1.42. Повторение закона
Эта глава основана на Книге Второзаконие 4-6 и 28 гл.
Господь объявил Моисею о приближении того времени, когда народ Израильский войдет в Ханаан и овладеет им, и престарелый пророк, стоя на холме и вглядываясь в Иордан и обетованную землю, с величайшим интересом смотрел на наследие своего народа. Может быть, приговор за совершенный им в Кадесе грех будет отменен? Он искренне умолял Бога: "Владыка Господи, Ты начал показывать рабу Твоему величие Твое и крепкую руку Твою; ибо какой бог есть на небе, или на земле, который мог бы делать такие дела, как Твои, и с могуществом таким, как Твое? Дай мне перейти и увидеть ту добрую землю, которая за Иорданом, и ту прекрасную гору и Ливан".
На эту молитву он получил ответ: "Полно тебе, впредь не говори Мне более об этом; взойди на вершину Фасги, и взгляни глазами твоими к морю, и к северу, и к югу, и к востоку, и посмотри глазами твоими; потому что ты не перейдешь за Иордан сей" (Втор. 3:24-27).
Моисей безропотно повиновался решению Божьему. Теперь Израиль был главным предметом его волнений и тревог. Кто еще так сердечно будет заботиться о его благополучии, как он? И с сердцем, исполненным тоски и тревоги, он начал молиться: "Да поставит Господь, Бог духов всякой плоти, над обществом сим человека, который выходил бы пред ними и который входил бы пред ними, который выводил бы их и который приводил бы их, чтобы не осталось общество Господне, как овцы, у которых нет пастыря" (Чис. 27:16, 17).
Господь услышал молитву Своего раба и сказал ему: "Возьми себе Иисуса, сына Навина, человека, в котором есть Дух, и возложи на него руку твою, и поставь его пред Елеазаром священником и пред всем обществом, и дай ему наставление пред глазами их, и дай ему от славы твоей, чтобы слушало его все общество сынов Израилевых" (Чис. 27:18-20). Иисус Навин давно помогал Моисею и, будучи мудрым, способным и преданным мужем, должен был стать его преемником.
Через возложение рук Моисеем на Иисуса Навина тот был торжественно посвящен на великую работу и провозглашен вождем Израиля. Его также допустили к участию в управлении. По поводу Иисуса Навина Господь указал Моисею передать всему собранию следующее: "И будет он обращаться к Елеазару священнику, и спрашивать его о решении, посредством урима пред Господом; и по его слову должны выходить, и по его слову должны входить он и все сыны Израилевы с ним, и все общество" (Чис. 27:21).
Моисею, прежде чем он сложит с себя ответственность как вождь Израиля, было велено повторить перед всем народом историю его освобождения из Египта, странствования в пустыне, а также вторично изложить закон, провозглашенный на Синае. Когда этот закон был дан, лишь немногие из нынешнего израильского общества были достаточно взрослыми, чтобы постичь великую торжественность того момента. Поскольку в недалеком будущем израильтянам предстояло перейти Иордан и овладеть обетованной землей. Бог желал снова изложить им требования Своего закона и особое внимание обратить на то, что послушание явится залогом их благополучия.
Моисей предстал пред народом, чтобы произнести последние слова предостережения. Его лицо сияло, освещенное святым светом. Хотя волосы его стали белы, как снег, тело его сохранило стройность и на лице лежала печать неувядаемого здоровья, а глаза были чистыми и ясными. Наступил важный момент, и с глубочайшим чувством Моисей описал любовь и милосердие их Всемогущего Покровителя.
"Ибо спроси у времен прежних, бывших прежде тебя, с того дня, в который сотворил Бог человека на земле, и от края неба до края неба: бывало ли что-нибудь такое, как сие великое дело, или слыхано ли подобное сему? Слышал ли какой народ глас Бога, говорящего из среды огня, и остался жив, как слышал ты? Или покушался ли какой Бог пойти, взять себе народ из среды другого народа казнями, знамениями и чудесами, и войною, и рукою крепкою, и мышцею высокою, и великими ужасами, как сделал для вас Господь, Бог ваш, в Египте пред глазами твоими? Тебе дано видеть это, чтобы ты знал, что только Господь есть Бог, и нет еще кроме Его".
"Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас; ибо вы малочисленное всех народов; но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим, вывел вас Господь рукою крепкою, и освободил тебя из дома рабства, из руки фараона, царя Египетского. Итак знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, который хранит завет Свой и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов" (Втор. 7:7-9).
Раньше Израильский народ с готовностью считал Моисея виновником всех своих трудностей, но теперь подозрения, что он руководствовался гордыней, тщеславием или эгоизмом, рассеялись, и люди доверчиво вслушивались в его слова. Моисей очень ясно объяснил их ошибки и беззакония их отцов. Они часто были нетерпеливы и роптали, что вынуждены длительное время скитаться в пустыне, но Господь не виновен в этом. Он больше их был огорчен, что не мог сразу ввести их в обетованную землю и тем самым показать всем людям Свое могущество в избавлении Своего народа. Они были не готовы войти в Ханаан из-за своего недоверия Богу, гордыни и неверия. Такими, какими они были, они ни в коем случае не могли представлять народ, у которого Бог есть Господь, ибо не имели присущих Богу чистоты, милости и доброты. Если бы их отцы с верой следовали всем указаниям Божьим и исполняли Его повеления, они давно бы уже обосновались в Ханаане и жили там как святой, процветающий и счастливый народ. Бог оказался обесчещен тем, что они не вошли в обетованную землю сразу, и Его слава в глазах всех окружающих народов была омрачена.
Моисей, понимавший суть и значение Закона Божьего, заверил собрание, что никакой другой народ не имеет столь мудрых, справедливых и милосердных заповедей, какие были даны евреям. "Вот, - сказал он, - я научил вас постановлениям и законам, как повелел мне Господь, Бог мой, дабы вы так поступали в той земле, в которую вы вступаете, чтоб овладеть ею. Итак храните и исполняйте их; ибо в этом мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав о всех сих постановлениях, скажут: только этот великий народ есть народ мудрый и разумный".
Моисей напомнил народу тот день, когда он стоял пред Господом Богом своим при Хориве. И, обращаясь к израильским ополчениям, он сказал: "Ибо есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его? И есть ли какой великий народ, у которого были бы такие справедливые постановления и законы, как весь закон сей, который я предлагаю вам сегодня?" Эти вопросы и сегодня можно задать современному Израилю. Законы, данные Богом древнему Израилю, во много раз мудрее, лучше и гуманней законов самых цивилизованных народов земли. Законы человеческого общества носят следы слабости, пристрастий и несовершенства необновленного человеческого сердца, а Божьи Законы заверены Божественной печатью.
"А вас взял Господь и вывел вас из печи железной, из Египта, - сказал Моисей, - дабы вы были народом Его удела". Какими прекрасными словами описал он землю, в которую им предстояло вскоре войти и которая, при условии их повиновения, должна была стать их землей, и как болезненно должны были эти слова отозваться в сердцах израильтян, когда они вспоминали, что из-за их греха он не разделит наследия своего народа:
"Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую", которая "не такова, как земля Египетская, из которой вышли вы, где ты, посеяв семя твое, поливал ее при помощи ног твоих, как масличный сад. Но земля, в которую вы переходите, чтоб овладеть ею, есть земля с горами и долинами, и от дождя небесного напояется водою"; "в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка, в землю, в которой камни - железо, и из гор которой будешь высекать медь". "Земля, о которой Господь, Бог твой, печется; очи Господа, Бога твоего, непрестанно на ней, от начала года и до конца года" (Втор. 8:7-9; 11:10-12).
"Когда же введет тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которых ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться: тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа". "Берегитесь, чтобы не забыть вам завета Господа, Бога вашего... Ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий. Бог ревнитель" (Втор. 6:10-12; 4:23-24).
Повторив закон перед всем народом, Моисей завершил работу над записью всех законов, установлении, заповедей, которые он получил от Бога, а также всех предписаний по поводу системы жертвоприношений. Книга, содержащая все эти записи, была передана соответствующим лицам и положена для хранения в ковчег. Но великий вождь все еще беспокоился, что народ может удалиться от Бога. В величественных и трогательных словах изложил он им условия благословения и проклятия.
"Если ты... будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня... Благословен ты в городе, и благословен на поле. Благословен плод чрева твоего, и плод земли твоей, и плод скота твоего... Благословенны житницы твои и кладовые твои. Благословен ты при входе твоем, и благословен ты при выходе твоем. Поразит пред тобою Господь врагов твоих, восстающих на тебя... Пошлет Господь тебе благословение в житницах твоих и во всяком деле рук твоих" (Втор.28:1-8).
"Если же не будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня: то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя". "И будешь ужасом, притчею и посмешищем у всех народов, к которым отведет тебя Господь". "И рассеет тебя Господь по всем народам, от края земли до края земли, и будешь там служить иным богам, которых не знал ни ты, ни отцы твои, дереву и камням. Но и между этими народами не успокоишься, и не будет места покоя для ноги твоей, и Господь даст тебе там трепещущее сердце, истаивание очей и изнывание души. Жизнь твоя будет висеть пред тобою, и будешь трепетать ночью и днем, и не будешь уверен в жизни твоей. От трепета сердца твоего, которым ты будешь объят, и от того, что ты будешь видеть глазами твоими, утром ты скажешь: "о, если бы пришел вечер!" а вечером скажешь: "о, если бы наступило утро!""
Объятый пророческим духом, глядя в глубь веков, Моисей нарисовал ужасные картины окончательного падения Израиля как нации и разрушения Иерусалима римскими войсками: "Пошлет на тебя Господь народ издалека, от края земли; как орел, налетит народ, которого языка ты не разумеешь. Народ наглый, который не уважит старца и не пощадит юноши".
За целые столетия вперед он живо описал полнейшее опустошение страны и те ужасные страдания, которые Израилю придется перенести во время осады Иерусалима Титом: "И будет он есть плод скота твоего и плод земли твоей, доколе не разорит тебя... И будет теснить тебя во всех жилищах твоих, доколе во всей земле твоей не разрушит высоких и крепких стен твоих... И ты будешь есть плод чрева твоего, плоть сынов твоих и дочерей твоих, которых Господь, Бог твой, дал тебе, в осаде и в стеснении, в котором стеснит тебя враг твой". "Женщина, жившая у тебя в неге и роскоши, которая никогда ноги своей не ставила на землю по причине роскоши и изнеженности, будет безжалостным оком смотреть на мужа недра своего, и на сына своего, и на дочь свою, и не даст им последа, выходящего из среды ног ее, и детей, которых она родит; потому что она, при недостатке во всем, тайно будет есть их, в осаде и стеснении, в котором стеснит тебя враг твой в жилищах твоих".
Моисей завершил свою речь такими впечатляющими словами: "Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову, дать им" (Втор. 30:19,20).
Для того чтобы эти истины никогда не изгладились из сознания народа, Моисей переложил их в слова священной песни, которая была не только исторической, но и пророческой. Кроме повествования о чудесном обращении Бога с Его народом в прошлом, в ней предсказывались и великие события будущего, заключительные победы праведников, когда Христос придет снова, в славе и силе. Народу было велено выучить наизусть слова этой исторической песни, научить ей своих детей и передавать ее из рода в род. Ее следовало петь всем вместе, собираясь на служение и во время повседневных занятий. Долг каждого отца и матери заключался в том, чтобы навсегда запечатлеть в восприимчивом детском уме слова этой песни.
Так как израильтянам следовало быть хранителями и почитателями Закона Божьего, то значение Его предписаний и важность повиновения Ему должны были особо запечатлеться в них, в их детях, и так из поколения в поколение. Господь повелел насчет Своих постановлений: "И внушай их детям твоим и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась и вставая... и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих".
Когда в будущем дети спросят их: "Что значат сии уставы, постановления и законы, которые заповедал вам Господь, Бог ваш?" - тогда родители должны рассказать им историю о милостивом обращении Бога с ними, то, как Господь совершил их освобождение, чтобы они могли соблюдать Его закон. Они должны сказать детям: "Заповедал нам Господь исполнять все постановления сии, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего, дабы хорошо было нам во все дни, дабы сохранить нашу жизнь, как и теперь. И в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа, Бога нашего, как Он заповедал нам".