Роман Полански-1: Невеста в общественном туалете
БОЛЬНОЙ НА ГОЛОВУ ИЗ ПОЛЬШИ
Европейский режиссер Роман Полански (Roman Raymond Polanski; р.1933), уроженец Парижа (Paris; France) еврейского происхождения, выросший в Польше и работавший преимущественно в Великобритании (1963-1967), США (1968-1976) и Франции (после 1976).
Полански родился 18 августа 1933 года в семье состоятельного польского еврея Рышарда Лейблинга (Ryszard Liebling) и полурусской-полуеврейки Були Кац (Bula; девичья фамилия - Кац-Пржедборска, Katz-Przedborska; Полански - фамилия от первого брака). Он был единственным ребенком, родители нарекли его Раймундом (Rajmund Roman Liebling), но в семье все называли Романом или Ромеком.
Когда мальчику исполнилось два года, семейство вернулось в Польшу. Через несколько лет началась вторая мировая война, и Ромек оказался в краковском гетто. Его мать и бабушка погибли в газовой камере Освенцима, а отец пережил заключение в концлагере Маутхаузен.
Отец Рышард Лейблинг сына спас из гетто, перебросив через колючую проволоку. Роман сменил фамилию на Полански. После того, как его избил польский уголовник, он вынужден всю оставшуюся жизнь ходить со стальной пластиной в голове.
НЕВЕСТА В ОБЩЕСТВЕННОМ ТУАЛЕТЕ
Режиссера Поланского весь его творческий период не покидает маниакальное стремление делать из своих возлюбленных киноактрис и жен. Он был трижды женат, все его жёны принадлежат к миру кино.
В 1953 году Полански поступил в школу кинематографии в Лодзи (Szkola Filmowa w Lodzi, Польша). Его дипломной работой стала 20-минутная элегия «Когда падают ангелы» (Gdy spadaja anioly; 1958) по рассказу Лешка Шиманского (Leszek Szymanski) «Кассирша в общественной уборной».
Киноэтюд повествует о престарелой работнице общественного туалета, чья жизнь проносится у неё перед глазами за один рабочий день. Женщину сыграл сам Полански, а 19-летняя студентка варшавской Балетной школы Барбара Квятковская (Barbara Kwiatkowska-Lass; р.1940-1995) изображала во флэшбеках уборщицу в молодости.
Тогда же Роман и Барбара Квятковская связывают себя узами брака, который распался в 1962 году. Квятковская стала первой из женщин Полански, кто получила роль в его фильмах.
Полански эмигрирует из социалистической Польши, на лондонской киностудии Compton Films, которая специализировалась на производстве фильмов ужасов класса B, снимает психологический триллер «Отвращение» (Repulsion; 1965).
Это первая часть его «квартирной трилогии». Ее вторую и третью части составили «Ребёнок Розмари» (1968) и «Жилец» (1976).
«Отвращение» - второй полнометражный фильм Поланского, его первая работа за рубежом и первый англоязычный фильм. «История о буйствующей в квартире своей сестры шизофреничке со склонностью к убийствам», - так характеризует фильм сам режиссер.
Роль главной героини, Кэрол Леду, исполнила французская актриса Катрин Денёв (Catherine Deneuve; наст.имя Катрин Фабьен Дорлеак; Catherine Fabienne Dorleac; р.1943), ставшая эвездой после каннского триумфа мелодрамы «Шербурские зонтики» (Les Parapluies de Cherbourg; 1964) французского режиссера Жака Деми (Jacques Demy; 1931-1990) на музыку французского композитора Мишеля Леграна (Michel Jean Legrand; р.1932).
В героине Кэрол присуствуют девственная невинность и сдержанная безмятежность, сочетающиеся с ее природной красотой. Кэрол преследуют внезапные и непредсказуемые приступы буйства; подавленность, переходящая в паранойю, выражающую человеческий страх перед жизнью, когда остается только самоистязание и насилие. Её привлекает и отталкивает секс.
У Кэрол нет контакта с окружающим миром; она одинока и сомневается в своей привлекательности; ее пугают назойливые поклонники, и ее реакция: страх, агрессия и мания. На этом фоне развивается самоотторжение Кэрол от реального мира.
Героиня перестала ходить на работу, забаррикадировавшись в квартире и сходя с ума. Ей мерещатся трещины, сами собой появляющиеся в стене, руки, которые тянутся, чтобы её схватить, искажается перспектива комнат квартиры.
Полански перефразирует сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», главная героиня Кэрол - созвучно с фамилией писателя, и сумасшествие начинается после отрубленной кроличьей головы.
К середине фильма в руках у Кэрол оказывается опасная бритва, а потом и роковой канделябр, превращая «Отвращение» в историю нежного безумия с двумя трупами мужчин и с запоминающимся образом молодой Денёв в окровавленном пеньюаре.
Даже если бы Катрин Денев играла плохо, и тогда было бы интересно смотреть на её большие красивые глаза и блестящие волосы, которые выглядят золотистыми даже на черно-белой плёнке.
Съёмки фильма проходили в Лондоне, 22-летняя Денёв в то время переживала разрыв отношений с французским режиссером Роже Вадимом (Roger Vadim; наст.имя Владимир Племянников; 1928—2000), ненадолго нашла утешение в объятиях рок-музыканта Джонни Холлидея (Johnny Hallyday; наст.имя Jean-Philippe Léo Smet; р.1943), затем и Поланского. Вскоре первый и единственный раз вышла замуж (1965-1972) за британского фотографа Дэвида Бейли (David Bailey; р.1938), одного из самих популярных модных фотографов 60-х в Западной Европе.
Итальянский режиссер Антониони Микеланджело, снимая свой первый англоязычный фильм «Фотоувеличение» (Blow-up; 1966), - экзистенциальную притчу по мотивам рассказа «Слюни дьявола» (Las babas del diablo; 1959) аргентинского прозаика Хулио Кортасара (Jules Florencio Cortazar; 1914-1984), - срисовал главного героя именно с Дэвида Бейли.