Как "делать" поэзию, самая простая инструкция
Decendo discimus / Обучая, мы учимся сами
С поэзией просто.
То есть, нужно применить простейшую форму, для «раскачки».
Ехала машина.
Колеса по осям.
Написали первое и вылезло «колеса», верно? Она же едет. На чем? Тут понятно.
Далее «затык», после того как написали «колеса» с новой строки. Но вот... подумали, подумали. Долго думали, но это не важно.
По осям. Логично же?
Ехала машина.
Колеса по осям.
Дорогою тут мина.
Ба-бам! Ба-бам!
Классно?
Великан бурь.
Прошагал сон.
Да нашмыгав дурь
Чуть сдержал стон.
______
Смысл способа в «сжатом катрене».
Из одного слова строка состоять может, но «не должна», так скажем.
Где-то между двумя-тремя словами. Если вылезает четвертое в строке, то это (частичное) нарушение формата. Если таких строк уже пара, то скорее всего мы отошли от метода, и у нас получается «что-то свое». Так это и хорошо! В этом и смысл.
(Предлоги/союзы тут не учитываются).
Сапогами вширь.
Махом резвым — и?
Все как прежде встарь.
Здесь специально третья строка была «раскатана», для наглядности.
На самом деле «сжатие катрена» обеспечивает возможность уловить «общее поэтическое ощущение», чего не так просто добиться, многие идут к этому годами, создав уже не мало довольно сносных произведений, и... только-только начиная толком ощущать музу. Созвучие, да? — получилось. Почти поэтично.
Принцип приблизительно тот же, что и у танка, к примеру, или хокку, только с обязательным наличием рифмы, и без учета слогов, учитываются только слова, которых «не количество», а просто — «сжатый катрен». А про «два-три» просто нужно «на всякий» помнить, как будто сие не принципиально; и действительно, где-то в одной строке мы можем допустить «раскатку».
Сапогами вширь.
Махом резвым — и?
Будто манит старь.
В ружья и штыки.
«Сапогами вширь» это не марш, или не только маршировка, это когда солдат выходит из строя, чтобы дать место для прохода позади стоящему: его вызвал командир. И этот солдат делает шаг вперед и в сторону. К чему именно такой образ? Он... «напросился сам», ради «оживления строя». В старину не было ружей, если речь тут именно о такой старине. Или о той, когда уже были? Просто — история.
Слово «старь» весьма близко пытается стать «сталью». Гм.
В общем, должно быть интересно.
...бысть
Писал стихи.
Кромсал слова.
Дела плохи.
Начать сперва...
Потребно с музы.
Даль и путь.
Весна, мимозы.
Как-нибудь?
Но нет, опять
Порыв в строку.
О чем мечтать?
Слова в муку.
И здесь, тревожно,
В прелесть дня
Вошла подкожно
Суть храня...
Поэзия мечты моей.
По деревам ветра.
И неотступно с ней
Есть чувство веры.
И пора...
И власть от Лиры.
Как гора.
Что на востоке.
Солнце ввысь.
Стихи мои глубо́ки.
Их суть: лепная бысть.
_______________________________
Вы реально хотите слагать стихи? Или ваше письмо от скуки?
Если реально, и пытаетесь всерьез, то тогда можно констатировать, что у Вас действие опережает мысль: это присуще всем, кто берется за поэзию в качестве автора. Необходимо «перевзвесить» порыв вдохновения, как если бы проверяли «на других весах» уже купленное на рынке.
Возможен такой вариант (упражнения):
У пломбира сладкий вкус...
[сладкий вкус пломбира есть довольно банальный смысл, потому легко усваивается/понимается подкоркой; данное упражнение можно «заказать у музы» себе самостоятельно, ориентируясь на правило: банальность в первой строке, обычная житейская банальность; вторая строка должна быть восхваляющей, превозносящей первую, а третья — унифицированной, пытающейся объединить обе первые в нечто самостоятельно торжествующее — то есть, просто, никак не унылое; строй стиха, таким образом, в первых трех строках, определяет себя как феерически-занудный, то есть, эффект таковой «занудности» следует углядеть в сиих трех строках, может быть признаково лишь; согласимся, что когда кто-то нам что-то навязчиво расхваливает, то это начинает действовать на нервы, как минимум воспринимается как нуда, и редко когда как нечто полезное]
У пломбира сладкий вкус.
Он невероятно вкусен!
[заметим, что вторая строка, таким образом, несколько созвучна первой: вкус — вкусен; возможно ли создать вторую строку, что обязательно должна восхвалять содержание первой — без созвучия?]
У пломбира сладкий вкус.
Как великолепно!
[да, возможно]
У пломбира сладкий вкус.
Как великолепно!
Ем себе, губами трусь...
[дело в том, что «губами трусь» напоминает поцелуй, и это соответствует «великолепно», и «ем себе» соответствует «сладкий вкус»: унификация совершена]
У пломбира сладкий вкус.
Он невероятно вкусен!
Ем себе, в чмокЕ искусен...
[здесь «чмок» означает причмокивание во время еды, но сместилось ударение с «о» на «е», и это все портит; унификация: «ем себе» и «искусен» = «невероятно вкусен», ибо здесь и связь со вкусом в «ем» и искушением, опытом поедания и гурманскими замашками в «невероятно вкусен», это вообще может напоминать оценку дегустатора]
Итак, есть три строки с двумя вошедшими в рифму: созвучие на оконцовках.
Присутствует ли «феерическая-занудность» (пока в кавычках)?
Волшебная тупость, иначе, если несколько синонимично, потому что тут и «скучный», и «неинтересный»,.. значит, где-то и «туповатый», хотя это условный синоним.
Итак, волшебная тупость. Нам надо ее здесь — для себя, как автора — углядеть, чтобы продолжить этот веселый стих, потому что данный формат стихоизложения только юморной, и он — учебный. Почему «только юморной»? Первая строка заурядная банальность, то, что происходит ежеминутно вокруг: «Вышел из подъезда дед»... теперь восхваление: «Очень бодрый старичок!»... Ну, как вы думаете, что это? Драматургия? Вряд ли. Сатира, юмор, а третья строка вообще подводит под всем произведением «черту забавности». Но разве «очень бодрый старичок» это смешно? Нет, смешно не это, а тот внутренний посыл, что может наблюдаться уже в двух строках: «Он в фрилансе (варианты) новичок...». И если у вас получится что-то иное, помимо сатиры/юмора, то... это замечательно.
Хотя... мы вполне можем создать таким образом полноценное произведение.
У нас получилось два варианта, что может происходить: мы думали-думали... и надумали два варианта. Ничего, с одним придется расстаться, это только нам на пользу, для практики.
Но здесь будет показано по обоим фрагментам.
Все-таки материал имеет целью дидактическое формирование образа поэзии у практикующегося.
Поехали:
У пломбира сладкий вкус.
Как великолепно!
Ем себе, губами трусь,
Щурюсь я — секретно.
Потому что просто ем,
Что тут необычного?
И язык тружу затем:
Для глумленья сытного.
Над мороженым издевка!
Попробуйте, получится.
Просто так. Закон плевка:
Можно так измучиться,
Выделяя всю слюну,
И чтоб на землю капало...
Я ведь пробовал! Икну.
И опять все заскучало
У меня внутри совсем.
Жду ее подле причала:
Договаривались в семь.
***
У пломбира сладкий вкус.
Он невероятно вкусен!
Ем себе, в чмокЕ искусен...
И огромный в глотку кус!
Хорошо. Рыгай сначала.
Ах, как на зубы-то дало!
Исплевался. Но ведь мало.
И она идет: с причала.
Красота! Прощай морожное.
И зудение подкожное.
Ах, любимая, как сладко!
Ждать тебя такая пытка...
[получилось объединить; «в чмокЕ» пусть так и остается, значит, так и надо тут].
Ехала машина
колёсами вперёд.
Баранку грыз в кабине
какой-то обормот.
Ежели б он, скотина,
машиной управлял,
колёсами на мину
коровью не попал.
С машиной шофериста
не принял бы кювет...
Вот накорябал быстро
и понял - что поэт.
;)
Так сказать принимая руководство к действию.
СмолВас
вс, 25/08/2019 - 08:54
Смачно! )
ієрогліф
вс, 25/08/2019 - 09:21
По вашему запросу на счет "льдины" (для общей пользы):
Ехала машина.
Колеса по осям.
Дорогою тут льдина.
Привет большим морям!
Утоп несчастный, право.
По пирсу ехал в ночь.
Зимою лютой. Каково?
И как ему помочь...
Ведь с Арктики приплыло
Такое что аж жуть.
И рухнуло, накрыло.
Назад не повернуть.
Кабодагор
вс, 25/08/2019 - 12:05
История похлеще "Титаника"!
Печально...
ієрогліф
вс, 25/08/2019 - 12:55
Кабодагор
вс, 25/08/2019 - 12:59
Из таких кусков-катренов попробуем нечто "развернуть":
Козявки шебутные
Куражились на свет.
Коряво расписные,
И в этом их секрет.
Стоял дом. Кругом.
Тишина. Не видно
В даль, один бурелом.
И лес весь стоит обильно.
Тянули ласапед
За ржавые спицы.
Тащили ласапед
До самой границы.
Козявки вопрошают тут:
Куда собрались, мол.
А вот же лес. И дома ждут.
И рухнул частокол.
Кабодагор
вс, 25/08/2019 - 12:18
У поэзии, как в той песне про революцию: " нет у революции начала, нет у революции конца" )
Но самое главное - катрен, неважно какие в нём слова. Был бы квадрат и желание делать мандалу.
)))
СмолВас
вс, 25/08/2019 - 12:55
Кабодагор
вс, 25/08/2019 - 12:59
Но со счастливым концом, т.к. велосипед, виднеющийся на крыше авто, спас стойкого героя.
"И дома ждут"...
Ура!
)
ієрогліф
вс, 25/08/2019 - 12:59
Вот еще под завязку, "легкоформатные стихи":
Мама мыла раму.
Сын стянул пижаму.
— В школу не пойду!
Мать: — Учись труду!
Мама мыла раму.
Сын взял по килограмму
Гантелей с пола.
Зарядка — это школа!
Мама мыла раму.
Да думала всю думу.
А сын собрался в школу.
Шутил он по приколу.
Кабодагор
вс, 25/08/2019 - 13:18
О как!
Чудненько... :tree:
ієрогліф
вс, 25/08/2019 - 13:33
Ехала машина.
Колёса на осях.
На дороге мина.
И машине крах.
А, вообще, классную схему Вы придумали. Надо будет испробовать.)
Александр Бере…
вс, 25/08/2019 - 16:41
Кабодагор
вс, 25/08/2019 - 21:51
"Потому что просто ем,
Что тут необычного?.."
А необычно то, что киоски с мороженым "подле причала" в семь уже не работают, если только раньше )
ієрогліф
ср, 18/09/2019 - 20:14
Жду ее подле причала:
Договаривались в семь.
--
Написано "договаривались в семь". Во сколько он подошел к причалу, не сказано.
Впрочем... надо было написать "на полдесятого". Тогда и не утро и не вечер, верно?
Сразу и не разберешь.
И это так увлекательно думать сейчас где ЛГ купил мороженое... И что за причал, город то, или некое областное захолустье. Ведь мороженое можно купить и в магазине. И не только в 19:00.
Прямо "Назад в будущее" какое-то получается с Вашим замечанием, то есть, завитки пространства-времени.
И опять все заскучало
У меня внутри совсем.
Жду ее подле причала:
Договаривались в семь.
--
Парниша скучает,.. он пришел раньше семи, вот в чем штука.
Кабодагор
ср, 18/09/2019 - 22:26