Альманах "РУБЕЖИ" №2 Амазонки 3
Уже около 3000 лет легенды о жестоких женщинах-воительницах, некогда живших на краю ойкумены, будоражат наше воображение. Пройдя путь от мифов, в которых говорится, что амазонки произошли от Ареса и Гармонии, и полуфантастических историй, написанных древнегреческими и римскими авторами, до современных фильмов. Однако есть ли в этих легендах хоть доля исторической правды? Впервые о воинственном племени амазонок мы узнаём из «Иллиады» - эпической поэмы Гомера о Троянской войне, предположительно созданной в восьмом веке до нашей эры. Здесь троянский царь Приам вспоминает, что видел битву амазонок против фригийцев. Гомер говорит, что эти женщины сражались, «как мужам подобные».
Гомер. Иллиада.
После Гомера об амазонках писали многие античные авторы, дополняя сложившийся образ информацией об их происхождении. Древнегреческий историк Геродот, середина пятого века до нашей эры, называл их андрофонос – «убивающие мужчин»» - и рассказывал о них удивительные истории. Особенно они интересны в свете последних археологических открытий.
Геродот в своей «Истории» сообщает, что столица амазонок называлась Фемискира, и стояла на берегу реки Фермодон, где-то на юге Чёрного моря в современной Турции. Существует версия, согласно которой амазонки пришли в Грецию с Меотийского озера, то есть с Азовского моря. Оттуда они совершали военные походы по всей Малой Азии, добираясь даже до Сирии и Египта. Согласно легендам, амазонки основали такие города, как Эфес, Смирна – ныне турецкий Измир, Синоп и Пафос. Царство амазонок со столицей Фемискрой основала царица Лисппа, также ставшая первой амазонкой. Она заложила основные законы и правила жизни амазонок…
Геродот показывает, что в какой-то из битв, более близкой к нам исторически, судя по греческим расписным вазам, скульптурам и сообщениям различных авторов, греки победили амазонок и взяли много пленных. Греки погрузили амазонок на корабли и с торжеством великим повезли в Грецию. В дороге вдруг образовалась буря невиданная, от которой греки отвлеклись от охраны пленников и бросились разом убирать паруса. Амазонки воспользовались таким неожиданным моментом, перебили греков и освободились. А вот дальше они оказались во власти бушующих морских волн и неожиданных течений. Управлять кораблями они не умели, ведь были сухопутными всадницами и их понесло до самого Босфора, через всё Чёрное море, когда, наконец, они вошли в азовское море. Их прибило к берегу где-то в устье Дона, где начинались скифские владения. Амазонки поселились по берегам, стали нападать на скифские лагеря, уводить коней, грабить.
«Ну, что же такое! Мы такие могущественные, всех держим в кулаке, а тут вдруг!..» - Завопили скифы от полной неожиданности, охватившей их владения. Делать нечего, пришлось воевать. Геродот рассказывает, что после одного из сражений, убив какое-то количество амазонок, скифы стали снимать с врага одежду, и увидели, что это женщины, причём очень красивые. Об этом доложили вождям. Они сказали: «Нам такие воинственные женщины нужны, и мы не будем с ними воевать». Отобрали самых молодых и симпатичных воинов и отправили устанавливать связи. Амазонки не отказались вступить в контакт, они же совсем без мужчин не могли обходиться, надо же было как-то род свой продолжать. Обычно мальчиков они делали рабами, а девочек воспитывали в воинском духе. И вот через некоторое время появились пары, которые питали друг к другу тёплые чувства. Тогда скифы говорят: «У нас есть родня. Есть имущество». Но амазонки ответили: «Нет, мы привыкли жить вольной жизнью, и мы к вашей родне, к вашим женщинам, которые занимаются только домашним очагом, не пойдём. Вы возьмите свою долю добра, и мы уйдём из скифских владений».
Скифские вожди согласились, выделили им долю, и амазонки ушли за Дон, за пределы скифских владений. Как пишет Геродот, земли на три дня пути на восток и пятнадцать дней на север заселило племя амазонок и скифских юношей. Она стало называться савроматы, что в переводе означает жёноуправляемые. Роль женщин у них была особой. Пока девушка не убьёт хотя бы одного врага – замуж выходить не может и с детства обучались ездить верхом, владеть всеми видами оружия.
В описании римских авторов говорится о том, что амазонки были союзницами Приама и сражались вместе с ним против ахейцев во время Троянской войны. К концу войны, убив в сражении множество греков, царица амазонок Пентесилея затеяла битву с Ахиллом и была убита в кровавом поединке. Есть упоминания и о других смельчаках – героях древней Греции, отважившихся вступить в сражение с этими грозными женщинами. Одним из 12 подвигов Геракла было достать волшебный пояс Ипполиты – царицы амазонок. Чтобы выполнить задание, Геракл вместе с Тесеем отправился в столицу амазонок Фемискрея на реке Фермодон. Геракл убил Ипполиту и забрал пояс, а Тесей прихватил царевну Антиопу – одну из сестёр Ипполиты. Пытаясь спасти её, амазонки вторглись в Древнюю Грецию, намереваясь захватить Афины, однако потерпели поражение.
Геродот. История греко-персидских войн.
По другим версиям, Антиопу убили в сражении, в котором она участвовала на стороне Тесея. Мифические битвы греков и амазонок способствовали появлению целого направления в древнегреческом искусстве – амазономахия. В качестве примера можно назвать мраморный барельеф из Пантеона в Афинах. Некоторые биографы Александра Македонского рассказывали о знакомстве полководца с царицей амазонок по имени Талестрис, намекая, что у них даже был ребёнок. Однако эти сведения ставятся под сомнение в труде древнегреческого историка и биографа Плутарха «Жизнь Александра», а также в работах ряда других древних авторов. Ранние древнегреческие и римские писатели связывали с амазонками множество странных обычаев. Сегодня некоторые историки полагают, что слово «амазонка» происходит от иранского слова «хамазан», что означает – воин. В переводе с древнегреческого оно звучит как «безгрудая». Древние Греки, вероятно, так объясняли существующую у амазонок традицию выжигать или отрезать себе правую грудь, дабы лучше натягивать тетиву лука. Тем не менее сохранившиеся до наших дней греческие статуи, барельефы и вазы изображают их с двумя грудями. И я тоже заявляю со всей ответственностью, что тетиву лука лучше всего натягивать от глаз, а не от груди. Да к тому же амазонки, в первую очередь всё же были женщинами и только потом воинами, а потому не гнушались украшениями. Об этом говорят многочисленные находки, где вместе с оружием откапывали различные ценные безделушки, которые радовали тех самых амазонок, которые ни в коем случае, уж поверьте, никогда не дали бы себе выжечь грудь, чтобы на это место потом повесить золотую бляху.
Мифы гласят, что амазонки не пускали мужчин на свои земли, но раз в год для продолжения рода отправлялись в соседнее исключительно мужское племя гаргарейцев. Девочек они оставляли, обучали их ведению сельского хозяйства, охоте и военному делу, а мальчиков либо убивали, либо отдавали отцам.
Место проживания амазонок точно не известно. Называют земли от черноморского побережья Турции до юга России, Ливии и даже Атлантиды. Возможно, восхищённые рассказы знатных путешественников о степных женщинах и другие, более правдоподобные истории дополнили уже существующий в Древней Греции миф об амазонках. Впрочем, бесстрашные женщины могли олицетворять в мифах неизведанные опасности, а может, даже варварство в целом, с которым сталкивались древние греки, отважившиеся отправиться в новые земли. Любопытно, что, по мнению древних греков, амазонки всегда жили на самом краю ойкумены, там, где заканчивается цивилизация.
С расширением их представлений о мире, родина амазонок снова перемещалась всё дальше и дальше. Наверное, именно поэтому связанные с ними географические данные столь противоречивы. Так, в древнейших письменных источниках рассказ об амазонках начинается с того, что они жили к востоку от Древней Греции в Малой Азии, где сейчас находится Турция. И, вероятно, были основательницами города Эфес и Смирны на восточном побережье. При Геротоде, а это пятый век до нашей эры, они переместились на юг России, а ко времени написания «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, в первом веке до нашей эры, родиной амазонок уже считалась Западная Ливия. Если миф об амазонках действительно является частью памяти народа о матриархальной культуре воинственных женщин, возникает вопрос: почему Гомер в восьмом веке до нашей эры писал о них так, словно всем на свете это было уже известно. Возможно, они существовали ранее, примерно в конце бронзового века и начале железного, с чем и я готов согласиться потому, что об этом как раз и говорят находки из курганов того времени из нижних наслоений. А в таком случае, наиболее вероятными местами их проживания была степная часть России. Необязательно, чтобы амазонки проживали отдельной женской группой без мужчин, хотя бесспорно, что отдельные поселения были и таковыми. В основном же воительницы вместе с мужчинами несли воинские повинности, а в определённый период времени нашей загадочной истории мужчины всё же им ещё и поклонялись, считая их прямыми потомками женского божества, как начала всей вселенной.
Описание женщин в литературе и искусстве того времени призвано больше для того, чтобы продемонстрировать черты, противоположные тем, которыми обладает высокоразвитое общество. У древних греков все обязанности женщины сводились к ведению домашнего хозяйства, они не были вовлечены в войну и политику. А амазонки наоборот – принимали решения и участвовали в битвах. Такая игра на контрасте в мифах определяла положение вещей в древнегреческом государстве, акцентируя внимание на неестественности тех обществ, которые радикально отличались от их собственного. И, конечно же, варвары, посягнувшие на их культуру, это касается битв между амазонками и древними греками, всегда проигрывали. И опять тут возникает множество вопросов: ведь если всё так, то зачем было грекам ваять амазонок такими красивыми! Раскопки показывают, что до идеальной красоты амазонкам было очень далеко.
Далее я уже не буду вдаваться в такие подробности, а просто перечислю наиболее известные источники древних авторов…
Амазонки обосновались в Фемискрее, на реке Фермодон (вероятно, Терме Кей в современной Турции). Амазонки первыми стали подковывать лошадей и использовать железо.
Лисий. Погребальная речь, 4
Битва амазонок с Беллерофоном (легендарный греческий герой, владелец знаменитого крылатого коня Пегаса, подаренного ему Афиной).
Аполлодор. Хроника греческой истории.
Плавание Аргонавтов мимо земель амазонок на пути в Колхиду.
Пиндар. Пифий
Аполлоний Родосский. Аргонавтика. Сражение амазонок с фригийскими царями Мигдоном, Отреем и Приамом (позже ставшим царем Трои).
Битва амазонок с отрядом Геракла-Тесея за пояс Ипполиты. Антиопа (или Ипполита, в зависимости от легенды) была похищена и взята замуж за царя Греции Тесея.
Штурм Афин амазонками для возвращения пояса Ипполиты. Некоторые источники повествуют о перемирии и договоре между амазонками и царем Тесеем.
Плутарх. Жизнь Тесея (Плутарх основывается на данных ранних историков Клейдема и Геланика, труды которых не сохранились)
Исократ. Панафенаик, 192, 194 (в Панегирике, 68 он утверждает, что они потерпели поражение и были все убиты или высланы)
Лисий. Погребальная речь, 6
Амазонки сражались на стороне троянцев против агрессии греков Пентесилея возглавляла отряд амазонок, которые все погибли.
Гомер. Илиада.
Арктиний Милетский. Этиопий (продолжает повествование о троянской войне с того места, на котором закончилась Илиада)
Прокл. Обзор Этиопия; Гедий и гомериада в Классической библиотеке.
Амазонки принимали участие в Пелопонесской войне между Афинами и Спартой (431-404 н.э.)
Фукидид. История Пелопонесской войны
Александр Македонский встречался с царицей амазонок Фалестрией. Он пытался взять ее в жены в Гиркании (античная провинция в северной Персии).
Страбон. География, 2.5.4-5 (отрицал)
Квинтус Смирнский. История, 6.5.29
Диодор. Сикул, 17.77.1
В интернете можно ещё много найти подобных источников, но эти наиболее интересны тем, что в Трою тоже когда-то не верили, а ведь она на самом деле существовала, как и катакомбы всем известного по школьной программе минотавра, а также многие и многие другие мифические сюжеты. Конечно, греки – великие фантазёры, но всё же, нужно отдать им должное – без них история бы утаила, наверное, навсегда довольно внушительный сундук удивительных фактов. Сопоставляя их, копая матушку землю, мы, безусловно, идём к заветной цели – познанию природы человеческой, важного и необходимого для дальнейшего существования.