У подножия Ак-Каи
У подножия Ак-Каи
(У подножья скалы Ак-Каи)
Давным-давно ещё в Палеогеновом периоде жили на земле древние акулы. Среди них встречались как огромные, вроде мегалодона, так и совсем маленькие – размером с селёдку. Акулы палеогена имеют очень важное стратиграфическое значение. То есть по ним легко датировать ту или иную эпоху. Лучше всего в остатках акул сохраняются зубы. Как большие, так и маленькие. Большие – в основном изучены. А вот исследовав маленькие – можно найти новые виды.
Когда я был студентом Луганского пединститута по специальности география и биология – тридцать лет назад, в апреле 1989; мне, с двумя товарищами тоже студентами Вадимом Галюченко и Николаем Пономарёвым пришлось съездить в районы внутреннего Крыма в экспедицию за акульими зубами. Их надо было вымывать из породы. Наш научный руководитель – на то время доцент, Николай Иванович Удовиченко, поехать в ту экспедицию не смог; но после нашего возвращения, исследовав то что мы нарыли, сказал, что возможно там несколько новых видов акул. Если подтвердиться обещал назвать их нашими именами.
Это было во внутреннем Крыму в Белогорском районе. Там находился большой карьер, в котором мы вымывали из породы акульи зубы. Недалеко были пещеры, которые мы осмотрели. Вероятно, там жили древние люди. Вокруг были степи, где паслись овечьи стада и над всем этим возвышалась большая белая скала – Ак-Кая. По преданиям с неё когда-то неверных жён сбрасывали.
Смотреть со скалы было страшно, тем более, что, когда мы поднялись на неё – в спину дул сильный ветер. Казалось, что может сдуть со скалы, если стать с краю. У меня сложилось ещё впечатление, что сам ветер, как бы устремлялся с обрыва вниз ниспадающим потоком воздуха.
Через пять с лишним лет, во время написания одного стихотворения у меня на уровне подсознания всплыла древняя легенда, связанная со скалой Ак-Кая.
Ниже я приведу это стихотворение.
* * *
Суггестивная лирика – стихотворение написано на потоке сознания, смысла не имеет.
Может быть за эти строки
Назовут меня жестоким?
Может сделал вдох неверный,
Подавившись вдохновеньем?
Только женщина в прицеле
Задрожала и ушла –
Пламенели, сатанели,
Испарялись зеркала.
Вызывался к поцелую
Тёмно-угольный оскал –
Та, с которою танцую,
Будет сброшена со скал.
И безрадостно и чУдно
Задрожала боль на блюде,
И с испариной со лба
Шёл до пятого столба.
А в зелёном перегоне –
Всё овечие стада –
Человечие законы
Загоняют их сюда.
И вдали, над этим фоном,
Под небесностью стекла –
Застилала небосклоны
Ярко-белая скала.
Не дождётся своей ноши
Ниспадающий поток –
Ты всегда была хорошей
Для меня, мой лепесток.
Ты лети, лети, голубка –
Не печалься, не тоскуй –
Поцелую тебя в губки,
Чтоб запомнить поцелуй.
В путь мгновенный, в путь неблизкий
Проводил... и ты ушла –
Пусть громадным обелиском
Будет белая скала,
Пусть примирит нас навеки
Безучастный райский сад,
Пусть, смыкая свои веки –
Ты увидишь небеса.
19.08.1994.
Я почти не пишу стихов на заданную тему. Принципиально. Обычно начинаю со случайных слов, которые первыми придут в голову. Главное набрать ритм. Потом стихотворение выходит на какой-то смысл, порой неожиданный для автора. А в вышеприведённом стихотворении, совершенно чуждый автору, как гуманисту по убеждениям. Тем не менее стихотворение имеет несомненные пластические достоинства. Хорошую ритмику, звукопись. Поэтому я напечатал его в апреле 2007 года в журнале «Время Z», где тогда был главным редактором. А чтоб личность лирического героя не отождествляли с автором, снабдил эпиграфом «Об одном древнем обычае…». Сейчас я и эпиграф переработал.
Вообще трудно написать бессмысленное стихотворение. Разумеется, речь идёт о хорошем стихотворении, а не о пустом наборе слов. Ниже привожу пример бессмысленного стихотворения.
Неизменность
Ощущение громадного здания
Носилось в воздухе, не блёкло –
Воспалённое сознание –
Знаменатель перекрёстка.
И зачем такое делалось?
И чего она хотела?
Обалденность, преждевременность –
Не сумела, не успела.
Продержись ещё мгновение,
Промежуток слишком мал –
Утончённая, мгновенная –
До сошествия с ума.
Продвижение в фарватере,
Потому, что выбор слов –
Перепутанные картами –
Нарушения основ.
Вариации Бразилии
Обещают подождать –
Всё равно мы будем сильными!!!
Не тебе, а ей рожать –
Наслажденье обоюдное,
Но рожать, поймите, ей!
Ломкая, в потёртой юбочке –
Ведёт запись трудодней, –
Она ломкая, глазастая –
По ней просто плачет холст.
Может можно и без записи?
И пошёл черёд полос –
Дождь, шершавость телевизора,
Древесина и бетон –
Всё равно прорвёмся, вылезем
Из жилища анаконд…
В переблёске глаз фасеточных –
Утонувшая мечта –
Насекомые и женщины –
Несбивающийся такт.
09.11.1991.
Я как-то поздно вечером ехал в битком набитом автобусе. Ехал стоя и когда боковым зрением глянул на окно, казалось, что мы проезжаем мимо какого-то большого белого здания. Но здание всё не кончалось и не кончалось, хоть ехали долго. Присмотревшись, я увидел, что Луганск давно закончился и едем мы по степи, а мираж здания создан причудливыми бликами на окнах. Отсюда родилась первая строчка. А так как без объяснения она не понятна, то я принципиально решил написать бессмысленное стихотворение. Но если внимательно его прочесть, то видно, что стихотворение по ходу написания постоянно выруливает на какой-то смысл, а автор насильно загоняет его в бессмысленность.
Если вернуться к Ак-Кае, то её можно назвать и горой, и скалой. С точки зрения геологии оба наименования грамотны. А вот с точки зрения поэзии они неравноценны. В словосочетании «Скала Ак-Кая» – изумительная звукопись, яркая аллитерация, превосходный ассонанс. Играют буквы «к» и «а». Причём, все гласные – «а», так как «я» – это «й» и «а».
Кстати, подзаголовок к этой работе я сделал с точки зрения филологии. Ведь можно сказать – «у подножия», а можно – «у подножья». Но во втором случае ради ритмики добавляется слово «скалы».
Ниже пример использования аллитерации и ассонанса.
Зарисовка к «Гернике»
То ли кошка на огне?
То ли это снится?
То ли ветер? То ли снег?
Сыплет под ресницы?
То ли ласка? То ли власть?
Только ласточкой лягла,
Только небо, только конь,
Только кошек под огонь!
14.10.1992.
Имеется в виду знаменитая картина Пабло Пикассо «Герника». Я когда-то писал стихотворение под впечатлением этой картины. Стихотворение писалось в том же формате, в котором написана картина – в формате авангардизма. Получился ряд зарисовок: «Если видите страданья фантастических существ / Этот ближний этот дальний этот нА небе исчез…», «То ли лошадь, то ли конь / то ли лошадёнок / Лошадёнку нелегко / лошадёнку больно» и так далее. Потом я резко сократил стих — остались строчки, напрямую ничем не связанные с картиной Пикассо, кроме чувства мечущейся тревоги.
Таким образом, несмотря на то, что стихотворение внешне бессмысленно – смысл у него есть. Правда понять его можно только после объяснения. Наверное, не нужно объяснять почему слово «легла» написано с ошибкой – «лягла». Это сделано ради звукописи. Причём, именно так оно звучит при прочтении вслух.
Чтоб закончить тему – ниже приведу экспериментальное стихотворение.
Бег во сне по раскисшей от грязи дороге
через заснеженную степь
Белоснежное покрывало…
Боже! – Как больно. Больно вблизи -
белоснежное покрывало
распоролось полоской грязИ.
Эта снежная скатерть пространства
забивает мозги и глаза.
Здесь нельзя отставать, оставаться,
потому-что-то движется
за
мною движется, что-то зиждется
что-то острое-перочинное,
что-то грозное, беспричинное,
что-то светлое, безответное,
неизвестное, повсеместное…
Что-то близкое – приближается
и в грязИ нога бултыхается…
ГрЯзи вязкие – снеги белые -
ноги ватные – онемелые …
Я замедленно…
даже медленней…
За спиной ОНО
ОНО рядом,
но…–
ОНО
в мире снов.
26.10.2002.
На первый взгляд, кажется бессмысленным. Но объяснение, что действие происходит во сне – всё ставит на свои места. Кстати, заглавие можно использовать для прояснения смысла. Оно такой же равноценный участник поэтического строительства, как и собственно текст стихотворения. А вышеприведённое стихотворение родилось, когда мы с поэтом Сергеем Куриём, писали на заданную тему. В тот день тема была – «Преследование». Надо было за час написать стихотворение. Кроме этого я тогда ещё два написал за то время. Ниже приведу и их.
* * *
Посвящается пяти попугаям — Чики и Пики, Кеше, а также Мики и Тики (все ныне покойные).
Смотрит ночь, с небес не мигая,
Боже, — больно, как больно в пути —
Убежавшего попугая
Не могу почему-то найти.
Может, он сломал где-то ногу?!
Может, в яму какую упал?!
Может, он заблудился в дороге?!
Ну, а может, его съел шакал?!
Я бежал по лесистому склону,
За родным попугаем бежал.
И гремели сверчки похоронно
И лавины сползали со скал.
Попугай пресекал все стремнины,
Проплывал через воды ручья,
Углублялся в такие долины —
Где нога не ступала ничья.
Пели звёзды и прыгали жабы,
И скрывались в рассыпчатой мгле.
Попугай оказался не слабый —
Он державно шагал по земле.
И светила Луна, помогая,
Зашумел вдалеке тёмный гай —
И в гаю я искал попугая,
Но из гая ушёл попугай.
И, заслышав колёса трамвая, —
Я увидел, как падал трамвай…
Под трамваем, — уже умирая, —
Улыбнулся мне мой попугай.
26.10.2002.
* * *
Пустыня под ветром –
Законы пустынь.
Твой труп до рассвета
Не сможет остыть,
Твой труп до рассвета
Исчезнет, как труп –
Гиены по следу
Неспешно идут.
Романтика бега –
Тебе не уйти –
Тебе не уехать –
Тебе не дойти.
Гиенные пасти
За пару минут
На мелкие части
Тебя разорвут.
Подходят попарно
И с разных сторон –
Участники ранних
Твоих похорон.
Сахара под ветром –
Закон – есть – Закон –
Тебе не избегнуть
Твоих похорон.
Тебе не избегнуть,
Тебе не уйти…
Лишь жуткое эхо
Проводит в пути…
26.10.2002.
Решил небольшую заметку написать к тридцатилетию экспедиции за акульими зубами, но что-то отвлёкся на поэзию. Хотя формат эссе, в котором написана данная работа предполагает свободное развитие темы. Но всё равно – пора заканчивать:).
Сергей Аксёненко
29.03.2019.