Ник Краснов. В продолжение темы конкурса "Кто живет во мне?"
Весь сайт живёт, как в лампе Алладина.
Потри чуток... и вот он, тут как тут.
Нежуковский
Еще один поэт, творчество которого мне дорого – Ник Краснов. Удивительный поэт, он не дает потачки ни себе, ни читателю. При этом читатель получает от Ника такой кредит доверия, что интерес к его строкам не ослабевает, хочется продолжения диалога.
В 2010 году у нас в городе стояла страшная жара, сушь, горел лес. Художница Марина Шляпина показывала мне свои работы. Ни на чьи не похожие, очень мне нравятся. От холста, на котором была нарисована вода, я не могла оторвать взгляд. Не река, не море, не стакан с водой – просто вода. Как это можно нарисовать? У Марины - получилось. Я ушла от нее – и долго еще видела эту воду мысленным взором. Вот примерно то же самое со мной произощло после того, как я прочитала про снег у Ника. Уж сколько писали поэты о снеге, но его – завораживает, заставляет всматриваться, дышать им…
Белее снега только снег
Гляжу в экран, смотрю в окно...
И я не сплю, но это сон.
Убрали цвет, и звука нет,
А в главной роли - белый снег.
И он летит, летит, летит...
Ещё полжизни впереди,
И целый месяц или два
Кружить до первого тепла.
Весна придёт, но знает снег,
Весна – она совсем не смерть.
Он поплывёт ручьём в полях,
Пока не высохнет земля.
*****
Поёт метелью тишина
О том, что надо верить снам,
О том, что белое в цене -
Белее снега только снег.
Кто из поэтов не чувствует себя одиноким? Одиночество – необходимая составляющая творчества. Но одиночество Ника – настолько плотное, что, кажется, ощущаешь его в воздухе: «я звонил в эту жизнь, там все занято, или трубку совсем не берут». И какое доверие читателю – «прислонись к моему одиночеству»… И в финале снова – та же просьба. При этом автор словно бы и не приглашает к формальному знакомству: «ни к чему мне твое имя-отчество, будем вместе ходить по воде.» . (Один-отчество) Будем вместе ходить по воде… Христос ходил по воде, Поэзия – это не религия, конечно, но – вера. Вот такая высота… Кто задержится на его страницах? Только близкий, сопереживающий. Единоверец.
Любовная лирика – как продолжение темы одиночества, острая, без надрыва, но с нервом извечной борьбы между мужчиной и женщиной. Лирическая героиня Ника Краснова – не белая голубка, это сильный, равный противник. Больше того, невольно вспоминается: «Ни у кого нет такой ведьмы, только у нас!» (Нина Садур). Счастье с ней – не тихое уютное гнездышко, но – кто же добровольно откажется от счастья?..
Ударься оземь и стань волчицей -
оскал, как бритва, протяжный вой.
Пусть волчья стая тобой гордится.
Давай, добей же, пока живой. (Включи мне стерву)
Я чувствую сквозь расстояние взгляд отстраненный.
Твое безразличие так нарочито картинно.
Пытаешь меня по ночам тишиной раскаленной
И тайно желаешь в мой сон заявиться с повинной. (Винилы судьбы)
Лирическая героиня, у которой «в волосах два стилета», поэтом воспринимается, конечно, с иронией, но… в каждой шутке только доля шутки. Потому автор (а поэты это умеют!) готовит ей маленькую сладкую месть:
Ничего, скоро кончатся войны,
выйдешь тихо, без помпы, в отставку.
Будешь фильмы смотреть про шпионов
и сидеть у подъезда на лавке... (У тебя в волосах два стилета)
Но сквозь иронию – горчит:
Как чудили - головой качаем:
стыдно как-то быть самим собою.
Что с тобой мы делали – случайность...
но опять нам хочется до боли. (Вещдоки)
Вот-вот заполыхает лес
Костром холодным и печальным.
Все расставанья не случайны –
Суфлерский шепот старых пьес. (Маленький гербарий)
В лирическом герое, охраняющем «свой тайный город» - читательницы угадывают идеальный образ возлюбленного, а читатели – себя, ведь у каждого внутри есть образ себя. Такой, каким мы хотим себя видеть.
Колыбельная для героя
Затерялось где-то счастье.
Солнце – на закат.
Видно, тратил слишком часто –
Сам и виноват.
Ты так долго был в дозоре,
Ляг, усни, поспи.
Спит давно твой тайный город
Посреди степи.
Всё ещё, наверно, будет –
Шепчет старый дом.
Только жалко, в это чудо
Верится с трудом.
И снова снег – как символ чистоты и обновления:
Протереть бы снегом чистым
Накипь серую небес,
До зари накрыть пушистым
Одеялом голый лес,
Проскочить из грязи в князи,
Бросить в реки зеркала
И украсить странной вязью
Холст оконного стекла,
На тропинки - скрип морозца,
По сугробам зайца след,
А на крыши блики солнца...
И пельмени на обед.
Финальная строка не только «приземляет» читателя неожиданной иронией, но заставляет подозревать, что мечта об уютном гнездышке порой все-таки посещает лиргероя. Неужели она кажется недоступной, иначе откуда ирония?
И почему-то думается, что все это неразрывно связано: жизнь и поэзия переплелись настолько тесно, что вынести это почти невозможно… Когда-то Михаил Лермонтов отказался от обычного земного человеческого счастья ради литературы… И у Ника Краснова за каждой строчкой – реальное, живое чувство, ощутимая боль, и снег обагряется настоящей кровью… Снег – символ чистоты…
Вот оно, наступило и грянуло...
Просвистела господня стрела.
Кровь моя вся до капельки алая
в белый снег, как вино, пролилась. (Безымянное)
Кипящий нимб из белых зим (Мы – Третий Рим)
Стихотворение «Мы – Третий Рим» хочется привести целиком. Это потрясающий гимн поэзии, кодекс поэта, готового нести «всю жизнь кресты чужих грехов»… Так может написать только поэт, для которого стихи – не безделка от скуки, не ремесло ради заработка, а предназначение.
МЫ - ТРЕТИЙ РИМ
Мы - Третий Рим.
В огне горим.
Костры... В них кровь и позолота.
Кипящий нимб
Из белых зим.
Экстаз предвестий и зевота.
Не перенять,
Не передать...
Наш космос - для купели прорубь.
У всех - закат,
Нам - воскресать
И раздвигать потемок штору.
Мы - это мы.
Полет версты.
Она в сто крат длиннее мили.
И нам нести
Всю жизнь кресты
Чужих грехов, своих бессилий.