Перейти к основному содержанию
5.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ. НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛА...
5.БХАГАВАД-ГИТА КАК ОНА ЕСТЬ. НЕАВТОРИТЕТНОЕ ПИСАНИЕ. ГЛАВА 2. ТЕКСТ 13-17. ТЕКСТ 13 дехино 'смин йатха дехе каумарам йауванам джара татха дехантара-праптир дхирас татра на мухйати дехинах - воплощенного; асмин - в этом; йатха - как; дехе - в теле; каумарам - детство; йауванам - молодость; джара - старость; татха - так же; деха-антара - другого тела; праптих - обретение; дхирах - трезвомыслящий человек; татра - при этом; на - не; мухйати - обманывается. Воплотившаяся в теле душа постепенно меняет тело ребенка на тело юноши, а затем на тело старика, и точно так же после смерти она переходит в другое тело. Трезвомыслящего человека такая перемена не смущает. БОГ: Неточный перевод. Правильный перевод: «13. Как воплощенный в этом теле переходит из детства в юность и из юности в старость, также достигается переход в другое тело. Разумный, зная это, никогда не может быть введен в заблуждение.». КОММЕНТAРИЙ: Каждое живое существо, воплотившееся в материальном теле, является индивидуальной душой, и его тело постоянно меняется: ребенок становится юношей, а юноша постепенно превращается в старика. БОГ: Никто не становится индивидуальной, т.е. независимой, уникальной, не имеющей ничего общего с другими живыми существами душой. Все души всецело зависимы от Бога и созданы идентично, они переживают одни и те же развивающие энергии Бога, но участвуя в разных отведенных им Богом играх и ролях, все также имеют единую все обуславливающую природу – Божественную, все идут к единению с Богом, оставаясь его энергиями, слугами, подчиненноыми живыми существами, никто не индивидуален, никто не может быть отличным. Это иллюзия. В стихе речь идет о том, что как душа принимает тело ребенка, подростка, юноши, зрелого человека, так душа и переходит из одного тела в другое, по сути безболезненно и постепенно. Однако сама душа при этом остается неизменной. БОГ: К неизменности души надо относиться и понимать этот вопрос правильно. Она не меняется как энергетическая субстанция, она всегда остается энергией Бога. Но при этом душа имеет свойство развиваться, поднимаясь через материальные игры и роли Волею Бога по ступеням собственного развития, приобретая качества, угодные Богу. И в этом она меняется, обретая Божественность, но в пределах своих размеров, в пределах Плана Бога, ибо Бог в материальном мире растит Своих слуг, угодных Богу по качествам, желаниям, форме мышления и осознания своего назначения изначального. После смерти тела индивидуальная душа меняет его на другое, и, поскольку в следующей жизни живое существо обязательно получит новое тело - либо материальное, либо духовное, - Aрджуна напрасно оплакивал неминуемую смерть Бхишмы и Дроны и так сильно беспокоился о них. БОГ: Душа не индивидуальная. В остальном правильно. Напротив, он должен был радоваться тому, что они, оставив старые тела, получат новые - молодые и полные сил. БОГ: Не принято, не дано Богом человеку радоваться касательно смерти или гибели других. Никакие аргументы не должны оправдывать смерть. Человек должен печалиться об умерших. Ибо Бог Знает Божье, а человек человеческое. Но человек должен понимать, что ждет человека после смерти и это должно немного его утешать. Но скорбь Бог никогда не отменял. Но она должна быть умеренной и недолгой. Все остальные знания, касательно перевоплощения души человек может употребить для себя, помогая себе правильно осознавать факт смерти и может пытаться утешить этими знаниями других, если Бог откроет его рот. Смена тел позволяет живому существу испытывать разнообразные радости и страдания, пожиная плоды своих прошлых поступков. Такие благородные души, как Бхишма и Дрона, в следующей жизни обязательно получат духовные тела или, по крайней мере, тела небожителей на райских планетах, где уровень материальных наслаждений гораздо выше, чем на Земле. Так что у Aрджуны в любом случае не было причин для скорби. БОГ: Не следует, комментируя Священный диалог Бога и Арджуны, быть пророком. Нельзя возвещать то, что известно только Богу. Того, кто постиг природу индивидуальной души, Сверхдуши, а также материального и духовного миров, называют дхирой, самым трезвомыслящим среди людей. Такого человека не может ввести в заблуждение непрекращающаяся смена тел. БОГ: И снова. Душа – не индивидуальна. Сверхдуша – Сам Бог Кришна в человеке. Об этом надо Говорить. Сверхдуша, Высшая Душа – эти определения Бога лучше не употреблять. Они были даны людям, стоящим на более низкой ступени человеческого развития. Также эти определения умаляют Высоту Бога, что недопустимо. Также, самого трезвого, не подвластного иллюзорным энергиям Бога человека не существует. Но разумен тот, кто непрерывно занят преданным служением Бога, посвящает свою жизнь Богу, изучает Святые Писания, ведет простой образ жизни, добродетелен и аскетичен, также не завистлив, не осуждает, контролирует ум, разум, чувства, желания, кто постоянно поклоняется Богу и посвящает свою жизнь Богу, как и труд, как и все, что он делает. Учение майявади о единственности вечной души несостоятельно, поскольку душу нельзя разделить на части. Подобное членение Всевышнего на индивидуальные души сделало бы Его делимым и изменчивым, что противоречит принципу неизменности Высшей Души. БОГ: Упоминание майавади и любые рассуждения об их учении в комментариях к Бхагавад-Гите не нужны, это бесполезные и греховные рассуждения. Их нельзя навязывать человеку, изучающему Бхагавад-Гиту, есть мусор, которым нельзя заполонять сознание людей. «Бхагавад-гита» подтверждает, что отделенные частицы Всевышнего существуют вечно (санатана) и называются кшара, что указывает на возможность их падения в царство материи. Эти частицы вечно отделены от Всевышнего, и даже после освобождения индивидуальная душа по-прежнему остается Его отделенной частицей. БОГ: Душа, частица Бога имеет через тело лишь видимое отдельное как бы существование. На самом деле душа неотделимая частица Бога, продолжение Бога, Божественная энергия, Она никогда не может отделена быть от Бога, это невероятно. Грех так мыслить и тем более утверждать в Святом Писании. И на духовном плане и в материальном мире и в непроявленном состоянии, и когда движимая и когда недвижимая – душа неотделима от Бога на всех ступенях своего развития и в человеческом теле и в более низких формах существования, во все времена, во всех средах обитания, и осознающая себя и не осознающая душа есть неотделимая извечная часть Бога. Это надо знать каждому. В этом нельзя сколько-нибудь сомневаться и категорически запрещено Богом что-либо подобное, противоречащее Слову Бога, проповедовать и внедрять в сознание других людей. Это грех. Это великий грех. Это гуна тьмы. Однако, освободившись из материального плена, она обретает вечную жизнь, исполненную блаженства и знания, и получает возможность общаться с Личностью Бога. БОГ: Духовный План, это не только место, где душа блаженствует, но то место, где душа служит Богу. А это труд. И только за труд Бог вознаграждает живые существа знанием, духовной радостью или блаженством. Общение с Личностью Бога непременно присутствует на духовном плане, но это не прямое, а опосредствованное общение с воплощением Бога. Но это не просто общение, это путь развития, путь достижения качеств, угодных Богу, это опять же труд, поклонение Богу, духовное созидание, духовное удовлетворение. И здесь душа должна стараться, должна стремиться угодить Богу, должна подниматься по ступеням собственного развития, и этому пути нет конца. Также, что касается блаженства, радости, то эти энергии никому даром не даются, только через труд, только через старания и поклонение Богу, как и следование Воле Бога. И это не сложно для души, ибо ее качества таковы, что желание Бога становится ее желанием, неотъемлемым, а труд приносит ей высочайшее удовлетворение. Теория отражения применима к Сверхдуше, которая присутствует в теле каждого живого существа и известна как Параматма. Она отлична от индивидуальных живых существ. Когда небо отражается в воде, на ее поверхности видны солнце и луна, а также звезды. Звезды можно сравнить с живыми существами, а солнце или луну - с Верховным Господом. Индивидуальную душу, частицу Господа, представляет Aрджуна, а Высшая Душа - это Шри Кришна, Личность Бога. Они занимают разное положение, о чем сказано в начале четвертой главы «Бхагавад-гиты». Если бы Aрджуна находился на одном уровне с Кришной и Кришна не занимал более высокого положения, то их отношения учителя и ученика потеряли бы смысл. Если бы оба они находились во власти иллюзорной энергии, майи, то один из них не должен был бы становиться учителем, а другой - учеником. Наставления такого учителя оказались бы бесполезными, ибо того, кто находится в плену майи, нельзя считать авторитетным наставником. Все это доказывает, что Кришна является Верховным Господом и занимает главенствующее положение по отношению к обыкновенному живому существу - Aрджуне, который олицетворяет собой забывчивую душу, околдованную майей. БОГ: Эти высказывания, эта теория есть низшее понимание, которое только можно себе представить в материальном мире. Так не доказывают Высоту Бога и подчиненное положение Его творения. Бог не нуждается в таких невежественных доказательствах Своей Высоты. Этот изложение достойно гуны крайнего невежества. Человек, для которого это изложение и послужит тому, чтобы убедиться в высоте Бога, такой человек не готов к преданному служению, он находится на слабейших ступенях материального развития. Когда говорят о Высоте Бога и подчиненном положении его живых существ, то в это надо верить, это надо принять тотчас, без лишних умозаключенй, без свидетельств Авторитетов, без спекуляций ума и примеров чисто материального уровня. Это религия и в ней надо принимать и верить. Если человек не готов и ему надо приводить доказательства, то в таком случае Бог его к Себе и не поведет, пока не доберет в материальном мире те качества, тот опыт, те понимания, которые будут достаточны, чтобы принять Бога, как Владыку материального существования, Выше Которого нет, без рассуждений, без излишних блужданий ума, без требования у Бога что-либо доказать. ТЕКСТ 14 матра-спаршас ту каунтейа шитошна-сукха-духкха-дах агамапайино 'нитйас тамс титикшасва бхарата матра-спаршах - ощущения; ту - же; каунтейа - о сын Кунти; шита - зима; ушна - лето; сукха - счастье; духкха - и страдание; дах - дающие; агама - появляющиеся; апайинах - исчезающие; анитйах - преходящие; тан - их; титикшасва - терпеливо переноси; бхарата - о потомок Бхараты. О сын Кунти, счастье и горе приходят и уходят, сменяя друг друга, как зима и лето. Они возникают от соприкосновения чувств с объектами восприятия, о потомок Бхараты, поэтому нужно научиться терпеливо переносить их, оставаясь невозмутимым. БОГ: Правильный перевод. Более точный перевод: «14. Но чувственные восприятия, о, сын Кунти, подобно зиме и лету, дают счастье и страдание. Непостоянные, все они то появляются, то исчезают. Старайся терпеть, о, потомок Бхараты.». КОММЕНТAРИЙ: Надлежащим образом исполняя свои обязанности, человек должен научиться терпеливо переносить временные проявления счастья и горя. БОГ: Счастье и страдание посещают человека в любой ситуации, по самым разным причинам, предвиденным и нет, и не зависят от того, надлежащим или не надлежащим образом человек выполняет свои обязанности. Счастье и страдание имеют кармические причины чаще всего прошлых рождений, они как бы есть то, что всегда сопровождает телесное существование человека, неотъемлемы от любой души, очень часто для человека счастье и страдание необъяснимы, кажутся незаслуженными или несправедливыми, или крайне неожиданными, ввергая человека и в состояние радости и в состояние страдания. Стихом Бог немногое хочет Сказать Арджуне, но то, что он должен помнить всегда и единственно: и счастье и страдание имеют начало и конец в материальном мире. Ибо человек очень часто склонен считать, что его счастье не имеет конца или его страдание не имеет конца. Это усугубляет страдание и вводит человека в отчаяние. Поэтому это знание призвано смягчить страдание и не очень доверять счастью, не считать его долговечным и понимать, что и одно и другое временны. Вот это надо было указать в комментариях, на этом сделать акцент. Это логичное и последовательное дополнение к тому, что было сказано в предыдущем стихе, где Бог Говорит о том, что человек умерший получит новое тело, войдет в новое тело, воплотится в новом теле. Это – хорошее известие. Но еще лучше понимать, что это тело автоматически влечет за собой и счастье и страдание. Но и они не долговечны. Все это уже то, что есть Святые Писания. Их можно употребить уже в практике материальной жизни, говоря каждому сокрушающемуся и себе: умерший – родится, счастье и страдание – приходящи. Это следует из стихя 12-13. Все другое пустые размышления, не связанные между собой, не показывающие приемлемость стихов, а разрозненные, приводящие человека в непонимание сути того, что Говорит Арджуне Бог, что Бог хочет донести всем с первых строк Святого Писания. А вместо этого пространные рассуждения, включая майавади, чьи мнения единичны, глупы и ничего дать человеку не могут. Веды предписывают каждое утро омываться, даже в месяц магха (январь-февраль). БОГ: Это рассуждение не имеет к трактовке стиха никакого отношения. Несмотря на то, что в эту пору по утрам очень холодно, тот, кто чтит религиозные предписания, совершает омовения каждое утро. БОГ: И это рассуждение ни о чем не говорит. Где здесь вопрос о счастье и страдании? Неудобства телу – это вопрос другого порядка, ближе к тапасье. Подобным образом, хозяйка не прекращает готовить даже в мае и июне (самые жаркие в Индии месяцы). Исполнять свои обязанности нужно при любой погоде. БОГ: Это вопрос о долге и обязанности и неудобстве телу. И здесь нет отношения к стиху. Точно так же священный долг кшатрия - сражаться, и он должен исполнять его, даже если приходится сражаться с друзьями или родственниками. БОГ: Бог не поднимает уже вопрос о долге кшатрия. Бог Говорит уже о душе, о теле, о временности счастья и страдания… доносит до Арджуны азы Святых Писаний, которыми можно будет объяснить все вопросы материального существования, включая и путь сражения. Но на данный момент от того, что Арджуна должен сражаться, надо отвлечься. И принимать Слова Бога, как изложение сокровенных духовных знаний. И на некотором этапе этого изложения Бог может вернуться и к тому, что Арджуне все же надо остаться на поле битвы. Каждый должен выполнять заповеди священных писаний, чтобы обрести совершенное знание, ибо, только обладая совершенным знанием и преданностью Господу, можно вырваться из когтей майи (иллюзии). БОГ: У майи, иллюзорной энергии Бога нет когтей, она достаточно лояльно работает с материальным человеком и, напротив, помогает ему, иллюзией ослабляя страдание, если нет возможности опереться в себе на совершенные духовные знания. Также, материальному человеку постоянно помогает Бог, не давая погрязнуть в боли, долгах, болезнях, давая все необходимое в материальном мире средствами материального мира для выживания, для преодоления, для развития качеств, для продолжения жизни, дает и радость, далеко не всегда иллюзорную, дает смысл и цель. Обращаясь к Aрджуне, Кришна не случайно называет его двумя разными именами. Имя Каунтея указывает на его благородное происхождение по материнской линии, а имя Бхарата подчеркивает, что и со стороны отца он принадлежит к великому роду. Таким образом, предки Aрджуны с обеих сторон были великими людьми. Столь высокое родство обязывало Aрджуну достойно исполнить свой долг, поэтому он не должен был уклоняться от сражения. БОГ: И Имя Каунтея и Бхарата используются Богом не для того, чтобы он сделал внутри себя умозаключение касательно участия в сражении. А для того, чтобы немного взбодрить Арджуну, направить его на диалог, подняв в нем его эго и самооценку, чтобы он более внимательно слушал Бога, ибо Бог начинал ему излагать те Знания, которые должно осознавать и правильно на них реагировать, ибо Арджуна должен был подключаться к диалогу и под Управлением Бога задавать надлежащие вопросы все же с пониманием, а не автоматически. Отсюда время от времени Бог восхваляет Арджуну, называет его теми именами, которые и могут этому способствовать. Но на основании имени Арджуна не должен делать какие либо выводы касательно участия в сражении, ибо всему свое время и такое решение Арджуна в себе от Бога получит строго в свое время и в уместной части диалога. ТЕКСТ 15 йам хи на вйатхайантй эте пурушам пурушаршабха сама-духкха-сукхам дхирам со 'мритатвайа калпате йам - которого; хи - безусловно; на - не; вйатхайанти - беспокоят; эте - эти; пурушам - человека; пуруша-ришабха - о лучший из людей; сама - одинакового; духкха - в горе; сукхам - и радости; дхирам - терпеливого; сах - он; амритатвайа - освобождения; калпате - достоин. О лучший из людей, тот, кого не выводят из равновесия радости и невзгоды, кто всегда остается спокойным и невозмутимым, воистину достоин освобождения. БОГ: Неточный перевод. Надо переводить строго, учитывая каждое Слово Бога, ибо это – Святое Писание. И не допускать вольности и обобщения в переводе. Как и надо переводить так, чтобы прослеживалась связь хоть отчасти между этим стихом и предыдущим. Здесь Бог Говорит о тех людях, кого не потревожат эти состояния существования, кто равен в счастье, страдании, тверд умом. Такие люди для освобождения считаются подходящими. Так и надо переводить в соответствии с пословным выше приведенным переводом. Точный перевод: «15. Но те личности, о, Пурушаршабха, на которые материальные объекты не оказывают подавляющего влияния, неизменные в счастье и страдании, твердые разумом, они для освобождения считаются подходящими.». КОММЕНТAРИЙ: Каждый, кто непоколебим в своей решимости достичь высшей ступени духовного самопознания и не теряет спокойствия ни в счастье, ни в горе, несомненно, достоин освобождения. БОГ: Этих качеств недостаточно, чтобы быть достойным освобождения. Однако, и без этих качеств невозможно говорить о том, что человек уже может выходить за пределы материального существования. Четвертая ступень в системе варнашрамы - санньяса (жизнь в отречении от мира) - сопряжена со многими трудностями и неудобствами. Однако тот, кто твердо решил достичь совершенства, обязательно примет санньясу, не пугаясь трудностей. БОГ: Никто сам твердо не может решить для себя вопрос о принятии жизни в отрешении. Этот вопрос, как и незыблемость в нем или твердость дает человеку Сам Бог в свое время согласно качествам человека, ступени его материального и духовного развития, его карме и Плану Бога на человека. Главные трудности связаны с необходимостью разорвать семейные узы, покинуть жену и детей. БОГ: Тот, кто пытается самостоятельно решать этот вопрос, кто сам рвет свои узы, кто сам отказывается от выполнения своего долга перед другими людьми, есть греховный человек. И такие деяния его считаются грешными и потому влекут за собой последствия греховной деятельности в виде наказаний. Поэтому непременно человек должен выполнять свой долг перед семьей и молиться Богу помочь ему в пути духовного развития. Если путь саннйаси для этого человека входит в План Бога, то Бог так поведет этого человека, даст такие пути и обстоятельства, что человек автоматически, без каких либо усилий и условий будет перенаправлен на путь отрешенного образа жизни вне семьи. Но сам человек, не зная Волю Бога на себя, рвущий связь с семьей, переставший выполнять свой долг перед членами семьи, будет непременно наказан. А до этого времени стремящийся к духовному совершенству человек должен быть занят преданным служением в условиях семьи и долга. Человек может в условиях семьи заниматься карма-йогой, может изучать Святые Писания, может вести простой образ жизни и не стяжать, может поклоняться Богу, может контролировать свой ум, чувства, желания, может быть добродетельным, очищать свое существование, не осуждать, не завидовать… Но тот, кто преодолеет эти трудности, непременно достигнет цели духовного пути - осознает свою духовную природу. БОГ: Преодолевать любые трудности надо только с Богом. Только Бог обстоятельствами, через Святые Писания и духовные практики, приемлемые в домашних условиях, может объявить человеку Свою Волю, как и через ситуации и страстные желания, как и через необратимые процессы в семье или за ее пределами. Подобно этому, Кришна советует Aрджуне исполнять долг кшатрия и не отступать, несмотря на то, что сражаться с родными и близкими, разумеется, очень трудно. БОГ: Ни в этом стихе и ни в предыдущем Бог не поднимает вопрос об участии Арджуны в сражении. Бог дает Знания. И незаметно, через призму этих знаний может направлять Арджуну на вопрос о принятии участия в сражении. Но пока Арджуна должен принять Совершенные Знания в целом. Арджуна просто должен знать, что счастье и страдание вещи временные, приходящие, к ним надо относиться равно, ибо это правильное поведение, достойное того, чтобы человек был признан Богом подходящим в некоторой мере для освобождения, т.е. выхода на духовный план, только в этом смысле. Только это должен Арджуна понять на этапе 15 стиха. Без лишних и несвоевременных умозаключений. Все постепенно, пошагово Бог объяснит, но так, что это будут и Святые Писания и одновременно с этим необходимое как будет для него сказано как бы лично. Господь Чайтанья принял санньясу, когда Ему было двадцать четыре года. В то время на Его попечении находились молодая жена и престарелая мать, о которых кроме Него никто не мог позаботиться. Однако ради высшей цели Господь Чайтанья принял санньясу и неукоснительно исполнял Свои новые, более высокие обязанности. Таков путь к освобождению от материального рабства. БОГ: Что касается Чайтаньи, то этот образ не должен служить примером для современного преданного. И также, ему Бог дал такие события, так направленный мыслительный процесс, такое внутреннее состояние, такую ситуацию и возможности, на которые никто более не может претендовать и взять за основу своего личного поведения или выбора. Не следует идти против Воли Бога, не следует самому пытаться освободиться от своих земных долгов, ибо кроме страданий и краха всех надежд на духовный путь для такого человека ничего не последует. ТЕКСТ 16 насато видйате бхаво набхаво видйате сатах убхайор апи дришто 'нтас тв анайос таттва-даршибхих на - не; асатах - того, чего не существует; видйате - существует; бхавах - неизменность; на - не; абхавах - изменчивость; видйате - существует; сатах - вечного; убхайох - обоих; апи - поистине; дриштах - наблюдаемо; антах - заключение; ту - же; анайох - их; таттва - истину; даршибхих - теми, кто видит. Мудрецы, узревшие истину, пришли к заключению о бренности несуществующего [материального тела] и о неизменности вечного [души]. Они сделали этот вывод, тщательно изучив природу того и другого. БОГ: Перевод не верен. Верный перевод: 16. «Никогда приходящее (материя) не может быть стойким (изменяется). Никогда изменяемое не может быть вечным (разрушается). Из этих двух утверждений, в действительности наблюдаемых теми, кто видит истину, сделан вывод, что это действительно имеет место быть (что это так).» Т.е. Бог направляет мысль Арджуны на тело человека, на его свойства, ибо это необходимо в той конве изложения Святого Писания, которую наметил Бог в следующих стихах. Далее Бог намерен Указать сравнительно на то, что Тело Бога Нетленно. И еще немного позже Бог Укажет на то, что в тленном теле человека, живых существ присутствует Тот, Кто Нетленный. Вот под таким углом Бог сообщает Арджуне Совершенные знания. Так надо видеть и принять Арджуне и всем. КОММЕНТAРИЙ: Наше постоянно меняющееся тело не может существовать вечно. Современная медицина признает тот факт, что на клеточном уровне тело меняется каждое мгновение; это обусловливает процессы роста и старения. Но вечная душа, несмотря на все изменения, которые происходят с телом и умом, всегда остается неизменной. БОГ: В данном стихе Бог говорит только о свойстве материи, о теле. О его тленности, о тленности материи вообще. О том, что материи свойственно изменяться и потому разрушаться. О душе в стихе нет упоминания вообще. Поэтому некоторые рассуждения, приведенные в комментариях автором комментариев, преждевременны. И могут немного сбивать с толку того, кто пытается изучить Бхагавад-гиту, следуя комментариям. В этом разница между материей и духом. По своей природе тело изменчиво, а душа вечна. К такому выводу приходят все те, кому открылась истина, как имперсоналисты, так и персоналисты. БОГ: Не следует ни на чьи мнения ссылаться. Они только мешают человеку осознать, постичь Слово Бога. Имперсоналисты и персоналисты – их мнение не должно быть отражено ни под каким углом в Святом Писании. Есть преданные, есть материальные люди и Есть Бог. Также, есть то, что тленно и есть то, что вечно. В стихе идет речь о приходящем, тленном, включая материальные тела. То, что они тленные – дает человеку его опыт материальной жизни и много ума для этого не надо. Все, что приходящее, все подвержено изменениям. С этим все согласны. Можно разбить, расколоть, сжечь, или будет просто тлеть или ржаветь. И также то, что подвержено изменениям, ему свойственно распадаться и переходить в другие Божественные материальные энергии или в непроявленное состояние. В таком случае о преходящем говорят, что оно подвержено уничтожению, в прежнем виде употребляться не может. Дальнейшую судьбу материальных тел Знает только Бог. Это свойство материи и соответственно тел живых существ, и особо мудрым или ученым не надо быть, чтобы это увидеть и не надо проводить особые опыты. Все видно из материального существования человека. Бог этот факт показывает всем и внимание одних на этом заостряет, а другие просто это знают и долго об этом не размышляют. В «Вишну-пуране» (2.12.38) сказано, что природа Вишну и Его обителей духовна и лучезарна (джйотимши вишнур бхуванани вишнух). Понятие «существующий» относится исключительно к духу, а понятие «несуществующий» - к материи. Это утверждают все, кто видит истину. БОГ: Вишну-пурана – не должна также упоминаться в Святых Писаниях. Только непосредственно Слово Бога. Но также надо знать, что для материального человека существование материи, ее длительность более, чем соизмерима с жизнью человека, решает все его материальные вопросы, давая дом, еду, материальные блага, таким образом поддерживая тела живых существ, именно материя приходящая и служит Богу средством развития творения, каждого живого существа, и никак материальный человек не может себя мыслить без материального мира и его возможностей, пусть они и тленны и приходящи. Но для поддержания тел, для развития живых существ они реальны, они осязаемы, они, будучи изменчивыми, восстанавливаются и создаются и служат человеку в его быту, во всех направлениях его деятельности, служат самой душе, которая извечна и помогают ей совершенствоваться. Поэтому все же надо понимать, что знание о существующем и приходящем дано только преданным, чтобы через это увидеть, суть вещей в религиозном, более широком, неприземистом понимании, ориентированным только на материальный мир. Но смотреть на мир материи более точно, с религиозной позиции. С позиции Совершенных Знаний, с позиции материи и духа, ибо преданный находится на перешейке между материальным и духовным миром и должен понимать, качества и признаки обоих миров, это понимание как бы расширяет границы человеческого сознания, показывает человеку, что все же его душа не идентична материи, не родственна ей и только до времени материя служит человеку, потом Волею Бога человек вырастает из этих пеленок автоматически и должен понять, где его ждут, где для него нового есть условия существования. Но а материальные люди пока в это особо углубляться не должны, пока им материя дом родной и ничего другого им пока Бог не предлагает и никакой обзор пока для них своего бытия с высоты Совершенных духовных знаний не нужен, ибо и не время. Так начинаются наставления Господа, обращенные к обусловленным душам, введенным в заблуждение энергией невежества. БОГ: Надо знать, что человек вводится в заблуждение или определенное понимание о своей природе и назначении только вследствие той ступени материального развития, на которой он находится. Именно качества человека, ступень его развития и карма человека, как и План Бога, являются определяющими параметрами его мировосприятия. Это выглядит как заблуждение. На самом деле есть единственно возможное на его ступени развития состояние сознания, понимания, восприятия, отношения, мышления, реакции. Сам Бог Управляет этим процессом и постепенно поднимает каждого на более высокую ступень материального развития через круговорот сансары, через путь страданий и преодолений. Только Милостью и трудом Бога человек преодолевает свое невежество, и это состояние не следует считать постоянным, но развивающимся, но полностью Управляемым Богом. Снять пелену невежества - значит восстановить вечные отношения между поклоняющимся и объектом поклонения, то есть понять разницу между Верховным Господом и Его частицами - живыми существами. БОГ: Речь не может идти об восстановлении отношений. Прежде всего, между душой и Богом не возможны никакие отношения, никогда. Бог очень Высоко стоит, чтобы иметь отношения со Своим творением. Можно лишь говорить о положении живого существа перед Богом. Это подчиненное положение, положение слуги. Также, это положение слуги не восстанавливается, а достигается, развивается Богом в творении через круговорот сансары. Никто прежде до человеческой формы тела Бога не знал, ибо это низшая ступень, животный мир и еще ниже, всех ведет Бог с микроскопических форм существования, развивая в очень долгом пути материальных перевоплощений качества, которые только должны вывести на уровень сознания человека и только отсюда постепенно, шаг за шагом душа узнает Бога. И то не сразу, а через поклонение, через более подходящую религию, которая пока ориентирует только на неких потусторонних могущественных живых существ, которые стоят между Богом и человеком. И далее из этих религий Бог выводит на религиозные конфессии и только потом к Богу Кришне. Поэтому, о восстановлении речи не может быть. Восстанавливается то, что уже имело место быть. Душа извечно есть энергия Бога. Эта энергия Бога проходит свое развитие в материальном мире через все ступени материального существования, начиная с самых низших форм существования, все животные ступени развития во всех телах, во всех средах… до тела и уровня жизни человека. Никогда до тела человека душа не знала Бога, не было между этой энергией Бога и Богом отношений, здесь восстанавливать нечего. В теле человека душа, ведомая Богом достигла тот уровень, когда она может понять свою изначальную природу и только в теле человека на определенной ступени материального и духовного развития душа может осознать, что она есть подчиненное живое существо, осознать, Кто есть Высший Управляющий, осознать свое изначальное подчиненное положение перед Богом. Никогда ранее душа не была на духовном плане, никакие отношения с Богом у нее не складывались и потому восстанавливать нечего. Но есть путь на духовный план, есть путь осознанного преданного служения, есть путь развития души и на Земле и за ее пределами, т.е. на духовном плане. Разницу между Богом и живым существом невозможно осознать, это душе не по уму, не по качествам, не по опыту, не по ее знаниям. Но есть путь постижения совершенных духовных знаний через непосредственное изучение Святых Писаний и духовные практики, и непременно через поклонение Богу. Об этом можно говорить. Все другое – неистинна. Только через Призму совершенных знаний и саму веру человек должен принять Высоту и Могущество Бога. И осознать не разницу между собой и Богом, что невозможно, а свое ничтожество перед Богом. Постичь природу Всевышнего можно, тщательно изучив самого себя: индивидуальное живое существо и Верховный Господь соотносятся между собой как часть и целое. БОГ: Что значит тщательно изучить самого себя? Это бред. Никогда живое существо не сможет себя изучить ни тщательно ни не тщательно. Это ложный путь. Это рассуждения материалиста. Надо изучать только Слово Бога в Святых Писаниях. Надо непременно идти через духовную практику и поклонение Всевышнему. И только тогда Бог откроет человеку качества Бога, Величие Бога, истинное положение перед Богом. Другой путь – ложный, никогда не принесет успех. В «Веданта-сутре», так же как и в «Шримад-Бхагаватам», Всевышнего называют первоисточником всего сущего. Все, что исходит от Него, принадлежит либо к высшей, либо к низшей природе. БОГ: Это так. Из седьмой главы «Бхагавад-гиты» следует, что живые существа относятся к высшей энергии Всевышнего. Хотя источник энергии и сама энергия неотличны друг от друга, считается, что энергия всегда занимает подчиненное положение по отношению к ее источнику. Следовательно, живые существа всегда подчинены Верховному Господу, как слуга подчиняется хозяину, а ученик - учителю. БОГ: Так сказать можно. Но надо также понять, что подчинение живого существа Богу Кришне не сравнимо ни с какими материальными примерами. Это – абсолютное и самое благостное подчинение. Однако тот, кто находится во власти невежества, не в состоянии понять этих истин, и потому Господь рассказывает «Бхагавад-гиту», чтобы дать знания всем живым существам на все времена. ТЕКСТ 17 авинаши ту тад виддхи йена сарвам идам татам винашам авйайасйасйа на кашчит картум архати авинаши - неразрушимое; ту - но; тат - то; виддхи - знай же; йена - которым; сарвам - все (тело); идам - это; татам - пронизано; винашам - уничтожение; авйайасйа - бессмертного; асйа - этого; на кашчит - никто не; картум - сделать; архати - может. Знай же: то, чем пронизано материальное тело, неразрушимо. Никто не может уничтожить бессмертную душу. БОГ: Неверный перевод. В этом стихе речь идет о Боге, Который Собой все пронизывает, о том, что Он Неразрушим, Нетленный и никто не может ЕГО разрушить. Он – Извечный: «17. Но Непреходящий (Неразрушимый), знай, это Тот, Кем все это (видимое и невидимое) пронизано. Разрушение Непреходящего никто не способен сделать». – Этот стих Бог дает в продолжение и в противопоставление стиха 16, где речь идет о материи (теле), которая подвержена разрушению. КОММЕНТAРИЙ: Этот стих более подробно объясняет истинную природу души, пронизывающей все тело. БОГ: Отнюдь. Речь не о душе. Речь о Боге: «…авинаши ту тад виддхи йена сарвам идам татам…», - «Неразрушим Тот, знай, Кем все это видимое и невидимое пронизано…». Все это душой не пронизано. Поскольку здесь речь о всем материальном творении. Его пронизывает Собою Бог. Каждый из нас может понять, чем пронизано его тело, - оно пронизано сознанием. БОГ: не так. Это понимание и есть само невежество. Никакое сознание не пронизывает тело. Тело пронизывает Бог и остается в нем всем Своим полным целым. Душа не может своим сознанием что-либо пронизывать, ибо ее сознание ей дает Бог на уровне головы и дает тогда, когда пронизывает тело. Волею Бога, энергиями Бога душа осознает себя и свое тело. Душа абсолютно пассивна и безучастна, но она есть частица Бога и потому просто присутствует в теле, оживляемая Богом. Именно Бог дает ей жизненные силы, понимание, мыслительный процесс, память, движение, состояние… Душа ничего не пронизывает, но Волею Бога расположена в теле и будет до тех пор, пока Бог ее оттуда не выведет через процесс смерти или уничтожения тела. Сознание Бог дает ей, именно входя в энергию души, от ее имени Говорит: Я – душа, я живая, я хочу есть, я мыслю… Все в душе от имени Бога, непрерывно и неразрывно и по ее ступени развития. И все, что дает Бог, строго соответствует качествам души, наработанным с Богом, опыту души, наработанному с Богом, мыслительному процессу души, наработанному с Богом за все рождения и практики материального существования, начиная с малейших и мельчайших форм жизни и существования. Душа неотъемлема от Бога, Его энергия, Его продолжение… Ничего у души нет своего и не было и не будет. Всем телом или какой-то одной его частью каждый может испытывать боль или приятные ощущения. Сфера действия индивидуального сознания ограничена рамками данного тела. БОГ: Сознание души не индивидуально, не существует без Бога или само по себе, у него, сознания, нет сферы действия. Все, что происходит в теле или в связи с телом – все это душе передает Бог. Сам Бог есть сознание, Сам Бог есть чувства и восприятие. Сам Бог дает понимание и Сам Бог направляет это понимание человека на то, что происходит с его телом. Бог Управляет телом человека полностью энергетически и энергетически об этом как бы сообщает душе, давая ей неизменную иллюзию своего сознания, своего понимания, своей реакции… своей независимости… Боль и наслаждения, которые ощущает одно тело, неведомы другому. Это объясняется тем, что в каждом теле находится индивидуальная душа. БОГ: Не верно. Боль одного Бог не передает другому, ибо в этом нет необходимости. Каждому Бог дает то, что он заслужил кармически и что благоприятно для его материального и духовного развития. Только это причина. И опять же, душа не индивидуальна. Она полностью зависима от Бога. Все души между собой идентичны, но разные ступени развития и разные игры и роли могут некоторых ввести в заблуждение, следствием которого является невежественное утверждение об индивидуальности души. Нигде Бог это не утверждает. Это ложное или демоническое понимание. Признаком ее присутствия является наличие в теле индивидуального сознания. БОГ: Нет у души индивидуального сознания. Никогда душа сама не мыслит, никогда душа сама не понимает, никогда душа сама не избирает, сама не помнит, сама не проявляет свои качества, сама не осознает; все только с Богом, по Плану Бога и большого различия в мыслительных процессах и осознании себя у людей нет. И то, что сегодня понимает и мыслит и осознает Волей Бога один, завтра будет понимать, мыслить, осознавать Волей Бога второй и далее и далее… В шастрах говорится, что по величине душа равна одной десятитысячной кончика волоса. В «Шветашватара-упанишад» (5.9) об этом сказано так: балагра-шата-бхагасйа шатадха калпитасйа ча бхаго дживах виджнейах са чанантйайа калпате «Если кончик волоса разделить на сто частей, а затем каждую из них разделить еще на сто, размер одной такой части будет равен размеру вечной души». О том же самом говорится в другом стихе: кешагра-шата-бхагасйа шатамшах садришатмаках дживах сукшма-сварупо 'йам санкхйатито хи чит-канах «Духовным частицам нет числа, и размеры каждой из них составляют одну десятитысячную кончика волоса». БОГ: Этот вопрос о размерах души не должен никого вводить в заблуждение. Душа – это прежде всего энергия, которая имеет объем, вес, форму… и никак не сосредоточена в столь микроскопической величине. Но душа имеет центр и именно он достаточно мал и именно через него душа получает от Бога все свои чувства, желания, жизненные силы, память, напоминание о качествах, опыт, здесь сосредотачиваются и удерживаются все характеристики души, здесь же и проходит корректировка качеств и пр. Душа и в своем центре и за его пределами всецело подчинена Богу, есть Божественная энергия, продолжение Бога, есть то, что изначально готовится Богом для служения Богу. Таким образом, индивидуальная душа представляет собой духовный атом, который меньше материального, и таким атомам нет числа. БОГ: не атом. Здесь другое строение, другие функции, другое назначение. Есть энергии Бога, величина которых неизмеримо меньше энергии души. Также, духовных атомов у Бога нет. Ни из каких атомов духовных Бог не состоит, Бог Един, нераздельный, Неизмеримый Дух. Все живые существа есть плоть Бога, энергии Бога, продолжение Бога, находящиеся в постоянном развитии. Все есть одно – Бог, но разные Божественные энергии, все служат Богу в любом состоянии сознания, все развиваются, все входят в Бога и никогда не достигают Бога. Это крошечная духовная искра является движущей силой материального тела, и ее влияние распространяется на все тело, подобно тому как действие лекарственного препарата распространяется на весь организм. БОГ: Не является душа движущей силой. Жизненная сила в человеке – Сам Бог. Сам Бог неотделимо присутствует в душе и все ей дает. Сама душа беспомощна, абсолютно зависима, недвижима, ничего без Бога не сможет ощутить, понять, увидеть, услышать, запомнить, предпринять, себя направить, дать себе указание, войти в отношение с другими. И пр. Влияние вечной души ощущается в каждой точке тела, - оно проявляется как сознание. БОГ: Такое понимание есть само невежество. Сама душа ничего не ощущает, ни на что не влияет, никак не проявляет и сознание. Но это проэкспериментировать невозможно, ибо Бог всегда присутствует в душе, неотделим от нее, как в Своей энергии, как в Своем продолжении, которое постоянно Волею Бога обязано развиваться, а потому получает от Бога все для этого необходимое. Наличие сознания доказывает присутствие души в теле. БОГ: Душа в теле себя не может осознать. Такое понимание ей дает Личность Бога. Даже простой человек понимает, что тело, лишенное сознания, мертво. Если сознание покинуло тело, его нельзя вернуть, какие бы лекарства и вещества мы ни вводили в это тело. БОГ: Сознание в теле может быть сильным, слабым, едва мерцать или как отсутствовать. Оно, его степень зависит от Плана Бога на человека. Сознание дается душе Богом, это есть осознание себя в теле, осознание всего, что происходит с телом, осознание чувств, желаний, смысла, цели... Сознание ни есть свойство самой души, сознание ни есть то, чем душа управляет, чем душа мерит свое состояние или положение. Это сугубо Божественная работа над живым существом. Только Бог дает осознавать, только Бог это поддерживает, только Бог определяет степень и направление сознания. Бог может полностью убрать активное сознание или в большой степени снизить его работу, но при этом душа будет оставаться в теле и человек будет считаться живым… Все от Бога. Это пора принять. Следовательно, источником сознания является не комбинация материальных элементов, а вечная душа. БОГ: Нет. Вечная душа не является источником своего сознания. Только Бог, Который неотъемлемо присутствует в душе. Сама душа недвижима и полностью подчинена Богу. В «Мундака-упанишад» (3.1.9) о размерах бесконечно малой души сказано следующее: эшо 'нур атма четаса ведитавйо йасмин пранах панчадха самвивеша пранаиш читтам сарвам отам праджанам йасмин вишуддхе вибхаватй эша атма «Размером индивидуальная душа не больше атома, и ощутить ее присутствие может только совершенный разум. Эта крошечная душа, которая парит в пяти воздушных потоках (прана, апана, вьяна, самана и удана), находится в сердце и распространяет свою власть на все тело живого существа. БОГ: Душа, сама искра, не находится в сердце, она находится в голове, там, где мозжечок. Она никак не может распространять свою власть на все тело, ибо ее не имеет. Душа полностью Управляется Богом. Когда душа очищается от оскверняющего влияния пяти материальных воздушных потоков, она полностью проявляет свою духовную природу». БОГ: Духовная природа души не появляется вследствие ее некоего очищения от пяти воздушных потоков. Духовная природа души развивается Богом Божественными средствами через практику преданного служения и изучения Святых Писаний. Остальное – надуманно. БОГ: «Мундака-упанишад» - неавторитетный труд. Ни есть Слово Бога. Замусоривает понимание человека, направляет по ложному пути, препятствуя духовному развитию человека, основана на многих ложных высказываниях и заблуждениях, домыслах. Цель хатха-йоги состоит в том, чтобы с помощью различных физических упражнений научиться управлять пятью воздушными потоками, которые окружают чистую душу. Все это делается не ради какой-либо материальной выгоды, а для того, чтобы освободить крошечную душу из материального плена. БОГ: Эти знания есть скверна. Надо следовать только Указаниям Бога в Святом Писании, изложенном в Бхагавад-Гите, прокомментированном Наталией Марковой и Самим Богом. Таким образом, природа бесконечно малой души описана в Ведах, и ощутить ее присутствие может каждый здравомыслящий человек. Только безумец будет думать, что эта духовная искра является вездесущей вишну-таттвой. Крошечная душа может распространять свое влияние на все тело живого существа. БОГ: Не может. Это делает Бог, присутствующий также в теле. Согласно «Мундака-упанишад», душа находится в сердце каждого существа, но, поскольку ученые-материалисты не в состоянии обнаружить ее, некоторые из них по неразумию утверждают, что души не существует. БОГ: Душа не присутствует в сердце. Центр души находится в голове. Бесконечно малая индивидуальная душа, вне всякого сомнения, находится в сердце живого существа вместе со Сверхдушой, и потому именно сердце является источником энергии, приводящей тело в движение. БОГ: Нет. Не так. Не поэтому. Душа не индивидуальна. Такое понимание невежественно или гунна тьмы. Искра расположена в мозжечке, Бог, пронизывая тела живых существ остается в теле полным Своим целым в любой части или точке тела, для Бога нет определенного места расположения в теле живых существ. Бог равно расположен как в сердце, так и в желудке, и в легких, и в сосудах… и т.д. Нет избранного органа, нет особого места расположения Бога в теле человека или другого живого существа. О расположении души и Бога в сердце живого существа было сказано людям, стоящим на достаточно низкой ступени материального и духовного развития. Так для них было понятно и вопросы этим исчерпывались. Кровяные тельца, которые насыщаются кислородом в легких, получают энергию от души. Когда душа покидает тело, кровообращение останавливается. БОГ: Это неверные рассуждения. Они также есть излишние умозаключения невежественного ума. Это мусор, препятствующий постижению Слова Бога в Бхагавад-Гите. Всеми процессами в теле живого существа Управляет только Бог. Медики признают важную роль, которую играют в организме кровяные тельца, но не могут установить, что источником этой энергии является душа. Однако они соглашаются с тем, что источник энергии в теле - сердце. БОГ: Источник энергии в теле – Сам Бог. Сердце есть видимая причина для материально мыслящих людей. Все причины для материальных людей создает Бог. Крошечные частицы духовного целого иногда сравнивают с корпускулами солнечного света. Солнечный свет состоит из бесконечного количества сверкающих частиц. И точно так же отделенные частицы Верховного Господа - это крошечные искорки Его сияния (прабха), представляющего собой высшую энергию Господа. БОГ: Частицы Бога, души, ни с чем не следует сравнивать. Это неотделимые частицы Бога, Божественные энергии, продолжение Бога, в дальнейшем слуги Бога - и в этом все их определение. Таким образом, ни последователи ведической философии, ни представители современной науки не имеют оснований отрицать существование души в теле. Наука о душе подробнейшим образом изложена в «Бхагавад-гите», где ее объясняет Сам Верховный Господь.