ЛИЦО ДУШИ (О книге стихов Ирины Кабачковой "Про меня и пр...
СЕРГЕЙ НОСОВ
ЛИЦО ДУШИ
О КНИГЕ СТИХОВ ИРИНЫ КАБАЧКОВОЙ
«ПРО МЕНЯ И ПРО ТЕБЯ»
Ирина Кабачкова создает поэзию самого сложного рода, охватывающую всю духовную жизнь человека в ее несомненной сложности и сокровенности, поэзию где в фокусе - личностное «я» поэта и его живая душа.
Автор поэтической книги «Про меня и про тебя» стремится во что бы то ни стало изобразить и как бы «выговорить в стихах» всю душу своего лирического героя (образ которого по всем «приметам» слит с образом самого автора) во всей ее многоликости, со всей палитрой наполняющий ее чувств, переживаний и впечатлений и сокровенных тайн.
А это - всегда трудновыполнимая в настоящей поэзии задача.
Создавать поэзию тематическую и «предметную» - обычно много проще для любого автора.
И писать тогда - только о городе например. Или только о своих странствиях по миру. Или только о любви.
Или наконец создавать сугубо философическую поэзию, полную глубокомысленных философских рассуждений и изречений…
Все это - много проще, чем убедительно и ярко нарисовать в поэзии живой образ своей души (или души своего лирического героя если быть точным в выражениях).
Но Ирина Кабачкова справляется с этой сложнейшей поэтической задачей и справляется - замечательно.
Лирическая и исповедальная, поэзия Ирины Кабачковой вместе с тем часто выглядит фантастический и подчеркнуто сюрреалистической. Как эти например завораживающие и ошеломляющие одновременно яркие строки:
«У моего дома нахмурены брови,
Римский нос, в усах висит трубка.
Форточка , скрипя, водосток кроет.
В доме много высохших цветов, кукол…»
С поэтическим словом Ирина Кабачкова обращается и своеобычно и замечательно свободно, с блистательной виртуозностью.
Это бесспорно украшает книгу стихов «ПРО МЕНЯ И ПРО ТЕБЯ» как украсило бы и книгу любого подлинного поэта.
Творчество Ирины Кабачковой продолжает традиции трагической и высокодуховной русской лирики - традиции Тютчева, Иннокентия Анненского, Блока. И продолжает их - блестяще.
Это не преувеличение.
Такие поэтические строки Ирины Кабачковой как те что мы сейчас в заключении приведем - врезаются в сознание и память сразу и надолго. Они достойны классики.
«У Моцарта кончается свеча
И Черный Человек был накануне.
Я съеживаюсь: холодно в июне
Как в феврале. Мне хочется кричать.»
Остается пожелать автору духовно глубокой, напряженной, как бы выплескивающей в мир море живых, ярких и сокровенных чувств книги стихов «ПРО МЕНЯ И ПРО ТЕБЯ» долгого и светлого пути в нашей литературе и настоящего признания благодарных читателей, которое несомненно не заставит себя ждать.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1959 году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «Антологию русского верлибра», «Антологию русского лиризма», печатал стихи в «Дне поэзии России» и «Дне поэзии Ленинграда» журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «Новом журнале», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «Перископ», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «Сибирские огни», «АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ», « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СОВРЕМЕНАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА», «МУЗА», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ», «РОДНАЯ КУБАНЬ», «НИЖНИЙ НОВГОРОД» и др., в изданиях «Антология Евразии», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО, «Под часами», «Менестрель», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ», ««ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД), « ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборнике «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), сборнике «МОТОРЫ» ( К 125-летию Владимира Маяковского) и в целом ряде других литературных изданий. В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий – премии «Поэт года», «Наследие» и др. Является автором более 10 тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии. Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.