Фото-5: Совращая фоторастворы. Шейла Метзнер.
Путь к успеху американского фотографа Салли Манн созвучен творчеству другого американского фотографа - Шейлы Метзнер, в девичестве - Шварц (Sheila Metzner; nee Schwarz; р.1939). Шейлу также прославили собственные обнаженные дети.
Двумя годами позднее дебютной выставки Салли Манн с затянувшимся репортажем о строительстве здания Lewis Hall (1977), в 1979 году Шейла Метзнер стала знаменитой благодаря лишь одной фотографии - черно-белому фото дочери ее мужа с подписью:
Evyan, Kinderhook Creek («Эвиан, Киндерхук-Крик»).
Шейла Метзнер родилась в ортодоксальной еврейской семье. Ее отец был румыном, мать - потомком русских эмигрантов. Купив скромные апартаменты в бедном районе Нью-Йорка, Шварцы наткнулись на книги общей энциклопедии, тома A - E, что оставили прежние жильцы. Они надолго составили круг чтения юной Шейлы.
В 1961 году, завершив обучение в Школе промышленного дизайна (School of Industrial Art) и Институте Пратта (Pratt Institute), Шейла начинает карьеру в рекламном агентстве крупной телекомпании (CBS Network Advertising).
Через пять лет Шейла становится первой женщиной арт-директором агентства Бернбаха (Doyle Dane Bernbach advertising agency).
В 1968 году выходит замуж за директора, креативного директора этого агентства и художника Джеффри Метзнера (Jeffrey Metzner), сменив фамилию.
Беременная первым ребенком, Шейла поинтересовалась своей перспективой в рекламном бизнесе у фотографа Аарона Роуз (Aaron Rose). Он был ее другом и наставником.
Получила ответ:
«Ты должна стать фотографом. Ты живешь как художник. У тебя хороший глаз, ты преуспеешь в этом».
Aaron Rose said: «You should be a photographer. You live like an artist. You have a good eye, you’d be good at it.»
Шейла серьезно занялась фотографией в 1969 году, воспитывая детей. Их число со временем достигло семи: две девочки от предыдущего брака мужа - Эвиан и Алисон (Evyan, Alison), и совместные: Равен, Бега, Раби, Сьелла, Луи (Raven, Bega, Ruby, Stella, Louie).
Фотографируя в течение дня маленьких детей, уложив их в восемь-девять вечера спать, Шейла принимала душ, наносила макияж, надевала туфли на высоком каблуке, и в таком виде шла проявлять пленки и печатать снимки.
«Этот маскарад пробуждал у меня силы работать,» - вспоминает она.
Девять лет спустя Шейла Метзнер отобрала 22 готовых снимка и отправила Джону Царковски (John Szarkowski; 1925-2007), директору фотографии (1962-1991) нью-йоркского Музея современного искусства (Director of Photography at New York's Museum of Modern Art).
Работы содержали отдельные портреты нагих девочек и молодых женщин, включая ее двух приемных дочерей. На снимках ее сын Луи был полностью одет. Для своей неоднозначной выставки куратор Джон Царовски выбрал один снимок.
Столь прозаично в 1978 году состоялся дебют Шейлы Метзнер на общей выставке Mirrors and Windows: American Photography since 1960 («Зеркала и окна: американская фотография с 60-х годов»; Музей современного искусства 26 июля - 2 октября).
Квинтэссенция «Зеркал и окон»:
«Фотографы поколения 70-х собирают уроки моментальной фотографии. Атипичное кадрирование, размытость движущихся объектов, размытость конечной подготовки, случайное наложение кадров, некачественные сюжеты, банальность ситуаций, неловкие постановки – все эти вещи, запрещенные собственно профессиональной фотографией, становятся в технике молодых фотографов предметами интереса и экспериментов.»
На этой выставке было представлена единственная работа Шейлы Метзнер - черно-белое фото дочери ее мужа с подписью: Evyan, Kinderhook Creek.
С этого момента началась вторая карьера Шейлы Метзнер как фотографа современного искусства (fine-art photographer) и фотографа моды и стиля на съемках фильмов (fashion photographer and still photographer on various films). Считая первой карьерой ее удачное восхождение по вертикали рекламного бизнеса.
Творческий путь Шейлы Метзнер перекликается с английским фотографом 19-го века Джулией Маргарет Камерон (Julia Margaret Cameron; 1815-1879).
Как и Джулия, Шейла дебютирует на ниве фотоискусства снимком девочки. В 1864 году Джулия Камерон сделала портрет 9-летней Энни Филпот (Annie Philpot), признала его успешным и назвала: «Энни, мой первый успех» (Annie, my first success).
Столетием позже, в 1977 году Шейла являет себя миру фотографией дочери ее мужа с подписью: Evyan, Kinderhook Creek.
Пример англичанки Джулии Камерон, женщины-фотографа Викторианской эпохи, ее вдохновлял. Шейла сказала: «Если Камерон могла иметь пять детей и фотографировать, я тоже могу».
«I thought, if Cameron could have five children and take pictures, I could too. It was inspiring.»
Также как и Камерон в сорок два года, Шейла поздно берет в руки фотокамеру - в тридцать лет.
Как и ее современница Салли Манн, получившая известность благодаря снимкам обнаженных дочерей, Шейла Метзнер на волне успеха обращает взор на старые приемы съемки и печати.
В частности, на особое управление цветом при печати (a labor-intensive four-color “process de charbon” method; 1895). Шейла Мэтзнер - один из десяти фотографов США, с кем работает семья Фрессон (Fresson family) из Франции, обладающая патентом на этот метод.
В 1980 году Шейла Мэтзнер презентовала свою вторую персональную выставку цветных фотографий, изготовленных методом Fresson color prints.
В отличие от Салли Манн, Шейла не концентрировалась на изображении трупов. Как и фотограф Эдвин Гоуин, после снимков своих детей она переключилась на пейзажные фотографии от айсбергов у берегов Аляски (Alaskan waters) до египетских пирамид (western desert of Egypt).
Фотограф Шейла Метзнер, выходец из бедных кварталов Бруклина, написала письмо американскому модельеру Ральфу Лаурену (Ralph Lauren; наст.имя Ральф Лившиц; р.1939), одному из богатейших людей Америки, выходцу из бедных кварталов Бронкса.
В нем она восхищалась его высокой модой. С тех пор Шейла проводит рекламные съемки для его сезонных показов в течение многих десятилетий.
Первым клиентом в мире моды Шейлы Метзнер стал брэнд Valentino. Затем последовали Bloomingdale’s, Perry Ellis, Revlon, Shiseido, Saks Fifth Avenue, Paloma Picasso, Victoria’s Secret, Levi’s, Chloe, Fendi.
В свои 72 года фотограф Шейла Метзнер сделала фотосет для рекламной компании Ральфа Лорена «Осень-зима 2011-2012». Моделью выступила китаянка Суи Хи (Sui He; 78-59.5-87.5; рост 179 см.; глаза карие; р.1989). Сун Хи стала первой азиатской моделью, кто открывал показы Ральфа Лаурена.