58.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛА...
58.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 9. ТЕКСТ 8-11.
ТЕКСТ 8
пракритим свам аваштабхйа
висриджами пунах пунах
бхута-грамам имам критснам
авашам пракритер вашат
пракритим - в материальную природу; свам - Свою; аваштабхйа - войдя; висриджами - создаю; пунах пунах - снова и снова; бхута-грамам - мироздание; имам - это; критснам - целиком; авашам - само собой; пракритех - природы; вашат - по воле.
Весь космос находится в Моей власти. Послушный Моей воле, он сам собой возникает снова и снова, а в конце каждой калпы по Моей воле гибнет.
БОГ: Неверный перевод. Правильный перевод: «8.Из материальной природы, входящей в Меня, Я вновь и вновь создаю все это космическое проявление в совокупности, что происходит автоматически и управляется материальной природой.».
КОММЕНТAРИЙ: Материальный мир представляет собой проявление низшей энергии Верховной Личности Бога.
БОГ: На самом деле материальный мир ни есть только совокупность некоторых материальных элементов, но и также сюда входят живые существа разных ступеней развития. Поэтому, материальный мир есть проявление всех энергий Бога, как высших, так и низших.
Об этом уже говорилось несколько раз. В период его сотворения материальная энергия высвобождается в виде махат-таттвы, и Господь входит в нее в образе Маха-Вишну, первого воплощения пуруши. Он ложится на воды Причинного океана и выдыхает бесчисленные вселенные, в каждую из которых Господь вновь входит как Гарбходакашайи Вишну. Так возникают материальные вселенные.
БОГ: Это сказка. Не так происходит сотворение материального мира. Но такое понимание было дано людям на достаточно низкой ступени их материального и духовного развития. В современном мире человек должен знать, что Бог Кришна всегда присутствует в Своей материальной природе, и в проявленном и в не проявленном ее состоянии, или энергии, что суть одно. Он не входит в нее во время сотворения, но уже в ней, и начинает работать с ней, не то, чтобы проявляя, но давая ей форму, движение, законы ее существования и развития, давая ей необходимые условия полного видимого самообеспечения, которое, конечно же, дается и поддерживается Богом с учетом временных перемен, этапов развития, законов космоса и законов самой планеты. С учетом развития живых здесь существ и форм потребления материальных элементов в плане поддержания и развития существования, дает ей эстетический вид, разнообразие форм, все сопутствующие материальные элементы и стихии, направления развития и все прочее. Все дается не одним махом, а постепенно, очень и очень длительный период, исчисляемый миллионами и миллионами лет… Также, не существует никакого Маха-Вишну. Есть только и единственно Сама Личность Бога Кришны. Не существует также и некоего Причинного океана, ни на чем Бог не возлежит. Бог есть Высочайший Дух, пронизывающий весь космос и творящий в нем и во время сотворения и после уничтожения материальных вселенных, и во время проявленного состояния материального творения. Также, Бог никогда полностью не уничтожает Свое творение, но некоторыми областями, таким образом решая вопрос о переселении душ из уничтоженного бытия на те планеты, которые схожи по своим особенностям развития с уничтожаемыми планетами. Непременно, во время сотворения материальных вселенных Бог находится в долгом медитационном процессе, который не мешает Ему Управлять теми областями вселенных и космоса в целом, где творение сохранено и продолжает свой путь материального и духовного развития через непосредственно материальную субстанцию и живые существа.
Затем Господь проявляет Себя как Кширодакашайи Вишну, который входит во все сущее, даже в крошечный атом. Об этом говорится в данном стихе: Он входит во все сущее.
БОГ: Никогда Бог все сущее не оставляет, чтобы потом войти; Бог изначально есть все, что в Него входит, во всем в Себе расположен. Ничего, что в Теле Бога, неотделимо от Бога во все времена, и в период творения материального мира, и в период поддержания материального мира, и в период разрушения материального мира. Бог всегда присутствует в Своем творении, пронизывая его и оставаясь в нем в каждой его точке в любое мгновение Своим полным целым. И это все есть энергии Бога самых разный уровней материального и духовного развития. Также, Бог никогда не проявляет Себя как некое «Кширодакашайи Вишну, который входит во все сущее». Это также вымысел. Но в свое время был необходим, чтобы как-то пояснить человеку этапы и средства сотворения материального мира, чтобы как бы разложить по полочкам человеческого пытливого и несовершенного ума то, как примерно можно представлять работу Бога по сотворению материального космоса. Все должно было выглядеть достаточно убедительно, последовательно и логично, в некотором роде достоверно или мистически, ибо так человек устроен – иметь завершенную картину любого вопроса, так или иначе касающегося того, что послужило причиной появления человека и его места обитания и всего, что видимо человеку; и чтобы не пытался домысливать свое, Бог дал ему те знания неабсолютные, которые провозгласил истинными и закрепил их в Ведах. В современном мире человек должен понимать все же этот процесс сотворения материального мира Богом Кришной более правильно, переставая мыслить сказочными образами или повествования легенд. Все на самом деле происходит и у Бога естественно, не за один присест, через долгий мыслительный Божественный путь и непременно Сам труд Бога; и многие вещи, касательно сотворения материального мира, Бог дал людям в своей мере именно через материальные знания, материальный опыт и практику, дал через мыслительный процесс и материальные науки, и они могут быть в некотором роде и употреблены человеком; но при этом человек должен и понимать, что сотворению материального мира нет, не существует и никогда не существовало случайных причин ни в какой мере, ни в каком этапе сотворения или разрушения. За всем стоит только и единственно Личность Бога. И также, человек должен понимать, что не все существующие в материальном мире именно науки о космосе, истинны. Но в вопросе создания материального космоса есть и немало точных знаний, как и законы материального мира, такие, как земные науки; и они даются людям именно по Воле Бога, но в свою меру и в свое время через избранных Богом людей именно материальных, но заслуживших у Бога получить те или иные откровения, которые в итоге Бог направляет на материальное и духовное развитие людей, как и на развитие мыслительного процесса, как и на развитие качеств, как и на облегчение материального существования, как и на путь к преданного служения каждому в свое время.
Что касается живых существ, то они попадают в лоно материальной природы и занимают здесь различное положение в результате поступков, совершенных в прошлом.
БОГ: Живые существа порождены Богом изначально из материальной природы, начиная с мельчайших форм и видов существования, и трудом Бога развившиеся до тела и уровня развития человека. Никогда и ни откуда живые существа в материальный мир не падают. А произрастают из него и впервые через преданное служение направляются на духовный план, и оттуда никто в материальный мир не возвращается.
Так начинается деятельность материального мира. Живые существа различных видов и форм начинают действовать с момента сотворения материальной вселенной. Неправильно утверждать, что различные формы жизни возникают эволюционным путем.
БОГ: Все далеко не так. С уничтожением вселенных живые существа переносятся Богом на те области космического пространства, которые Бог сохраняет и которые их могут принять согласно уровню развития там живых существ. Что же касается эволюционного пути, то именно через этот путь в новосотворенных планетах и проходят живые существа, но не под управлением природы, а вследствие работы Бога, присутствующего в материальном мире, как и в каждом живом существе.
Они создаются одновременно в процессе сотворения материальной вселенной.
БОГ: Во время сотворения той или иной материальной вселенной живые существа начинают Волею Бога свое развитие из мельчайших форм существования, все начинает проходить в Боге именно эволюционный процесс, все вращается в колесе сансары и все поднимается постепенно Волею Бога до более сложных форм существования. Сразу Бог не сотворяет все разнообразие живых существ. Это происходит постепенно, за космические промежутки времени.
Люди, животные и птицы - все возникают одновременно, поскольку форма живого существа определяется теми желаниями, которые остались у него со времени последнего разрушения вселенной.
БОГ: Это невозможно. За этот колоссальный период времени все души всех ступеней могут деградировать до микробов. Бог Милостивый. Во время разрушения вселенных Бог переселяет все сущее в те области космоса, где есть жизнь и где живые существа могут продолжить без потерь и безболезненно путь своего материального и духовного развития. Это без исключения касается всех, кроме тех, кто достиг уже формы тела и жизни человека и достиг через преданное служение те качества, которые перевели таких людей на духовный план. На каждой новосотворенной планете жизнь начинается можно сказать с нуля или с молекул, атомов, частей атомов, с одноклеточных, невидимых форм жизни, присутствующих в разных средах, в разных стихиях материального мира. Т.е. по сути речь идет о развитии Волею Бога материальных энергий Бога и переходе их в живые существа… А до этого эти энергии Бога являются неосознающими себя, пребывающими в Боге в состоянии, которое можно приравнять к вечному блаженству.
Употребленное в данном стихе слово авашам ясно указывает на то, что сами живые существа не причастны к этому. То состояние бытия, в котором они находились в прошлой жизни в предыдущем цикле творения, возникает вновь, и все это происходит по воле Бога. Таково непостижимое могущество Верховной Личности Бога.
БОГ: Когда человек вращается в колесе сансары, то разрыв между прошлым рождением и новым бывает не более двух лет. В таком случае Бог в новом рождении сохраняет и качества человека из прошлой его жизни, и некоторые желания и навыки, характерные особенности, добродетельные и греховные устремления, и в новом рождении также учитывается то состояние, в котором человек оставил свое тело; и в некотором роде Бог может сохранять примерно такой же уровень жизни и материального обеспечения. Т.е. душа не должна в новом рождении получить как бы стресс, но имеет место плавный переход в новое тело с сохранением, некоторых особенностей и прошлого существования, которые для человека были нормой. И только с течением жизни человек может получить перемены, достаточно отличающие его существование от прошлого, но естественным и приемлемым для него путем, не мешающим его материальному и духовному развитию и способствующим нормальному восприятию новых сложившихся кармически обоснованных условий. Но когда речь идет о том, что человек, оставивший тело вместе с процессом всеохватывающего уничтожения определенной части материального творения, должен будет миллионы лет быть как в забвении и только с началом нового творения получит все то же человеческое существование с теми же качествами и примерно тем же уровнем материального и духовного развития, то в этом вопросе можно сказать, что такие вещи так у Бога не делаются. Даже муравей не может быть направлен в состояние муравья через миллионы лет. Все живые существа не претерпевают такого. Всем Бог дает приют и дальнейший путь развития и существования почти незамедлительно, когда их вселенная уничтожается. Найдет Бог каждому его ту планету, где он успешно завершит полностью материальный путь развития и достигнет через преданное служение духовный план.
Но, сотворив различные формы жизни, Господь предоставляет их самим себе.
БОГ: Никогда Бог не предоставляет творение самому себе. Это невозможно, и это есть величайшая ошибка преданных и немалая глупость.
Мироздание возникает только для того, чтобы дать живым существам возможность осуществить свои устремления, поэтому Господь не вмешивается в их судьбу.
БОГ: Это грубейшая ошибка преданных, непозволительная, есть гунна тьмы, вопиющее невежество. Бог Полностью Управляет Своим творением ни на секунду никого не предоставляя самому себе.
ТЕКСТ 9
на ча мам тани кармани
нибадхнанти дхананджайа
удасина-вад асинам
асактам тешу кармасу
на - не; ча - также; мам - Меня; тани - те; кармани - деяния; нибадхнанти - связывают; дхананджайа - о завоеватель богатств; удасина-ват - как безучастного; асинам - находящегося; асактам - не испытывающего привязанности; тешу - в тех; кармасу - деяниях.
О Дхананджая, все это никак не связывает Меня. Находясь в стороне от этой материальной деятельности, Я остаюсь как бы непричастным к ней.
БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «9. О, Дхананьджая, все эти виды деятельности не связывают Меня, как беспристрастно расположенного, непривязанного к этим действиям.».
КОММЕНТAРИЙ: Из этих слов вовсе не следует, что Верховная Личность Бога пребывает в бездействии. В Своей обители в духовном мире Господь постоянно занят разнообразной деятельностью. В «Брахма-самхите» (5.6) сказано: атмарамасйа тасйасти пракритйа на самагамах - «Он всегда погружен в вечную, исполненную блаженства духовную деятельность, но никак не связан с деятельностью материальной».
БОГ: Вздор. Бог не отличает Свою работу в материальном мире от Своей работы на духовном плане. Также, Бог Кришна отрешен и в материальном мире и на духовном плане. И то и другое есть творение Бога. И от одного и от другого Бог извечно отрешен. И, тем не менее, Бог, будучи в отрешенном состоянии, равно работает везде, труд Бога везде абсолютен. Также, у Бога нет разнообразной деятельности. Труд Бога всегда направлен на творение и его развитие. Невозможно сказать, что Бог Кришна «… всегда погружен в вечную, исполненную блаженства духовную деятельность, но никак не связан с деятельностью материальной». Бог равно расположен и к материальному миру и к духовному плану, и везде труд Бога абсолютен. И в материальном мире и на духовном плане работа Бога должна считаться духовной. Но исполненной Блаженства работа Бога может быть только тогда, когда Бог Кришна не связан с живыми существами, т.е. в деятельности, которая не направлена непосредственно на развитие живых существ в материальном и духовном плане. Это деятельность или работа Бога полна блаженства, когда имеет отношение только к результату того, что Бог получает вследствие подъема живых существ на духовный план, где имеются ввиду Божественные качества людей, направленные полностью на Бога в любом своем виде деятельности, где таким образом Бог в своей мере достигает Свою цель на Свое творение, будучи полностью от него отрешенным.
Материальной деятельностью заняты различные энергии Господа. Сам Господь непричастен к материальной деятельности, протекающей в мироздании.
БОГ: Неправильное понимание Бога. Не может быть Бог, Творец, Высший Управляющий, Абсолютно Знающий Свое творение, быть непричастным к материальной деятельности, протекающей в материальном мире. Кто, как ни Бог, полностью Управляет этим творением и всем, что в нем происходит. Энергии Бога неотличны от Бога, абсолютно подвластны Богу, есть полное проявление Воли Бога, Сам Бог. Все в материальном мире творит только Бог, но при этом будучи полностью отрешенным от Своего творения. Это непостижимо, но это и можно понять. Как бы мать не проводила свое время со своим ребенком, она находится в состоянии отрешения от ребенка… Мыслящий это поймет… Но насколько же это относится к Богу и Его творению – не постичь… Это великое и ни с чем не сравнимое ОТРЕШЕНИЕ. Оно столь велико, что человек, осознав это, мог бы впасть в великое и неугасимое отчаяние… Постижение этого погрузило бы живые существа в черное существование. Но… Бог не дает это осознать никому через свои иллюзорные неутомимые энергии.
На Его безучастность указывает употребленное здесь слово удасина-ват. Управляя даже самой незначительной материальной деятельностью, Господь остается как бы непричастным к ней.
БОГ: Не то слово. Бог ПРИЧАСТЕН. Но Бог – ОТРЕШЕН.
Он подобен судье, председательствующему в зале суда. По его приказу кого-то казнят, кого-то сажают в тюрьму, а кому-то присуждают огромное состояние, однако сам судья остается безучастным.
БОГ: Материальные сравнения могут иметь очень большие погрешности. Их надо человеку по мере возможности стараться избегать. Конечно, такое объяснение как на пальцах многим и многое проясняет. Но могут возникнуть и вопросы и неверные последствия из-за неточных аналогий в понимании все же духовных вопросов. Судья в материальном мире очень даже может быть причастным. И может серьезно ошибаться. Ибо не обладает совершенными качествами, а потому грешен. И эти его несовершенные качества, как и качества любого человека в его деятельности, может использовать Бог для наказания тех, кто согрешил в прошлом рождении, а не в этом. Или Бог может через такого слугу народа наказать слабо или превысить свои полномочия из-за слишком большой приверженности к Закону, не разглядев правого и виновного через свои качества, свой мыслительный процесс и убеждения. Работа же Бога абсолютна и высочайшим образом Справедлива.
Его не касаются все эти потери и приобретения. Таким же безучастным является и Верховный Господь, хотя Его участие ощущается в любой сфере деятельности.
БОГ: Отрешенность Бога никак не игнорирует никакие потери или приобретения, и никак не может быть так, чтобы что-то в материальном мире или на духовном плане не касалось Бога. Это невозможно.
В «Веданта-сутре» (2.1.34) сказано: ваишамйа-наиргхринйе на - Он пребывает вне противоположностей и полюсов материального мира и трансцендентен по отношению к любым проявлениям относительности. Он также не привязан к сотворению и уничтожению материального мира. Живые существа появляются на свет в различных видах жизни в соответствии с поступками, совершенными в прошлом. Сам Господь не вмешивается в это.
БОГ: нет ничего, что было бы вне Бога. Это невозможно. Также, к Богу Кришне не применимо высказывание – «не вмешивается». Это непонятно о чем. Бог Отрешен. Но Бог работает в материальном мире непрерывно. Нет ничего, что бы могло происходить без Воли и Плана Бога.
ТЕКСТ 10
майадхйакшена пракритих
суйате са-чарачарам
хетунанена каунтейа
джагад випаривартате
майа - Мною; адхйакшена - под надзором; пракритих - материальная природа; суйате - появляется; са - вместе; чара-ачарам - движущимися и неподвижными живыми существами; хетуна - по причине; анена - это; каунтейа - о сын Кунти; джагат - мироздание; випаривартате - действует.
Будучи одной из Моих энергий, о сын Кунти, материальная природа действует под Моим присмотром, производя на свет все движущиеся и неподвижные существа. Под ее началом мироздание снова и снова возникает и уничтожается.
БОГ: неточный перевод. Правильный перевод: «10. Под Моим надзором проявляется вся эта материальная природа, как движущаяся, так и неподвижная. По этой же причине развивается вся эта вселенная.».
КОММЕНТAРИЙ: Здесь ясно сказано, что, хотя Верховный Господь стоит в стороне от деятельности материального мира, Он остается верховным повелителем.
БОГ: Бог не стоит в стороне. Бог ОТРЕШЕН. Но в стороне не стоит. Бог работает. Сам, Лично, полным Своим целым.
Верховный Господь олицетворяет высшую волю и является опорой материального мироздания, деятельностью которого управляет материальная природа.
БОГ: Бог не олицетворяет ничего, а есть Высшая Воля, есть Опора. Мирозданием не Управляет материальная природа. Только Сам Бог, Высочайшая Божественная Личность.
Кришна также говорит в «Бхагавад-гите», что Он - отец всех живых существ во всем многообразии их видов и форм. Как отец вводит в лоно матери семя, из которого появляется ребенок, так и Верховный Господь одним Своим взглядом вводит в лоно материальной природы живые существа, которые появляются на свет в самых разнообразных формах и видах в зависимости от желаний, которые остались у них с прошлой жизни, и их деятельности в прошлом.
БОГ: Бог есть Творец, Источник материального существования. Не следует Бога Кришну называть Отцом материального творения. Но Творцом, но Создателем, но Высшим Управляющим, но Повелителем, Изначальным Источником всего материального и духовного существования. Это слово «отец» Бог запрещает употреблять современным людям относительно Бога. Так Бог разрешал себя называть людям времен Арджуны. Стоящим на достаточно невысокой ступени материального и духовного развития и которые не могли еще осознать или постичь высоту Бога и обращались к Богу как к Отцу творения. БОГ Кришна – не Отец, а Творец, Верховное Божественное Существо, Высший Изначальный Источник. Также, невозможно уподобить Бога и человека в плане появления живых существ на свет. Бог ничего не делает взглядом. Это преувеличение. БОГ в материальном мире РАБОТАЕТ. И эта работа также направлена на оплодотворение и на появление на свет живых существ. Эта работа Бога в своей основе имеет План Бога, Волю Бога, и карму живого существа, включая и растительный мир, который относится Богом к неподвижным живым существам.
Все живые существа, хотя и рождаются под присмотром Верховного Господа, получают различные типы тел в зависимости от своей прошлой деятельности и желаний.
БОГ: Нет. Каждое живое существо из животного мира получает тело, способствующее его материальному развитию в материальном мире и в соответствии с Планом Бога на развитие качеств этого живого существа в каждом данном рождении. Желание живого существа ни в животном мире и ни в теле человека для Бога не имеют значения никакого. Также, живые существа оплодотворяются и рождаются не под присмотром Бога, а с полным участием Бога в этом и любом другом материальном процессе. Нет ничего, где бы Бог ни участвовал Лично и что бы Сам Лично ни приводил в движение, чтобы ни развивал, что бы ни направлял, что бы ни поддерживал…
Таким образом, Сам Господь не связан с материальным миром прямо. Он просто бросает взгляд на материальную природу, которая от этого приходит в движение и порождает все многообразие форм жизни.
БОГ: Бога ничего не связывает, никак на Бога не влияет материальный мир, как и духовный, ни от чего Бог не может быть зависимым, никак Бог также не привязан к Своей работе и ее плодам и в материально мире и на духовном плане, ибо Бог – Отрешен. Но при этом Бог имеет отношение и к материальному миру, и к духовному плану, и непрерывно работает и в материальном мире и на духовном плане. Никогда Бог не бросает взгляд ни на материальную природу ни на духовный план, но Сам непосредственно участвует в Своем творении, именно работая в нем, все приводя в движение, всем Управляя и все развивая и поднимая по ступеням материального и духовного развития, на все имея Волю и План Бога.
Окидывая материальную природу взглядом, Верховный Господь, безусловно, действует, но Сам Он не участвует в создании материального мира.
БОГ: А Кто участвует? Только Бог. Больше никто. Никогда также Бог не окидывает Свое творение взглядом. Бог Его Знает абсолютно и никогда его не покидает.
В смрити приводится следующий пример: если рядом с человеком находится душистый цветок, аромат цветка достигнет его обоняния, однако сам цветок и тот, кто вдыхает его аромат, останутся на расстоянии друг от друга. Aналогичная связь существует между материальным миром и Верховной Личностью Бога: Господь не связан с материальным миром прямо, но Своим взглядом Он творит его, и Он же им повелевает.
БОГ: Нет, не так. Пример, как и все другие материальные примеры, не годится, чтобы хоть как-то понять работу Бога в материальном мире. Нет, не работает Бог взглядом, не работает Бог в материальном мире опосредствованно, не повелевает на расстоянии. Но Лично Своим полным целым присутствуя везде и во всём, и всем Сам Лично Управляя через неотличные от Бога Божественные энергии, которые есть Сам Бог. Отрешенность Бога не удаляет Бога от Своего творения, не делает его бездействующим и только созерцающим и не делает Его не участвующим в развитии Своего творения.
Одним словом, без руководства Верховной Личности Бога материальная природа сама по себе ни на что не способна. Однако Верховный Господь остается непричастным к любой материальной деятельности.
БОГ: Нет. БОГ ИМЕННО ПРИЧАСТЕН К МАТЕИАЛЬНОМУ МИРУ И ЛЮБОЙ ЗДЕСЬ МАТЕРИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Но сам труд Бога и в материальном мире и на духовном плане есть ДУХОВНЫЙ.
ТЕКСТ 11
аваджананти мам мудха
манушим танум ашритам
парам бхавам аджананто
мама бхута-махешварам
аваджананти - осмеивают; мам - Меня; мудхах - глупцы; манушим - человеческое; танум - тело; ашритам - принявшего; парам - трансцендентную; бхавам - природу; аджанантах - не знающие; мама - Мою; бхута - всего сущего; маха-ишварам - верховного владыку.
Глупцы смеются надо Мной, когда Я прихожу в материальный мир в облике человека. Им неведома Моя духовная природа верховного повелителя всего сущего.
БОГ: неточный перевод. Правильный перевод: «11. Глупые люди не признают Меня, когда Я принимаю человеческую форму, не зная Моей Высшей Природы, Высшего Управляющего всем материальным проявлением.».
КОММЕНТAРИЙ: Из всего сказанного в предыдущих стихах этой главы ясно, что Верховный Господь, хотя и имеет человеческий облик, не является обыкновенным человеком.
БОГ: нет у Бога человеческого облика. Божественная Духовная Форма Бога Кришны не имеет ничего близкого к форме тела человека, любого другого живого существа. В материальный мир Сам Бог Кришна не является, но только через Свое уполномоченное воплощение, которое есть подготовленный Богом через материальный мир человек. Но особенности тела, речи, также проявление некоторых Божественных знаков на теле возможны. О Своем уполномоченном воплощении Бог передает на Землю весть Божественным способом так, что ни у кого не должно оставаться сомнения в том, что это Воплощение Бога или Сам Бог через Свое Уполномоченное воплощение.
Господь, управляющий созиданием, сохранением и уничтожением материального космоса, не может быть обыкновенным человеком.
БОГ: Сам Бог не приходит в материальный мир, ибо и никогда его не покидает. Но приводит в материальный мир Свое уполномоченное воплощение, которое есть человек. Этот человек не имеет отношения ни к творению материального мира, ни к поддержанию, ни к уничтожению материального мира, ни есть Создатель и ни есть Высший Управляющий. Но тот человек, который должен выполнить в этом своем рождении определенную миссию, порученную ему Личностью Бога. И именно в выполнении этой миссии человек неотличен от Бога, ибо полностью Управляем Богом, проявляет необходимые качества для того, чтобы свою миссию исполнить, полностью обладает той речью, которая ему также будет нужна для передачи Воли Бога, и завершает миссию строго по Плану и Воле Бога, не задерживаясь более в материальном мире ни на секунду. Дальнейшую судьбу такого воплощения Бога Знает только Бог.
Однако есть немало глупцов, которые считают Кришну просто могущественным человеком, не более того.
БОГ: Кому надо – Бог дает понимание, что перед ним Сам Бог; кому надо – тому Бог дает понимание, что перед ним – воплощение Бога; кому надо – тот думает, что перед ним человек; кому надо – тот даже и не знает о том, что в материальный мир пришел Бог через Свое уполномоченное воплощение. Каждому Бог дает свое понимание согласно ступени материального и духовного развития человека и в соответствии с Планом Бога на человека. Есть те, кому это знать вообще не надо, и есть те, кто не хочет признать в человеке Бога потому, что боится за это согрешить перед Богом, понимая Бога, как Высший Всепроникающий Дух, Который так не приходит в материальный мир, хотя в нем и присутствует.
В действительности же Он - изначальная Верховная Личность, что подтверждает «Брахма-самхита» (ишварах парамах кришнах). Он - Сам Верховный Господь.
БОГ: Самое правильное в современном мире все же в воплощении Бога признавать не Самого Бога, а его уполномоченное воплощение. Но во времена Арджуны все же были такие игры Бога в материальном мире, которые требовали от людей признавать в уполномоченном воплощении Бога Самого Бога Кришну и соответственно к Нему относиться, ибо все же передать Святое Писание Бхагавад-Гиту должно было из Рук и со Слов Самого Бога Кришны.
В мире много ишвар, правителей, наделенных разной властью. В материальном мире в системе управления есть руководители разных рангов: директора и должностные лица, которыми руководят чиновники более высокого ранга; они, в свою очередь, подчиняются министру, а тот - президенту. Все они руководители, но подчинены один другому. В «Брахма-самхите» сказано, что Кришна является верховным правителем; безусловно, в материальном и духовном мире много правителей, но Кришна - верховный повелитель (ишварах парамах кришнах), и тело Его сач-чид-ананда, не материально.
БОГ: О Высоте и Могуществе Бога так и надо говорить, как есть: Высочайшая Личность, Изначальный, Творец, Высшая Истина, Высший Управляющий, Чистейший, Абсолютная Личность… Бог дал через Святые Писания те слова, которые восхваляют Бога. И совсем не надо это понимание вводить через такого рода материальные пояснения, ибо у людей хватает ума и разума, чтобы понять, Кто есть Бог, если уже настало время это понимать. Ибо для каждого у Бога свое время осознания Величия Бога Кришны.
Материальное тело не способно совершать чудеса, о которых рассказывалось в предыдущих стихах. Тело Господа вечно, исполнено блаженства и знания.
БОГ: Тело Бога – Вечное – да, исполнено Блаженства – можно сказать, исполнено знания – можно сказать.
Хотя Он не относится к числу обычных людей, глупцы смеются над Ним и считают Его человеком.
БОГ: Эта строчка не должна иметь место в Святом Писании. Здесь есть оскорбление Бога. Автор этой строчки будет наказан.
Тело Господа названо здесь манушим, поскольку Он действует как обыкновенный человек, друг Aрджуны, воин и дипломат, участвующий в битве на Курукшетре. Во многих ситуациях Он ведет Себя как обыкновенный человек, но на самом деле Его тело - воплощение вечного блаженства и абсолютного знания (сач-чид-ананда-виграха).
БОГ: На самом деле уполномоченное воплощение Бога получило от Бога то тело и те знаки на теле, которые обозначали или указывали только на Личность Бога. И уполномоченное воплощение абсолютно точно проявляло Волю Бога и полностью соответствовало возложенной на него Божественной миссии. И к этому уполномоченному воплощению на тот период и в том Плане Бога было применимо – сач-чид-ананда-виграха. Об этом воплощении Бога надо было думать как о Боге Кришне. Такова была Воля Бога.
Это подтверждают и другие ведические писания. Сач-чид-ананда-рупайа кришнайа: «Я в глубоком почтении склоняюсь перед Верховной Личностью Бога, Кришной, воплощением вечности, блаженства и знания»
БОГ: Бог ни есть воплощение вечности, блаженства и знания, а Сам есть Блаженство и Знание. О Боге говорить как о вечности нельзя. Будучи Извечным, Бог Себе такое определение, Вечный, не дает. Только – ИЗВЕЧНЫЙ.
(Гопала-тапани-упанишад, 1.1). В Ведах приведены и другие описания. Там экам говиндам: «Ты - Говинда, дарующий блаженство коровам и чувствам». Сач-чид-ананда-виграхам: «Тело Твое духовно, вечно, исполнено знания и блаженства» (Гопала-тапани-упанишад, 1.35).
БОГ: Эти высказывания из Упанишад не верны. Бог не дарует блаженство коровам. Коровы для Бога Кришны – обычные животные, Бог не относит их к разряду священных живых существ. Вообще, у Бога Кришны никакие живые существа не могут получить статус святого или священного. Касательно блаженства чувств – тоже есть излишество. Бог никому таких чувства просто так не дарует, но только едва и только через путь преданного служения.
Хотя тело Господа трансцендентно, исполнено блаженства и знания, многие так называемые знатоки писаний и комментаторы «Бхагавад-гиты» принижают Кришну, считая Его обыкновенным человеком. В результате благочестивой деятельности в прошлой жизни эти ученые иногда обладают незаурядными способностями, но их представления о Шри Кришне свидетельствуют о скудости их знаний.
БОГ: У уполномоченного воплощения Бога тело НЕ ТРАНСЦЕНДЕНТНО. Чисто духовное Тело только у Бога Кришны. Относительно того, что во времена Арджуны воплощение Бога некоторые считали просто человеком, можно сказать, что такие люди тоже должны были присутствовать в материальном мире на период работы Бога в материальном мире через Свое уполномоченное воплощение. Было много и разных пониманий. Таков был План Бога. Надо понять правильно. Бог Кришна – Высочайший Дух. Он не есть Свое воплощение. Он – значительно, безмерно Выше Своего воплощения. Поэтому необходимо было, чтобы хоть немногие, хоть и не очень авторитетные, но все же люди хоть малое сомнение проявили в противовес тому, что Бог давал также всем понимание, что воплощение Бога есть Сам Бог Кришна. Ибо не может допустить Бог, чтобы все поголовно приняли воплощение за самого Бога. Тут двоякость необходимая. Должно было быть сомнение в том обществе, должно было хоть как-то проявиться, ибо над всеми играми и ролями, за всеми словами и поступками, за самой передачей Бхагавад-Гиты, за самим сражением на поле Курукшетра стоял не тот, кто есть воплощение Бога Кришны, а Высший, Невидимый, Абсолютный Дух, Сам Творец, Бог Кришна, Управлявший и самим воплощением и всем, что его окружало и ему внимало.
Поэтому их называют мудхами, ибо только глупец может считать Кришну обыкновенным человеком. Они называют Кришну обыкновенным человеком потому, что ничего не знают о скрытых от их глаз деяниях Верховного Господа и Его разнообразных энергий. Они не знают, что тело Кришны является олицетворением абсолютного знания и блаженства, что Он - владыка всего сущего, способный любому даровать освобождение. Не ведая о бесчисленных духовных качествах Кришны, они насмехаются над Ним.
БОГ: Перед Волей Бога не устоит никто. Кому надо, тот будет точно знать, что перед ним Личность Бога и не усомнится. А кому надо – будет Волею Бога и на основании своих качеств и пониманий глубоко сомневаться, и от Бога не получит в себе ни одного доказательства, и ум его будет всегда подозрителен и особо не будет вовлекать его в общение с воплощением Бога Кришны. Каждому Бог отводил во времена Арджуны свою роль, свой мыслительный процесс, свои доказательства и сомнения, свое поведение и свои реакции на воплощение Бога. Каждый проявлял себя естественно, это тоже было противоборство в задуманной Богом Кришной игре, которое также влекло за собой определенную последовательность событий, также решающих судьбу Бхагавад-Гиты. Все должно было быть естественно и так, как и может быть свойственно материальному миру.
Им также неизвестно, что приход Верховной Личности Бога в материальный мир - проявление внутренней энергии Господа. Он - повелитель материальной энергии. Как мы уже несколько раз объясняли, Господь утверждает (мама майа дуратйайа), что материальная энергия, хотя и обладает необыкновенным могуществом, подчиняется Ему, и каждый, кто предастся Ему, сможет выйти из-под ее власти.
БОГ: Материальная энергия сама по себе никаким могуществом не обладает. Эта энергия также беспомощна, как и живые существа. Бог Могуществен. Бог работает в материальном мире через свои многочисленные энергии, и именно Бог дает им силу и всепроникновение, как и могущество. За Своими многочисленными энергиями стоит только Бог, Высший Управляющий. И материальные энергии и духовные есть средство Бога работы и в материально мире и на духовном плане. Материальная энергия Бога не есть полностью иллюзорная энергия. Но отчасти в нее входят и иллюзорные энергии. В словах «мама майа дуратйайа» - речь идет именно об иллюзорных энергиях Бога. Перевод здесь такой: «Трудно преодолеть эту Мою иллюзорную энергию». И далее: «мам эва йе прападйанте майам этам таранти те», т.е. : «Но те, кто предается Мне, они преодолевают эту Мою иллюзорную энергию.». Т.е. речь в приведенном отрывке стиха о другом. Не по существу он здесь приведен. Т.е. речь в стихе идет об иллюзорных энергиях Бога, а не о совокупной материальной энергией, которая якобы очень могущественна. Не могущественна. Могущественный Бог, Управляющий Своими многочисленными и материальными и духовными энергиями. Надо говорить не об иллюзорных энергиях Бога, хотя и они отчасти работают над теми, кто видит воплощение Бога в материальном мире и принимает его за самого Бога, а надо говорить о том, что все эти игры и роли, которые предшествуют и сопровождают приход воплощения Бога как самого Бога в материальный мир, как бы поддерживаются и ведутся через внутренние, чисто духовные энергии Бога, создающие впечатление прихода Самого Бога в материальный мир и этим дающие обстановку духовного порядка, сопровождающую эти игры и роли до самого конца, пока воплощение Бога не удалится. И эти духовные энергии Бог не призывает преодолевать, ибо они необходимы для выполнения цели Бога - создать духовную в материальном мире обстановку для передачи людям Святого Писания.
Если даже душа, предавшаяся Кришне, способна выйти из-под влияния материальной энергии, то как Верховный Господь, который творит, поддерживает и разрушает материальный космос, может обладать материальным телом, подобным нашему? Такие представления глупы и безосновательны.
БОГ: Надо понимать, что душа не может вследствие своего вечного изначального несовершенства обладать совершенными качествами. Она всегда ущербна и всегда не знает, что можно делать и что нельзя, или склонна ошибаться. В таком случае, она не сможет полностью предаться Богу Кришне. Как и Бог ей это не даст. Поскольку полное предание себя Богу означает для живого существа в своей мере бездействие, ибо, обладая совершенными знаниями Бхагавад-Гиты, она просто скажет себе, что управляема Богом, что Бог ей дает мысли и желания, что Бог есть ее жизненные силы и сама жизнь, что от Бога она получает и все свои чувства. Но тогда, зачем в некоторых ситуациях что-либо предпринимать. Пусть ее ведет Бог. Так мысля, она будет начинать отказываться от активности в материальном мире и слишком осторожничать, принимая те или иные решения. Вследствие этого, она не будет поднимать нагара свои несовершенные качества, что не повлечет за собой греховной деятельности и что ее как приостановит в ее материальном и духовном развитии. А это Бог не позволит, не позволит постоянно предаваться Богу и уклоняться от проявления своих качеств и своего несовершенства. А в таком случае, она не сможет полностью выйти за пределы воздействия на нее материальных энергий. И не выйдет полностью. Надо знать, что отчасти и на духовном плане существуют материальные энергии, т.е. душа не может быть полностью одухотворенной. Поэтому приведенный пример ущербен изначально. А что касается рассуждений о Теле Бога, то такие доказательства, что Тело Бога не материально, вообще ни в какие ворота. О Боге ничего нельзя доказывать, ни с чем качества Бога нельзя сравнивать. Никакие рассуждения материального порядка, рассуждения несовершенного человека, непригодны и недопустимы. Просто надо говорить, что тело Бога – Духовное. И все. Из первой строчки вторая не следует. Да и первая строчка не истина. Что с этим делать? Не пытаться обосновывать то, что в Святом Писании черным по белому написано. Это просто надо принять. У Бога Тело – Духовное. И все.
Однако недалекие люди не могут понять, как Личность Бога, Кришна, который кажется обыкновенным человеком, может повелевать всеми атомами и необъятной вселенской формой. Величайшее и мельчайшее одинаково недоступно их пониманию, поэтому им трудно представить себе, что живое существо, имеющее облик человека, может одновременно держать под Своим контролем беспредельно большое и бесконечно малое.
БОГ: вообще, понятие о Боге, как Высочайшей Божественной Личности, все в себя вмещает. Нет ничего, чего бы Бог не мог. Это табу. И оно хорошо озвучено в Бхагавад-Гите, в Новом Святом Писании. Для преданного это не вопрос. А материальный человек до этого должен дорасти качествами и развитым мыслительным процессом и пониманием. Материальный человек с его мнениями Бога не интересует. Ему еще искать и искать Бога и не без материальных разного рода домыслов. Если во времена Арджуны Бог своим путем Указал на воплощение Бога Кришны и провозгласил Его Богом, то для современников Арджуны нет другой альтернативы или другого понимания в этом плане. Как Бог сказал, так и есть. Бог это Знание введет прямо в ум, понимание, качества, разум, поведение человека однозначно. Но, а кому надо порассуждать на эту тему, то тому Бог и даст порассуждать о Теле Бога и о Могуществе Творца или совместимости человеческого тела и Высоте и Могуществе Творца.
На самом же деле, даже управляя безграничным и ограниченным, Сам Господь находится в стороне от всего этого.
БОГ: не в стороне, а в самой сути. Бог, пронизывая свое творение, присутствует в нем полным Своим целым, полностью Управляя им и ведя по ступеням материального и духовного развития.
Такова Его йогам аишварам, непостижимая трансцендентная энергия, благодаря которой Он способен одновременно управлять беспредельно большим и бесконечно малым и вместе с тем оставаться в стороне от всего.
БОГ: Не в стороне. Речь может быть только об отрешенности Бога от своего творения и от своей работы и ее плодов в материальном мире, как и в духовном. Это качество Бога Управлять материальным миром, пронизывать его Собой и оставаться в нем в любых формах и телах существования, можно назвать мистическим могуществом (йогам аишварам), тем, что непостижимо. Но Бог «йогам айшварам» назвал другое, свое явление перед Арджуной в форме вселенной и далее в четырехрукой форме. Именно здесь преимущественно может идти речь о Боге, как о Величайшем Мистике.
Хотя глупцы не представляют себе, как Кришна, который появляется в этом мире в облике человека, может держать под Своим контролем бесконечно большое и бесконечно малое, чистые преданные Господа принимают это как данность, ибо знают, что Кришна - Верховная Личность Бога. Поэтому, безраздельно предавшись Ему, они посвящают себя деятельности в сознании Кришны, преданному служению Господу.
БОГ: Не следует торопиться материальный мир называть глупцами. Каждый стоит на своей ступени материального и духовного развития, и каждый знает то, что ему дал Бог и мыслит в пределах своих качеств и знаний, желаний, чувств, понимания, опыта, памяти, устремлений. Все перед Богом равны, всех Бог ведет к Себе, и никто не будет долго пребывать в невежестве. Всему у Бога свое время. Каждый идет к преданному служению и всех ожидает в свое время духовный план. Что же касается преданных, то полностью предаться Богу не сможет никто. Ибо человек на любой ступени материального и духовного развития несовершенен. .
Между имперсоналистами и персоналистами не утихают споры о человеческом облике Господа. Однако, обратившись к «Бхагавад-гите» и «Шримад-Бхагаватам», авторитетным писаниям, где изложена наука о Кришне, мы поймем, что Кришна - Верховная Личность Бога. Приходя на землю в обличье обыкновенного человека, Он в действительности не является таковым.
БОГ: Приходит в материальный мир все же не Бог в теле человека, а уполномоченное воплощение Бога. Во времена Арджуны было необходимо, чтобы люди приняли это воплощение за Самого Бога, и так было. Но, а споры дает людям опять же Сам Бог, ибо пришло время и было время в этом наравне с верой и усомниться, что Бог может принять тело обыкновенного человека. Через иллюзорные непреодолимые энергии Бог дает это понимание и как угодно долго может его удерживать для пользы Божественного дела в умах людей. Но сомнения тоже необходимы, ибо все же приходил на Землю не Сам Бог, а Его воплощение, которое Богом Кришной Управлялось один в один, как если бы это был Бог. Но все же – воплощение.
В первой главе Первой песни «Шримад-Бхагаватам» мудрецы во главе с Шаунакой, спрашивая о деяниях Кришны, говорят:
критаван кила кармани
саха рамена кешавах
ати-мартйани бхагаван
гудхах капата-манушах
«Господь Шри Кришна, Верховная Личность Бога, вместе с Баларамой играли роль людей, и в этом обличье Они совершили множество сверхчеловеческих деяний» (Бхаг., 1.1.20). Появление Господа в человеческом облике вводит глупцов в заблуждение. Ни один человек не смог бы совершить тех чудес, которые совершил Кришна, когда находился на земле.
БОГ: Сам Бог Кришна роль человека не играл, а его воплощение. Также, у Бога Кришны нет никаких родственных связей в материальном мире. Все события в материальном мире могли происходить только с уполномоченным воплощением Бога, включая родственные связи и окружение. Также, все чудеса, которые могло проявить уполномоченное воплощение Бога Кришны, были на самом деле показаны только Богом через многие Божественные иллюзорные энергии.
Сначала Он предстал перед Своим отцом и матерью, Васудевой и Деваки, в четырехруком образе, но, вняв их молитвам, принял облик обыкновенного младенца. Как сказано в «Бхагаватам» (10.3.46), бабхува пракритах шишух: Он превратился в обыкновенного ребенка. Данный стих также указывает на то, что способность Господа принимать человеческий облик является одним из свойств Его трансцендентного тела.
БОГ: С явлением Бога в материальный мир через уполномоченное воплощение связано очень много вымысла, хотя и чудеса имели место. Но лучше всего из той эпохи взять только Бхагавад-Гиту. Все остальное оставить для преданных-староверов, которые этим пытаются насладить себя и через эту призму освещать в своей мере качества и возможности Бога.
О том же говорится в одиннадцатой главе «Бхагавад-гиты», где Aрджуна просит Кришну показать Свой четырехрукий облик (тенаива рупена чатур-бхуджена). Представ перед ним в этом облике, Кришна по просьбе Aрджуны снова принял Свой изначальный человеческий образ (манушам рупам). Обыкновенный человек не имеет таких возможностей.
БОГ: Все это была Божественная форма донесения до Арджуны и его современников Могущества Бога. Это был тот язык, на котором можно было говорить с людьми о Боге на тот период – через чудеса, формы Бога, Божественное оружие и украшения, устрашающие картины, показывающие Бога, как Творца, перед Которым все падают ниц, включая демонов и могущественных полубогов, не говоря уже о простых людях.
Некоторые из тех, кто презирает Кришну, зараженные философией майявады, стремятся доказать, что Кришна является обыкновенным человеком, и цитируют стих из «Шримад-Бхагаватам» (3.29.21): ахам сарвешу бхутешу бхутатмавастхитах сада - «Верховный Господь пребывает в каждом живом существе».
БОГ: Первая строчка этого высказывания отвратительна. Ее недопустимо было в Святом Писании употреблять ни под какой причиной, ни в каком тексте, ни в каком упоминании. Грех ложится на того, кто такое попустил из преданных. Будет наказание за великое и недостойное преданного непонимание и глупость.
Вместо того чтобы слушать объяснения сомнительных комментаторов, насмехающихся над Кришной, лучше обратиться к комментариям, написанным такими ачарьями вайшнавов, как Джива Госвами и Вишванатха Чакраварти Тхакур.
БОГ: И снова в тексте оскорбительное слово. За одно это слово Бог может наказать всех преданных без исключения. И всех тех, кто это слово повторил, и всех тех, кто рядом стоял, и всех тех, кто это подумал, какой бы ни был контекст, и всех духовных учителей, которые знали этих преданных.
Объясняя этот стих, Джива Госвами говорит, что Кришна в виде Своей полной экспансии, Параматмы, или Сверхдуши, находится во всех движущихся и неподвижных живых существах, поэтому преданный-неофит, сосредоточенный на поклонении арча-мурти, образу Верховного Господа в храме, но не способный уважать других живых существ, не получает никаких результатов такого поклонения.
БОГ: У Бога нет полной экспансии. Бог Кришна Сам Лично полным Своим целым присутствует во всем, включая все живые существа. Также, преданный, понимая, что Бог Кришна присутствует во всех живых существах, не обязан уважать или почитать их. Это материальное понимание и не поддерживается Богом, как необходимое. Преданный должен быть в себе отрешен, не имея какого-то отношения к материальному миру и живым существам. Его все чувства должны быть направлены преимущественно на Личность Бога по любым вопросам материального существования. Преданный должен с другими людьми быть доброжелателен и дружелюбен, не проявляя особо личностного отношения, всех равно видя, равно воспринимая, видя в каждом Бога и исходя из того, что каждый стоит на своей ступени материального и духовного развития, с каждым работает Бог, и каждым Управляет Личность Бога; и потому проявление каждого есть Воля и План Бога, кто бы и как себя не проявлял и какими бы качествами не обладал. Каждый есть работа Бога, всех ведет Бог, и ступень каждого Знает только Бог. Также, каждый не причина, а Причина Бог в нем. Бог Знает все о каждом, а дело преданного не интересоваться и не любопытничать о других, как и не судить и не осуждать, не входить в материальные разговоры, не высказывать свое мнение, если не спрашивают, не навязывать свое общение, не ходить по гостям, не праздновать никакие материальные праздники и не привлекаться материальным творчеством и искусством, материальной литературой и материальными развлечениями. В таком случае человек автоматически ограничит связь с материальным миром, сведя все отношения к семье, долгу и работе, к карма-йоге, предпочитая аскетический образ жизни и благотворительность, на сколько это даст Бог Кришна.
Есть три категории преданных, и неофиты - это преданные самого низкого уровня. Преданный-неофит уделяет Божеству в храме больше внимания, чем другим преданным. Вишванатха Чакраварти Тхакур советует изменить такой образ мыслей. Преданный должен понимать, что Кришна в образе Параматмы пребывает в сердце всех живых существ, и, следовательно, тело каждого является храмом Верховного Господа.
БОГ: Не следует преданных делить. Этот вопрос не в компетенции преданных. Только Бог Знает, какова духовная и материальная реализация человека. Преданный не должен также уделять особое внимание другим преданным, а просто служить Богу, стараться. Это его основная задача. Все остальные дела он должен просто посвящать Богу Кришне, как и то, что называется помогать другим преданным или входить с ними в контакт. Все должно быть посвящено только Богу. В таком случае будет считаться, что такой преданный ко всем внимателен и ко всем добродетелен. Также, да, преданный должен понимать, что в теле каждого присутствует Сам Бог Кришна. Но это его ни к чему не обязывает. Бог в каждом решает вопрос с тем, в ком находится; и защищает его интересы, и его развивает, и его наставляет. В каждом теле Бог и душа. Преданный должен только помнить, что Бог Кришна в нем и в этой связи быть старательным перед Лицом Бога в себе. Каждый старается перед Богом в себе, и никто не должен проявлять интерес к тому, что в другом есть Бог. Это – дело другого. Бог Знает, как его вести. Это Знание не требует от преданного особой обходительности с другими. Но относиться к другим надо дружелюбно, терпеливо, помогая, если попросят, не претендуя на чужое и не завидуя, не осуждая, не виня, отрешенно.
С тем же почтением, с каким мы относимся к храму Господа, мы должны относиться к телам всех живых существ, ибо в них находится Параматма. Поэтому нужно уважать каждого и никем не пренебрегать.
БОГ: Все должно быть вмеру. Иначе, не хватит времени на преданное служение, человек не сможет сосредоточиться на Боге, мысль будет рассеянной и состояние будет постоянно неудовлетворенным. Лучше всего мыслительный процесс направлять только на Личность Бога. Все остальное Бог Кришна даст преданному Своей Рукой
Многие имперсоналисты насмехаются и над поклонением Господу в храме. Бог пребывает всюду, говорят они, так зачем же нам ограничивать себя, поклоняясь Ему в храме? Но если Бог всюду, то почему Он не может находиться в храме или в Божестве?
БОГ: Все споры, сомнения, рассуждения на религиозные темы людям дает Сам Бог. Во многом есть доля истины. Но Бог Говорит. Да. Бог присутствует везде. Но поклоняться Богу можно и дома, и в храме. В остальных местах можно просто памятовать о Боге. Также, поклоняться Богу позволительно в святых местах, в доме чужих людей, если так сложились обстоятельства, или в уединенном месте, но чистом и приемлемом по своему расположению.
Споры между персоналистами и имперсоналистами никогда не кончатся, но чистый преданный, обладающий сознанием Кришны, знает, что Кришна, оставаясь Верховной Личностью, вместе с тем вездесущ, что подтверждает «Брахма-самхита». Хотя Он вечно находится в Своей обители, на Голоке Вриндаване, в виде Своих разнообразных энергий и полных воплощений Господь пребывает всюду, в каждом уголке материального и духовного миров.
БОГ: Чистых преданных нет. Бог не находится вечно в некоей Своей обители, Бог равно пронизывает все Свое творение и равно остается в каждой его точке. Бог присутствует и в материальном мире и на духовном плане Сам Лично, а не через некие Свои полные воплощения. Таких у Бога нет. Есть Бог и творение. Творение Управляется Богом и идет по ступеням своего материального и духовного развития. Нет никакого другого существования, посредством которого Бог где-либо пребывал.