Перейти к основному содержанию
.БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 1. СТИХИ 15-20.
БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. ГЛАВА 1. СТИХИ 15-20. 15.Хришикеша, Бог Кришна, протрубил в раковину, именуемую Панчажданья, Дхананждая, Арджуна, как завоеватель богатств, протрубил в свою, Девадатту, Бхима, неутомимый в сражении и ненасытный в еде великий воин, затрубил в раковину, именуемую Паундра. КОММЕНТАРИЙ. В этом стихе сказано: «панчаджаньям хришикешо…» . Бог Кришна назван Хришикешей, а Его раковина названа Панчаджанья, пять чувств. Хришикеша означает – Повелитель чувств. Отсюда и название Его раковины, т.е. в ее названии акцентрируется внимание на одно из качеств Бога, которое в разворачивающихся событиях имеет главное значение, ибо, как Правитель чувств, Бог Кришна привел каждого к этому сражению, каждому определил свою сторону и место в войсках, дал каждому свою мысль и свое понимание, как и оценку предстоящий событий. И, таким образом, все, распределившись согласно Воле и Плану Бога, отдали часть себя для проявления Бхагавад-Гиты, Высочайшего Послания Бога всему человечеству. Поэтому, берущий в руки это послание, читающий его и изучающий, а также следующий ему, на самом деле реально соприкасается с каждым погибшим на поле боя, с многими страданиями, как жертвоприношениями, принесенными для нового рождения Бхагавад-Гиты, направленной на развитие всего человечества. Бхагавад-гита пропитана кровью и этим вошла, чтобы далее только отдавать, но не тленное, а извечное. И в дальнейшем не будет ни одного, кто бы достиг Всевышнего, не последовав сначала Его Высшим Наставлениям. Не было и не будет ни одного, чьими бы чувствами Он не правил, ведя по пути духовного совершенства. Но Бог Кришна не только управляет чувствами, Он – их Создатель, они – необходимое условие развития каждого. Чувства даются всему, что создано, всему движущемуся и неподвижному, осознающему и неосознающему себя. Они – основа развития сознания. Все, начиная с микроскопических проявлений, наделено в свою меру чувствами, и через органы чувств и через внутренние состояния, Божественные энергии, живое существо развивается, воспринимая внутренние проявления Бога от чувства голода до более сложных, таких, как гнев, радость, жадность, терпение, миролюбие… Понятно, что на более низких ступенях развития, в низших формах жизни чувства проявляются слабее и не в таком многообразии, как в животных формах существования и тем более не сравнимы с переживаниями и чувствами живого существа в теле человека. Бог Кришна, как источник всех чувств, заставляющий работать органы чувств, как источник многочисленных материальных и духовных энергий, управляя ими, максимально наполняет любое живое существо чувствами, как реакциями на окружающий мир, заставляя в полной мере живое существо проявлять себя, будучи ведомым через них Богом и направляемым в соответствии с Божественной целесообразностью. Сама по себе материя, то, что есть органы чувств и само тело, такими свойствами не обладает и такими свойствами не наделяет ни одно живое существо не в результате естественного отбора, ни в результате случайных причин. Любая грубая материя, камень, древесина, металл, вода… есть совокупность мельчайших живых существ разного уровня развития в виде атомов, молекул, ядер, протонов, электронов, клеток и пр., имеющих каждый от Бога свою чувствительность, свое восприятие через нее внешней среды, как и своего внутреннего состояния и находятся в своем развитии в долгом пути, постепенно, благодаря своим чувствам, что есть энергии Бога, усложняясь и развиваясь до более сложных форм существования. Только Сам Бог, имя Которого из многочисленных имен Хришикеша, как уже было сказано, развивает материю, что есть совокупность живых существ через свои многочисленные энергии, которые играют роль чувств, предназначены для этого, влияя на живое существо как изнутри, так и извне. Но, а органы чувств эти энергии конкретизируют, упорядочивают, посылают сигналы в мозг для правильного восприятия и осознания индивидом, отделяют воздействия внешние от внутренних, этим делая живое существо себя осознающим и имеющим о себе определенное представление. Хришикеша – это одно из многочисленных ведических имен Бога, указывающее на деятельность Бога в направлении развития живых существ через управление чувствами живых существ. Но у Бога есть и много других имен. На Земле Бог известен под именами Иегова, Аллах, Иисус Христос, Будда, Саваоф, Кришна. В каждой религиозной конфессии к Богу Кришне, не зная Его главного на Земле Имени, обращаются, используя то конкретное, вполне определенное имя Бога, которое данному религиозному направлению через соответствующее Святое Писание Дал Сам Бог. Каждое имя Бога, позволяющее обращаться к Богу в каждой религии, абсолютно соответствует тем религиозным учениям, формам поклонения, которые к этой религии имеют самое непосредственнее отношение. Бог устроил так, что, идя по пути ислама, верующий может обращаться к Богу, используя его имя Аллах и только на это имя отзывается, т.е. слушает, внимает и принимает. Христианин будет услышан Богом, если обратится к Богу, как к Иисусу Христу или Богу-Отцу и т.д. И соответственно Единый Бог воспринимается в каждом религиозном направлении только через те учения и святые писания, которые Он дал Милостью Своей через пророков или Сам непосредственно этому направлению. Также имя Бога определяет и формы поклонения Ему, формы жертвоприношений, вид основных аскез и регулирующих принципов. В понимании разных верующих выделяются и разные качества Бога преимущественно соответствующие имени Бога, ибо эти качества Бога и развиваются в верующем в основном через саму религию. Под именем Аллаха Бог достаточно строг, решителен, непреклонен, Карающ и Милосерден. Под именем Иисуса – Милостив, Всепрощающий, не требует сильных аскез или жертвоприношений, удовлетворяет чувства живых существ и Снисходителен, привлекая всех, многое не требуя взамен. Под Именем Кришна – Всепривлекающий, несущий радость и удовлетворение, требующий преданного служения Себе и предания Себе, а также строгое исполнение регулирующих принципом и жертвоприношение через джапа- медитацию… На пути к Богу человек, рождаясь вновь и вновь, проходит через все религиозные направления и ни один раз, и каждая религия предъявляет ему свои требования, свойственные только этой религии, развивает определенные качества через аскезы, принятые нормы поведения, формы поклонения, запреты, молитвы, духовные знания Соответствующих святых писаний. На самом деле так по всем религиям ведет человека Сам Бог, от рождения к рождению расширяя этим и углубляя его дховный опыт, а также утверждая разными путями его веру, а также развивая Божественность через приближение в развитии качеств человека к Божественным. Также, давая Себя в разных религиях по-разному в тех или иных качествах, Бог исходит из той ступени, На которой стоит человек по своему развитию. Одному уже необходимо давать серьезные духовные знания, другой только начинает подходить к ним по-первому кругу и может взять лишь азы, третьему необходима хорошая практика поклонения Богу через его Сына, четвертый должен познать Божью строгость и непримиримость других к всяким проявлениям греховности или Безбожия, пятый готов начать путь аскетизма и научиться все посвящать Богу. Также, одному надо развить сострадание, другому дать твердость в вере, третьему – терпимость, четвертому – состояние отречения преимущественно… Но всем этим процессом относительно каждого руководит только Сам Бог Лично, управляя чувствами людей, абсолютно зная, что и кому необходимо на данной его ступени, наставляя изнутри и извне… Этим занят Бог, исполняющий это под именем Хришикеша. Это имя подчеркивало Его Могущество и Власть над каждым и на кануне сражения и непременно Он – Правитель чувств сегодня и вечно. Чувства живых существ даны Самим Богом, но невозможно сказать, что эти чувства являются частью чувств Самого Бога. Владелец и Правитель чувств Живых существ, Он Сам этим чувствам неподвластен, они не входят в Него, как неотъемлемая часть Его Сути, не правят Им, Но есть Его энергии, Его слуги, никак не влияющие на Его Божественное понимание и Сознание. Они также не развивают Его, но есть средство Бога в управлении материальным миром. Некоторые считают, что Бог управляет чувствами только чистых преданных. Нет. Чувствами всех, всегда и извечно. И не иначе. Арджуна здесь назван Дхананьджая, завоеватель богатств, а его раковина названа Девадатта, дар полубогов. Отсюда можно сделать и вывод, и на это указывает Сам Бог через стих, что Арджуна, даже обладая прекрасными качествами, на самом деле был еще значительно далек от духовного совершенства, поскольку и сам принимал материальные дары, и завоевывал их, и раздавал их. Истинно духовный человек не придает материальному значение, не преумножает его, не сражается за него, не устремляется решать материальные проблемы других, но полагается во всем на Бога. Такой человек берет то, что достаточно или менее того, чтобы поддержать тело, и таких людей Бог уже не вовлекает в материальные игры, но в чистое преданное служение без иллюзий. Арджуна, обладая все же немалыми знаниями, способен был, однако, уже достаточно высоко мыслить, размышлять и внимать Богу и знания его уже готовы были перерасти в знания совершенные, дабы повести его по пути преданного служения Богу. К этому, собственно, Бог его и повел далее, ослабив его мистические качества и направив мысль на Бога, но ни как на друга, но как на высочайшую Божественную Личность, относительно Которой иные иллюзорные понимания на высших духовных ступенях недопустимы и являются прямыми оскорблениями Бога, что, конечно, не может способствовать духовному продвижению. Вообще, многие из тех, кто сражались на стороне Пандавов, были наделены Богом мистическими качествами. И Арджуна, и Ююдхана, и Бхима, и многие другие почти не знали поражений, но вряд ли кто-то из них мог полагать, что умение искусно вести сражение, абсолютно следовать наставлениям духовных учителей было далеко не их заслуга, не результат их опыта и специальных знаний, но было дано только Богом и по Плану Бога на каждого. Только так они были прославляемы, могли защищать и отвоевывать, могли утверждаться в мнении других, Могли отстаивать свои интересы, и только так понимая о себе, они могли, приняв участие в сражении на Курукшетре, достичь Богом запланированного исхода. И для каждого истинный путь в Боге был еще впереди, где каждый через призму Бхагавад-гиты должен был увидеть воочию двойственность материального мира через славу и бесславие, победу и поражение, приобретения и потери, друзей и врагов, благоприятное и неблагоприятное во всех проявлениях, чтобы достичь то равновесие, ту неизменность ума, то неустремление к удовлетворению чувств и желаний, которые называются отреченностью и с чего начинается истинный путь к Богу без ошибок, заблуждений и лишних игр, путь, о ктором в Бхагавад-Гите Бог говорит, как о пути йогов. Все это в полной степени относится и к Бхиме, проявившему на начало сражения великое мастерство, безупречное бесстрашие, искусность и неутомимость в ведении боя, имеющего к тому же незаурядное здоровье, великую силу и аппетит волка – «врикодарах». Вриках – волк, ударах - во всех отношениях, в лучшем смысле похожий. Но проявление такого качества, как ненасытность, увы, не является подтверждением высокой ступени духовности человека, хотя Бхима, как брат Арджуны, один из Пандавав, на это претендует. Но и ему, как и Арджуне, как и всем положительным героям Бхагавад-Гиты, предстоит идти по пути духовного совершенства еще не одну жизнь. 16. О, царь, Йудхиштхира, сын Кунти, протрубил в раковину под названием Анантавиджая, Накула и Сахадева протрубили в раковины Сугхоша и Манипушпака. 17-18. Также великий лучник царь Каши, также Шикханди, великий воин, прославившийся в ведении боя на колесницах, также не знавшие поражений Дхриштадьюмна, Вирата и Сатьяки, также Друпада и сыновья Драупади, все, о, великий царь, протрубили, каждый, в свою раковину. КОММЕНТАРИЙ. Следует обратить внимание на то, что и «раджа» и «притхиви пате» в приведенных стихах есть обращение к Хритараштре. Саньджая обращается к нему и как к царю, и как к властителю всей Земли, хотя на самом деле в момент повествования царем считается его сын Дурьедхана. События только начинали развиваться, и Бог Кришна давал уверенность и сомнения каждому, хотя и в своей мере, никого не лишая надежды, как бы очевидным не казался исход битвы. Символичны названия раковин наиболее известных участников сражения. Юдхиштхира, протрубил в раковину под названием Анантавиджая, что означает «не знающий поражений». На самом деле таково было изначальное благословение Бога старшему из Пандавов, Юдхиштхире. Он должен был сыграть во всех этих событиях достаточно положительную роль и был наделен, как и Арджуна, мистическим качеством – быть непобедимым в бою. В свое время в этом рождении Бог дал ему, как и всем Пандавам, лучших духовных учителей и наставников, включая старейшину клана деда Бхишму, которые должны были направить в необходимое русло такие качества Пандавов, как выносливость, стойкость, волю, религиозность, решительность, добродетель, качества, развитые в них самим Богом в предыдущих воплощениях, которые теперь должны были послужить во благо Бхагавад-гите, давая ей опору и продвижение в дальнейшем. Именно Бог дал Юдхиштхире то, что в те времена ценилось, открывало двери, могло снискать уважение и почитание и что должно было помочь впоследствии старшему из Пандавов стать праведным царем, несущим в мир Слово Бога. На самом деле все это было предпринято для прихода Бога в материальный мир и для передачи человечеству Бхагавад-Гиты. И личной заслуги, которую своей непобедимостью готов был приписать себе и Юдхиштхира, и Арджуна, и Бхима, и Бхишма и другие герои и известные участники событий, не было ни у кого. Это надо хорошо понимать. Каждому было поручено то, что соответствовало его ступени духовного развития, а ступень каждого, опять же, зависит от Того, Кто ведет. И только Один Бог знает, кто и на какой ступени стоит теперь воистину, кто выше или ниже. И каждый, кто ниже теперь, завтра, ведомый Высшим Отцом, поднимется. В этом не может быть сомнения. Согласно своей ступени многие герои рассматривали дар Бога, как лично свою заслугу, и если кто-либо и понимал, что это от Бога, то считал, что так Бог проявляет к нему Милость, что этот дар – его незыблемая собственность, вполне заслуженная, навсегда. На самом деле, если строго говорить, если говорить точно, то Бог дает тогда, тогда проявляет Высшую Милость, не подернутую иллюзорной энергией, когда отбирает, умаляет, ограничивает… Это относится и к славе, и к богатству, и к успеху. В Боге стяжает тот, кто не прельщается тленным, не склонен идти на поводу чувств и ума, но контролирует их. Но ступень участников сражения, на чьей стороне стоял Бог, Уже была такова, что они уже готовы были это осознать и реально пойти тем путем, на который впоследствии им через мысль указал Бог Кришна. К тому же, и эти дары Бога были даны на время, и скоро каждый должен был оказаться в итоге сражения лицом к лицу только со своим духовным приобретением, материальные же дары пришло время Богу забрать, включая славу непобедимых воинов. Накула протрубил в раковину под названием Сугхоша, Сильновибрирующая. Сахадева протрубил в раковину Манипушпака, Усеянная драгоценными камнями и украшенная цветами. И это тоже характеризует Пандавов, как людей еще достаточно привязанных к материальным благам, как людей тщеславных, а потому слабых и идущих на поводу чужих мнений и чувств. Но не следует забывать, что это был уровень людей, принадлежащих к своей цивилизации, существующей на Земле более пяти тысяч лет назад. Но и сегодня уровень духовных возможностей человека – не предел, как и не предел через те же пять тысяч лет. Мог ли быть Бог Кришна истинно быть на стороне таких людей? Нет. Ибо изначально Бог отрешен и знает всему цену. Но эта видимость, это предпочтение следует понимать, как указание пути, как Божественные ориентиры тем, кто следует за Пандавами, и были необходимы. И снова хотелось бы повториться. Только Бог знает истинную цену каждого, и если немного изменить ситуацию, или посмотреть на эту же ситуацию, но с другой стороны, то и Пандавы могли бы показаться отрицательными героями, среди тех, кто был бы еще более предан Богу и проявлял это, исходя из совершенных духовных знаний и служения Богу. Хотелось бы еще отметить то, о чем редко задумываются. А ведь и среди нас после многих и многих рождений живут те и скорее всего преданно служат Богу Кришне, кто незаметно участвовал в сражении на поле битвы Курукшетра. Следует допустить умом, что и животные, и птицы, и лошади, везущие колесницу, на которой восседал Сам Бог Кришна с Арджуной, все они теперь среди людей. И многие среди нас видели Бога тогда, могли внимать Ему, быть рядом, наслаждаться Его речами и великолепием, как есть и те среди нас, кто видели и слушали Иисуса, Будду, или первыми приняли Коран из Рук Пророка Мухаммеда. И принявшие новые направления религий, и отвергавшие, и сомневающиеся – все были благословлены Богом, и многие уже из них на духовном Плане. Каждому в свое время это непременно будет приоткрыто. Бог ведет так каждого из нас, что в конце круговорота рождений и смертей будет каждому дано узнать о себе, насладиться Истиной о себе и опечалиться своим былым несовершенством и греховными деяниями. Таким же образом многим немалая роль отведена впереди, даже если теперь человек идет незаметно и ни в чем не проявляя себя. Но никогда не следует просить у Бога ни материальных, ни духовных высот, но честно и чисто служить Богу в своем бытии, не желая перекричать других, но добросовестно выполняя свой земной и человеческий долг перед Богом и людьми. Еще раз следует обратить внимание на то, что нельзя ни Дхритараштру, ни его сыновей считать виновными в навязывании Пандавам большой братоубийственной войны, да и сами события тех дней не следует считать трагедией. Это был прежде всего Святой План Бога, давший жизнь Бхагавад-Гите, и каждый участник сражения, на какой бы стороне он ни был, сыграл ту роль, которую ему отвел только Сам Бог, и может быть до сих пор пожинает плоды Божественной Милости. Да и кто бы из преданных ради Бога не сыграл бы хоть какую-нибудь роль, пусть самую незначительную, чтобы послужить этим Верховной Божественной Личности, Самому Богу Кришне, Которому с радостью поклоняются и Который есть Цель и Смысл жизни. 19.Эта вибрация, гулом отдаваясь в небе и на Земле, заставила содрогнуться сердца сыновей Дхритараштры. КОММЕНТАРИЙ. Звук раковин, сказано, заставил содрогнуться сердца сыновей Дхритараштры, или, более точно, разбил сердца сыновей Дхритараштры. И, надо понимать, всех тех, кто был на их стороне. Сыновья Дхритараштры во всех предшествующих событиях, как и теперь, играли роль злодеев, но эту роль, несомненно, отвел им Сам Бог. В такого рода человеческих играх каждый воспринимает себя в своей роли достаточно естественно и в соответствии с теми качествами и той ступенью духовного самосознания, на которой стоит. Но иногда для лучшего исполнения Плана Бога в такие игры вовлекаются люди, стоящие на более высокой ступени, чем воспринимаются окружающими, и, благодаря своему развитому уму, могут куда лучше сыграть роли злодеев, чем сами злодеи, будучи поставленными Богом в определенные ситуации и вынужденные брать изнутри необходимые и принуждающие к определенным действиям и поступкам подсказки. К тому же, сыграть отрицательную роль, куда входит общение с Богом или присутствовать там, где Сам Бог, достаточно непросто и рассматривается, как Милость Бога, что несомненно необходимо заслужить. Благодаря иллюзорной энергии Бога сыновья Дхритараштры и чувствовали себя настолько, насколько это в данной ситуации было необходимо. Они, несомненно, управляемые Богом изнутри и беря те мысли, которые Он им давал, хорошо понимали свою греховную роль и легко восприняли звуки раковин не в свою пользу, ибо в них уже накопилась та причина, которая позволила Богу на гул раковин отозваться в них страхом. Но и у других воинов с обеих сторон были свои причины устрашиться, хотя в разной степени, поскольку не надо забывать, что чувство страха не покидает любого материального человека. К таким людям также можно отнести и Арджуну, и тех, кто сражался на его стороне, ибо почти все руководствовались материальными целями. Бог никогда не дает полную уверенность и полное бесстрашие и готовность в событиях такого рода. Полная, абсолютная отрешенность и независимость от чего бы то ни было – это прерогатива только Бога. Любой человек, как бы он ни был религиозен, аскетичен, праведен… не может и не должен быть в этом плане самонадеян, ибо это уже граничит для человека с демонизмом. Но необходимо и проявление неуверенности, и смирения, и внутреннее упование на Бога и молитва. Взор к Богу должен быть обращен всегда. Поэтому эта оглушающая вибрация, дав каждому свое чувство в виде надежды, сомнения, страха, также предвещала и дальнейшее развитие событий, в центре которых на самом деле были ни чувства людей, ни даже предстоящее кровопролитие, но величайшие сокровенные знания, переданные Самим Богом Кришной людям Земли через Арджуну, знания, которые не каждый может постичь, не каждый может им следовать, ибо они начинают входить в сердце только того, кто, подобно Арджуне, готов предаться Богу. 20.Вслед за этим, расположенный в колеснице, взирающий на сыновей Дхритараштры тот, на чьем флаге было изображение Ханумана, готовый к бою и достающий оружие сын Панду, сказал, держа в руках лук, Хришикеше, Богу Кришне, такие слова, о, великий властитель. КОММЕНТАРИЙ. Нельзя сказать, что вследствие гула раковин сыновья Дхритараштры пали духом. И им Бог дал надежду. У них была великая, прекрасно подготовленная и оснащенная армия, которой руководили опытные полководцы, достаточно искусные в военном Деле. Но все же были и символы, предвещавшие и поражение. Надо знать, что символы всегда и непременно предшествуют любому событию, как малому, так и большому, как тогда, так и теперь. В этом есть и Милость Бога, и подсказка Бога, и Мнение Бога. Далеко не каждый в повседневной жизни может эти символы видеть, считывать, ориентироваться на них, ибо для этого необходимо развитое духовное видение и понимание, чистота помыслов, умение все связывать с Богом, так направляющим и предостерегающим, так дающим советы и так входящим в контакт с чистой душой. Таким символом было и изображение Ханумана на флаге Арджуны, что могло предвещать только победу. Присутствие этого флага на колеснице было отнюдь не случайным, но проявлением Воли Бога, давшего Арджуне изнутри желание Держать этот флаг в руках перед началом сражения. Другим символом было и проявленная Благосклонность Бога к Пандавам, хотя на самом деле Бог Кришна по своей Божественной природе абсолютно отрешен, не может проявлять к кому бы то ни было ни благосклонности, ни привязанности, ни предпочтения, ни неприязни. Также символом победы Пандавов было и то, что Пандавы приняли помощь Бога в качестве советчика, в то время, как сыновья Дхритараштры воспользовались Его Могущественной и непобедимой армией. Надо знать, что Совет Самого Бога очень дорого стоит. Это – Сама Победа. Еще один символ – восседание в одной колеснице Бога Кришны и Арджуны, факт избрания Арджуны, признание его достойным Божественного священного разговора. Не могла проиграть сражение та сторона, представитель которой в данный момент Был рядом с Самим Богом. И еще один символ – сражение происходило на Святом месте, месте, где совершались жертвоприношения, которое было также местом поломничества. Не могло такое место быть избранным Богом для несправедливой войны, для несправедливого исхода. Но вместе с символами, даже очень хорошо видящему их, Бог непременно дает сомнения, тревогу, переживания, другие чувства, которые в итоге ставят человека в необходимость, несмотря на все эти символы и подсказки, надеясь на Бога, непременно исполнять свой долг без ожидания чуда, но потом и кровью, приложив все усилия и естественно, проявив все необходимые качества и использовав все свои средства и резервы. Будучи расположенным в великолепной колеснице с Богом Кришной, Арджуна не сводит пристальный взгляд с сыновей Дхритараштры. При этом, согласно стиху, отмечается, что внешне он готов к бою, поскольку оружие наготове, в руках – лук. Но на самом деле внутреннее его состояние не воинственно. И так должно быть по Плану Бога. Перед началом сражения ему в диалоге с Самим Богом будет поведана Бхагавад-Гита. Прежде, чем начинать диалог, Бог Кришна хочет незаметно подвести его к разговору, но вполне естественным путем. Управляя чувствами, органами чувств, Бог ведет его взгляд, останавливает на двоюродных братьях, сыновьях Дхритараштры, которых он вследствие всех предшествующих событий не может не воспринимать враждебно. Управляя чувствами, Бог дает память, дает мысль, как следствие, обращает внимание на других участников сражения по обе стороны армий, тонкими энергиями изнутри задевает его праведные чувства и так понуждает Арджуну мыслью устремиться в этом направлении и постепенно дает желание выразить свое отношение к присутствующим и происходящему, дать всему оценку с позиции своих знаний, опыта и пониманий на данный момент, попытаться увидеть свою роль в происходящем и так подводя непосредственно к диалогу. Бог не дает Арджуне внутреннюю готовность к сражению в нужной мере, поскольку еще не время сражаться, но время внимать. Поэтому невоинственное состояние Арджуны ему самому непонятно, почти не свойственно, понимается им, как собственная неуверенность и неопределенность. Но и эту ступеньку он должен преодолеть, прежде чем получит изнутри разрешение Бога начать сражение. В противном случае его участие в сражении, как и для многих других, несомненно, примет греховный оттенок и повлечет за собой последствия греховной деятельности или кармические реакции. Необходимо было Арджуне дать такие совершенные знания в добавление к тем, которые он уже имел, которые бы единственно послужили бы причиной желания начать сражение, имея только перед собой совершенную цель и образ мышления, что сделало бы его непривязанным к результатам предстоящего сражения, а потому не претендующим и не отвечающим за последствия сражения, какими бы они ни были. Необходимо было дать Арджуне то понимание, на пороге которого он уже стоял усилиями всех духовных учителей, своего материального и духовного опыта. Этот новый путь через совершенные духовные знания должен был указать ему, а вместе с ним и всему человечеству Сам Бог Кришна. И Арджуна всей своей предыдущей жизнью и полученными знаниями уже был подготовлен в достаточной мере, тем более, что знания, идущие непосредственно от Бога незамедлительно входят в сердце человека. Арджуна пока еще не знает, о чем будет говорить с Богом и будет ли говорить, но потребность в разговоре уже появилась. Бог понуждает его смотреть, мыслить, испытывать беспокойство и неудовлетворенность и устремляет к вопросам. Но с чего начать? Вон сыновья Дхритараштры, вон – духовные учителя и наставники, вон друзья и недруги, вон – свои сыновья, вон все родственники… по обе стороны армий. Бог направляет его мысль и на ошибки, и на те понимания, которые уже изжили себя, и напоминает религиозные принципы, как и религиозный долг, как и на предписанные обязанности, и заставляет посмотреть вперед, увидеть, что может принести это сражение и свою в этом роль. Беспокойство Арджуны усиливается, как и неудовлетворенность, так и страх поступить греховно и стать причиной страданий других. Надо говорить. Эта потребность в Арджуне возрастает, как и просьба к Богу разъяснить свое положение.