92.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛА...
92.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 14. ТЕКСТ 1-5.
Глава 14. Три гуны материальной природы
ТЕКСТ 1
шри-бхагаван увача
парам бхуйах правакшйами
джнананам джнанам уттамам
йадж джнатва мунайах сарве
парам сиддхим ито гатах
шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; парам - трансцендентное; бхуйах - вновь; правакшйами - возвещу; джнананам - знаний; джнанам - знание; уттамам - высшее; йат - которое; джнатва - познав; мунайах - мудрецы; сарве - все; парам - высшее; сиддхим - совершенство; итах - отсюда (из этого мира); гатах - достигшие.
Верховный Господь сказал: Я вновь возвещу тебе эту высшую мудрость, самое возвышенное знание, познав которое все великие мудрецы достигали высшей ступени совершенства.
БОГ: Правильный перевод. Точный перевод: «1.Шри Бхагаван Сказал: И снова Я сообщу тебе лучшее из всех знаний, зная которое все мудрецы из этого мира достигли высшее совершенство.». То, что Бог Кришна сообщает Арджуне, есть Совершенные Духовные Знания. Их называть мудростью нельзя. Мудрость – есть понятие чисто материальное, есть уровень мыслительного процесса как следствие его чисто материальной или житейской практики. Также, надо понимать, что этот стих был направлен на людей времен Арджуны и потому учитывал их ступень общего материального и духовного развития. Им можно было сказать, что эти знания помогают достичь «высшее совершенство». Но современный преданный, любой материальный человек также, должен понимать, что совершенен только Один Бог.
КОММЕНТAРИЙ: В главах с седьмой по двенадцатую Кришна открыл Aрджуне знание об Aбсолютной Истине, Верховной Личности Бога. Теперь же Он хочет дать Aрджуне еще более глубокое знание. Изучив и философски осмыслив содержание этой главы, человек поймет суть преданного служения.
БОГ: Надо понимать, что все духовные знания, которые Бог сообщает Арджуне, Абсолютны, есть Слово Бога, есть Высочайшие Духовные Знания; все они одного духовного уровня. Нет ни более высоких, ни более низких, нет и таких, которые бы заслуживали более пристального внимания человека. Все Важно. Все Авторитетно. Все для материального и духовного развития человека. Все непременно будет работать на духовные практики, само преданное служение, на выход за пределы материального мира на духовный план. Когда Бог Говорит Арджуне, что Хочет сообщить ему лучшее из всех Знаний, то это есть Божественный прием, чтобы привлечь внимание Арджуны к тому, что Говорит Бог, сосредоточить его на Словах Бога в каждый данный момент, ибо Бог Говорит вещи отнюдь не простые для Арджуны и Знает его не очень собранное и готовое к восприятию внутреннее состояние, обусловленное и предстоящим сражением, как и тем, что он уже получил ряд знаний, которые столь велики, что делают его умственный процесс рассеянным и немного неточным или почти неверным. Отсюда такие отступления Бога, направляющего характера, ибо через Арджуну Бог Кришна работает, и Арджуна должен быть в себе в том состоянии, чтобы реагировал и отвечал и спрашивал точно так, как ему и полагается во время диалога, и брал у Бога именно тот мыслительный процесс и понимание, которые этому диалогу будут только способствовать. Также, что касается философского осмысливания, то этого делать нельзя, ибо любое философское восприятие и осмысливание Слова Бога есть грех, есть сомнение, есть привнесение своего понимания и своей трактовки, есть вольное обсуждение с уровня своей ступени материального и духовного развития. Слово Бога надо принимать как есть и с теми дополнениями, которые может вносить Сам Бог в связи и в соответствии со ступенями материального и духовного развития людей на каждый данный период.
В тринадцатой главе говорилось о том, что, развив в себе смирение и обретя знание, человек получает возможность освободиться из материального плена.
БОГ: Нет. Невозможно просто обретя смирение и духовные знания освободиться из материального мира. Бог Кришна постоянно Говорит о том, что, чтобы выйти на духовный план, необходимо полноценное, долгое и старательное преданное служение. Другого пути за пределы материального мира не существует. Также, смирение само по себе не может развиться, и сам человек его в себе не достигает никакими мыслительными стараниями или контролем своих чувств, желаний, поведения. Это качество развивает Бог в человеке через путь преданного служения, через материальные и духовные практики, через страдания и преодоления, ибо это не столь простые качества и тем более смирение перед Личностью Бога. Это качество непременно развивается вместе с терпением, развитием аскетизма, при простом образе жизни, при постоянном уповании на Бога, при благотворительности, при не осуждении других людей, при отказе от наслаждений материальными внешними объектами… Точно также, знание просто так высокого духовного порядка не достигается и не утверждается. Это, опять же, путь долгого преданного служения, путь духовных практик, путь самоконтроля, путь поклонения Всевышнему… Т.е. выход на духовный план возможен только через путь преданного служения, через вхождение в Бога через изучение Слова Бога и утверждение в Слове Бога до такой степени, когда оно становится качествами преданного необратимого порядка, когда иначе преданный уже не может ни понимать, ни чувствовать, ни мыслить, ни отвечать на вопросы, ни осознавать свои жизненные ситуации… Все только через Бога Кришну.
Там также было сказано, что причиной материального рабства является соприкосновение живого существа с гунами материальной природы.
БОГ: Гуны материальной природы не порабощают человека, а помогают ему адекватно воспринимать материальный мир и развиваться в нем, вовлекая его в материальные игры и роли, которые проявляют качества человека, вслед за чем Бог помогает эти качества искоренять, и таким образом происходит развитие качеств более высокого материального и духовного порядка, что поднимает человека вверх по ступеням его собственного развития и в свое время обуславливает выход человека на духовный план
В этой главе Верховный Господь расскажет Aрджуне о том, что представляют собой гуны материальной природы, как они действуют, как порабощают живое существо и как помогают ему получить освобождение.
БОГ: Гуны материальной природы есть иллюзорные энергии Бога Кришны, Сам Бог, неотличный от Своих энергий. Эти энергии не могут порабощать человека, а, напротив, помогают ему правильно воспринимать материальный мир, наслаждаться жизнью, преодолевать, достигать те качества Волею Бога, которые направляют человека в преданное служение Богу Кришне, а оттуда в свое время за пределы материального существования.
Господь говорит здесь, что знание, изложенное в данной главе, выше того, которое Он уже открыл Aрджуне. Овладев этим знанием, многие великие мудрецы достигли совершенства и перенеслись в духовную обитель.
БОГ: Так было сказано для древних. Современному человеку надо понимать, что все, что Говорит Бог, есть Высочайшая и Абсолютная Истина. Знание об иллюзорных энергиях Бога не может вывести за пределы материального существования. Необходимо полноценное преданное служение. Но и без этих знаний обойтись невозможно. Человек должен понимать, как с ним работает Бог Кришна через Свои многочисленные энергии.
В этой главе Господь собирается изложить Aрджуне, по сути дела, то же самое знание, что и раньше, но по-другому, лучше.
БОГ: Нет такого, чтобы Бог что-то изложил лучше или хуже. Все, что Говорит Бог, излагается в той мере, в которой необходимо и тогда, когда необходимо. Всему свое время, всему своя причина, всему своя и подготовка человека к восприятию Слова Бога. Бог много раз возвращается к тем или иным темам и дополняя, и углубляя, и с новых как бы позиций привлекая человека с разных сторон входить в Слово Бога и таким образом через разные мыслительные процессы вникать в суть и ее закреплять в своей памяти.
Это знание значительно превосходит все то, о чем Кришна рассказывал до сих пор, и, обретя его, многие люди достигали духовного совершенства.
БОГ: Нет, так рассуждать нельзя. Нет ничего, что бы в Слове Бога превосходило это же Слово Бога. Это абсурд. Бог все излагает достаточно приемлемо, постепенно, все важно, все на своем месте, все сказано вовремя и в своем необходимом объеме в данном месте изложения; все учитывает и то, что человек должен неоднократно прочитывать Святое Писание и должен постепенно входить в Суть Святого Писания, должен быть и готов к более точным или объемным моментам изложения, и должен постигать Слово Бога ни за один присест и ни через один текст, а через ряд, прямо и косвенно поясняющих и эту тему и затрагивающих другую и готовящих к восприятию следующей…
Таким образом, любой, кто по-настоящему овладеет знанием, изложенным в четырнадцатой главе, сможет достичь совершенства.
БОГ: Изучать надо всю Бхагавад-Гиту в НОВЫХ СВЯТЫХ ПИСАНИЯХ, как и необходимо заниматься полным преданным служением. Это есть единственное средство выйти за пределы материального существования. Что же касается совершенства, то Совершенен только Бог Кришна.
ТЕКСТ 2
идам джнанам упашритйа
мама садхармйам агатах
сарге 'пи нопаджайанте
пралайе на вйатханти ча
идам - к этому; джнанам - к знанию; упашритйа - найдя прибежище; мама - Мою; садхармйам - ту же самую природу; агатах - обретшие; сарге апи - даже в период сотворения (материального мира); на - не; упаджайанте - рождаются; пралайе - в период разрушения; на - не; вйатханти - страдают; ча - также.
Тот, кто непоколебимо утвердился в этом знании, обретает такую же духовную природу, как у Меня. Такой человек больше не родится во время сотворения этого мира и не будет страдать во время его уничтожения.
БОГ: Неверный перевод. Правильный перевод: «2.Постигнув это знание, достигают такой же, подобной Моей собственной трансцендентной природы и во время сотворения не рождаются, и во время уничтожения не потревожены.». Это Знание о трех гуннах материальной природы необходимо, чтобы выйти в свое время на духовный план. Но это Знание необходимо получить и утвердиться в нем в совокупности со всеми Знаниями, изложенными в НОВЫХ СВЯТЫХ ПИСАНИЯ, плюс к этому полноценное преданное служение Богу Кришне.
КОММЕНТAРИЙ: Тот, кто обрел совершенное духовное знание, разрывает круг рождения и смерти и становится качественно тождественным Верховной Личности Бога. При этом он, однако, сохраняет самостоятельное существование и остается индивидуальной душой.
БОГ: Разрывает круг рождений и смертей не человек, а Личность Бога Кришны и только через путь полного преданного служения, куда входит изучение Святого Писания. Также, грех мыслить, считать себя сколько-нибудь тождественным по качествам Личности Бога. Эти вещи несравнимые и непреодолимые живым существом. Также, никогда, ни в материальном мире и ни на духовном плане человек не может быть самостоятельным или индивидуальной душой. Человек, душа, есть полностью подчиненное Богу Кришне живое существа, абсолютно зависимое и беспомощное.
В Ведах говорится, что освобожденные души, достигшие трансцендентных планет духовного неба, всегда созерцают лотосные стопы Верховного Господа, служа Ему с любовью и преданностью. Таким образом, даже получив освобождение, преданные не утрачивают своей индивидуальности.
БОГ: На духовном плане люди не заняты созерцанием стоп Верховной Божественной Личности, ибо Бог Кришна не имеет стоп, не имеет такую Духовную Форму, Которую можно созерцать или обозревать. Но человек может поклоняться воплощению Бога Кришны на духовном плане, Которое неотлично от Бога Кришны. Но и такая форма воплощения Бога не имеет стоп, чтобы на них было сосредоточено внимание человека. Человек на духовном плане поклоняется, не взирая на образ воплощения Бога, ибо взирать запрещено, но для общения душа получает в супруги такое воплощение Бога, с которым может общаться и которое полностью управляет ею, как и помогает заниматься всеми делами на духовном плане. Но что касается индивидуальности, то ее не существует. Душа не имеет такого качества ни в материальном мире ни на духовном плане.
Любое знание, которое мы получаем в материальном мире, осквернено влиянием трех гун материальной природы. Знание, не оскверненное их влиянием, называют трансцендентным.
БОГ: Гуны материальной природы помогают человеку правильно себя в материальном мире осознавать, входить в контакт с материальным миром, вовлекаться в материальные игры и роли, развивать качества, отдавать Богу долги, входить в контакт с другими людьми, выполнять свои обязанности и долги, помогают принимать этот материальный мир и чувствовать себя в нем комфортно, также помогают через материальные науки изучать законы материального мира, использовать материальный мир для облегчения своей жизнедеятельности, также учатся управлять некоторыми божественными направленными на материальный мир энергиями, развивая технический прогресс, постигая космос и его законы, изучая природу и животный мир, исследуя морские глубины, занимаясь творчеством, развивая свой интеллект, направляя усилия на развитие общества… По сути, иллюзорные энергии есть Сам Бог, дающий людям всю полноту материальной жизни и дающий им все условия для проявления своих качества, для материального развития, интеллектуального, физического, для тренировок качеств и управления своими некоторыми возможностями и чувствами… Гуны природы, по сути, подготавливают человека к пути преданного служения. И именно они дают основу религиозному мышлению и устремлению уже в пути преданного служения.
Обретая такое знание, человек достигает уровня, на котором находится Сам Верховный Господь. Люди, не имеющие знания о духовном мире, считают, что, прекратив заниматься материальной деятельностью и освободившись от оков материального тела, вечная душа лишается своей формы и индивидуальности.
БОГ: Трансцендентное знание есть Чисто Духовное Знание. Человек таким знанием не может обладать. Это прерогатива только Личности Бога. Чтобы обладать Чисто Духовным Знанием, необходимо быть Совершенной Личностью. Такой Личностью является только Личность Бога Кришны. Преданный обладает духовными знаниями, но не в полной мере, но теми, которые ориентированы на человека, его возможную ступень материального и духовного развития и в применении именно к человеку. Это не те Знания, которыми обладает Бог Кришна. Знания Бога Кришны никак несравнимы с духовными знаниями человека и никак не сопоставимы ни по каким параметрам. Никогда человек не достигает уровня, на котором находится Личность Бога. Это величайшее и греховное заблуждение преданных. Грех так мыслить, грех так проповедовать.
Но в духовном царстве, как и в материальном мире, существует разнообразие, основанное на индивидуальности.
БОГ: В духовном мире есть духовное разнообразие, но нет и не может быть никакой индивидуальности. Это вздор. Там все полностью зависят от Бога Кришны, там все направлено только на Бога Кришну, там воспевают только Бога Кришну, там служат только Богу Кришне, там все качества направлены только на Бога Кришну, там все мыслительные процессы даются только Богом Кришной и с Богом связанные как и качества, как и поступки, как и желания, как и деятельность, как и все другие вопросы, ибо Бог Кришна есть все.
Те, кто не знает об этом, думают, что духовное бытие является полной противоположностью материального многообразия.
БОГ: Невозможно сказать, что духовное бытие есть противоположность материального существования или материального многообразия. И на духовном плане есть общественные места, и там есть великолепные пейзажи и виды, и там есть селения, но не городского типа и не из маленьких или убогих домов, но дворцы, достаточно объемные и многокомнатные, и там есть великолепная пища, но она духовная, тонкая, очень легкая и почти как земная на вкус, но с оттенками сладости, немного терпкости, немного миндальный вкус, не жуется, не плавится, не портится, не застаивается, но постепенно поглощается с великим наслаждением и почти радостью. Там все люди добры, смиренны, почтительны, доходчиво все говорят, легко понимают, не удивляются, но стараются любому помочь или показать или сделать сами. Никто на духовном плане не говорит ни громко ни тихо, все всё понимают на уровне мысли, и не нужны здесь никакие языки, никакие особые средства, чтобы что-то передать. Передвигаются все легко или плавно, нет никакого транспорта, нет никаких указателей, никто не может заблудиться, никто не может не найти свой дом или жилье, которое обычно всегда недалеко и великолепно. Работают все по своим интересам на благоустройстве, на многих мероприятиях, которые посвящают Божественной Личности, никто никогда просто так не посещает эти мероприятия, но каждый от Бога наделен своими талантами и каждый что-либо привносит или пением, или стихами, или музыкой, иди танцами, или некоторым особым даром, который всех радует.
Однако на самом деле, попадая в духовный мир, живое существо обретает духовную форму. В духовном мире оно занимается духовной деятельностью, и эта деятельность называется жизнью в преданности.
БОГ: На духовном плане присутствуют все же не духи, а души, облаченные Богом в великолепные одежды, с непокрытыми головами, с длинными волосами, великолепно украшенными разными для этого предназначенными цветами, переливающимися брошами, удивительными лентами, сияющими заколками… все имеет цвет бежевый, сиреневый, голубой, алый, немного бирюзовый, цвета не блеклые и не яркие, но удивительны по своим сочетаниям… и каждому его цвета, его внешность, его лицо. Лица на духовном плане также великолепны и имеют смирение и немного достоинства… Это не жизнь в преданности. Такого понимания нет, там преданное служение Богу Кришне человек понимает как свое дыхание, как свою жизнь, как свою благость… Он уже не может как в материальном мире свою жизнь посвятить Богу Кришне, ибо это происходит само собой, естественно и полностью отвечает качествам и желаниям людей на духовном плане.
Aтмосфера духовного мира не осквернена влиянием материальных гун, и живые существа там качественно неотличны от Верховной Личности Бога.
БОГ: На духовном плане тоже присутствуют иллюзорные энергии Бога, ибо они и создают видимость великолепия духовного плана и условия для обитания здесь людей, как и обставляют их жизнедеятельность, занятость, дают ощущение благости, дают желание преданно служить Богу и постоянно направляют мыслительный процесс, чувства и желания на все, что связано с Богом Кришной.
Чтобы обрести это знание, необходимо развить в себе все духовные качества. Тот, кто обладает этими качествами, не рождается в материальном мире в период его сотворения и не погибает вместе с этим миром во время его уничтожения.
БОГ: Невозможно сначала развить в себе высокие духовные качества, а потому на их основе постичь совершенные духовные знания. Напротив, человек начинает свой путь в преданном служении имея из материального мира и материальных практик некоторый стандартный стартовый набор качеств, которые будет дальше в пути преданного служения развивать через само преданное служение и через изучение и вхождение в Слово Бога в той мере, когда Знания высокого духовного порядка будут, начнут трансформироваться в качества, становясь сутью человека, его мыслительным процессом, его поведением, его выбором, его решением, его убеждением.
ТЕКСТ 3
мама йонир махад брахма
тасмин гарбхам дадхамй ахам
самбхавах сарва-бхутанам
тато бхавати бхарата
мама - Мой; йоних - источник возникновения; махат - (весь) материальный космос; брахма - высший; тасмин - в том; гарбхам - оплодотворение; дадхами - даю; ахам - Я; самбхавах - возможность; сарва-бхутанам - всех живых существ; татах - затем; бхавати - происходит; бхарата - о потомок Бхараты.
Совокупность всех материальных элементов, которую называют Брахманом, является источником всего сущего. И Я оплодотворяю этот Брахман, о потомок Бхараты, позволяя всем живым существам появиться на свет.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «3.Брахман – Мой источник рождения всего материального существования. Оплодотворяя его, Я даю возможность всем живым существам с тех пор появляться на свет, о, Бхарата.».
КОММЕНТAРИЙ: Здесь объяснена природа материального мира: все, что в нем есть, является результатом соединения кшетры и кшетра-гьи, тела и вечной души.
БОГ: В этом стихе уже не упоминается поле деятельности и душа, расположенная в этом поле. Речь о другом. И достаточно понятная. Брахман – это материальная природа – живые существа, природа, движущаяся и неподвижная. С другой стороны, – Сам Бог, Творец, Верховная Божественная Личность, Тот, Который ОПЛОДОТВОРЯЕТ Свою материальную природу со всем, что туда входит движущимся и неподвижным. Бог Кришна оплодотворяет все, что можно оплодотворить в материальном мире – все виды живых существ, всю растительность и то, что вне понимания человека, включая атомы, молекулы, клетки, простейшие живые существа, микроскопические живые существа, видимые и невидимые живые существа, включая и то, что только должно начать путь живого существа в материальном мире из неподвижной природы. Т.е. Человек должен из данного стиха понять, что именно Личность Бога Кришны дает возможность рождаться всему из материальной природы или Брахмана, оплодотворяя эту материальную природу.
Материальную природу и живое существо соединяет вместе Сам Верховный Господь. Махат-таттва - это совокупная причина космического мироздания, и эту совокупную вещественную причину творения, содержащую в себе три гуны материальной природы, иногда называют Брахманом.
БОГ: Нет. Забыли махат-таттву. Все внимание только на материальный мир, что есть материальная природа плюс все живые существа, включая человека. Все, что видит человек вокруг себя, и есть материальная природа, включая его, человека, самого. Это просто и понятно. Гуны природы в данном стихе Бог не затрагивает. Только одно понимание должно усвоить: Бог Сам эту материальную природу ОПЛОДОТВОРЯЕТ. Ни она сама себя, ни человек, ни животные, входя с друг другом и процесс спаривания… Все это, ведущее к размножению живых существ, дает, делает Своим трудом только Бог, полностью этим процессом размножения, рождения УПРАВЛЯЯ через многочисленные Божественные Энергии. Бог дает непреодолимое чувство влечения к спариванию или сексу, Бог дает место, время, обстоятельства, дает все желания, все предварительные игры, дает условия, дает и понимание всем живым существам, обеспечивая Сам Лично появление на свет тех душ, которые недавно оставили тела или тех душ, которые только начинают движимое существование. Именно Бог размножает и растительность и микроскопические живые существа и людей, и животных во всех сферах, во всех телах, разными способами, через разные подготовительные ритуалы, давая желание, период, сосредоточение, давая удовлетворение и наслаждение и устремление к брачным играм…
Оплодотворяя совокупную материальную энергию, Верховный Господь дает начало бесчисленным материальным вселенным.
БОГ: Нет в данном стихе речи о материальных вселенных. Только речь ведется о рождении живых существ. О Том, Кто побуждает материальную природу к процессу оплодотворения и рождения живых существ.
Эта совокупная энергия, махат-таттва, названа в Ведах Брахманом: тасмад этад брахма намарупам аннам ча джайате (Мундака-упанишад, 1.1.9).
БОГ: О махат-таттве нет в стихе упоминания никакого. Только о материальной природе материального мира и о том, Кто в этой природе дает рождение всем живым существам.
И Верховный Господь оплодотворяет этот Брахман семенами живых существ.
БОГ: Все семена во всех живых существах, семена во всем движимом и недвижимом даются в материальную природу Самим Богом Кришной. Под Управлением Бога Кришны и идет оплодотворение в материальном мире. Только так дело обстоит.
Двадцать четыре элемента: земля, вода, огонь, воздух и т.д. - все это материальная энергия, называемая махад брахмой, великим Брахманом, то есть материальной природой. Над ней, как было сказано в седьмой главе, стоит другое, высшее начало, живое существо. Это высшее начало соединяется с материальной природой по воле Верховной Личности Бога, и впоследствии материальная природа порождает все обусловленные живые существа.
БОГ: Нет. Не верно. Существует высшая природа – совокупность живых существ: от микроскопических форм жизни до тела человека, те, что могут передвигаться, осознавать в свою меру себя и до интеллекта человека. И существует низшая природа: земля, вода, огонь, скалы, горы и пр. Но никак Бог не соединяет высшую и низшую природу именно для рождения живых существ. И высшая и низшая природа специально не соединяются Богом Кришной. Это соединение существует изначально, автоматически, по определению материальной природы. Где она там и живые существа, это как одно целое, незыблемое, Брахман или просто ПРИРОДА МАТЕРИАЛЬНАЯ, где живые существа точно также подчинены Богу Кришне, как и низшая природа, и никак этой низшей природой не управляют, но зависимы от нее. Они не могут как-то побуждать низшую природу или использовать низшую природу для оплодотворения и рождения живых существ. И теми и другими Управляет Бог и в плане развития и в плане оплодотворения и в плане рождения живых существ. Это каким образом надо соединить человека и камень, чтобы родилось живое существо? Ведь, это напрямую следует из выше приведенного абзаца: «Это высшее начало (человек, животное…) соединяется с материальной природой по воле Верховной Личности Бога, и впоследствии материальная природа порождает все обусловленные живые существа.». Не соединяется с материальной природой живое существо, а из этой природы Волею Бога берет свое начало и пребывание в материальной природе для него естественно и неотъемлемо. Комментатор хочет как-то доказать, что причиной рождения живых существ являются живые существа, которые все оплодотворяют, всему давая жизнь. Они это делают строго по Воле и Плану Бога Кришны и то в своих пределах, в пределах своего вида и то если Бог даст им такое устремление и даст семени взрасти. Нельзя в рождении живых существ основной или главной причиной делать высшую природу, что есть живые существа, непременно соединенную с низшей природой, ибо нет таких взаимодействий между высшей и низшей природой, которые бы повлекли непременно к оплодотворению и рождению живых существ, но строго принять и понимать, что и оплодотворение и рождение во всей совокупной материальной природе обеспечивает только Личность Бога, а материальная природа со всеми живыми существами есть лишь инструмент Бога, которым Управляет Бог для того, чтобы давать жизнь тем душам, которые оставили тело.
Скорпионы откладывают яйца в рисе, поэтому иногда говорят, что скорпионы рождаются из риса. Но причиной их появления на свет является не рис. На самом деле яйца откладывает самка скорпиона.
БОГ: Нет, не рис и не самка скорпиона есть причина рождения скорпиона, а только Личность Бога Кришны, Который дал рис, дал понимание самке скорпиона, дал время и место, дал и само рождение.
Aналогично этому, материальную природу нельзя считать причиной появления на свет живых существ. Семя жизни дает Верховный Господь, поэтому живые существа только кажутся порождением материальной природы.
БОГ: Материальная низшая природа и живые существа есть то, чем Управляет Личность Бога в вопросе оплодотворения и рождения живых существ. При этом и материальная низшая природа и непосредственно живые существа причиной рождения живых существ не являются, но инструментом Бога в вопросе оплодотворения и рождения.
Таким образом каждое живое существо получает определенное тело, созданное материальной природой в соответствии с его кармой, чтобы наслаждаться или страдать, пожиная плоды своей прошлой деятельности. Но изначальной причиной появления на свет всех живых существ, населяющих материальный мир, является Господь.
БОГ: Каждое живое существо получает свое тело не из рук материальной природы, а только из Рук Бога Кришны, именно Бог Кришна формирует тело живого существа с учетом его кармы, с учетом его качеств, с учетом Плана на развитие живого существа в новом рождении.
ТЕКСТ 4
сарва-йонишу каунтейа
муртайах самбхаванти йах
тасам брахма махад йонир
ахам биджа-прадах пита
сарва-йонишу - во всех видах жизни; каунтейа - о сын Кунти; муртайах - формы; самбхаванти - появляются; йах - которые; тасам - их; брахма - высшее; махат йоних - лоно материальной природы; ахам - Я; биджа-прадах - дающий семя; пита - отец.
Знай же, о сын Кунти, что все виды жизни порождены материальной природой, а Я - отец, дающий семя.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «4.Во всех формах жизни, о, сын Кунти, для всех форм тел, в которых появляются на свет живые существа, для них Брахманом, источником рождения всего материального существования являюсь Я, дающий семя Отец.». В ст. 3 Бог Кришна Брахманом называет материальную природу, которую Он, Бог Кришна, оплодотворяет и таким образом дает возможность всем живым существам появиться на свет. В этом стихе 4 Бог Кришна Говорит, что этим Брахманом является Он. Т.е. Бог Кришна есть Сам и материальная природа, как высшая так и низшая, и Он есть Тот, Кто эту природу оплодотворяет. Т.е. по сути, Бог Говорит, что Он есть ВСЁ.
КОММЕНТAРИЙ: В этом стихе ясно сказано, что Верховный Господь, Кришна, - изначальный отец всего живого.
БОГ: так можно сказать.
Живые существа соединяют в себе материальное и духовное начало.
БОГ: Живые существа не падают в материальный мир из духовного, и потому духовного начала в них нет. Они Волею Бога берут начало в низшей природе, с недвижимого существования и только постепенно развиваются Волею Бога до видимых и невидимых подвижных живых существ и далее постепенно поднимаются по ступеням собственного материального развития до более сложных форм жизни и тел, до формы тела и жизни человека, имея духовное развитие только в потенциале. И только в теле человека может идти уже речь о духовной составляющей качеств человека, и то на более высоких ступенях материального развития человека, которые начинают направлять человека к религии и отсюда к духовным практикам и к процессу собственно одухотворения.
Они есть не только на Земле, но и на всех остальных планетах вселенной, вплоть до самой высшей из них, обители Господа Брахмы.
БОГ: Брахмы никогда не существовало и не существует. Никогда не было первого сотворенного такого живого существа, от которого произошло бы все остальное творение. Это вымысел для древних.
Живые существа обитают всюду: в земле, в воде и даже в огне.
БОГ: Душа может безболезненно присутствовать в огне небольшой отрезок времени. Но обитать там не может. Обитание в огне невозможно. Это не те божественные энергии, которые совместимы с жизнью.
И матерью всех живых существ является материальная природа, а Кришна оплодотворяет ее.
БОГ: Материальная природа есть Сам Бог Кришна. И Сам Бог Кришна ее оплодотворяет.
Смысл данного стиха в том, что Господь помещает в лоно материальной природы семена живых существ, которые появляются на свет в период сотворения вселенной в различных видах жизни, согласно своей карме.
БОГ: В стихе не идет речь об этапе сотворения вселенной. А о том, что происходит в период сотворения и поддержания материального мира. Стих говорит о том, что Бог Кришна есть Брахман, и Бог Кришна есть тот, Кто этот Брахман оплодотворяет, давая таким образом всем живым существам возможность рождаться.
ТЕКСТ 5
саттвам раджас тама ити
гунах пракрити-самбхавах
нибадхнанти маха-бахо
дехе дехинам авйайам
саттвам - гуна добродетели; раджах - гуна страсти; тамах - гуна невежества; ити - таким образом; гунах - качества; пракрити - из материальной природы; самбхавах - возникшие; нибадхнанти - обусловливают; маха-бахо - о могучерукий; дехе - в теле; дехинам - живое существо; авйайам - вечное.
Материальная природа состоит из трех гун - благости, страсти и невежества. Когда вечное живое существо входит в соприкосновение с материальной природой, эти гуны, о могучерукий Aрджуна, обусловливают его.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «5.Добродетель, страсть и невежество есть качества (гунны) материальной природы, порождаемые материальной природой. Они связывают, о, Сильнорукий, в этом теле вечные живые существа.». На самом деле, гунны природы есть энергии Бога Кришны, иллюзорные, работающие постоянно над развитием живых существ, поднимающие их по ступеням материального и духовного развития. Это не порождение материальной природы, а то, что ей в материальном мире сопутствует. Сама материальная природа ничего не может порождать. Все дает Бог и так творит материальный мир, что он всегда пронизан иллюзорными энергиями Бога, неотличными от Самого Бога и Божественной Воли, дающими живому существу осознание себя в материальном мире и вводящими в контакт с материальным миром таким образом, что это обеспечивает живое существо сознанием своей жизни, себя и делает его достаточно активным и устремленным, как и заинтересованным в своей среде обитания.
КОММЕНТAРИЙ: Живое существо, будучи духовным, не имеет ничего общего с материальной природой.
БОГ: не так. Живое существо только потенциально духовно. На самом деле на низших ступенях своего развития живое существо ближе к материальной природе, имея при этом божественную природу. Однако, божественность Бог в ней, душе, будет растить, проводя душу через все формы тел и формы материального существования. И только в теле человека душа начинает Волею Бога проходить те материальные и духовные практики, которые, по сути, развивают религиозный мыслительный процесс человека, одухотворяют в колесе сансары его качества, так поднимая к преданному служению, и только на ступенях преданного служения можно говорить об одухотворении души в той мере, которая достаточна, чтобы Волею Бога в свое время вывести душу на духовный план.
Но так как оно попало под влияние материальной энергии, оно действует под диктовку трех гун материальной природы.
БОГ: Гуны природы никому не диктуют. Они ведут человека, исходя из его ступени материального и духовного развития, поднимая человека только вверх с низших ступеней до выхода на духовный план. И на каждой ступени они работают с каждым в строгом соответствии с качествами человека, его уровнем мыслительного процесса, с его желаниями, с кармой, с пониманием человека, его психическими возможностями, в соответствии с его физиологическими особенностями и непременно в соответствии с Планом Бога на его материальное и духовное развитие в каждый данный период его развития.
Наделенные различными телами с присущими им от природы качествами, живые существа вынуждены действовать так, как велит их природа. В этом причина многообразия счастья и страданий.
БОГ: Живые существа действуют не так, как велит их природа, ибо природа их никак им не велит, а действуют так, как ведет их Личность Бога Кришны через Свои многочисленные иллюзорные энергии и в соответствии с общей ступенью материального и духовного развития живого существа, его кармой, его качествами и Планом Бога на его развитие.