Поколение с мордой собаки
Америка окончательно запуталась. Наряду с шоком, болью, страхом и беспомощностью из-за массового убийства в Лас-Вегасе, которого американская нация не знала на протяжении всей своей истории, не ясно, на кого направить пылающий гнев.Ведь убийца не принадлежал ни к какой террористической организации, против которой можно всем объединиться и потребовать от властей уничтожить этот источник бессердечной жестокости. Убийца – из тех, кто желает нам доброго утра на стоянке, с кем мы встречаемся в супермаркете, кто сидит рядом с нами на родительском собрании…
Стивен Паддок, хладнокровно убивший 58 человек и ранивший свыше 500, был обычным американским гражданином: 64-летний бухгалтер-пенсионер, белый, женат, судимостей не имел. Сделал состояние на недвижимости, владел 2 одномоторными самолетами. По сути, Паддоком в США мог быть кто угодно.
Главный вопрос, который волнует сегодня сыщиков: каков был мотив Паддока? По словам его брата, Паддок никогда не страдал психическими заболеваниями, не становился жертвой в какой-либо житейской истории. Правда, поскольку его отец был грабителем банков, многие поспешили объявить Паддока психопатом, но это заявление предназначено в основном для нашего успокоения. Ведь если Паддок просто отщепенец, сумасшедший, действовавший вопреки нашим священным ценностям – что, кстати, не исключается – то с нами все в порядке. Но давайте все же посмотрим в зеркало – в каком обществе появился психопат, спокойно расстрелявший десятки людей, словно уток в тире.
Поколение с мордой собаки
В американском обществе образца 2017 года палец удобно располагается на спусковом крючке. Достаточно бегло просмотреть новостную ленту, чтобы увидеть, что в Америке смертоносные инциденты с многочисленными жертвами далеко не единичны. 2016 г. — стрельба в гей-клубе в Орландо, в результате которой погибло 49 человек. 2015 г. – убийство 16 человек в центре для людей с ограниченными возможностями в Сан-Бернардио. 2012 год — резня в школе «Сэнди Хук» в Ньютауне, в ходе которой погибло 27 человек, в том числе 20 детей. 2007 год — массовое убийство в Виргинском политехническом институте в Блэксберге, жертвами стали 32 студента и преподавателя.
Все это – лишь перечисление массовых убийств за последние годы. А сколько их было всего? Погуглите, если интересно. И все трагедии повторяются по одному сценарию: человек стреляет без разбору в каждого, кто попадается на его пути.
Что же превращает человека в злобного, безжалостного монстра? Давайте посмотрим.
Насилие
Статистика уже давно предупреждает, что по американскому телевидению транслируется 812 актов насилия в час. В процессе достижения 18 лет средний американец успевает увидеть более 200 000 сцен насилия, в том числе 16 тысяч убийств (!). Это означает, что он видит по 2 убийства в день, начиная с младенческого возраста, если предположить, что в этом возрасте он вообще что-нибудь видит. Порнографическому насилию дети начинают подвергаться в среднем с 11 лет.Но если кому-то кажется, что сцены насилия не оказывают на него никакого влияния, ему стоит послушать психологов. А они говорят, что в наше время порог восприимчивости к насилию снижается с каждым днем. И сегодня мы более равнодушны к видео или тексту, которые еще вчера нас шокировали. И этот темп растет как снежный ком.
Наша нечувствительность заставляет Голливуд и СМИ производить все более отвратительный контент. Ведь надо же до нас хоть как-то достучаться. А мы в свою очередь становимся зависимыми от этого контента, потому что только он вызывает у нас эмоции. Так постепенно наши культурные и общественные ценности снижаются до нулевого уровня.
Доступность оружия
По статистике почти у каждого американского гражданина есть оружие. Из него ежедневно убивают примерно 100 человек. С 1968 г. в результате применения огнестрельного оружия погибло 1,5 миллиона американцев. Легкость, с которой вы можете приобрести оружие, абсолютно недопустима (или наоборот, абсолютно приемлема — зависит от того, кого вы спрашиваете).
Кстати, в штате Невада, где находится Лас-Вегас, для приобретения оружия не требуется никакого разрешения. Вы можете свободно купить не только пистолет или ружье, но и автомат и носить его, даже не зарегистрировав.
Социальный разрыв
Нет сомнений, что поляризация общества способствует вспышкам насилия. Социальная пропасть — благодатная почва для ненависти, которая не перестает бурлить в глубине американского общества, время от времени прорываясь наружу в виде кровавых драм. Наподобие той, которая произошла в Лас-Вегасе.
Ненависть в США имеет глубокие корни. В то время как потрясенная ужасным событием американская нация оплакивает своих сыновей, некоторые пляшут на крови.
«Я не испытываю симпатии к убитым, потому что любители кантри-музыки в основном являются республиканцами со стволами», — написала в Фейсбуке Хейли Гефтман-Голд, вице-президент CBS и старший юрисконсульт компании. Она была немедленно уволена, но ненависть и раскол при этом все равно остались, и скоро они не исчезнут.Потенциал новой вспышки насилия в такой взрывоопасной среде огромен. И это способно повлиять даже на абсолютно нормативного человека. Когда со всех сторон ты видишь насилие и жестокость, все, что требуется для воспламенения сухой травы, это спичка ненависти.
А естественный горючий материал в каждом человеке существует в избытке. Это его эгоизм. И когда он воспламеняется, он отключает человека от здравого смысла, заставляя делать сумасшедшие вещи.
В таком вот обществе и существовал обычный гражданин, в одночасье ставший самым кровавым убийцей в истории США.
Как искоренить паддоков
Много веков назад еврейские мудрецы сказали о нашем времени: «лицо поколения будет подобно морде собаки» (Санхедрин, 97а). И они же сказали, что как раз тогда и можно будет начать менять общество к лучшему.
Но как нам остановить следующего паддока, свободно гуляющего среди нас, если никто не знает, когда в нем произойдет вспышка эгоизма? На этот вопрос неплохо ответил Трамп в обращении к нации:
«В трагические и страшные моменты Америка объединяется — так было всегда. Мы взываем к тем связям, которые нас объединяют, — к нашей вере, нашей семье, нашим общим ценностям. Мы взываем к узам гражданственности и общественным связям, к ощущению нашей общей принадлежности к человечеству.
Наше единство не может быть разрушено злом, наши узы не могут быть нарушены насилием. И хотя мы чувствуем сильный гнев из-за бессмысленного убийства наших сограждан, любовь является нашим определяющим чувством сегодня и будет являться им всегда».
Трамп прав, говоря, что единство — это решение. Но как мы можем укрепить наши связи, чтобы их не разрушило насилие? Что мы должны сделать, чтобы любовь между нами существовала всегда? Как сделать так, чтобы единство было сильнее зла?
Потенциал зла существует в каждом из нас. Наш эгоизм укоренен в нас и мотивирует нас к действию на протяжении всей жизни. Но то, каким образом мы будем этим эгоизмом пользоваться, зависит от окружающей нас среды.
Здоровая среда может окутать нас любовью, наполнить положительным содержанием, дать позитивные примеры, привив нам такие ценности, которые важны для блага общества. Хорошее окружение может обратить ненависть в любовь, раскол — в связь, зло — в благо.Ведь мы существа социальные, и влияние окружающей среды является для нас определяющим. Давайте же позаботимся о себе – создадим такой социальный климат, в котором главной будет ценность человеческих отношений. И будем поддерживать этот климат с такой же тщательностью, с которой мы заботимся о среде для наших детей.
Для начала нужно начать говорить об этом. Везде: в СМИ, в социальных сетях, с друзьями и дома, с коллегами по работе и на встречах выпускников. Необходимо, чтобы каждый понял – его собственное благополучие, благополучие его семьи зависит от тех взаимоотношений, которые считаются нормой в обществе.
А следующим шагом явится создание образовательных программ, для детей и взрослых, с помощью которых в сознание каждого будет внедрена простая мысль: хорошо для меня то, что хорошо для общества. Тогда и паддоки больше не появятся.
Борис Михлин
http://www.opentv.tv/pokolenie-s-mordoj-sobaki/