобы оценить исторический возраст или значение некоторых образов».
The judge added: “I make it clear that I am no judge of art or artistic merit, nor am I qualified to assess the historical age or value of some of the images.”
По решению суда уничтожению подлежали десятки фотографий и рисунков, сделанных художником и фотографом Овенденом, начиная с 1964 года.
После окончания судебного заседания Овенден описал слушания как «полный фарс»:
«Я известный художник. Я в равной степени известный фотограф, и они собираются уничтожить материалы, которые выставлялись в течение сорока лет».
Больше известий в прессе о судьбе работ Овендена не поступало.