Фото-1: Юннетка психует. Ирина и Ева Ионеско.
ЗЛОПАМЯТНАЯ ЮННЕТКА ПСИХУЕТ С ДЕТСТВА
Фотограф Льюис Кэрролл, автор «Алисы в Стране чудес», не проявил желание фотоиллюстрировать свои произведения. Владимир Набоков, автор «Лолиты», также оказался равнодушным к фотографиям на тему его героини Ло.
Многие известные фотографы не раз подступали к образам Лолиты и Алисы. Впечатляющих результатов не достиг ни один из них. Скорее, от недостатка воображения. Они искали в образах нечто божественное, отличающее нимфеточных девочек от других живых существ.
К сожалению, у их алис и лолит не было особенных свойств, и снимки фиксировали ряженного в эксклюзивные тряпки девочку-ребенка.
В один год с американской актрисой Брук Шилдс с разницей в полтора месяца в Париже родилась Ева Ионеско (Eva Ionesco; 11 июля 1965), француженка румынского происхождения.
В мире детской фотографии Ева Ионеско не менее известна, чем ее соперница по малолетней обнаженной натуре Шилдс.
В 1980 году американка Брук Шилдс стала самой молодой топ-моделью, в возрасте 15-ти лет украсившая обложку журнала Vogue.
Европейка Ева Ионеско - самая юная модель, когда-либо появлявшаяся в Playboy обнажённой. Её нагие фотографии, сделанные французским фотографом Жаком Бурбулоном (Jacques Bourboulon; р.1946), напечатаны в итальянском издании журнала в октябре 1976 года, когда ей было 11 лет.
В ноябре 1978-го испанское издание Penthouse опубликовало её другие вызывающие фотографии. В мае 1977-го она стала самой молодой персоной, когда-либо украсившую обложку немецкого журнала Der Spiegel.
История румынки-парижанки Ирины Ионеско, матери Евы Ионеско, прозаична. Родилась в Париже 3 сентября 1935 года в семье румынских эмигрантов. Ее отец играл на скрипке, мать выступала в цирке воздушной гимнасткой.
В четыре года Ирину Ионеско отправили на родину в город Константа, Румыния (Constanta; Romania). Она жила при цирке ее дяди и воспитывалась бабушкой. В пятнадцать лет вернулась в Париж, впервые увидев свою мать с тех пор, как ее отправили в Румынию - через семь лет.
Ирину устроили в цирк. Обладая маленьким гибким телом, она исполняла номер «девушка-змея» (contortionist), пролезая в небольшую рамку вместе с двумя большими удавами. С 15-ти до 22-х лет гастролировала в Европе, Африке и на Ближнем Востоке.
«Я была рабом удавов, и решила, что с меня достаточно», - вспоминает Ирина. Воплотив детскую мечту, она стала танцовщицей кабаре. Вскоре партнер по танцу уронил Ирину в оркестровую яму.
Лежа на больничной койке, Ирина начала писать картины. Познакомилась с богатым азартным игроком из Ирана. По ее словам, он осыпал ее драгоценностями и покупал ей одежду haute couture.
Вернулась в Париж. На Рождество 1964 года бельгийский художник-авангардист Корнелль (Corneille; born Guillaume Cornelis van Beverloo; 1922-2010) подарил ей фотоаппарат Nikon F.
Искусству фотографирования училась сама. В качестве моделей привлекла друзей. Наряжала их в костюмы бурлеска и драпировала тканью. Для освещения пользовалась обычными свечами, переэкспонируя пленку вместо 400 ASA до 800, тем самым добиваясь отсутствия полутоновых переходов на готовых фотоотпечатках.
В 1965 году родила дочь Еву (Eva Ionesco); отец ребенка неизвестен.
В 1970 году парижская художественная богема познакомилась с фотографиями Ионеско на ее первой выставке. На странных черно-белых фото, среди которых присутствовали автопортреты, можно разглядеть театральных мужчин и женщин со множеством кружев, искусственных цветов и бусин.
Дочь Ева с четырех лет становится моделью-фавориткой своей мамы, Ирина Ионеско стилизует фотоизыски под винтажную эротику.
На них - раздетая и полуодетая Ева с макияжем бордельной шлюхи в компании неадекватных взрослых людей. Фотографиям придает флер девичьей невинности обозначающаяся грудь ее малолетней дочери.
В начале 70-х, когда Ирина Ионеско возмущала обывателей своими фотоработами, подавляющее большинство девочек одевались лолитами, то есть как обычные дети. Носили короткие платьица, туфельки и носочки, заплетали косички.
Искать среди школьниц тех немногих акселераток, по зову ооооы готовых лечь под мужчину, дело неблагодарное. Ирина Ионеско сама была девочкой, отрочество провела среди взрослых и знала, что на художественном фото грош цена одинокой и неумелой детской ооооёнке.
Для себя Ионеско фотографировала мир кокаина. Бледные, обескровленные, застывшие лица-маски натурщиков. Подведенные иссиня-черным их глаза и губы. Верхняя одежда на обнаженное тело.
В мире кокаина нет запахов, вкуса, секса и привязанностей. Каждый занят самим собой. На фотографиях, сделанных Ионеско - статисты без роли.
Их не удивляет, что рядом появляется раздетая девочка. Иллюзия реальности и осязаемый мир для них размыты.
Девочка, ирреальный объект как часть антуража, создает непредсказуемость и придает смыслу неочевидное значение. Всё, что интересует персонажей Ионеско - две дорожки кокаина и личные грезы.
Снимки Ионеско вбирают мир в себя. Они не требует домысливания, что было до них, и станет после. На тех фото, где присутствуют малолетние персонажи, сегодня явно читается тема набоковской Лолиты. Девочки-подростка, безответственной за свою жизнь, и вектор поведения которой определяется только ее менструальным циклом.
В 1974 году работы Ионеско экспонировались в Галерее Никон в Париже (Galerie Nikon). Она стала знаменитой и выставляется в Галерее фотографов в Лондоне (Photographer's Gallery), Фотогалерее Кэнон в Амстердаме (Canon Photo Gallery), Галерее Хэнсона в Нью-Йорке (Hansen Galleries) и других, не менее известных.
С коммерческим успехом издает каталоги своих работ. Наиболее скандальные фото обнаженной и совращаемой дочери Евы собирает в книгу Elle-Meme («Сама»).
Ее фотографии публикуются в art- и fashion-журналах, продаются в галереях по всей Европе и Азии. Ионеско приглашают работать для журналов мод. Для японского издания Vogue она делает фотосессию, используя тему сказки «Приключения Алисы в стране чудес».
«Сексуальный мир Ирины Ионеско входит в пространство, где нет лицензии на ощупь. Он - мир мечты», - писал французский сюрреалист Андре Пьер де Мандьярг (Andre Pieyre De Mandiargues; 1909-1991).
«Irina Ionesco's sexual world, - wrote French surrealist Andre Pieyre De Mandiargues at the time, - belongs to a space where there is no licence to touch. It is the world of dreams.»
Ее дочь, Ева Ионеско, в 11-ть лет дебютирует в кино, снявшись в роли дочери мадам Гедерян в фильме Романа Полански «Жилец» (1976).
Затем последовала роль во французском фильме ужасов «Спермула» (Spermula; 1976, фр.реж. Чарльз Мэттон; Charles Matton; 1931-2008), где Ева снялась также обнаженной.
Чащу терпения морализаторов общества переполнила итальянская эротическая мелодрама Maladolescenza («Распутное детство / Грехи юности»; Spielen wir Liebe; Jeux interdits de l’adolescence; Playing with Love; Puppy Love; 1977, итал.реж. Пьер Джузеппе Мурджа; Pier Giuseppe Murgia; р.1940).
В «Распутном детстве» 12-летняя Ева в подробностях имитирует половой акт с 14-летним юношей.
В 1977 году французские власти запрещают Ирине Ионеско фотографировать дочь, затем лишают родительских прав. Еву передают на воспитание в дом родителей Кристиана Лабутена (Christian Louboutin; р.1964), будущего модного дизайнера обуви.
В семь лет укладывается ритм жизни Ирины Ионеско. Семь лет в детстве она не видела матери; затем семь лет гастролировала вдали от Европы. Семь лет продолжался ее творческий союз с дочерью. Она фотографировала Еву с 4-х до 12-ти лет, в течение которых не утихали скандалы из-за провокационных снимков.
Её единственная дочь Ева Ионеско подростком училась в актерской школе при драматическом Тheatre Nanterre-Amandiers, одной из лучших школ исполнительского искусства во Франции.
На обучение тратились деньги, заработанные ее матерью от продажи фотографий. В дальнейшем Ева Ионеско играет в театре, преимущественно шекспировские роли, и снимается у европейских кинорежиссеров.
Она безуспешно затевает суды против своей матери Ирины Ионеско. Требуя моральной компенсации, что та «наряжала ее во взрослые наряды и использовала в своих съемках», и выплаты ей гонораров, полученных матерью от продажи фотографий 30 лет назад.
Взрослая Ева Ионеско комментирует свою позицию в интервью российской газете «Московские новости»:
«Снимать детей обнаженными не было нормальным никогда. Не зря моей матери сначала запретили меня фотографировать, а потом и лишили ее родительских прав. При этом она продолжала тайком продавать мои снимки.»
Ева Ионеско инициировала множество судебных заседаний. В 1998 году французская полиция конфисковала из квартиры ее матери сотни негативов с ее изображениями, где она в недвусмысленных позах или обнажена.
Ирина Ионеско поставила точку в затянувшейся на годы фотосессии дочери спустя 45 лет после первых ее съемок - в 2004 году. Она издала книгу Eva: Eloge De Ma Fille («Восхваление Моей Дочери»).
В 2011 году бывшая малолетняя натурщица Ева Ионеско обращается к личному опыту, пишет сценарий и ставит полнометражный дебютный автобиографичный фильм с говорящим названием «Я - невыООанная принцесса» (I am not a fucking princess).
Переведенный в русском прокате как «Моя маленькая принцесса» (My Little Princess; 2011), фильм рисует зрителю картину тяжелого детства Евы с максимальной жестокостью и местью в адрес матери.
На главную роль себя любимой режиссер Ева Ионеско выбрала 11-летнюю актрису румынского происхождения Анамарию Вартоломей (Anamaria Vartolomei; р.1999), для нее эта роль стала первой в большом кино.
Фильм повествует о «взрослой» жизни 11-летней Виолетты, в гламурном образе которой нетрудно узнать юную Еву. В роли Ханны, эксцентричной мамы Виолетты, выступила французская актриса Изабель Юппер (Isabelle Huppert; р.1953)
Сюжет Неоттраханной Принцессы по-детски логичен: мама должна родиться миллионершей и обеспечить дочери счастливое детство, либо быть уборщицей, чтобы покупать ей платья. Мама, в свою очередь, стала фотографом, снимает воспитываемое чадо и на доходы с фото содержит дочь. Смеет иметь любовника.
Все это, с точки зрения девочки, неправильно. Маму нужно упрятать в психушку и отобрать у нее деньги, а лучше - расстрелять, чтобы не мешала жить.
Девочка сетует на трудности жизни социальному работнику, ее определяют в приют. В финальной сцене одинокая мать Ханна пришла не к модели Виолетте, а к своей дочке, к девочке, которой для нее больше нет.
Со слов режиссера Луиса Маля, на создание американского фильма «Прелестное дитя» (1978) его вдохновила история Евы Ионеско. В нем герои «мать-дочь» - Хэгги и Вайолет. У Ионеско в «Моя маленькая принцесса» (2011) - Ханна и Виолетта. Это - неслучайное совпадение.
REM: На злости к близким тебе людям сюжет киноленты не выстроишь. Психопатическая эксплуатация детских воспоминаний, чтобы добиться успеха как режиссер и свести с родной матерью счеты, неинтересна.
Это - не профессионализм, а запоздалая бабская истерика постаревшей и некогда привлекательной девочки и девушки.
В «НеООанной принцессе» явно читается злость режиссера к собственному успеху, когда Ева была востребованна у культового режиссера Поланского, что она училась на актерском курсе знаменитого Патриса Шеро (Patrice Chereau; 1944-2013), французского оперного, кино- и театрального режиссёра, актёра, сценариста, директора Тheatre des Amandiers. Играла в его спектаклях по пьесам Чехова и Шекспира. Снялась в полусотне кинофильмов.
Наконец, что у нее появился личный жизненный материал для фильма о своем бурном детстве.
Без матери Ирины Ионеско, которая ее родила, не было бы Евы-дуры и ее фильма «НевООбанная принцесса».
Ирина Ионеско отозвалась о киношедевре дочери: «Это было другое время, другая эпоха».
«It was another time, another age.»
В 2012 году 47-летняя Ева вновь подала в суд на 77-летнюю Ирину Ионеско: что мать украла у нее счастливое детство, за использование себя в порнографических фотографиях в юном возрасте. Ирина Ионеско выплатила ей компенсацию 10 тыс. евро.
«В работах я повторяю мою Вселенную снова и снова. Она - часть мечты, часть моего бессознательного», - говорит Ирина Ионеско.
«Есть много женщин, но я ищу только одну. Ту, которой у меня не было - свою мать».
«Женщины в фотографиях превращаются в мечты», - добавляет она.
«My universe repeats itself over and over in my work. It's part of a dream, part of the unconscious,» she said. «There are lots of women because it's about me looking for the woman I missed - my mother.»
«The women in the photographs morph into dreams,» she added.
Подводя итог многолетним спорам о фотографиях ее дочери в позах бордельных шлюх и стиле лолита, Ирина Ионеско сказала:
«Я выросла в мире исполнительского искусства, и когда Ева родилась, я хотела, чтобы она стала его частью. В настоящее время это было бы невозможно.»
«When Eva was born, because I'd come from the world of performing arts I wanted her to be part of it too. Nowadays it would be impossible.»
Сегодня фотограф Ирина Ионеско - икона готического стиля и grande dame эротической фотографии. В свои 80 лет она путешествует, фотографировала для UNESCO в Мавритании (Mauritania), была представителем UNESCO в Египте (Egypte), устроила выставку новых fashion-снимков в Бразилии (Brazil).
ЮНЕСКО (UNESCO — The United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization; Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.
Ирина Ионеско говорит:
«Make-up-художники, стилисты... всегда кто-то их них просит меня быть собой. Они хотят быть моей Вселенной, персонажами моих театральных фотографий, моими воспоминаниями. Где бы я не снимала, фото выражают мою сущность. Я люблю делать фотографии моды.»
«There're make-up people, stylists, but all anyone asks is for me to be me. They want my universe, my theatrical pictures, my literary memories. Anywhere I shoot, the pictures become mine. I love doing fashion photography.»
В начале пути фотохудожник Ирина Ионеско снимала постановочное ретро-ню, фиксируя богемно-расслабленных моделей, чей коллектив пополнила Ева. Ирина снимала обнаженную дочь в домашней студии, облачая ее в вычурные откровенные наряды и завершая образ короной.